"Эксперименты - это интересно!"


Предварительный просмотр:

Картотека

«Опытно–исследовательская деятельность»

(старшая группа)

«Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.   

                                                  

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают

«Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.     

 

                                         

«Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять  кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

«Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»?  Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.     

                                        

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.   

                                                     

«Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.   

                                                        

«Буря»

Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.   

 

                                                   

«Рассматривание песка через лупу»

Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам. 

                       

«Песчаный конус»

Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

«Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются. 

                                            

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы. 

                                           

«Вода и снег»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним. 

                                               

«Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.                                                     

«Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

«Замерзание воды»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.   

                                            

«Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять  кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.                                           

«Уличные тени»

Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее. 

   

                                           

«Измерение размеров изображения с помощью

различных линз»

Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.         

                                    

«Веселые кораблики»

(плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические  пластины, бумажные кораблики).  Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.



Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по интеллектуальному направлению  развития воспитанников № 24 «Кораблик»

Конспект открытого

опытно-экспериментального занятия

в старшей группе

«Лаборатория чудес»

по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности.  В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

Обучающая:

формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

учить детей осознанно относиться к своему питанию.

Развивающая:

обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

развивать разговорную речь детей.

Воспитательная:

воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе.

Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Оборудование:

белые листы бумаги, где дети будут писать письма;

кисточки для написания писем;

пластиковые стаканчики,

блюдца,

лимонная кислота,

сода,

ватные палочки,

молоко,

вода,

гуашь,

жидкое мыло,

цветы из бумаги

пищевые красители;

мультимедийное оборудование,

презентация по теме занятия

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте ребята, какие вы дружные, проходите.

Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, сегодня я пришла к вам в гости, но мы же друг друга не знаем? Поэтому предлагаю вам познакомиться с помощью пирамидки из рук.

Меня зовут Олеся Владимировна, а тебя...............

-А вы знаете, что вы не просто поздоровались, а вы подарили частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте!», «Здоровья желаем!»

Недаром русская пословица гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь!»

-Ребята, а какого человека вы считаете здоровым?

(того, кто не болеет и занимается спортом, правильно питается)

Я подарю вам один из секретов здоровья. Это полезный чудодейственный напиток. А вот как он называется, вы догадаетесь сами если отгадаете загадку:

 От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.( молоко)

- Молодцы, ребята,  загадку отгадали правильно.

  Я вам расскажу о пользе молока для нашего организма.

Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.

Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 2) 

С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 3)

- Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)

- А, еще кто? (Козы…)

- На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 4)

В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке.(Слайд 5)

 Да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 6).

Молоко очень полезное. В нём есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.

Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

        Дай молока, Буренушка,                        Показывают, как доят корову.

        Хоть капельку — на донышке.

        Ждут меня котятки.                                Делают «мордочки» из пальчиков.

        Малые ребятки.

        Дай им сливок ложечку,                  Загибают   по   одному  пальчику

                                                                                 на

        Творогу немножечко,                        руках, начиная с мизинцев, на

                                                                             каждое

        Масла, простоквашки,                        название молочного продукта.

        Молока для кашки.                                Снова «доят».

        Всем дает здоровье

        Молоко коровье.

Опыты. Эксперименты.

- В лабораторию чудес приглашаю я вас всех! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!

А что такое лаборатория?  (Лаборатория – это такое помещение, где проводят различные опыты, эксперименты, рассматривают предметы.)

Кто работает в лаборатории? (лаборанты)

В лаборатории всегда тихо и чисто. Лаборанты работают в белых халатах и шапочках.

Я предлагаю вам одеть форму и пройти на рабочие места.

ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.

- С помощью чего мы пишем письма? (Ручки, карандаша, бумаги...)

- Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)

- Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?

- Хотите научиться?

- Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)

- Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки,  кисточки и с помощью молока напишите своё послание в виде рисунка.  Я хочу нарисовать улыбку и отправить её своим друзьям.

- Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.

ОПЫТ 2.  «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

- Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)

- Почему так говорят?

-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

-Как вы думаете, что нам может понадобиться для этого опыта?

- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)

ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.

ОПЫТ 3  « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

Вот такого волшебства

Не видали никогда,

- Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)

- Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)

-Как вы думаете, на чём мы с вами сегодня будем рисовать?

- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет)

- Хотите попробовать?

На столах стоит молоко в тарелках. Что же нам надо в него добавить? ( разноцветную краску)

- Возьмите ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока .

А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от волшебной ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Настоящий салют в тарелке! Какая красота!

Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке.

ОПЫТ 4

- Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?

- Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)

- Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)

ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ НАГРЕВАНИИ утюгом МОЛОЧНЫХ РИСУНКОВ НА БУМАГЕ, БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В МОЛОКЕ, СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.

ОПЫТ 5  « ЦВЕТОК РАСЦВЁЛ»

Цветы не простые, а волшебные. Вам приходилось наблюдать, как они распускаются?

Давайте опустим в молоко бумажные цветы.

ВЫВОД: Это происходит потому, что волокна бумаги намокают, становятся постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. 

Посмотрите какая красивая и яркая получилась цветочная поляна.

Нам пора возвращать обратно, лаборатория чудес закрывается.

Рефлексия.

-Кому понравились сегодняшние опыты и эксперименты?

-О каком продукте мы сегодня говорили?

- Какой вывод о нем вы можете сделать?

Пейте дети молоко - будете здоровы!

Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории. Теперь вы много знаете о молоке , его свойствах и этими знаниями можете поделиться со своими друзьями. В память о нашей встрече я приготовила для вас сюрприз "Волшебную коробочку молока."


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Слайд 2

Тема: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Слайд 3

Цели: * Дать участникам мастер-класса практические знания, об опытно-экспериментальной деятельности и возможности применения их на практике. * Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития творческого потенциала. * Распространение педагогического опыта.

Слайд 4

нн УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ У МЕНИЯ РАССУЖДАТЬ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Экспериментирование

Слайд 5

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ С АБСТРАКТНЫМИ ОБЪЕКТАМИ Отношения Представления Слово Живая природа Неживая природа Рукотворный мир

Слайд 9

Окрашивание соли красками



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по интеллектуальному направлению развития воспитанников № 24 «Кораблик» г. Юрги»

Мастер -  класс

для воспитателей

«Пластилиновая живопись из шприца»

Разные виды пластилиновой живописи существуют и применяются в работах с дошкольниками. Сегодня я хочу поделиться мастер-классом "Пластилиновая живопись из шприца" - этот вид живописи используется крайне редко в работе в детских садах, так как очень кропотливый труд и требует индивидуальной работы с ребенком или в малочисленных подгруппах.

Назначение: В этой технике можно сделать открытки, картины для любого праздника, украшения для интерьера.
Цель: Познакомить педагогов нетрадиционной техникой изодеятельности - пластилинографией.
Задачи мастер - класса:
- освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;
- обучение участников мастер - класса технике "пластилинографии";
- развивать интерес к нетрадиционным способом изображения предметов на бумаге и широкому применению в детском саду. 
Мастер-класс «Пластилиновая живопись из шприца»

Вам понадобятся:

1. Пластилин

2. Картон или альбомные листы с контуром рисунка

3. Емкость с горячей водой

4. Медицинский шприц без иглы

Ход работы:https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475318495.jpg

1. Нам надо первым делом сделать жгутики, которыми мы будем выкладывать рисунок. Для этого вытащим поршень из цилиндра шприца и кусочек пластилина отправляем в шприц, вставим поршень на свое место и немного прижмем пластилин.

2. Теперь шприц с пластилином помещаем в емкость с горячей водой на несколько минут, горизонтально, чтобы размягчить пластилин.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475318752.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475318991.jpg

3. Извлекаем шприц из воды, надавливаем на него и получаем аккуратные жгутики нужной длины.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319113.jpg

4. Теперь к работе приступают дети. Берем картон с нанесенным контуром и начинаем выкладывать картинку.

   https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319335.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319370.jpg

Техникой живописи пластилином из шприца можно создавать целые картины,особенно если перед вами чистый лист без контура. Фантазируйте и творите!

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319311.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319398.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319528.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319507.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319589.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-318442-1475319561.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по интеллектуальному направлению  развития воспитанников № 24 «Кораблик»г.Юрги"

Конспект

основной образовательной деятельности по

познавательному развитию

по теме: «Как спасти планету Земля?»

                                                           

г.Юрга, 2023 г.

Тема: «Как спасти планету Земля?».

        

Цель: формирование представлений у детей о вреде жизнедеятельности человека для природы и способах предотвращения загрязнения окружающей среды.

Задачи:

образовательные:

- сформировать элементарные представления об источниках загрязнения природы и некоторых правилах экологической безопасности;

- учить детей опытным путем выявлять свойства различных материалов;

- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

развивающие:

-  развивать умение видеть экологическую проблему;

- расширять, пополнять, уточнять знания детей о загрязнении природы, о значении человека в охране окружающей среды на основе конкретных примеров;

-  развивать у детей память, внимание, расширять кругозор, словарный запас.

воспитательные:

-  воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

- воспитывать понимание того, что от каждого из нас зависит чистота нашей Планеты, мотивировать к раздельному сбору мусора.

Ожидаемый результат: дети будут иметь представления о вреде жизнедеятельности человека для природы, о способах предотвращения загрязнения окружающей среды.

Ход деятельности:

Мотивационно – побудительный этап.

Воспитатель: Ребята, я вчера смотрела телевизионную передачу и очень расстроилась. Знаете, почему? Сообщили, что наш город Юрга стал одним из самых грязных городов России. В нашем городе Юрга  ввели режим «черного неба».  А что значит режим «черного неба?»

(ответы детей)

Воспитатель: Так называется явление, при котором загрязняющие вещества накапливаются в воздухе. А еще на поверхности нашей реки Томь в районе моста заметили нефтяные пятна. Диктор неоднократно говорил: «Окружающей среде нанесён большой вред. Окружающая среда в опасности». Ребята, а как вы думаете, что такое окружающая среда? 

 (ответы детей)

Воспитатель: Значит, окружающая среда – это всё, что находится вокруг нас: деревья, леса, водоёмы, поля, дома, в которых мы живём. Как ни печально об этом говорить, но ученые – экологи бьют тревогу: «Наша планета Земля в опасности».

Слышится стук сердца на экране появляется Земля в грязных пятнах.

Земля: Добрые дети! Я Земля! Услышьте меня! Я в беде! Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц. Очистить воздух от дыма и гари. Моря и реки от загрязнения нефтепродуктами. Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек. У вас еще есть время, чтобы спасти меня и самих себя! Только вы можете это сделать.

Воспитатель: Связь с Землей прервалась. Неужели все, что есть на земле, может погибнуть? Земля не успела сказать нам, как ей помочь. Значит мы сами должны найти путь к ее спасению. Как мы можем спасти Землю?

(ответы детей)

Решают, что надо очистить воздух от дыма и гари, реки и моря от нефтепродуктов, убрать мусор с планеты Земля.

Основной этап.

Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в экологов и пройти в нашу «Лабораторию Флорика», где мы узнаем, как можно очищать воздух и воду, и посмотрим какой мусор не растворяется в почве и загрязняет ее.

Дети подходят к столу, где стоят материалы для первого опыта.

Опыт №1 «Нефтяная пленка» (помочь детям увидеть насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды). Воспитатель и дети проводят опыт, в случае затруднения используют алгоритм.

Воспитатель: Нальём в контейнер воды – это и будет наша речка. Затем добавим немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку».

Предлагает детям очистить воду от масла, не сливая её через трубочку. Дать возможность придумать собственные способы очистки воды. Нужно показать детям, как можно это сделать: снять прищепку с трубочки и слить воду в подставленную банку. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

Воспитатель: А можно ли «слить» речку?

(ответы детей)

Воспитатель: Сколько понадобится времени и сил, чтобы очисть реку, ведь она во много раз больше нашего контейнера? Что произойдет с обитателями морей и рек?

(ответы детей)

Воспитатель: Для того, чтобы очистить воду от масла, пришлось долго её собирать разными способами. Воду слили, но речку или море так слить нельзя. Они очень большие и понадобится много времени, а рыбы и другие живые организмы долго без воды находиться не могут. Поэтому разливы нефти представляют серьёзную опасность для нашей планеты.

Дети подходят к столу, где стоят материалы для второго опыта.

Опыт № 2 «Загрязнение воздуха» (продемонстрировать способы загрязнения воздуха). Воспитатель и дети проводят опыт, в случае затруднения используют алгоритм. Воспитатель зажигает свечу.

Воспитатель: Что вы видите, ребята? Может ли пламя загрязнить воздух? Ведь мы ничего не видим, кроме пламени.

(ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?  

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно копоть. Возьмите ватные палочки, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?

(ответы детей).

Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе дым оседает на наши дома и деревья, почву. Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, что будет с нашей Землей?

(ответы детей).

Воспитатель: Да, вы правы, Земля погибнет. Заводы и фабрики, которые сбрасывают в воздух ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.  Если мы будем загрязнять воздух, то вскоре не увидим ни солнышко, ни радугу. Вы хотите этого?

(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, но что же делать, ведь мы не можем прожить без заводов и фабрик?

(ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму тарелочку, на тарелочку положу фильтр (смоченную в воде марлю) и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

(ответы детей).

Решают, что на заводах и фабриках надо устанавливать фильтры, для очистки воздуха.

Дети подходят к столу, где стоят материалы для третьего опыта, возле стола рассыпан мусор: бумага, пластиковые крышки, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки.

Воспитатель: Ребята, что это? Кто раскидал мусор?  

(ответы детей).

Воспитатель: Люди стали производить очень много мусора, и повсюду на Земле стали расти мусорные горы. А что можно сделать с этим мусором?

(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я призываю вас сортировать мусор. А что значит сортировать?

(ответы детей).

Решают разделить мусор по контейнерам. Проводится игра «Сортировка мусора».

Воспитатель: Молодцы. Я вижу, вы умеете сортировать. А кто знает, зачем нужно сортировать мусор?

(ответы детей).

Воспитатель: Так его удобнее перерабатывать - из бумаги делать картон, из пластика делать гранулы, из которых делают новый пластик или специальные ткани.

Воспитатель: А куда везут несортированный мусор?

(ответы детей).

Везут за город и устраивают мусорные свалки.

Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегорает в земле? А как вы думаете, что дальше происходит с этим мусором и чем это опасно?

(ответы детей).

Решают провести эксперимент и посмотреть, какой мусор не растворяется в почве и загрязняет ее.

Опыт № 3 «Мусор в природе» (помочь детям увидеть, что некоторые материалы не разлагаются в земле и приносят вред). Воспитатель и дети проводят опыт, в случае затруднения используют алгоритм.

Воспитатель: Ребята, насыпайте землю в контейнеры и кладите туда мусор, который вы отсортировали.

Дети в один контейнер кладут бумагу, во второй крышку, в третий полиэтиленовый пакет, в четвертый жестяную банку.

Воспитатель: Пошел дождик и полил нашу землю.

Дети поливают из лейки землю.

Воспитатель: Что происходит?

(ответы детей).

Делают вывод, что бумага в почве растворяется, а крышка, полиэтиленовый пакет и жестяная банка нет. Решают, чтоб наша планета не погибла из-за мусора, каждый должен сортировать и перерабатывать мусор, не разбрасывать его. Опасные и вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают, для того чтобы мы спокойно могли собирать ягоды и пить чистую воду, дышать свежим воздухом.

Воспитатель: А если бумага растворяется в почве, ее можно раскидывать?

(ответы детей).

Решают, что бумагу надо собирать и сдавать.

Воспитатель: Я предлагаю вам поставить у нас в лаборатории 2 контейнера, в один контейнер собирать бумагу, а во второй собирать пластиковые предметы – бутылки, крышки от бутылок. Вы согласны?

(ответы детей)

Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ребята, что вы нового узнали? Какой эксперимент был сложнее всего?  Как будете вести себя, чтобы не засорять нашу планету Земля? Расскажите ли своим друзьям и близким, как надо беречь нашу планету?

(ответы детей)