Халина Ирина Семеновна

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем формальные операции. Переход от первого ко второму этапу относят как раз на 6-й год жизни. Внимание занимает важную роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием её продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами – познавательными, эмоциональными, волевыми. Основным достижением в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте является формирование нового вида внимания - произвольного. С его развитием нормально развивающие сверстники получают возможность сосредотачивать и переключать внимание, удерживать в сознании определенные предметы в течение некоторого времени при этом повышается цикл устойчивой работоспособности. Предлагаемая и апробированная нами система коррекционно-развивающих занятий по развитию и коррекции внимания у детей 6-7 лет в процессе подготовки к школе, на наш взгляд, является эффективной и доступной. Данная система работы с детьми включает 12 коррекционно-развивающих занятий. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Способствовать развитию свойств внимания. 2. Формировать слуховое и зрительное внимание. 3. Формировать способы организации внимания и элементы контроля. Структура занятий состоит из 3 основных частей: 1. Вводная часть: Приветствие, создание эмоционального настроя на занятии. 2. Основная часть • Развитие и коррекция зрительного внимания; • Развитие мелкой моторики; • Графические задания (корректурные пробы, работа с числовым рядом по методике Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М.); • Развитие и коррекция слухового внимания (аудиозаписи «Звуки природы»). 3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (совместное обсуждение с детьми результатов работы). Используемые методы и приемы: прием самоинструкции, прием контроля деятельности, сравнение, прием зрительно-моторной деятельности. Коррекционно-развивающая работа с детьми рассчитана на 2 месяца и проводится два раза в неделю. Форма организации занятий - подгрупповая. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Система коррекционно-развивающих занятий Тема Цель, задачи Наименования упражнений Занятие 1. - способствовать развитию свойств внимания (переключение, распределение, концентрация); - формировать слуховое и зрительное внимание; - формировать способы организации внимания и элементы контроля; - формировать элементы сотрудничества; -развивать мелкую моторику. 1. Приветствие. 2. «Найди пару» 3. «Фотографии». 4. Пальчиковая гимнастика «Замок». 5. Графические упражнения. 6. Релаксация. Занятие 2. - учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать формировать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля. 1.Приветствие. 2. «Найди ошибку». 3. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 4. Графические задания. 5. Релаксация. Занятие 3. - Воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать способности к переключению и распределению внимания; - учить детей зрительно сосредотачиваться на предметах; - продолжать развивать мелкую моторику. - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. 1.Приветствие. 2. «Хлопни в ладоши». 3. «Найди заплатку» 4. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Занятие 4. - продолжать помогать детям строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать формировать слуховое и зрительное внимание; - продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете; - продолжать развивать мелкую моторику. 1.Приветствие. 2. «Составь слово». 3. «Найди предметы» 4. Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Тема Цель, задачи Наименования упражнений Занятие 5. - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать развивать произвольное внимание, фонематический слух; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание. 1. Приветствие. 2. «Внимательные руки» 3. «Найди отличия». 4. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». 5. Графические упражнения. 6. Релаксация. Занятие 6. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать внимание, наблюдательность, учить сравнивать и анализировать; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание. 1. Приветствие. 2. «Найди пару». 3. «Маски». 4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Занятие 7. - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать развивать способность к переключению и распределению внимания; - продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; 1. Приветствие. 2. «Собери буквы». 3. «Чем похожи?» 4. Пальчиковая гимнастика «Мы учимся письму» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Занятие 8. - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать развивать внимание, наблюдательность; - способствовать развитию переключения и распределения внимания; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; 1. Приветствие. 2. «Найди пару». 3. «Подбери картинку» 4. Пальчиковая гимнастика «Братья-ленивцы» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Занятие 9. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать способность детей концентрировать внимание, сосредотачиваться на зрительной информации; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля; 1. Приветствие. 2. «Погода». 3. «Портрет» 4. Пальчиковая гимнастика «Прогулка» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Занятие 10. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать объем внимания и возможности его распределения; - развивать внимание, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; 1. Приветствие. 2. «Зашифрованные слова». 3. «4 стихии» 4. Пальчиковая гимнастика «Ладошки» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Занятие 11. - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать учить детей сосредотачивать внимание на зрительной информации; - способствовать развитию переключения и распределения внимания; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; 1. Приветствие. 2. «Что изменилось?». 3. «Подбери пару» 4. Пальчиковая гимнастика «Алые цветы» 5. Графические задания. 6. Релаксация. Занятие 12. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - способствовать развитию концентрации, переключения и распределения внимания; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять у детей способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие. 2. «На что похоже». 3. «Запомни фигуру» 4. Пальчиковая гимнастика «Пять малышей» 5. Графические задания. 6. Релаксация.

Добавить запись

Защита от спам-роботов