Главные вкладки
Халина Ирина Семеновна
Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем формальные операции. Переход от первого ко второму этапу относят как раз на 6-й год жизни.
Внимание занимает важную роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием её продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами – познавательными, эмоциональными, волевыми.
Основным достижением в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте является формирование нового вида внимания - произвольного. С его развитием нормально развивающие сверстники получают возможность сосредотачивать и переключать внимание, удерживать в сознании определенные предметы в течение некоторого времени при этом повышается цикл устойчивой работоспособности.
Предлагаемая и апробированная нами система коррекционно-развивающих занятий по развитию и коррекции внимания у детей 6-7 лет в процессе подготовки к школе, на наш взгляд, является эффективной и доступной.
Данная система работы с детьми включает 12 коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Способствовать развитию свойств внимания.
2. Формировать слуховое и зрительное внимание.
3. Формировать способы организации внимания и элементы контроля.
Структура занятий состоит из 3 основных частей:
1. Вводная часть: Приветствие, создание эмоционального настроя на занятии.
2. Основная часть
• Развитие и коррекция зрительного внимания;
• Развитие мелкой моторики;
• Графические задания (корректурные пробы, работа с числовым рядом по методике Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М.);
• Развитие и коррекция слухового внимания (аудиозаписи «Звуки природы»).
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (совместное обсуждение с детьми результатов работы).
Используемые методы и приемы: прием самоинструкции, прием контроля деятельности, сравнение, прием зрительно-моторной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми рассчитана на 2 месяца и проводится два раза в неделю. Форма организации занятий - подгрупповая. Продолжительность занятий составляет 30 минут.
Система коррекционно-развивающих занятий
Тема Цель, задачи Наименования упражнений
Занятие 1.
- способствовать развитию свойств внимания (переключение, распределение, концентрация);
- формировать слуховое и зрительное внимание;
- формировать способы организации внимания и элементы контроля;
- формировать элементы сотрудничества;
-развивать мелкую моторику.
1. Приветствие.
2. «Найди пару»
3. «Фотографии».
4. Пальчиковая гимнастика «Замок».
5. Графические упражнения.
6. Релаксация.
Занятие 2.
- учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
- продолжать формировать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля.
1.Приветствие.
2. «Найди ошибку».
3. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
4. Графические задания.
5. Релаксация.
Занятие 3.
- Воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;
- продолжать развивать способности к переключению и распределению внимания;
- учить детей зрительно сосредотачиваться на предметах;
- продолжать развивать мелкую моторику.
- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля.
1.Приветствие.
2. «Хлопни в ладоши».
3. «Найди заплатку»
4. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Занятие 4.
- продолжать помогать детям строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
- продолжать формировать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете;
- продолжать развивать мелкую моторику.
1.Приветствие.
2. «Составь слово».
3. «Найди предметы»
4. Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Тема Цель, задачи Наименования упражнений
Занятие 5.
- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
- продолжать развивать произвольное внимание, фонематический слух;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;
- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание.
1. Приветствие.
2. «Внимательные руки»
3. «Найди отличия».
4. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».
5. Графические упражнения.
6. Релаксация.
Занятие 6.
- продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;
- продолжать развивать внимание, наблюдательность, учить сравнивать и анализировать;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;
- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание.
1. Приветствие.
2. «Найди пару».
3. «Маски».
4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Занятие 7.
- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
- продолжать развивать способность к переключению и распределению внимания;
- продолжать учить детей зрительно сосредотачиваться на предмете;
- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;
- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;
- продолжать развивать мелкую моторику;
1. Приветствие.
2. «Собери буквы».
3. «Чем похожи?»
4. Пальчиковая гимнастика «Мы учимся письму»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Занятие 8.
- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
- продолжать развивать внимание, наблюдательность;
- способствовать развитию переключения и распределения внимания;
- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;
- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;
- продолжать развивать мелкую моторику;
1. Приветствие.
2. «Найди пару».
3. «Подбери картинку»
4. Пальчиковая гимнастика «Братья-ленивцы»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Занятие 9.
- продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;
- продолжать развивать способность детей концентрировать внимание, сосредотачиваться на зрительной информации;
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля;
1. Приветствие.
2. «Погода».
3. «Портрет»
4. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Занятие 10.
- продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;
- продолжать развивать объем внимания и возможности его распределения;
- развивать внимание, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;
1. Приветствие.
2. «Зашифрованные слова».
3. «4 стихии»
4. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Занятие 11.
- продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
- продолжать учить детей сосредотачивать внимание на зрительной информации;
- способствовать развитию переключения и распределения внимания;
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля;
1. Приветствие.
2. «Что изменилось?».
3. «Подбери пару»
4. Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»
5. Графические задания.
6. Релаксация.
Занятие 12.
- продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим;
- способствовать развитию концентрации, переключения и распределения внимания;
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- продолжать закреплять у детей способы организации внимания и элементы контроля.
1. Приветствие.
2. «На что похоже».
3. «Запомни фигуру»
4. Пальчиковая гимнастика «Пять малышей»
5. Графические задания.
6. Релаксация.