Внеклассная работа по биологии

Мухина Елена Викторовна

Исследование - неотъемлемая часть биологического образования. 

Общение с животными - важный фактор формирования гармоничной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1.                                                                               тел. 347-45-54

БИОЛОГИЯ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Внеклассная работа по предмету

как способ развития интеллекта ребёнка.

(Доклад    на окружном методическом семинаре

«Совершенствование системы профессионального мастерства как фактор активизации учебно-воспитательного процесса.)

Мухина Е.В.,

учитель биологии

высшей категории

Москва, 2009г.

        Что биология – предмет интересный, считают многие. Но в последнее время программа усложняется настолько, что уроки становятся слишком «научными», на них школьники получают лишь основные знания по широкому кругу биологических наук. И дома дети должны учить массу терминов, которые пригодятся в будущем немногим. Неправильно, что такой важный в жизни каждого человека предмет, становится как бы ненужным, обременяющим, сложным. Поэтому необходимо удовлетворять познавательные интересы детей, учить их наблюдать и видеть  красоту и совершенствование природы, при этом углубляя и конкретизируя программные биологические знания наиболее любознательных учащихся. И это остаётся делать только в свободное от учебных занятий время (которого, кстати, у детей тоже не так много).

        Учитывая все современные особенности обучения, внеклассная работа по биологии в нашей школе организуется и проводится с учётом некоторых   факторов, характерных для общеобразовательной школы (см. схему 1). Определяющим является содержание, которое отбирается произвольно из года в год. Что может влиять на содержание внеклассной работы по биологии:

  • желание учащихся;
  • контингент детей, изучающих определённый курс биологии (ботанику, зоологию, человека, общую биологию);
  • материальная база по курсу (природный материал, лабораторное оборудование, научная и справочная литература);
  • объективная необходимость (недостаточное количество часов по курсу; например, в 6 кл. – 1 час в неделю; подготовка к экзаменам);
  • возможности учителя.

Схема 1.

Факторы, влияющие на содержание

внеклассной работы по биологии.

        

        Рассказ о содержании внеклассной работы я начну с материальной базы кабинета биологии, которая должна давать возможность разнообразно организовывать внеурочную деятельность детей. Кабинет после уроков – это место:

  • проведения занятий кружков, факультативов, творческих групп;
  • для самостоятельной работы по подготовке домашних заданий и выполнению проектов;
  • для подготовки мероприятий;
  • просмотра программ о природе;
  • куда приятно прийти.

        Прежде всего, кабинет имеет информационное оснащение, необходимое для получения ребёнком возможности знать: это  учебники, словари, определители, научно-популярная литература, журналы, видео- и медиатека, стенды, доступ в Интернет. Мы собираем интересную информацию о достижениях современной биологии, систематизируем её и используем по мере необходимости.

        Кабинет также обеспечен средствами, дающими возможность научиться уметь. Это лабораторное оборудование (оптические и цифровой микроскопы), собранный природный материал, рисунки, фото, канцелярские принадлежности.

        Кабинет должен быть комфортным и  приятным для внеурочного присутствия в нём. Нами собрана большая коллекция комнатных растений (около 70-ти видов). Растения систематизированы, относятся к разным экологическим группам по отношению к воде и свету. Помимо эстетического содержания, это ещё и база для исследовательской и проектной деятельности,  занятий кружка.

        Животные инициируют и поддерживают учебную мотивацию школьников. В кабинете содержится 7 видов животных, куда входят представители моллюсков, насекомых, рыб и пресмыкающихся. Наши животные неприхотливы в уходе и являются удобными объектами для наблюдений.

        Теперь рассказ пойдёт о содержании внеклассной работы по предмету. Не буду перечислять все возможные формы, расскажу только о том, что и как делается по этому вопросу в нашей школе.

        Методы организации деятельности школьников после занятий во многом совпадают с методами организации их деятельности на уроке, поскольку этот выбор определён, прежде всего, спецификой изучаемого материала – биологическими знаниями.

        Формы внеклассной работы по биологии различаются в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. Различаются две группы форм в зависимости от:

  • периодичности – систематическую и эпизодическую;
  • количества участников – массовую, групповую и индивидуальную (см. схему 2).

Схема 2.

Формы внеклассной работы

по биологии

        

        

Из систематически проводимой внеклассной работы приведу пример Научного общества учащихся «БИОМ», созданного в 2005г. Оно объединяет школьников, учителей, родителей; иногда привлекает к сотрудничеству научных работников и специалистов в той или иной области естествознания. Цели и задачи НОУ определяют его назначение. Количество участников из года в год меняется, как меняются и секции. Всё зависит от факторов, о которых говорилось выше.

Школьники занимаются углублением знаний в той или иной области биологии. Исходя из наших возможностей, мы ведём исследовательскую и проектную деятельность, используя доступные методы. Чаще всего это: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент.   В качестве примеров расскажу о нескольких работах учащихся 6-9 кл. (с комментарием):

  • 2005-2006 уч.год: «Гибкость позвоночника и осанка. Динамика показателей в зависимости от возраста детей», 8 кл. (интеграция с физкультурой, консультант – Корнеев А.В.)
  • 2006-2007 уч.г.: «Особенности анатомического строения листовых пластинок комнатных растений», 6 кл. (интеграция с географией, рассматривали историческую родину исследуемых растений).
  • 2006-2007 уч.г.: «Лекарственные растения и их свойства», 9 кл. (химия)
  • 2006-2007 уч.г.: «Значение воды для поддержания жизни», 9 кл. (физика и химия)
  • 2008-2009 уч.г.: «Физикогеографические особенности и фитоценозы окрестностей с. Кушерека Архангельской области», 7 кл. (совместно с учителем географии Пантюх Л.Г.)
  • 2007-2009 уч.г.: «Наблюдение за вегетацией некоторых лекарственных растений» (на Аптекарском огороде музея-заповедника «Горки», что в Ленинском районе Московской области), 7-8кл. (руководитель – к.б.н. Чеснокова С.Я., интеграция с математикой, статистикой)
  • 2008-2009 уч.г. «И.П.Павлов – первый физиолог мира», 8 кл. (интеграция с историей России, консультант – учитель истории Корпачёв В.В.)

Это наиболее объёмные работы, помимо них каждый год выпускниками выполняются   рефераты с элементами исследования, которые становятся итоговыми аттестационными работами и успешно защищаются на экзаменах, проводимых в традиционной форме. Подготовка реферата идёт практически весь учебный год. Мы стараемся выбирать оригинальные и актуальные темы, вызывающие интерес и у автора, и у экзаменационной комиссии.

Если говорить о кружках, то из года в год проводятся занятия по программе дополнительного образования «Ботаника на подоконнике», которая является авторской и составлена в связи с необходимостью компенсировать 1 ч. в неделю в 6 кл.  Но занятия посещают и выпускники, сдающие экзамен по предмету и желающие повторить ботанику.

Из массовых традиционных мероприятий я остановлюсь на Неделе естественных наук, которая включает в себя Дни биологии. Каждый год, помимо выставок творческих работ и стенгазет, мы обязательно готовим массовое мероприятие. В прошлом году таким стал конкурс между 7-ми классами «Амфибии» против «рептилий». В параллели 3 класса, один из них гимназический. Чтобы дифференцировать подготовку и уровнять силы, гимназистам выпало стать организаторами и членами жюри, а двум равным по знаниям классам –  участниками. Такие мероприятия не только позволяют оценить знания учащихся по зоологии, но и дают детям возможность проявить своё творчество в выполнении домашнего задания, продемонстрировать умения в использовании информационных технологий.

Из традиционных мероприятий по здоровье сбережению можно отметить конференцию для старшеклассников, которую мы назвали «Минздрав предупреждает…» Смысл её заключается в антиникотиновой пропаганде, проводилась она 20 ноября, в международный День отказа от курения. Предшествовала же конференции акция «Будьте здоровы!», которую мы провели среди 5-6 классов. Ребята приготовили плакаты, чтобы обратить внимание курящих старшеклассников на важную проблему, которая может быть связана с их здоровьем. В конференции принял участие врач-фтизиатр противотуберкулёзного диспансера Моврадин И.М., присутствие которого придало конференции ещё более серьёзный характер. Таким образом, вовлечена в это мероприятие была почти вся средняя и старшая школа. Участие школьников в таких акциях имеет двоякую цель: обрести знания и выразить своё отношение к происходящему.

Не забываем мы и о начальной школе. Ежегодно проводится День открытых дверей кабинета биологии для младших школьников. Юные натуралисты знакомят ребят с нашим живым уголком, рассказывают о замечательной науке – биологии, которую посчастливится детям изучать в будущем. Здесь демонстрируется познавательная активность натуралистов, их творческие способности, эрудиция.

Нельзя не сказать о важной роли во внеклассной работе биологических экскурсий. В нашем микрорайоне не так много объектов природы, нет музеев, за исключением школьных.   Но, тем не менее, мы выезжаем в естественную природу, в зоопарк и в городские музеи, стараемся видеть живую природу, учимся её понимать и чувствовать.

Вот так, очень кратко, выглядит содержание внеклассной работы по биологии в нашей школе. Не о всём получилось рассказать. Но если говорить об эффективности этой деятельности, то однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Основными критериями здесь являются два уровня: качественный и организационный. Первый характеризуется:

  • повышением качества биологических знаний и умений школьников;
  • интеллектуальным и эмоциональным настроем учащихся, чтением дополнительной литературы;
  • повышением интереса к занятиям в классе и во внеклассное время;
  • ростом самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
  • приобретением умений работы с различными источниками информации;
  • повышением общего уровня культуры школьников.

Второй уровень отражает внешнюю, организационную сторону внеклассной работы. Сюда входят:

  • охват учащихся, вовлечённых в работу, порядок, дисциплина (для массовых мероприятий);
  • стабильный состав кружка, коллективная работа на занятиях (для групповых форм);
  • положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся (для индивидуальной формы работы).

 Естественно, эти показатели тесно взаимосвязаны и неоднозначны. Мы считаем, что для того, чтобы внеурочная деятельность детей по любому предмету была развивающей, нужно в первую очередь исходить из интересов ребёнка, соотнося их с возможностями школы. И если обучающийся знает ответ на вопрос: А зачем я делаю то, что делаю? – значит, наша цель достигнута.

Литература:

  1. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии. – М.: 5 за знания, 2005.
  2. Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005.
  3. Конюшко В.С. и др. Методика обучения биологии. – Мн.: Книжный дом, 2004.



Предварительный просмотр:

ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987 г. Москвы

Городской семинар «Создание условий для развития творческого потенциала и мотивации детей»

Поведенческие реакции рептилий

Открытое занятие в 7 классе по программе ДО «Экология животных»      

Учитель биологии   – Елена Викторовна Мухина

Форма проведения занятия: круглый стол.

Цели занятия: 

  1. Сформировать понятия «поведение», «поведенческая реакция» на примере рептилий  
  2. Развивать современные естественно-научные представления о мире живой природы.

Место занятия в системе биологического образования: обобщение и углубление изученного на уроках материала о классе Пресмыкающиеся.

Объекты изучения: живые животные в террариумах: красноухая и среднеазиатская черепахи, ящерицы эублефары.

Ключевые понятия: поведение, поведенческая реакция, рефлекс,, этология,  наземно-воздушная среда, эволюция.

Материал и оборудование: слайдовая презентация, модели головного мозга хордовых животных, листы самореализации.

Подготовительная работа: распределение докладов между «специалистами» (обучающимися):

  • «Историк» - о народном понимании рептилий.
  • «Физиологи» – об особенностях головного мозга и органов чувств рептилий.
  • «Эколог» - об особенностях наземно-воздушной среды.
  • «Этологи» - о поведении своих питомцев.

Виды деятельности обучающихся: выполнение индивидуальных заданий, наблюдение за поведением животных,  выступления с докладами, демонстрация питомцев и рассказы о них, самоанализ.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся знакомятся с видами поведения животных; находят взаимосвязи между строением головного мозга и функциями его отделов; учатся определять значение поведения в жизни организмов.

Метапредметные: обучающиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнью организмов; выявляют связь биологии с другими науками (экологией, физикой, химией, историей).

Личностные: обучающиеся  развивают познавательные потребности на основе интереса к животным, определяют статус своего участия в занятии, демонстрируют свои умения и навыки содержания животных дома и в живом уголке; анализируют информацию,  делают выводы и обобщения.

Алгоритм построения занятия

Поведенческие реакции рептилий

Занятие в объединении «Экология животных» (7 класс)

Содержание занятия:

  1. Введение: организационный момент, актуализация знаний, целеполагание.

Слайд 1. Друзья! Сегодня, в рамках работы нашего объединения «Экология животных», мы собрались поговорить на тему «Поведенческие реакции рептилий». Рептилии заслуживают быть объектами изучения, так как являются, как всем известно, первыми наземными животными. А их поведение - предмет нашего разговора.

Как вы думаете: Какова цель нашей встречи?   Открыть цель: Изучение особенностей поведения рептилий.

В занятии принимают участие: ребята, обучающиеся в 7а классе, старшеклассники из 10-х классов – знатоки змей т.е. серпентологи, и уважаемые гости, пожелавшие поучаствовать в изучении интереснейшей темы. А все мы сегодня – герпетологи!

Слайд 2. Нам необходимо определиться с некоторыми правилами поведения. Занятие у нас сегодня необычное, объекты изучения – живые животные. Они все находятся под ветеринарным контролем. Но для домашних питомцев эта обстановка необычная, и нас слишком много. Поэтому, убедительная просьба:

  • Активно участвовать в обсуждении темы, высказывать своё мнение.
  • Вести себя спокойно.
  • Не говорить слишком громко и не размахивать руками.
  • Не старайся погладить животное без разрешения его хозяина.
  • Уважайте живое существо, которое находится рядом с вами.

Слайд 3. Как мы будем работать? У нас, как видите, круглый стол. А это значит, что в свободной обстановке мы будем рассказывать, слушать, высказывать своё мнение, задавать вопросы, а, может быть и спорить, что приветствуется. У вас есть Листы самореализации, в которых вы будете делать записи. Зачем?  Для того, чтобы выявить степень своего участия в общем деле, оценить знания и умения,  анализировать, делать выводы. В   жизни человека это очень важные умения.

Итак, смотрим на первый пункт листа. Давайте определим смысл своего участия в занятии. Кто с чем пришёл? Что хотим сегодня узнать? Понять? Заполняем первую часть первого пункта.   А теперь посмотрим на мнение специалистов (Открыть   на экране «На занятии я узнаю…»)

Вторая часть о том, что каждый намеревается делать? Кто-то рассказывать, кто-то слушать, кто-то показывать, а кто-то перенимать опыт.  Заполняем вторую часть первого пункта.   Статус своего участия? (Открыть «На занятии я буду …»)

  1. Основная часть занятия: теоретическая и практическая.

Слайд 4. Переходим к основной части занятия – разговору о поведении рептилий. В типе Хордовые этим животным  отведено особое место. Почему? Давайте послушаем нашего систематика – Веру.

Вера. Систематика класса Пресмыкающиеся.

Слайд 5.  Итак, рептилии… Животные таинственные, необычные и отношение к ним людей неоднозначное. Предоставляем слово Берте, у неё экскурс в историю, Погружаемся в тему дальше!  

  Берта. Рептилии в народном понимании.

Спасибо, Берта, за интересный рассказ. Можно найти множество примеров фольклорного изображения рептилий, но нам надо идти дальше. Что так настораживает людей в рептилиях? Внешний облик, несомненно. Но ведь поведение тоже необычное. А что такое поведение?

Слайд 6. Давайте составим определение этого понятия из имеющегося набора слов и заполним пункт 2. Что у нас получилось?         (Открыть правильный ответ.)

Наука о поведении – этология!

Слайд 7. Следующий шаг – расширяем понятие поведение. Какие различают формы поведения?               (Постепенное открывание текста на экране.)

Слайд 8. Идём дальше: виды поведенческих реакций? Какие реакции не развиты у рептилий? Давайте заполним и озвучим пункт 3.

Слайд 9. Теперь, когда мы разобрались, что такое поведение, давайте подойдём к теме с другой стороны. Где, в каких условиях обитают наши объекты?  Что из себя представляет наземно-воздушная среда? Слово нашему экологу – Ариане.

Ариана. Характеристика наземно-воздушной среды.

Спасибо, Ариана.  Оказывается совсем не просто жить на суше, если углубляться в экологию. А здесь и физика, и химия!.. Но мы продолжаем развивать свою тему: особенности какой функциональной системы позволяют рептилиям так широко адаптироваться к условиям суши? Правильно, конечно же нервной!

Слайд 10. Занимаются изучением внутреннего строения и процессов жизнедеятельности науки – анатомия и физиология. Алия, как физиолог, расскажет нам о степени развития головного мозга рептилий, по сравнению с другими хордовыми.

Алия. Эволюция головного мозга.

Спасибо, Алия. Информацию из окружающей среды животные получают через специализированные органы, которые мы называем органы чувств. Как они развиты у рептилий? Об этом нам поведает второй физиолог – Серёжа.

Слайд 11. Органы чувств рептилий.

Серёжа. Органы чувств рептилий.

Спасибо, Серёжа. На этом теоретическая часть заканчивается. Спасибо теоретикам за содержательные рассказы.  

Слайд 12. Теперь мы имеем общие представления об отношениях рептилий с окружающей средой. Настало время послушать практиков, людей, которые содержат животных. Интересно об этом сказал Диоген: «Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным,  чем животные им.»

Вы согласны с таким утверждением, уважаемые герпетологи?

Наверное, в случае с рептилиями это действительно так?

Слайд 13. Первые представители рептилий – черепахи из нашего живого уголка. Вера составила систематическую характеристику животных. Внимание на экран. А Дима познакомит присутствующих с нашей любимицей – красноухой черепахой. Если у присутствующих возникнут вопросы, вы можете их задач нашим этологам. Пожалуйста, Дима, тебе слово.

Дима о черепахе красноухой.

Слайд 14.                             Вера о среднеазиатской черепахе.

Слайд 15.                                                     Даша об эублефарах 

Слайд 16.                                                        Юля о питоне.

Слайд 17.                                                         Таня об удаве

Спасибо, ребята. Вы продемонстрировали нам примеры: гуманности, терпения, кропотливого труда. Мы желаем вам дальнейших успехов в содержании животных, а старшеклассницам – реализации планов в получении биологических профессий!

  1. Заключение.

Слайд 18. Спасибо всем участникам практической части. Настало время проанализировать материал, сделать выводы и обобщения. Итак,

  1. Какой образ жизни ведут рептилии?
  2. Что составляет основу их поведения?
  3. Много ли поведенческих реакций рептилии приобретают в течение жизни?
  4. Тогда какого рода поведенческие реакции развиты у этих животных?
  5. Можно ли научить рептилий чему-либо? В какой степени?
  6. Какая ориентация развита у рептилий особенно хорошо?

Молодцы, все работают внимательно.

Теперь давайте вернёмся к листу самореализации. В пункте 4 давайте запишем своё предположение: Почему люди содержат рептилий?             Ведь, как мы видим, они не часто бывают благосклонны к человеку.      Озвучить несколько мнений.

Слайд 19. В качестве эпилога мне показалось уместным использовать высказывание Аристотеля из его труда «История животных»: «В отношении нравов животные различаются: по трусости, кротости, мужеству, прирученности, уму и его отсутствию».

  • Необычная цитата, правда? Предлагаю вам составить рейтинг животных, участвующих в нашем мероприятии, указав критерии Аристотеля рядом. Пожалуйста, выполните это шуточное задание в качестве релаксации.
  • Спасибо! Кто хочет озвучить рейтинг?

Слайд 20. Спасибо всем за активное участие в разговоре о рептилиях. Предлагаю заполнить пункты 6 и 7, чтобы подвести итоги занятия.

Итак, кто скажет, что вы узнали на занятии?

А кто понял то, что до сих пор не понимал?

А чему вы научились сегодня?

Спасибо, ребята! Спасибо, гости, за участие в нашем занятии! До новых встреч!

Лист самореализации    Ф.И._____________________

Тема занятия: «Поведенческие реакции рептилий»

  1. Определи цели своего участия в занятии.

На занятии я узнаю: (что такое?…, зачем ?…, как ?…, почему ?…. и др.)

  •  _________ __________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • _____________ ______________________________________________________________
  • ____________ _______________________________________________________________

1.2. Определи статус своего участия: зритель, участник, исполнитель, организатор (нужное подчеркни)

На занятии я буду: (твои возможные действия: рассказывать о…, наблюдать за…, сравнивать…, анализировать…,  делать выводы…, получать опыт… и др.)

  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________

2. Составь определение понятия «поведение» из набора слов (на экране):

Поведение – это___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие реакции из тех, что ты видишь на экране, слабо развиты (не развиты) у рептилий?_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Почему (зачем?) люди содержат рептилий? ____________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Твой рейтинг рептилий-участников занятия (в скобках укажи характеристику по Аристотелю):

1.___________________(__________________)

2.___________________(__________________)

3.___________________(__________________)

4.___________________(__________________)

5.___________________(__________________)

     

      6. Оцени результат своего участия в занятии:

          На занятии я узнал:____________________________________________________________________

         _____________________________________________________________________________________

         На занятии я понял:___________________________________________________________________

        _____________________________________________________________________________________

        На занятии я научился:_________________________________________________________________

       _____________________________________________________________________________________

        

  1. Обозначь своё настроение на занятии:  (нужное обведи)