Дополнительное образование "Азбуковедение"

Баженова Галина Владимировна

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Дополнительная образовательная программа “Азбуковедение” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

https://nsportal.ru/sites/2017/07/22/bazhenova-gal...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Как быстро пролетает дошкольное детство! «Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными и домашними заданиями.  Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый школьник, достигая определенного возраста, идет в школу. От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения будущих первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.

 Как помочь маленькому человеку, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость продуманного подхода к организации предшкольной подготовки к обучению первоклассников.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны.   У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

 Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.  Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

Актуальность организации предшкольной подготовки.

Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки, «нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста"».

Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, у первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.



Предварительный просмотр:

Цель данной программы:

  • Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;
  • Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
  • Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;
  • Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

      Программа курса по подготовке к обучению грамоте учит детей слушать свою речь, речь окружающих, обеспечивает потребность «…и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».

                              Задачи обучения:

  1. Формирование интереса к процессу обучения.
  2. Развитие звуковой культуры речи.
  3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
  4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
  5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
  6. Обогащение словарного запаса детей.
  7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • Звуки окружающего мира;
  • Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • Гласны звуки;
  • Согласные звуки (без классификации);
  • Согласны твердые и мягкие;
  • Согласные звонкие и глухи.

  Параллельно даются понятия:

  • Слово;
  • Слог;
  • Предложение;
  • Заглавная буква;
  • Вопросительное предложение;
  • Ударение.

                       Планируемый результат:

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Выделять слова в предложении, определять их место.
  • Составлять предложение с заданным словом. Чтение предложений.
  • Иметь представление о вопросительном предложении.
  • Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
  • Составлять слова из готовых слогов.
  • Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
  • Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  • Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
  • Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
  • Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
  • Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.

       

В программе курса учтены общедидактические принципы:

  • Научность;
  • Систематичность;
  • Постепенность усложнения;
  • Перспективность;
  • Доступность;
  • Связь с жизнью.



Предварительный просмотр:

Работа с родителями.

Данное обучение невозможно вести без совместной работы с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей.                Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога.        Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в план-программу и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки.  С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Они с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес малышей и взрослых, способствует возникновению желания мам и пап заниматься со своими детьми. Совместное создание предметно-развивающей среды для детей, участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, мастер-классы, совместное творчество родителей, детей и специалистов и дают положительные результаты. Какой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в интеллектуальных состязаниях, праздниках и досугах, в работе кружка.

В тесном взаимодействии с родителями педагог проводит диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают развивающую игровую среду.

Руководитель кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

К концу года дети могут:

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Выделять слова в предложении, определять их место.
  • Составлять предложение с заданным словом.
  • Иметь представление о вопросительном предложении.
  • Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
  • Составлять слова из готовых слогов.
  • Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
  • Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  • Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
  • Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
  • Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
  • Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

                                                                                          

СЕНТЯБРЬ

Неделя

 Название, тема, программное содержание.

1

Мы расскажем сказку

Слова и предложения.

Познакомить детей с понятиями: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.

2

По щучьему велению…

Предложения длинные и короткие

Учить выделять предложения из речи, добавлять в предложения свои слова - «удлинять» предложение, подбирать слова на заданную тему. Учить слушать ответы других детей и помогать им.

3

Слушаю - послушаю

Слово – звук.

Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой). Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово.  Формировать интерес к процессу обучения.

4

Звуки разные нужны, звуки всякие важны.

Артикуляционные и акустические признаки звуков

Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим?) Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу.

                                                     ОКТЯБРЬ

Неделя

Название, тема, программное содержание

1

Мы гостей к себе позвали.

Звуки и буквы А и О

Дать детям представление об отличии звука и буквы, помочь усвоить понятие гласный звук. Развивать умение слышать звук в словах, соотносить его с буквой.

2

Где же вы, АУ!

Звук и буква У.

Учить детей слышать звук в словахи выделять его голосом. Помочь запомнить букву У. Читать ряд гласных УА, АУ.

Развивать навыки звукового анализа слов.

Воспитывать умение слушать собственную речь.

3

Вдоль по улице идем…

Повторение букв А, О, У, понятия СЛОГ.

Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес к родному языку.

4

Дружба начинается с улыбки.

Звук и буква И

Учить выделять звук И в словах и фразах. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.

НОЯБРЬ

Неделя

Название, тема, программное содержание

1

Таинственный голос.

Звук и буква Ы.

Учить находить местонахождение звука Ы в слове, продолжать учить детей делить слова на слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание.

2

Новенькие.

Согласные звуки. Твердые и мягкие.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение работать самостоятельно.

3

Молоток стучит: «Тук-тук»

Буква Т, звуки Т и Ть.

Повторение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ, МЯГКИЙ звук. Учить детей читать прямые слоги с буквой Т, анализировать обратные слоги и обозначать их буквами. Воспитывать умение работать самостоятельно.

4

Прятки

Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой.

Совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов с буквой Т. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Учить образовывать слово путем добавления заданного слога.  

Повторить понятие «предложение», воспитывать внимание.

                                                      ДЕКАБРЬ

Неделя

Название, тема, программное содержание

1

Куда села галочка?

Звуки К и Кь, буква К

Учить детей дифференцировать звуки К и Кь,  делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к слову.

2

Программа телепередачь

Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.

3

Помогаем хомячку.

Звуки Х и Хь, Буква Х

Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), помочь запомнить новую букву, учить читать короткие слова ОХ,АХ,УХ.

4

Зимушка – зима, что ты нам принесла…

Вопросительное предложение.

Помочь детям запомнить понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Расширить словарный запас «зимних слов», повторить понятие «заглавная буква».Развивать внимание, учить придавать эмоциональную окраску голосу.

5

Новогодние хлопоты

Вопросительное предложение, согласные звуки.

Учить детей составлять вопросительные предложения, выделять первый согласный звук в слове, читать слова из знакомых букв, развивать логическое мышление.

ЯНВАРЬ

Неделя

Название, тема, программное содержание

1

Ура, у нас каникулы.!!!

Повторение понятий звук, буква, слово.

Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза, умения произносить отдельно каждый звук в слове.

Учить детей соотносить звуки и буквы.

2

Приготовили насосы

Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса.

Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь запомнить новую букву. Продолжать учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом. Учить составлять вопросительное предложение.

3

Гуси - лебеди

Повторение ранее изученных букв.

Развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Учить детей восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове, Придумывать слово с заданным слогом. Учить детей работать самостоятельно, контролировать свои действия.

4

Друзья Говорунчика

Звуки П и Пь, буква П

Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово.  Повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Название, тема, программное содержание

1

Как змея шипит язык

Звук Ш, буква Ш

Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; помочь детям запомнить новую букву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях.

2

Поспешишь – людей насмешишь.

Дифференциация С и Ш.

Учить дифференцировать звуки С и Ш в словах и фразах, преобразовывать слово в другое путем замены звука. Дать понятие родственных слов. Развивать зрительное внимание. Совершенствовать мелкую моторику рук.

3

Мы впервые в Звукобуквии.

Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.

Учить детей различать звуки по звонкости, читать слоги и слова с буквой М. Познакомить детей с последовательным преобразованием слова в другое слово путем замены буквы.

4

Сказка про невидимку

Ударение.

Продолжать учить детей делить слова на слоги, дать понятие «ударный слог», учить находить его в словах, развивать интерес к слову, к собственной речи.

МАРТ

Неделя

Название, тема, программное содержание.

1

Еще одна встреча с невидимкой.

Повторение «Ударный слог»

Продолжать учить находить ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам. Познакомить с многозначностью слова КИСТИ. Учить детей «читать» слова с помощью звуковых обозначений

2

К нам пришла лиса.

Звуки Л и Ль, буква Л.

Учить детей различать звуки Л и Ль, читать слова и слоги с новой буквой. Учить изменять слово путем замены одного звука на другой. повторить понятие «ударный слог». Развивать интерес к процессу обучения.

3

Путешествие на самолете

Повторение буквы Л.

Закрепить знание ранее изученных букв, читать слова и слоги с буквой Л, повторить понятие «ударный слог». Воспитывать умение слушать себя и других детей.

4

Сказка за сказкой

Повторение тем «предложение», «заглавная буква»

Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги. Воспитывать умение слушать ответы других детей.

                                                    АПРЕЛЬ

Неделя

Название, тема, программное содержание

1

Ру-ру-ру- начинаем мы игру…

Звук Р.

Закрепить произношение звука Р в словах и фразах. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа Учить детей находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание.

2

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Звук Рь, Р. Буква Р.

Закрепить произношение звуков Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Воспитывать умение думать, слушать ответы других детей.

3

Ура, ура! Я в цирк иду!

Дифференциация Р и Л.

Учить детей дифференцировать звуки Р и Л в словах и фразах, изменять слово путем замены Л на Р. Учить детей преобразовывать слово путем добавления буквы. Воспитывать интерес к слову...

4

Лети, лети, лепесток…

Дифференциация Р и Л.

Продолжать учить детей различать звуки Р и Л, произносить слова сложного слогового состава с этими звуками, читать слоги и слова из знакомых букв. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

МАЙ

Неделя

Название, тема, программное содержание.

1

Как хорошо уметь читать!

ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО.

 Повторить понятия звук, слог, слово. Совершенствовать навыки чтения слов по слогам. Учить детей получать новое слово путем перестановки слогов. Воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки. Развивать слуховое внимание.

2

У Слона на дне рождения.

Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО.

Развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов. Совершенствовать навыки звукового анализа. учить отгадывать простые ребусы. Развивать интерес к слову, как к предмету изучения.

3

Полет в космос (проводится в конце апреля- в начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)

Звуки Н, Нь, буква Н

Учить детей различать звуки Н и Нь, читать слова с новой буквой.

 Развивать фонематический слух, составлять слово из заданных звуков.

Повторить понятия слово – предложение. Воспитывать интерес к обучению.

4

Дополнительное занятие с учетом особенностей группы детей

К нам пришел Летовичек (Июль Июлевич Август)

(Или игра в школу)

Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.

Развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему.

Воспитывать интерес к учебе, побуждать к выполнению «трудных» заданий.

Дети должны знать:

  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
  • обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

Дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
  • определять ударные гласные, слоги;
  • определять в словах место и последовательность звуков;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
  • графически обозначать звуки, слоги и слова;
  • составлять графическую схему предложения.