Биология

Происхождение жизни на Земле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr1_s-13.docx14.87 КБ
Файл pr_no2.docx88.07 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_no1.doc60 КБ
Файл pr_no3.docx18.84 КБ
Файл pr_no4.docx17.74 КБ
Файл proishozhdenie_zhizni_na_zemle.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Подготовить устные сообщения с презентацией. Источники информации можно использовать по своему выбору.

  1. Вирусные и бактериальные заболевания. (Акиншин, Белокрыльцев, Бурдик, Гамолин, Гриднев, Дмитриев, Закотенко, Иванова)

  1. Общие принципы использования лекарственных веществ. (Кривоносикова, Колесников, Ладыгина, Лушников, Матвиенко, Нефедов, Павлов, Плаксий)

  1. Особенности применения антибиотиков. (Покотилова, Романенко, Семкин, Тадевосян, Хитрук, Шарапов, Шишленко, Федоров)



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №2

Решение задач на определение последовательности нуклеотидов

Цель: научиться решать задачи на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

Оборудование: тетрадь, линейка, ручка, тексты задач.

Задачи для самостоятельного решения

Вариант 1

1. Участок одной цепи молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: А-Г-Т-Ц-Т-А-А-Ц-Т-Г-А-Г-Ц-А-Т. Запишите последовательность нуклеотидов второй цепи ДНК.

2. Участок молекулы ДНК имеет следующую структуру – АЦГЦТАТАГ. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК и соответствующую последовательность аминокислот, используя таблицу генетического кода.

3. Часть молекулы белка имеет такую последовательность аминокислот: аланин – тирозин – лейцин – аспарагин – серин. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.

4. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГТАГ. В результате произошедшей мутации в пятом триплете первый нуклеотид Т был заменён на нуклеотид А. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК по исходному фрагменту цепи ДНК и по изменённому. Используя таблицу генетического кода, определите аминокислоту, появившуюся в результате мутации, и объясните, что может произойти с молекулой белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК.

Вариант 2

1. Участок цепи молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Ц-Т-А-А-Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Т-Г-А-Г. Запишите последовательность нуклеотидов и-РНК.

2. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Т-Г-Г-А-Г-Т-Г-А-Г-Т-Т-А. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК и аминокислотную последовательность фрагмента молекулы белка.

3. Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин –лизин – серин –– тирозин глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.

4. Исходный фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов АТААГГАТГЦЦТТТТ. В результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК вторая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Фен. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, и-РНК в результате мутации?

Названия и обозначения аминокислот

https://r2-item.ru/800/600/http/cf3.ppt-online.org/files3/slide/c/cnEtKQo1Pp5rU0e4qNmh8gBliwuJXkY9zbdFyj/slide-9.jpg



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 1 по теме «Строение клетки»

Вариант 1

Часть А. В предложенных заданиях необходимо выбрать и обвести ОДИН номер верного ответа из четырех предложенных.

1. Процесс размножения клетки называют:

1) дыханием                                            2) делением

3) питанием                                            4) ростом

2. Зелёный цвет растений обусловлен присутствием в клетках особых зелёных пластид:

1) вакуолей                                             2) лейкопластов

3) хлоропластов                                     4) цитоплазмы

3. Основную часть старой растительной клетки занимает:

1) ядро                                                     2) вакуоль

3) цитоплазма                                         4) оболочка

4. Основным запасным питательным растительных клеток является:

1) крахмал                                               2) вода

3) клейковина                                         4) масло

5. Все живые клетки растения дышат, что проявляется в виде

1) выделения углекислого газа             2) выделения кислорода  

3) почвенного питания                          4) роста и размножения

6. Резервуары, в которых накапливается клеточный сок, называются

1) пластиды                                             2) вакуоли  

3) лейкопласты                                        4) цитоплазма

7. Защищает содержимое клетки от внешних воздействий

1) цитоплазма                                          2) вакуоль

3) ядро                                                      4) оболочка

8. В цитоплазме одноклеточной водоросли хлореллы располагается одна пластида,

которая называется:

1) хлоропласт                                          2) хроматофор  

3) лейкопласт                                          4) хромопласт

9. Каким ученым была открыта клетка:

1) Антони ван Левенгуком                    2) Шлейден Матиасом  

3) Робертом Гуком                                 4) Шванн Теодором

10. Основным веществом клетки является:

1) вода                                                      2) белок  

3) соли                                                      4) крахмал

Часть В. В предложенных заданиях ответ необходимо записать в виде числа или набора символов.

В1.Установите соответствие между частью клетки и функцией, которую она выполняет. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

ЧАСТЬ КЛЕТКИ

А) способствует проникновению веществ в клетку

1) клеточная оболочка

Б) способствует обеспечению всех процессов жизнедеятельности

2) цитоплазма

В) способствуют передвижению веществ по клетке

Г) обеспечивают защиту от проникновения вредных веществ

Д) является внутренней средой клетки

В2. Установите соответствие между частями клетки и особенностями их строения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ЧАСТИ КЛЕТКИ

А) содержат клеточный сок

1) вакуоли

Б) могут быть окрашены в зелёный цвет

2) пластиды

В) содержат растворимые в воде вещества

Г) запасают крахмал, белки или масла

Д) представляют собой полости-резервуары

В3. Расположите в правильном порядке события, которые происходят при делении клетки:

1) переход хромосом к противоположным концам клетки

2) расположение хромосом по «экватору» клетки

3) распад оболочки ядра

4) удвоение числа хромосом

5) образование перегородки в средней части клетки

6) образование материнской и дочерней клетки

Часть С. Решите задачу

Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ААТГЦАГГТЦАЦТЦА. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Контрольная работа № 1 по теме «Строение клетки»

Вариант 2

Часть А. В предложенных заданиях необходимо выбрать и обвести номер верного ответа из четырех предложенных.

1. За счёт деления клеток происходит:

1) заживление ран                          2) листопад у растений  

3)фотосинтез                                  4) вытекание крови из раны

2.Сложный прибор, с помощью которого можно рассмотреть клеточное строение растения, называется:

1) увеличительное стекло                                    2) микроскоп

3) штативная лупа                                                   4) микропрепарат

3. Ядро является главным органоидом, потому что оно:

1) самый крупный органоид                               2) передвигается по цитоплазме      

3) участвует в делении клетки                           4) производит питательные вещества

4. В клетках семени подсолнечника содержатся капли особых запасных питательных веществ

1) крахмала                                                                 2) масел

3) солей                                                                         4) белков

5. В животной клетке отсутствуют:

1) ядро                                                             2)митохондрии  

3) пластиды                                                    4) цитоплазма      

6. Вязкое вещество, заполняющее клетку- это

1) ядро                                                            2)цитоплазма

3)мембрана        4) ядерное вещество

7. Клеточную оболочку поверх мембраны НЕ имеют клетки:

1) растений                                                        2) животных

3) грибов                                                           4) бактерий

8. Вакуоль- это органоид, который:

1) запасает воду и минеральные вещества  2)регулирует все процессы жизнедеятельности

 3) выполняет защитную функцию              4) улавливает энергию солнечных лучей 

9.Хлоропласты в клетке

1) осуществляют фотосинтез                                 2)поддерживают давление    

 3)накапливают воду и минеральные вещества   4) выполняет защитную функцию

 10. Клеточное ядро открыл

1) Р. Гук                                                          2) А. Левенгук

3) Р. Броун                                                      4) М. Шлейден

Часть В. В предложенных заданиях ответ необходимо записать в виде числа или набора  символов

В1. Установите соответствие между частями клетки и выполняемыми ими функциями (одна функция лишняя) Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну позицию из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.

Части клетки

Функция

А) ядро

1) обеспечивает движение клетки

Б) плазматическая мембрана

2)запасает воду и минеральные вещества

В) жгутик

3) защищает клетку от повреждений

4) регулирует все процессы в клетке

В2.  Что из перечисленного явления частью животной клетки? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Мембрана                                               4) Цитоплазма

2) Клеточная стенка                                  5) Вакуоль

3) Хлоропласт                                            6) Ядро

В3. Установите последовательность процессов первого деления мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) образование пар гомологичных хромосом

2) формирование ядерных оболочек гаплоидных ядер

3) расхождение двухроматидных хромосом к разным полюсам

4) расхождение центриолей к полюсам клетки

5) начало спирализации хромосом

6) расположение бивалентов в плоскости экватора

Часть С. Решите задачу

Фрагмент цепи и-РНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 3

Тема: Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

Цель: научиться решать задачи на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания.

Оборудование: тетрадь, ручка, линейка, карточки с заданиями

Теоретическая часть практического занятия.

Дигибридное скрещивание - скрещивание, при котором родители различаются по двум признакам.

Полигибридное скрещивание - скрещивание, при котором родители различаются по нескольким признакам.

В основе решения задач на дигибридное и полигибридное скрещивание лежит третий закон Менделя.

Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования (наследования) признаков: расщепление по каждому признаку идет независимо от других признаков.

Цитологической основой независимого комбинирования является случайный характер расхождения гомологичных хромосом каждой пары к разным полюсам клетки в процессе мейоза независимо от других пар гомологичных хромосом. Этот закон справедлив только в том случае, когда гены, отвечающие за развитие разных признаков, находятся в разных хромосомах. Исключения составляют случаи сцепленного наследования.

Правила:

1. В самом начале решения задачи условие следует записать на черновик: пример: A – жёлт. а – зелён.

2. Так же следует выписать все генотипы и фенотипы упомянутых особей на черновик – так легче ориентироваться в задаче: пример: AАBВ х Aabb F1 aabb

3. В задачах на дигибридное скрещивание советуем пользоваться решёткой Пеннета.

4. Если при скрещивании двух одинаковых по фенотипу особей в потомстве произошло расщепление, то эти особи гетерозиготные.

Если в результате скрещивания особей, отличающихся по фенотипу по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготой, а другая – гомозигота по рецессивному признаку.

6. Если при дигибридном скрещивании двух по фенотипу одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.

7. Если при скрещивании двух по фенотипу одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношениях 9:3:4, 9:6:1, 9:7, 12:3:1, 13:3, 15:1, то это свидетельствует о явлении взаимодействия генов.

Выполнение работы

Задание для фронтальной работы

Задача № 1. Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААВВ; ааВВ; АаВв; АаВвСС

Задача № 2. У крупного рогатого скота черная окраска шерсти является доминантным признаком, а красная - рецессивным. Отсутствие рогов - комолость - доминантный признак, а их наличие - рецессивный. Какое потомство будет наблюдаться в том случае, если: а) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой, гомозиготной по обоим признакам; б) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой гетерозиготной по обоим признакам; в) скрестить черного комолого дигетерозиготного быка с такой же по генотипу и фенотипу коровой.

Задания для индивидуальной работы

Вариант 1

1. Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: аавв, АаВВ, АаввСс.

2. У человека наличие веснушек является доминантным признаком, а их отсутствие рецессивным; рыжие волосы - доминантный признак, а русые - рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать в случае вступления в брак родителей со следующими фенотипами и генотипами: а) отец и мать имеют веснушки, но отец гомозиготен, а мать гетерозиготна по этому признаку; оба родителя с рыжими волосами и гетерозиготны по этому признаку. б) Отец с русыми волосами и не имеет веснушек, а мать с веснушками и рыжими волосами и гетерозиготна по обоим признакам.

3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы генотипы и фенотипы щенков, если: а) оба родителя гомозиготны по обоим признакам: б) оба родителя гетерозиготны по обоим признакам.

Вариант 2

1. Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААвв, Аавв, ААВвСс.

2. У человека карие глаза является доминантным признаком, а голубые - рецессивным; темные волосы - доминантный признак, а русые -рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы фенотипы и генотипы детей, рожденных от браков: а) голубоглазой и темноволосой гомозиготной женщины и дигетерозиготного кареглазого темноволосого мужчины: б) у кареглазых мужчины и женщины, если они гетерозиготны по этому признаку, оба родителя имеют русые волосы.

3. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубой окраски глаз, а ген, обуславливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы генотипы и фенотипы потомков, если: а) мать и отец имеют голубые глаза и левши; б) мать и отец правши с карими глазами и гетерозиготны по обоим признакам.

Отчёт по практическому занятию

1. Выполните задания для фронтальной работы вместе с преподавателем.

2. Решите задачи для индивидуальной работы. Сформулируйте вывод по работе.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 4

Тема: Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания

Цель: Научиться решать задачи на различные виды сцепленного наследования. Знать хромосомное определение пола, сцепленное с полом наследование. Научиться записывать схемы генетических скрещиваний, решать генетические задачи на эту тему

Теоретическая часть по теме практического занятия.

Явление сцепленного наследования генов было объяснено Т. Морганом.

Закон Моргана, гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются преимущественно вместе. Гены, лежащие в одной хромосоме, называются сцепленными. Все гены одной хромосомы называются группой сцепления.

Очень часто сцепленными оказываются гены, вызывающие генетические болезни у человека. Рассмотрим случаи сцепленного наследования генетических заболеваний с половыми хромосомами.

Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами. Хромосомы, по которым, мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются половыми, или гетерохромосомами. В клетке человека содержится 46 хромосом или 23 пары: 22 пары аутосом и 1 пара половых хромосом. Половые хромосомы обозначают как X- и Y-хромосомы. Женщины имеют две Х-хромосомы, а мужчины одну X- и одну Y-хромосому.

Наследование признаков, гены которых находятся в X- и Y- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом, В половых хромосомах могут находиться гены, не имеющие отношения к развитию половых признаков. При сочетании XY большинство генов, находящихся в Xхромосоме, не имеют аллельной пары в Y-хромосоме. Так же гены, расположенные в Y-хромосоме, не имеют аллелей в Х-хромосоме. Такие организмы называются гемизиготными. В этом случае проявляется рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Так Х-хромосома может содержать ген, вызывающий гемофилию (пониженную свертываемость крови). Тогда все мужские особи, получившие эту хромосому, будут страдать этим заболеванием, так как Y-хромосома не содержит доминантного аллеля.

Выполнение работы

Задание для фронтальной работы

1. Немоглухота передается у людей по наследству как доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Каких детей можно ожидать от брака:

а) между нормальным мужчиной и женщиной, страдающей немоглухотой;

б) между мужчиной и женщиной, страдающими немоглухотой;

в) между мужчиной, страдающим немоглухотой и нормальной женщиной, отец которой был немоглухим.

2. Раннее облысение у людей передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, страдающий этим заболеванием, женился на женщине, отец и мать которой не страдали ранним облысением. Какова вероятность того, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать ранним облысением.

Задания для индивидуальной работы

Вариант 1

  1. У душистого горошка два признака - форма пыльцы и окраска цветков - не дают независимого распределения в потомстве. Потомки остаются похожими на родителей. Какой случай наследования признаков здесь имеет место? Каковы закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?
  2. Гемофилия предается у людей по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Каких детей можно ожидать от брака:

а) между нормальным мужчиной и женщиной - носителем заболевания;

б) между мужчиной, страдающим гемофилией, и здоровой женщиной не являющейся носителем;

в) между мужчиной, страдающим гемофилией, и здоровой женщиной отец которой был болен гемофилией.

3. Отсутствие потовых желез у людей передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Юноша, не страдающий отсутствием потовых желез, женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность того, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез. Будут ли внуки того, или иного пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми.

Задания для индивидуальной работы

Вариант 2

1.Что такое кроссинговер? Какая особенность в поведении хромосом характерна для данного процесса? Когда и в каких клетках он происходит? К каким изменениям в потомстве он приводит?

2.Дальтонизм передается у людей по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Каких детей можно ожидать от брака:

а) между нормальным мужчиной и женщиной, страдающей дальтонизмом;

б) между мужчиной и женщиной, страдающими дальтонизмом;

в) между мужчиной, страдающим дальтонизмом и нормальной женщиной, отец которой был дальтоником.

3.Раннее облысение у людей передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, страдающий этим заболеванием, женился на женщине, отец которой также страдал ранним облысением, а мать и ее предки были здоровы. Какова вероятность того, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать ранним облысением. Будут ли внуки того, или иного пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми.

Отчёт по практическому занятию:

1. Выполните задания для фронтальной работы вместе с преподавателем.

2. Выполните задания для индивидуальной работы. Сформулируйте вывод по работе.



Предварительный просмотр:

Тема урока «Макроэволюция. Теории возникновения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле»

Используя учебник «Биология 10-11 класс Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. § 89-91 выполнить следующие задания.

1. Дайте определения понятий:

Жизнь –

Креационизм –

Коацерваты –

Пробионты –

2. Каковы основные отличительные признаки живого от неживого?

3. Каковы современные взгляды ученых на происхождение жизни?

4. Заполните таблицу «Гипотезы происхождения жизни на Земле»

№ п/п

Название гипотезы

Авторы гипотезы

Суть гипотезы

Креационизм

Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни

Гипотеза панспермии

Гипотеза биохимической эволюции

Гипотеза абиогенного зарождения жизни

Гипотеза биопоэза

Сделайте вывод о том, можно ли считать, что проблема происхождения жизни на Земле в настоящее время уже решена.

5. Заполните таблицу «Основные этапы развития жизни на Земле»

№ п/п

Этап эволюции

Характеристика

Этап химической эволюции

Этап предбиологической эволюции

Биологический этап эволюции

6. Какие существуют гипотезы происхождения эукариот?

7. Какие факты свидетельствуют в пользу гипотезы симбиотического происхождения эукариотической клетки?