"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Бердникова  Марина Григорьевна

Представлены результаты эффективного применения авторской программы педагога во время работы с детьми  с ограниченными возможностями развития в условиях надомного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_berdnikovoy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Бердникова М. Г.

педагог дополнительного образования

МБУ ДО  «Центр детского творчества»

 Вахитовского района

 г. Казань, Россия

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НОВОЙ ЭТИКИ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ ОСОБОЙ ЗАБОТЫ

Аннотация: Представлены результаты эффективного применения авторской программы педагога во время работы с детьми с ограниченными возможностями развития в условиях надомного обучения. Авторская образовательная программа отличается активным вовлечением в образовательно-воспитательный процесс родителей ребёнка. Показано, что программа не только обеспечивает образовательно-воспитательный эффект, но и способствует развитию новой этики отношений в среде «педагог - ребёнок - родители».

Ключевые слова: ребёнок особой заботы, этика отношений, родители, педагогика, изобразительная деятельность, творчество.

Berdnikova M. G.

teacher of additional education

TO MBU "Tsentr detskogo tvorchestva"

Vakhitovsky district

Kazan, Russia

AUTHOR'S PROGRAM AS A MEANS OF DEVELOPING NEW ETHIC OF RELATIONSHIPS WITH CHILDREN, SPECIAL CARE

Abstract: the paper Presents results of effective application of the author program of the teacher while working with children with disabilities development in the context of home-based teaching. The author's educational program is characterized by active involvement in the educational process of the child's parents. The program not only provides educational benefits but also contributes to the development of a new ethics of relations in the environment of "teacher - child - parents".

Key words: child with disabilities development, ethics, relationships, parents, pedagogy, painting creativity

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут». 

Я. Корчак

Конвенция о правах ребенка провозгласила принципиально новую международную правовую норму, определяющую государственные обязательства по наилучшему обеспечению прав и интересов детей, новый подход к ребенку, признающий его особое право на выживание, защиту и развитие. Новая этика в отношении детей, провозглашенная этим важнейшим документом, определяет принципиально новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на принятии приоритета запросов, интересов, потребностей детей, прав ребенка на особую заботу и помощь, защиту от принуждений и насилия со стороны взрослых, т.е. заключается в особом обеспечении интересов ребенка.

В Центре детского творчества Вахитовского района г. Казани в  объединениях отдела реабилитации детей с ограниченными возможностями обучаются дети особой заботы. Для каждого объединения с учётом новых педагогических технологий разрабатываются учебные программы.

Программа «Изобразительная деятельность» является авторской, предназначена для работы с детьми, имеющими физические и некоторые интеллектуальные нарушения, предусматривает проведение занятий на дому, способствует развитию новой этики отношений с воспитанниками объединения при активном участии их родителей.

Целью программы является создание условий для развития семейных форм воспитания, для полноценного гармоничного развития и социальной адаптации семей и детей с ограничениями возможностями здоровья, содействие жизненному самоопределению воспитанников и умению реализовать на практике свои художественные замыслы. 

Авторская программа разработана для занятий семейного творчества. В процессе обучения родители не только помогают своим детям выполнять творческие задания, но и сами учатся новому, что сближает их с детьми. Совместная творческая деятельность помогает родителям больше понять внутренний мир ребенка, стать ему ближе и роднее, а каждому воспитаннику - раскрыть и реализовать свои творческие способности, возникают новые позитивные, этические отношения между участниками образовательного процесса.

Деятельное вовлечение родителей ребёнка особой заботы в педагогический процесс, с одной стороны это естественно при проведении надомных занятий, а с другой – позволяет получить более качественный воспитательно-педагогический результат. Дети очень любят, когда родители вместе с ними творят что-то интересное, забавное. И для общего развития ребенка очень важно его настроение и то чувство удовлетворения и радости, которое он испытывает, сделав изделие вместе с самыми близкими ему людьми. Доброе общение родителей с детьми во время творческой работы создает духовную близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей, а в конечном итоге – формирует эту новую этику отношений «педагог- ребёнок - родители».

Существует «классический» подход к восприятию воспитательно-образовательной деятельности, согласно которому взаимодействие «родители-ребенок» и «педагог-ребенок» происходят как бы параллельно, почти не связано. В условиях же надомного обучения возникает возможность уменьшить изоляцию между двумя этими процессами. И за счет этого получить новый педагогический эффект.

Действительно, когда педагог работает с ребёнком в условиях семьи, то выполнение ребёнком полученных заданий быстрее становится этической нормой, как для него самого, так и для родителей. Это способствует, как усвоению ребёнком полученных знаний, так и систематизации этого своеобразного труда ребёнка, укреплению его в сознании обучаемого в качестве нравственно-этической нормы при активном поощрении и содействии родителей.

Ребёнок особой заботы развивающаяся личность, он имеет право на удовлетворение потребностей в познании, общении, творчестве и достижениях. У детей данной категории порой имеется большое отставание от сверстников, они плохо ориентируются в окружающем, у них наблюдается недостаток коммуникативных и социальных навыков, нарушены связи с миром, плохо развита речь, некоторые из них только начинали говорить к 5 годам. Анализ полученных данных при тестировании таких детей позволяет сделать вывод, что у детей отмечается бедность словаря. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для некоторых детей особой заботы.

Поэтому при планировании занятий по изобразительной деятельности в рамках программы «Изобразительная деятельность» мы учитываем всю воспитательно-образовательную работу, проводимую с детьми, активно применяя комплексный подход и предметную интеграцию. Это, ознакомление детей с окружающим миром, художественной литературой, развитие речи, учебно-игровые задания.

Данная авторская программа предполагает использование новых педагогических технологий в проведении занятий, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка и опирается на понимание приоритетности воспитательной работы.

Таким образом, занятия в объединении по авторской программе способствуют раскрытию творческого потенциала детей особой заботы, их нравственному и эстетическому воспитанию, укреплению семьи через совместное семейное творчество, способствуют адаптации детей в обществе, а так же развивают новую этику отношений между участниками образовательного процесса.

Список литературы.

  1. Корчак Я.«Как любить детей?». Издательство АСТ, 2016, 480.
  2. Конвенция о правах ребенка (ст.2,3,4).
  3. Паршутина С. В. Актуальные задачи педагогики: материалы VI международная  научная конференция — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 211-213.