«Использование новых образовательных технологий»

Буреева Лариса Владимировна

Статья об одном из инновационных методов преподавания на уроках русского языка и литературы-использовании ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-innvatsionnyy_metod_prepodavaniya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Рокотушинская основная школа имени полного кавалера ордена Славы Н.П.Соловьёва

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

                                       

                                          Подготовила учитель русского языка и                                                           литературы                                                                                             Буреева Л.В.

                           

Современные преобразования в обществе, экономические реформы предъявляют высокие требования к системе образования, которая нуждается в постоянной модернизации и совершенствовании методов обучения.  В этом контексте возрастают роль и значение образования, актуальнейшей задачей которого является подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего фундаментальными знаниями, способного самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В “Концепции модернизации российского образования” к современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования.

В связи с этим встаёт необходимость применения педагогами различных видов инновационной деятельности, ознакомления их с прогрессивными технологиями педагогического процесса. Как педагог, стремящийся применять как можно больше интересного и современного в своей деятельности, я определилась с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности и выбрала для себя направление для развития –это информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы. Я глубоко убеждена, что компьютер, так глубоко и прочно проникший в нашу жизнь, является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика, Это и поиск нужной информации, и совершенствование грамотности,и  подготовка компьютерной презентации по заданной теме. Всё это повышает интерес к изучаемым предметам, активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их творческий потенциал, позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляет индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствует совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивает надёжность и объективность оценки знаний учащихся, что , несомненно, повышает эффективность обучения, качество образования, развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке, включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.

При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках для закрепления и отработки  орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы; на уроках обобщающего повторения использую разнообразный иллюстративный материал: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуаци);  на контрольных уроках и уроках – зачётах -разные виды тестовых форм контроля , которыеобеспечивают целенаправленную подготовку к ОГЭ, начиная с 5 класса.

Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия”).

У меня всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить наличием нескольких УМК, невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.

Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников использую на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку “Фраза”). Провожу элективные курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Всё это позволяет добиться прекрасных результатов.

На уроках литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.

На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемыобзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.

При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьников, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.

Дети 21 века развиваются в период развития компьютерной коммуникации и интерактивных технологий. Немало важно заинтересовать ребенка на уроке, привлечь его внимание, мотивировать. Как это сделать, если игра на телефоне интереснее, чем процесс урока? На помощь педагогам придут все те же злосчастные мобильные телефоны. Например, тема урока: «Лексика», задание – найти значение слова, почему бы не попросить детей не убирать телефоны подальше, а, наоборот, достать и весь урок ими пользоваться (конечно же, если их модели позволяют выйти в интернет). Попросить учащихся открыть электронные словари и найти нужное значение слова. Для них это будет гораздо интереснее, нежели вы попросить их открыть учебник.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка и литературы. Загрузите с учащимися на телефоны приложение «СЛОВО ДНЯ» и др., пользуйтесь ими прямо на уроке.

Урок литературы «Биография писателя»: необходимо заполнить таблицу о некоторых сведениях, о писателе – откройте страницу ВИКИПЕДИИ, найдите нужный материал и выберите информацию.

Ребята пишут обучающее изложение, сочинение или практическую(проверочную) работу, выполняют творческое задание дома – пусть вышлют свои сочинение и ответы по проверочной работе вам личным сообщение в КОНТАКТЕ, электронной почтой или в ОДНОКЛАССНИКАХ. 

Это не только мотивирует учащихся, но показывает технологии с точки зрения инструментов обучения. Данная работа способствует социализации учащихся в обществе, развивает личность, обучает грамотной и полезной работе с гаджетами и приложениями, что не мало важно в компьютеризированном мире.

Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.