Мое педагогическое кредо. Нам каждый год встречать и провожать. И каждый день глядеть в ребячьи души. Нам каждый час единство с ними ощущать. И с каждым мигом становиться чище, лучше.

Дубоносова Анджелика Викторовна

      Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

    Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.  В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и вернуться  школу. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»…

       Школа – это  удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.  Своё педагогическое кредо попробую изложить при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности. 
    «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро), а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового. 
      «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-Цзы)- стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствовать знание языка. 
      «Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну» (Фр. Бекон) - ценю свое и чужое время; люблю, когда заданное сделано своевременно, ибо только тогда оно и имеет смысл. 
      «Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» (древневосточная мудрость)- стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, не люблю «ярлыков» и «штампов».
       «Благородный человек помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного» (Конфуций) - пытаюсь в этом плане быть благородной. 
      Стараюсь, чтобы дети, с которыми мы вместе работаем над приобретением знаний, верили в то, что «лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (притчи Соломона), даже в нашей излишне «материальной» жизни. 
        А ещё нужно просто любить свою работу. "Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. 
      "Смертельный грех учителя - быть скучным", -  так сказал И.Ф. Гербарт.  Я стараюсь  сделать каждый своё занятие незабываемым для ученика!  Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестаёт интересоваться предметом. Моя задача - поддерживать огонь в душе ученика! 

         Идут дни, годы.  Идут очень быстро.  А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями.  Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; стать им другом, раскрыть богатство их души.  
 Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.

           Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.

                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

* Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью.

* Ищи истину вместе с ребенком,

* Старайся ничему не учить  ребенка напрямую - учись сам.

* Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.

* Считайте своим основным педагогическим методом осознанное   наблюдение за ребенком.

* Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

* Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

 

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

* Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

* Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т .е. таким, какой он   есть, а не за успехи и достижения.

* Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

* Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

* Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

* Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.

*Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести   ответственность за них.

* Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.

* Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

 



Предварительный просмотр:

Мудрые мысли

Ø  Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. - Л.Н.Толстой

Ø  Уж не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? - А.И.Герцен 

Ø  Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. - А.Дистервег

Ø  Образование не даёт ростков  в душе, если оно не проникает до значительной глубины. - Протагор

Ø Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.  - Н.И. Пирогов

Ø  Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. - Катон Старший

Ø  Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно! Всё, что излишне, хранить понятие наше не может. - Гораций

Ø  Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - В.Гёте

Ø  Если ты хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил, потому что отделываться от бесполезного столь же трудно, как и менять неправильно взятое направление. - В.Гёте

Ø  Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» - Л. Н. Толстой

Ø  Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению - Н.А.Умов

 Ø  Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты воспитатель. Ш. Летурно

Ø  Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. - Н.М. Карамзин



Предварительный просмотр:

Современный урок

    
Урок - основная форма организации обучения в современной школе

"Здравствуй, Урок!
Где ты рождаешься, где ты живешь, Урок?
В классной комнате?
Но ты не можешь жить там один,
ты ведь не можешь существовать без меня!
Я тебя обдумываю, планирую, провожу!
Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце..."


"Урок, ты не думай, что существуешь от звонка до звонка...
ты, может быть, совсем не кончаешься, 
потому что после звонка мы покидаем тебя с желанием поскорее встретиться.
Ты отправляешь нас домой 
с беспокойными мыслями... "


"Творческий урок - это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя.
В план урока входят структурные элементы учебной программы: 
смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, 
виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов"

 

"Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, 
       четкого определения его конечной цели - 
         чего учитель хочет добиться; 
затем установления средства -
             что поможет учителю в достижении цели, 
               а уж затем определения способа -
                   как учитель будет действовать, 
чтобы цель была достигнута"

Анализ урока

Полный  анализ урока

1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).

2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.

4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.

6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.

7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.

8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы и их активность на уроке.

10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

12.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях. 

 

Структурный  анализ урока

1.   Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2.   Определить их последовательность и целесообразность.

3.   Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4.   Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.

5.   Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6.   Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.

 

Аспектный анализ урока

1.   Постановка и решение на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие)

2.   Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.

3.   Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.

4.   Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5.   Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6.   Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7.   Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8.   Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9.   Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

                                      

     Краткий  анализ урока

1.   Постановка на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

2.   Какими методами она решалась.

3.   Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации .

4.   Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5.   Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6.   Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7.   Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8.   Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9.   Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

 

Дидактический анализ урока

1.   Общие сведения об учителе и классе.

2.   Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

3.   Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

4.   Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.

5.   Адекватность т.е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока.

Их оптимальность и интенсивность.

6.   Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям,

содержанию и методам обучения.

7.   Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

8.   Посильность объема и сложности домашнего задания.

9.   Степень реализации триединой задачи урока.

                                                                                                          
Комплексный анализ уровня учебной работы учащихся  класса в течение дня

 1.    Состав класса и уровень умственного развития учащихся.

2.     Психологические особенности детей данного возраста.

3.    Оптимальность учебного расписания на данный день недели.

4.   Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению.

5.   На каких уроках уровень решения данной цели был наиболее высоким.

6.   Как прослеживалась обратная связь со всеми учащимися в учебной деятельности от урока к уроку, причины ее снижения и рекомендации по повышению ее уровня.

7.   Как совершенствовались навыки и техника чтения каждого ученика на протяжении всех уроков.

8.  Каков результат усвоения знаний каждым учеником на всех уроках данного дня.

9.  Оптимальность и посильность домашнего задания учащихся в целом и по каждому уроку в отдельности.

10.Какие методы, приемы и средства способствовали более эффективному усвоению знаний, умений, навыков учащихся и рекомендации по их использованию другими учителями.

11. Рекомендации по технологии ликвидации отмеченных общих и индивидуальных недостатков в организации учебной работы учащихся класса.

Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия
http://school13m.ucoz.ru/opornaja_tablica_dlja_analiza_i_konstruirovanija_u.docx

Психологический анализ урока

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся ( система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений,

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

Схема психологического анализа урока позволяющая оценить степень его личностной ориентированности на ученика

 

Данные рекомендации позволят стимулировать профессиональную рефлексию учителя, будут способствовать психологизации и гуманизации его профессиональных установок, ощущению самочувствия ребенка, его отношения к предмету, уроку, учению, себе самому.

1. Психологическая оценка урока:

- уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);

- соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;

- соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;

- темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;

- соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;

- оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).

2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

- наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми ("над", "рядом", ' вместе');

- преобладающее отношение к классу;

- коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;

- способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);

- соотношение индивидуального и группового общения на уроке;

- способность к делегированию полномочий учащимся;

- умение слушать;

- способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;

- стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);

- соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;

- эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции;

- увлеченность преподаваемым предметом;

- адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;

- внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

- позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);

- владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);

- преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;

- нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;

- наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;

- наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;

- наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;

- отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);                            I

- роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи);

- склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей);

- раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);

- отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);

- преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрессия).



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 (из опыта работы)

    «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

     Долгое время я скептически относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, делая  первые шаги в освоении ПК, поняла,  как глубоко заблуждалась. Теперь компьютер – первый помощник и советчик учителя. Действительно, использование ИКТ на уроках разных  учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,  кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

    Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

       Для этого в  нашей школе каждый учитель, владеющий ПК, имеет в своем  кабинете компьютер, видеопроектор, экран. Ресурсы  кабинета используются учителями  и учащимися  в следующих направлениях:

- подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации;

- проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов;

- использование ресурсов Интернет для поиска информации,  ориентированной на запросы учащихся.

    Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»),  Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.  Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.  

 Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы, данные электронных учебников. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

  Применение ИК, я считаю,  эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии.

       Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

     «Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ

      Проектная технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

       В настоящее время   метод проекта всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения. Проект способствует   активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности и др.

       К критериям оценки проектов относятся: социальная значимость проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, перспективность, результаты. При разработке учебных проектов дети на эти критерии могут ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.

      Методика работы над мультимедийным проектом  состоит из четырёх этапов:

1) постановка проблемной ситуации и формирование группы;

2) сбор и обработка материала;

3) презентация проекта;

4) обсуждение результатов.

         При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

·        Развитие познавательных умений и навыков учащихся.

·        Умение ориентироваться в информационном пространстве.

·        Самостоятельно конструировать свои знания.

·        Интегрировать знания из различных областей наук.

·        Критически мыслить.

         Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.



Предварительный просмотр:

                         ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (в помощь классному руководителю)

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Сайт «Справочник классного руководителя» (http://klass.resobr.ru). Здесь немало различных методических разработок, сценариев классных часов, материалов, связанных со знаменательными датами, юбилеями выдающихся людей истории, иллюстраций, текстов и так далее.

Сайт «Классному руководителю» (http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/ содержит подборку очень полезных рубрик. Устный журнал «Наш друг - кино» знакомит ребят с историей возникновения советского кинематографа, со спецификой и жанрами киноискусства; способствует развитию зрительской активности, художественного вкуса, формированию навыков киновосприятия и стремления к самовоспитанию. В статьях «Не погибай по неведению» представлено много разнообразной познавательной и полезной информации различных времен и народов.

На сайте «Сценарии школьных и внешкольных праздников» (www.uroki.net/scenar.htm)классные руководители, учителя, педагоги-организаторы, заместители директора по воспитательной работе смогут найти самые разные разработки. С их помощью можно подготовить и провести любое мероприятие -1 сентября, День знаний, День учителя, праздник Золотой осени, Новогодний бал, 23 февраля, День защитника Отечества, День святого Валентина, 8 Марта, Последний звонок, Выпускной бал, Вечер встречи выпускников и другие. Кроме того, здесь есть театрализованные представления, сценки, юмористические пьесы, мини-представления, сценарии КВН, авторские, театральные традиционные сценарии с участием сказочных героев и персонажей.

На сайте газеты «Добрая дорога Детства» (www.dddgazeta.ru ) есть сказки по Правилам дорожного движения и всевозможные методические разработки для педагогов. Архив содержит массу материалов для подготовки мероприятия, познакомит с различными формами организации работы в направлении предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в других регионах страны, проинформирует о различных конкурсах. На сайте действует школа безопасности, ответы на задания которой дети могут присылать в редакцию. Здесь же можно узнать об условиях проведения соревнований «Безопасное колесо», о конкурсе среди образовательных учреждений на лучшую организацию профилактической работы, а также отследить статистику по ДТП в вашем регионе. Еще тут есть интересные странички, посвященные истории нашей Родины, ее памятникам, событиям.

Сайт School Goes Digital Межшкольного Ресурсного Центра (http://www.edunet.uz) - один из самых интересных. На нем представлено более 30 активных ссылок на различные интернет-ресурсы для классных руководителей. Здесь есть сценарии школьных мероприятий, электронные презентации для классных часов, форум для вожатых, информация об этикете и многое другое.

На сайте «Внеклассные мероприятия» (http://school-work.net) представлен полный цикл календарных, школьных и тематических праздников для детей младшего и среднего возраста. Предлагаются лучшие сценарии, утренники, викторины, КВНы, беседы, а также конкурсы, игры, эстафеты, загадки, ребусы, кроссворды и сказки. Для каждого класса продумана программа мероприятий, учитывающая познавательные интересы школьников определенного возраста. Все это сделано с учетом конкретных условий - в школе, на природе, на переменах, в группах продленного дня, во внеурочное и каникулярное время. Преподавателям, методистам, социальным работникам этот сайт поможет сделать праздничные мероприятия действительно интересными и запоминающимися детям.

Интернет-сообщество Екатерины Пашковой (http://pedsovet.Su/load/10) даст любому классному руководителю множество полезных материалов для подготовки классного часа, родительского собрания. Сайт поможет организовать работу с учащимися, стоящими на внутришкольном учете, составить «Расписание классного руководителя», подобрать нужную форму работы с одаренными детьми, семьей и так далее. Здесь есть анкета для учащихся или родителей, с помощью которой гораздо проще анализировать те или иные ситуации. Очень много презентаций для проведения различных праздников. Все это помогает сэкономить время подготовки мероприятия, сделать его более содержательным и красочным.



Предварительный просмотр:

Как написать изложение

Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.

По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:

  •  повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);
  • описательное (или с элементами описания);
  • изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).

Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.

Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.
Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.
Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если ученик ответит для себя на следующие вопросы:

1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?

4. Как автор относится к персонажам?
5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?

Сюжетное изложение дисциплинирует мысль ученика, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.

Описательное изложение — более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.
При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение.
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:

1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
4. Какие средства языка использованы?

В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.
Последний вид — изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет учеников. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:

1. выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
2. уточнение основной мысли высказывания;

3. построение рассуждений со сложной аргументацией;
4. отбор языковых средств;
5. воспроизведение текста от третьего лица;
6. построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.

Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
Кратко или подробно нужно излагать текст?
Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.
Учащийся вынужден писать кратко, если:

1. не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
2. обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.

На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) — трех стандартных страницах.

Список рекомендуемой литературы

Голуб И. Б. Форсированный курс подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе : учеб. пособие / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. — М. : Эксмо. — 448 с.

Учебное пособие предназначено прежде всего старшеклассникам, решившим участвовать в Едином государственном экзамене (ЕГЭ), и ученикам, которым предстоит сдавать письменный экзамен. В этой книге авторы обобщили опыт репетиторской работы на курсах довузовской подготовки и в экзаменационных комиссиях вузов. Пособие содержит необходимый минимум теоретического материала и практических заданий по орфографии и пунктуации, образцы изложений, анализ типичных ошибок, допускаемых на экзамене.
Медиацентр «Абитуриент»

Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. 5-9 классы : пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. — М. : Просвещение, 1994. — 224 с.

Пособие содержит тексты для проведения различных видов изложений. В нем сконцентрированы разнообразные, дополняющие друг друга виды работ, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту.

Зал делового чтения

Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста : пособие для учителей / Н. А. Пленкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1978. — 190 с.

В пособии представлены тексты для обучающих изложений в IV-VIII классах и языковой комментарий. Изложения с языковым разбором текста позволяют совершенствовать речь учащихся, углублять их познания в области грамматики, лексики и стилистики, укреплять орфографические и пунктуационные навыки.
Зал делового чтения

Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант : учеб. пособие для сред. шк., абитуриентов, родителей / Н. Ю. Руссова. — Нижний Новгород : Деком, 1994. — 192 с.

Главная задача пособия состоит в следующем: помочь правильно организовать свои действия во время диктанта, изложения или сочинения. В пособии рассказаны требования, которые предъявляют к каждому из этих видов письменных работ.
Зал делового чтения

Сморщок М. Ф. Изложения : для абитуриентов / М. Ф. Сморщок. — Минск : Вышэйшая школа, 2000. — 171 с.

Тесты для изложений отличаются разнообразием тематики и степенью сложности. Предлагаемая работа над текстами развивает логическое мышление, вырабатывает умение вычленить главную информацию, учит четко и аргументировано излагать мысли, делать выводы и заключения.

Медиацентр «Абитуриент»



Предварительный просмотр:

Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)

  1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
  2. Проблема, поднятая в тексте.
  3. Комментарий.
  4. Авторская позиция.
  5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
  6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
  7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

                                                              Речевые образцы

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Одобрение

Нейтральная позиция (констатация фактов)

Порицание, осуждение

  Автор восхищается…;

  поражается…, удивляется…;

  словно приглашает вместе с ним полюбоваться…;

  с интересом наблюдает за тем…;

  любуясь (чем-то), создает словесную картину;

  как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о…

  Автор размышляет о…;

  словно приглашает читателя к диалогу…;

  делится своими мыслями, наблюдениями…;

  ставит перед читателями важную, злободневную проблему…;

  пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

  Автор с болью в сердце пишет о том, что…;

  с горечью говорит о…;

  у автора вызывает негодование…;

  автор не может мириться с тем…;

  с горькой иронией пишет о том…;

  свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

 

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С. Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

  Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

  Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

  Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

  Проблема … не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

  На уроках … я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

  О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

  Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких

известных …, как …

  Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …

  Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст … заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

  Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …

  Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

  Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)

  Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.



Предварительный просмотр:

Этапы работы над сочинением

Требования к оформлению сочинений

1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).

2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения, из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

3. Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:

I.      Вступление.

II.    Основная часть.

III.   Заключение.

Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

6. Сформулировав любую из частей сочинения, ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулировании  пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив, ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт, ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе.

8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

10. При использовании цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.

11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

13. Если в сочинении встречаются даты, их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

14. При написании цитат, оформляем их, воспользовавшись  учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет, который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.

Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.

Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).

Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?

1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.

2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.

3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).

4) Переписывая работу на чистовик, постарайтесь уложиться в 1 час.

5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.

Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать, какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

Что будет написано в сочинении.

Черновик, работа с ним.

Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все, что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.

После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

Проверяем сочинение.

Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.

«Тема не раскрыта»

Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:

- Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: "Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума” или "Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

План – залог успеха.

Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.

В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.

Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.

Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.

Любое сочинение состоит из трех частей.

I. Вступление.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).

III. Заключение.

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.

Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.

Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!

И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

Рекомендации.

Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.

При переписывании следите за стройностью  и соразмерностью  частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.

Основные части сочинения:

«тема»;

«эпиграф»;

«вступление»;

«основная часть»;

«заключение».

1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.

2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.

3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :

историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.

аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.

биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.

сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.

лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.

4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.

5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.

Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.

Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:

Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.

Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.



Предварительный просмотр:

Классификация компетенций

 

Компетенции

Виды компетенций

Характеристика компетенции

 

Ключевые

 

Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию.

 

 

Ценностно-смысловые

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

 

Общекультурные

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

 

 

Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

 

 

Информационные

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

 

 

Коммуникативные

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 

Социально-трудовые

означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

 

Компетенции личностного самосовершенствования

 

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

 

Общепредметные

Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей.

 

 

Предметные

Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

 

Литература:

Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва.                                                                            http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm