Ковергина Галина Васильевна

Работаю музыкальным руководителем в МБДОУ "Детский сад " Солнышко" много лет. Люблю свою работу и стараюсь подходить к ней творчески.Часто использую в своей деятельности авторкие стихи и песни из своих сботников :" Стихи для самых маленьких",их нотного пособия для музыкальных руководителей детских садов "Детские песенки". Я участник 18-го Всероссийского интернет-педсовета, где в сборнике "Творчество",опубликованы стихи,которые можно использовать на утренниках,досугах,праздничных занятиях.С учетом ФГОС занятия теперь приобрели иную окраску.Развивающая предметно-пространственная среда в нашем ДОУ теперь стала полностью соответствовать требованиям  ФГОС,в полной мере использую современные образовательные технологии,организую разработку и реализацию индивидуальныз образовательных маршрутов,как для одаренных детей, так и для детей с ОВЗ.Значительную помощь для ведения документации и организации работы с дошкольниками оказываеют для меня средства ИКТ.Свой опыт работы распространяю в сетевых профессиональных сообществах,на образовательных сайтах. Уже много лет занимаюсь с детьми на музыкальных занятиях "Дыхательной гимнастикой  для малышей" по Стрельниковой.

Ковергина Галина

Музыкально-педагогическое сопровождение

образовательного процесса в условиях

реализации ФГОС

Музыкальный руководитель МБДОУ
Детский сад « Солнышко»
Ковергина Галина Васильевна.2018г.

Музыкально-педагогическое сопровождение образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС

Музыкально-педагогическое сопровождение содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Оно может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности у детей. В связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды для художественно эстетического развития дошкольников. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, всё это требует новых подходов к музыкальному образованию дошкольников.
В связи с введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г., вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам и музыкальным руководителям ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности
Художественно-эстетическое развитие является обязательной частью основной программы дошкольного образования. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для приобщения детей к музыкальному искусству. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать его к эмоциональным переживаниям, активному творчеству, формировать нравственные качества, помогать чувствовать и понимать прекрасное.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкально-педагогическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности музыкального руководителя, поскольку достижение образовательных целей без музыкально-педагогического сопровождения будет неполным.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.); удовлетворение потребностей детей в самовыражении-все это основные цели и задачи образовательной области «Художественно эстетического развития».
В образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» входит:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
- Музыкальная деятельность.
При организации непосредственной образовательной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников огромную роль играет предметно- пространственная среда. С ее помощью рационально используется пространственные возможности музыкального зала и помещений - раздевалки, групповые комнаты, спальни. В каждой возрастной группе имеется «Музыкальный уголок», где создана благоприятная развивающая предметно- пространственная среда. При ее создании педагоги ориентировались на следующие принципы:
• принцип целесообразности и рациональности,
• принцип доступности и открытости,
• принцип соответствия возрасту.
• принцип активности, самостоятельности и музыкального творчества;
• принцип стабильности –динамичности развивающей музыкальной среды;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип учета половых и возрастных различий детей.
Образовательный процесс по условиям ФГОС предусматривает такую организацию деятельности педагога и развивающей среды, когда каждый ребенок сможет заниматься любимым делом. Для удобства, все групповое пространство (всех групп и музыкального зала) распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные зоны, которые доступны детям. Музыкальный зал , где собственно и происходит в основном музыкально- эстетическое образование детей, имеет многофункциональные вариативные, трансформированные зоны, что соответствует условиям ФГОС.
Подбор музыкального оборудования и материалов (репертуара, музыкально-дидактических игр) для дошкольников определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста возможностями.
Как воспитателями, так и музыкальными руководителями реализуется важное условие, предусмотренное ФГОС- полифункциональность игрового и музыкального оборудования: предметы-заместители. Игры с правилами в младшем возрасте только начинают формироваться. Для этого в группах и музыкальном зале имеется игровое оборудование, которое имеет полифункциональное значение (например, музыкальные игрушки- персонажи, строительные наборы, модули и др.)
Для безопасного нахождения детей в группе (в музыкальном зале) вся мебель и стульчики расставлены по периметру помещения, все предметы мебели, музыкальные инструменты с закругленными краями, что соответствует требованиям ФГОС..
Развитие и совершенствование художественно- эстетической основы развития системы дошкольного образования основывается на трех моментах:
1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.
Мы учим ребенка тем или иным знаниям (восприятию музыки), умениям и навыкам (пение, музыкально-ритмическим движениям) и непременным условием создания программы, направленной на формирование эстетического, художественного вкуса у дошкольников является главная ее основа- это представление о ребенке с учетом его психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде.
2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
Ребенок учится не только на занятии. Поэтому художественно-эстетическое развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша (игровой, трудовой деятельности, театрализованной, музыкальной и др.). В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.
3. Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.
Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и это далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, нежеланием петь, играть, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей к восприятию музыки во всех ее аспектах, тем более эффективна система художественно-эстетического развития дошкольников.
В своей работе я определяю музыкально-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание музыкально-эстетических условий для успешного художественно-эстетического воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать музыкально– педагогические условия для полноценного развития и музыкального воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Особое внимание мы уделяем развитию мотивационной сферы детей (это потребность в любознательности, познании мира посредством восприятия музыки, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в музыкальном творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои музыкальные умения и знания, достижения и т. п.) Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
Раскрытие творческого потенциала детей, организация качественного музыкального досуга, закладывание азов музыкальной культуры – всё это зоны ответственности музыкального руководителя детских дошкольных организаций. Практика моей деятельности показала, что благодаря взрослым (музыкальным руководителям, педагогам дошкольного учреждения, родителям), каждый ребёнок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться.

Добавить запись

Защита от спам-роботов