Воспитаельная работа в начальной школе

Литературно-музыкальная композиция "Седые дети войны" посвящена детям, испытавшим ужасы Холокоста.

 Она направлена на формирование у учащихся внутреннюей системы нравственного регулирования, умения измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение, воспитывать чувства любви  и гордости  к Отечеству,накапление знаний по истории своей Родины.  раскрыть исторические события Великой Отечественной войны

Композиция поможет учителю начальных классов раскрыть одну из страшнейших страниц Великой Отечественной войны .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sedye__deti__voyny.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                -1-

                                           СЕДЫЕ  ДЕТИ  ВОЙНЫ

                     Литературно - музыкальная композиция

Цель: воспитание гражданина, человека. патриота

Задачи: формировать у учащихся внутреннюю систему нравственного регулирования, умение измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

               воспитывать  толерантного, уважительного человека;

               воспитывать чувства любви  и гордости  к Отечеству;

               накапливать знания по истории своей Родины.

Оформление:                                      

1. Плакат со словами из «Реквиема» Р.Рождественского:

                  Люди!

                  Покуда сердца стучатся,-

                  Помните!

                  Какою Ценой

                  Завоевано счастье,-

                  Пожалуйста,

                  Помните!

2. Стенд с фотографиями  «Ужасы  Холокоста».

3. Выставка книг, альбомов о Великой отечественной войне.

4. Компьютер, проектор, экран.

5. Фонограммы мелодий и песен.

                                                                                                                -2-

                                        ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий   Вам, чьи сердца и жизни

                    Отданы за нашу жизнь,

                    Вам, которые принесли земле

                    Мир и тишину,

                    Посвящается!

Ночь  с 21 на 22 июня 1941 года. Выпускной бал. Кружат три пары под звуки вальса.

Девочка (1)   Бывают на свете такие мгновения,

                        Такое мерцание солнечных пятен,

                        Когда до конца исчезают сомненья и кажется:

                        Мир абсолютно понятен.

Девочка (2)             И жизнь твоя будет отныне иначе.

                                  Все в мире устроено прочно и ясно

                                  Для счастья, для радости и для удачи.

Мальчик (1)  Ребята, давайте запомним этот день – 22 июня и наш класс.                            Ведь завтра начнется новая, взрослая жизнь!

Мальчик (2)  Закончены годы учебы. Нас ждут великие дела и великие  

                            победы.

Девочка (3)  Нас ждут академии и институты, научные лаборатории и

                            заводы.

Мальчик (3) Будущее страны в наших руках!

Девочка (2)  Ребята, а давайте завтра…

Ведущий.  А завтра была война!..      

Звучит магнитофонная запись. Заявление советского правительства о начале войны.

На фоне  песни «Священная война» муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача

Выходят ведущие в гимнастерках и пилотках.

Ведущий (1)  Вставай, земля, война уж на дороге,

                   Незваные сто тысячей чертей,

                   Вставай, земля, беда уж на пороге,

                   И подымай на битву сыновей.

                   Шли рядом в бой и мальчики, и деды,

                   Шли девочки дорогами войны,

                   А сколько не дожили до победы,

                   Не услыхали мирной тишины.

                   И каждый год, Победу отмечая,

                   Мы волю нашей памяти даем

                   И со свечой минутою молчанья

                   Всем павшим реквием поем.

Звучит фонограмма «Реквием», часть «Lacrimosa», комп. Моцарт

                                                                                                                -3-

Ведущий (2).  27 января  2010 года вся Россия с радостью, но и с болью в сердце  вспоминала тот день, когда в 1945 году был уничтожен последний концлагерь. Сегодня мы посвящаем  литературно - музыкальную композицию тем, чье детство прошло в застенках фашистских концлагерей,

тем, кто стал жертвами Холокоста.

Ведущий (3).  Холокост  (в переводе с английского)  - сожженный целиком.

Миллионы людей были уничтожены нацистами и их пособниками в страшных лагерях смерти. Более 60 % еврейского населения стали жертвами

Холокоста.

Ведущий (1).  Тысячи детей были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство. Непосильный труд и болезни, голод и холод были их спутниками. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. У них отнимали самое святое – Родину, родных, будущее. Это невозможно забыть и простить. Это надо помнить!

Чтецы  (1-5).  Знаю, помните вы, не забыли

                       Хату детства и небо над ней,

                       Как в войну нас фашисты губили

                       За оградами концлагерей.

                                             Все мы видели, все испытали –

                                             Голод, холод, побои и страх,

                                             К голым нарам порой примерзали

                                             Малыши с сединой на висках.

                        В синяках все избитое  тело,

                        Ужас боли в потухших глазах.

                        За грехи, что начальство имело,

                        Нас фашисты сжигали в печах.

                                               Вместе все, мол, намного смелее,

                                               Нас так мало осталось в живых.

                                               Самых дружных должны быть дружнее

                                               И родней даже самых родных.

                         Песен правды о нас не сложили,

                         Не слагали правдивых стихов,

                         И дороги к вершинам закрыли

                         Малышам, не имевшим грехов!

Ведущий(2).  Это стихотворение уроженка Калужской области, бывшая узница концлагеря «Алитус» Родина Ада Викторовна.
Чтец.      Я знаю, никакой моей вины

               В том, что другие не пришли с войны,

               В том, что они, кто старше, кто моложе,

               Остались там, и не о том же речь,

               Что я  их мог, но не сумел сберечь…

               Речь не о том, но все же, все же, все же… 

                                                                                                                -4-

Ведущий(3).  Это строки А. Твардовского потрясают многие души. Они заставляют вспомнить тех, кто в беззащитную пору детства был схвачен грязными руками фашистов, вторгнут в теплушки, предназначенные для скота, а потом в горький час загнан за колючую проволоку фашистских концлагерей  «Освенцим», «Майданек», «Дахау», «Саласпилс», «Алитус», «Димитравс».

Там брали кровь, кожу, там ставили бесчеловечные опыты, там заживо сжигали в печах, там человек лишался права на достоинство и жизнь.

Ведущий (1).    Война – всенародная беда. У нас, детей, свое восприятие мира. Радость – это мягкие добрые руки матери, тепло солнца, зелень травы.

У беды другие цвета – серо-черные, холодные, и постоянное ощущение страха, боли, ужаса. Хочется бежать от этого. Только разве убежишь от памяти.

Ведущий (2).  Так вспоминает ужасы войны Адамова Надежда Антоновна, жительница Калужской области, бывшая узница  «Освенцим».

Звучит фонограмма. Фрагмент «Симфония №7»,  комп. Д Шостакович. 

Ведущий (3).  В конце 1943 года в нашу деревню пришли немцы и сожгли ее.

Всех оставшихся стариков расстреляли на глазах у всех жителей деревни. Нас отвели на станцию, посадили в вагоны, которые были предназначены для скота, и повезли в Германию.

Ведущий (1).  В лагере нас поместили в холодный барак. Взрослых отдельно, детей отдельно. Питание было очень скудное и плохое. Одна вареная брюква, а по воскресеньям – несколько картошек в мундире. Хлеба давали 200 грамм вместе с бамбуковыми опилками.

На одежде каждого был пришит знак «ОСТ». Утром приходил офицер с надзирательницей и нас отводили на работу в цех, где варили сталь. Мы засыпали вагонетки и толкали их по рельсам.

Ведущий (2). Печь делала по 16-18 подач раскаленного металла, нужно было успевать, а то надзиратель изобьет плеткой. Сталь иногда разливалась, обливая ноги и руки. Работать нас заставляли по 10 часов, а взрослых по 14.

Ведущий (3).  Прослушайте балладу о маленьком узнике концлагеря «Димитравс», написанную жительницей Калужской области Бурлаковой Ниной Ивановной.

Чтец.               Стоя в молчании глубоком,

                        Как будто близких потеряла,

                        Боюсь спугнуть я ненароком

                        Ту тишину мемориала…

                        Но в первозданной тишине

                        Мне чудятся глухие крики.

                        За обелиском на сосне

                        Играют солнечные блики.

                        И вот уж угасает день,

                                                                                                                -5-

                         Охрана уж ночная вышла,

                         Я ясно вижу чью-то тень,

                         В траве скользящую неслышно.

                         Смерть недалеко – у ворот,

                         И прямо в души смотрит дуло,

                         Но снова в темноту ползет

                         Мальчишка, семилетний Юра.

                         Холодный дождик по спине,

                         И одежонка вся промокла.

                         Собаки воют в тишине,

                         Да темнотой пугают окна.

                         Берет он, молча, что дают,

                         Вдыхая теплоту порога.

                         Он знал, что если подают,

                         То подают – не ради Бога.

                         Он в лагерь, как на эшафот,

                         Опять вернется по задворкам.

                         Кусочек сала принесет

                         Голодным маленьким сестренкам.

Ведущий (1).  Утром всех взрослых угоняли на работы, а с детьми оставалась надзирательница. Когда приходил офицер, то он тщательно разглядывал детей и выбирал самых крепких. «Дети, вы будете жить отдельно, вас будут хорошо кормить, вы будете служить Германии»  - говорил он.

Ведущий (2). Оказывается, немецкие ученые установили, что кровь истощенных детей при переливании не дает отрицательных эффектов и прекрасно сочетается с кровью тех, кому перелита. Но дети-доноры долго не жили!

Чтец.   Дети войны – и веет холодом,

             Дети войны – пахнет голодом,

             Дети войны – и дыбом волосы:

             На челках детских …  седые волосы,

             Земля омыта слезами детскими,

             Детьми советскими и несоветскими.

             Какая разница, где был под немцами,

             В Дахау, Лидице или Освенциме?

             Их кровь алеет на плацах маками,

             Трава поникла, где дети плакали!

             Дети войны - и боль отчаянна,

             И сколько надо им минут молчания!..

Ведущий (3).  У нас в гостях председатель районного Совета бывших малолетних узников фашистских концлагерей Шилкина Валентина Семеновна. Ей слово.

Из выступления Шилкиной В.С.

                                                                                                              -6-

                           Я слышу детский плач, истошный крик, взрывы отчаяния матерей, у которых фашисты отбирали детей и увозили в Германию – в рабство или лагеря смерти. Были случаи, когда мать или бабушка не отдавали детей палачам, и тогда родителей расстреливали. Это было страшно. Детские воспоминания и по сей день тревожат мою душу, вызывают страх и ужас. Порой в ушах слышится постылая фашистская речь…Многое, очень многое, помним мы – дети войны.  Время давно – еще в раннем возрасте – посеребрило наши волосы, ведь не зря нас называют «седые дети войны», время и большое горе давно обозначило складки-морщины на наших лицах, но оно не  остудило наших сердец! Не затмило память!

Стихотворение бывшего узника Георгия Волчанского.

                Нас увозили в никуда,

       От страха горестно рыдая,

                Казалось – это навсегда,

       И не видать родного края.

                                       Из детства, юность миновав,

                                Мы сразу взрослыми шагнули,

                                       И, подвиг свой не осознав,

                                Мы не сломились, не согнулись!

                Нас наградить за этот путь

          Нашлись возможности и средства…

               Но, к сожаленью, не вернуть

               Войной загубленное детство!

 Вручаются цветы.

                         

Чтецы (1)   65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, искалечившей и унесшей миллионы человеческих жизней. Сожженные жилища, голод, гибель близких, смертный ужас фашистских концлагерей сохранились в памяти тех, кто уцелел. Недаром многие бывшие узники считают день освобождения своим вторым днем рождения.

Чтец (2).    Ежегодно 27 января отмечается день освобождения Советской армией последнего концлагеря.

Чтец (3).    Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день бывших узников фашистских концлагерей.

Чтец (4).    Пусть же никто не будет забыт и ничто не будет забыто во имя будущего, спокойствия и мира!

Чтец (5).    Воспоминания бывших малолетних узников заставят нас задуматься. А людьми ли были они, фашисты?

Ведущий (1).     Прослушайте сводку о злодеяниях фашистов в концлагере Освенцим.

                              На экране кадры видеозаписи «Лагерь смерти».

                                                                                                                 -7-

                 1. Путем расстрелов, голода, отравлений и чудовищных истязаний немцами было истреблено свыше 4 миллионов граждан России, Польши, Франции, Бельгии, Чехословакии, Югославии.

                 2. Немецкие профессора и врачи производили в лагере медицинские эксперименты над живыми людьми.

                 3. По степени продуманности, технической оснащенности, по массовости истребления людей лагерь в Освенциме оставляет за собой далеко позади все известные немецкие лагеря смерти.

                 4. С 1943 года с целью промышленного использования несгоревших костей стали дробить их и продавать для переработки в суперфосфат. 112 тонн 600 кг костной крошки от человеческих трупов отправлено на переработку.

                 5. Для промышленных целей немцы также использовали волосы, которые срезали у женщин перед тем, как отправить их в крематорий и газовые камеры.

                 6. В Освенциме ежедневно умертвляли от 10 до 22 тысяч человек.

Чтец (1)          Вы думали, история - забвенье?

                        Архив -  куда грехи свои сдадут?

                        Она – тот высший суд, где нет прощенья,

                         Где срока давности не признают.

Чтец (2).                     Земля, дай разум всем живущим людям,

                                    Дай силу тем, кто сможет защитить.

                                    Добро тому, кто добр со слабым будет.

                                    Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!

Группой детей  исполняется песня «Журавли» муз. Я.Френкеля, стихи Р.Гамзатова

Группа учащихся.  1. В Калужской области создано отделение Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

                                    2. В 2000 году вышла в свет книга воспоминаний узников концлагерей «Седые дети войны». В ней Великая Отечественная война описана так, как она виделась и запомнилась детям.

                                    3. Как символ вечности поднимаются все новые и новые памятники жертвам концлагерей. Они хранят память об 11 миллионах погибших. Среди них 800 тысяч детей.  Вечная им память!

Звучит музыка «Адажио» комп. Т.Альбинони

Ведущий (2).     Помните!

                            Через века, через года,-

                            Помните!

                            О тех,

                                                                                                           - 8 -

                             Кто уже не придет никогда,-

                             помните! Не плачьте!

                             В горле сдержите стоны,

                             горькие стоны.

                             Памяти павших будьте достойны!

                             Вечно достойны!

Ведущий (2). Прошу почтить память тех, кто был зверски замучен  в застенках фашистских концлагерей,  кто отдал свои жизни за мир и счастье на земле минутой молчания. Прошу всех встать.

   Звучит фонограмма: биение сердец.

Ведущий (3).    Слава вам, храбрые!

                           Слава, бессмертные!

                           Вечную славу поет вам народ.

                           Доблестно жившие,

                           Смерть сокрушившие,

                           Память о вас

                           Никогда не умрет!

     Выпускной бал. Кружат три пары под звуки вальса.

Девочка (1).   Бывают на свете такие мгновения,

                        Такое мерцание солнечных пятен,

                        Когда до конца исчезают сомненья и, кажется:

                        Мир абсолютно понятен.

Девочка (2).             И жизнь твоя будет отныне иначе.

                                  Все в мире устроено прочно и ясно

                                  Для счастья, для радости и для удачи.

Мальчик (1). Ребята, давайте запомним этот день и наш класс. Ведь завтра начнется новая, взрослая жизнь.

Мальчик (2). Закончена учеба. Нас ждут великие дела и великие победы.

Мальчик (3). Нас ждут академии и институты, научные лаборатории и заводы.

Девочка (3). Все будущее страны в наших руках!

Девочка (1). Ребята, а я стану врачом… Это так здорово лечить людей!

Девочка (2). А я – учителем. И обязательно вернусь в свою родную школу.

Мальчик (1). А я стану военным летчиком, буду зорко оберегать границы нашей страны, чтобы враг никогда не посмел напасть на нашу Родину.

Девочка (3). А я еще не выбрала свою будущую профессию. Но мне кажется, что не это главное. Главное  - научиться так любить свою Родину, как те выпускники 1941 – го.

Мальчик (2). Давайте поклянемся, что проживем жизнь за себя и за всех тех, кого забрала война…

                                                                                                               

                                                                                                                  -9-

       Все.                  Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Мальчик (3). Давайте поклянемся, что будем всегда дружить и уважать всех людей вокруг, несмотря на национальность и цвет кожи.

       Все.                  Клянемся! Клянемся! Клянемся!  

Девочка (1).    Давайте поклянемся, что  никогда не забудем о страшной войне.          

       Все.                  Клянемся! Клянемся! Клянемся!

 

    Звучит фонограмма  «Я люблю тебя жизнь» муз. Э.Колмановского

                                                                                                                                      -10-

                                              Литература.

1. Ермолюк Л.И., Зиновкина  Н.В. Седые дети войны: Воспоминания бывших узников фашистских концлагерей. Калуга: Издательство «Фридгель», 2003.

2. Солдаты моей Родины: Сб. стихов, прозы сов. писателей. Л.: Дет. лит. 1998

3. Великая Отечественная война в лирике и прозе. М. :Дрофа, 2002.

4. Мы шли дорогами войны. Сборник материалов.- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2005.

5. Клюенкова Е.Г. Солдатами не рождаются // Классный руководитель. 1998 №1.