обобщение педагогического опыта по теме "развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"

Анна Андреевна Агишева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_.docx230.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 г.Коврова Владимирской области

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира»

 

2014 г.

Автор: Агишева Анна Андреевна

Воспитатель 1 категории  МБДОУ детский сад №15

г. ковров Владимирская область

 

     Образование высшее педагогическое, закончила Шуйский государственный педагогический университет в 2003г.

     Педагогическая деятельность с 2003г.

     В 2013г. награждена почётной грамотой Управления образования администрации г.Коврова, прошла курсы повышения квалификации ВИПКРО г. Владимир в 2009 году.

Содержание

  1. Тема опыта  ……………………………………………………………………………………………………….…….…..1
  2. Сведения об авторе …………………………………………………………………………….….…………………..2
  3. Адресная направленность…………………………………………………………………………………………..3
  4. Условия возникновения становления опыта………………………………………………………….….3
  5. Актуальность  опыта……………………………………………………………….…………………………………….4
  6. Теоретическая база ……………………………………………………………………………………………………..5
  7. Новизна опыта ……………………………………………………………………………………………………………..6
  8. Ведущая педагогическая идея опыта………………………….……………………………………………..7
  9. Технология опыта…………………………………………………………………………………………………………8
  10. Результативность ……………………………………………………………………………………….………..…….11
  11. Трудоёмкость ……………….……………………………………………………………………………………………12
  12. Доступность ……………………………………………………….……………………………….........................12
  13. Список литературы…………………….……………………………………………………..……………………….13

Адресная направленность.

     Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, где именно в процессе ознакомления с окружающей действительностью, дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Поэтому данный педагогический опыт адресован людям, которые заинтересованы в полноценном развитии детей:

  • педагогам дошкольных учреждений;
  • педагогам дополнительного образования;
  • заинтересованным и внимательным родителям ;
  • студентам педагогических колледжей и вузов.

Условия возникновения и становления опыта.

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

      На протяжении последних лет значительное место уделяю ознакомлению детей с предметным миром:

  • Прошла курсы повышения квалификации в 2009г., защитив выпускную работу по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе знакомства с предметами рукотворного мира»
  • Изучила новинки методической литературы по данной тематике: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в ходе поисково-познавательной деятельности».
  • Ознакомилась с программой О.В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска», в которой раскрывается методика работы по ознакомлению детей  с предметным миром, расширяются представления о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения своих потребностей и потребностей других людей.
  • Имею наработанный опыт по ознакомлению детей с предметным миром (опираясь на разработки О.В. Дыбиной) в течение 3-х лет во II младшей, средней и старшей группах ДОУ.
  • Итоговая диагностика констатировала значительный рост качественных показателей в образовательной области «Познание» по разделу «Мир человека».

    Все выше перечисленное и натолкнуло меня на формирование данного опыта работы.

Актуальность опыта.

     Дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём его многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

     На протяжении нескольких лет особое внимание уделяю познавательному развитию воспитанников, в частности, познавательной активности детей. Предметный мир, окружающие ребёнка вещи и игрушки имеют в жизни ребёнка особое значение. Через предмет ребёнок узнаёт, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и тёплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и солёный. Ребёнок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живёт. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.

     Наблюдая за дошкольниками в разных видах деятельности, отметила, что дети далеко не сразу осознают назначение предметов, часто неправильно называют многие предметы одежды и обуви, мебели, посуды, хотя многие предметы непосредственно окружают их дома и в детском саду. Обращение с предметами окружающей действительности небрежное: дети не берегут игрушки, одежду, у них неосторожное обращение с посудой. Проводя диагностический опрос по познавательному развитию (Т.И. Гризик) столкнулась с тем, что дети не знают, что такое предметы рукотворного мира.

      Концепция «Перестройки содержания педагогической работы с детьми» потребовала, чтобы ребёнок в дошкольном детстве приобретал основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

     Проанализировав программу, по которой работает наш детский сад, пришла к выводу, что  в ней нет системы работы по ознакомлению детей с предметным миром. Поэтому, изучив труды О.В. Дыбиной и других авторов, разработала свою систему по ознакомлению детей с предметным миром.    

Теоретическая база опыта.

     За основу была взято учебное пособие О.В. Дыбиной «Ознакомление дошкольников с предметным миром», «Ребёнок в мире поиска»: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста, под ред. О.В.Дыбиной. Дыбина в своих работах раскрывает важность процесса ознакомления детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности.

     В своей деятельности использовала  методические материалы  Т.И.Гризик, М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир». Как воспитать у ребёнка ценностное отношение к предметному миру? Авторы убеждены, что важно раскрыть ребёнку сущность предмета – его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строения предмета и материала, из котрого сделан предмет, от его назначения. М.В. Крулехт показывет наиболее целессообразный путь ознакомления дошкольников с предметным миром.

     Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. розановой, изучавших роцесс воспитания бережного отношения к результатамтруда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность.

     М. Трунова в своей статье «Секреты музейной педагогики» делитсяопытом работы по созданию коллекций, а автор статьи «О воспитании у детей познавательной активности» Т.Куликова рассказывает как  в увлекательной форме рассказать родителям о познавательных интересах дошкольников..

   В основу моей работы легли идеи  Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.В. Петровского и др.  так как в исследованиях отечественных психологов и педагогов рассматривается проблема познавательной активности детей. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3–5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев). Познавательная активность 3−5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни. По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности.

     Мною были изучены работы Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной об особенностях  развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условиях и методах ее формирования в различных видах деятельности.

     Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:

- принцип сезонности: построение познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип системности и последовательности: постановка задач «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»;

- принцип природосообразности: постановка задач познавательного  развития детей с учетом возрастных особенностей и способностей;

- принцип учёта интересов: построение с опорой на интересы детей;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип сознательности и активности: обучение будет эффективно тогда, когда ученик будет активен и сознательно относится к изучаемому предмету;

- принцип наглядности;

- принцип прочности: «Повторение – Мать учения».

Новизна опыта.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.                                                                                    

Поэтому важной особенностью считаю применение разнообразных методов и приемов в процессе ознакомления дошкольников с предметным  миром.        

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определённого возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.   Главная ценность опыта в том, что опыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы.

Ведущая педагогическая идея опыта.

     Все дети способны – такова моя ведущая педагогическая идея. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческой, познавательно-активной личности. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в познавательной деятельности. В связи с этим я сосредотачиваю внимание на личностно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку.

      В своей работе опираюсь на высказывание Н.К. Крупской «…Чем ребята интересуются, что они видят в окружающей жизни – они всему этому подражают,  всё это их увлекает. И вот нужно уметь их интересы организовать определённым образом, направить в определённое русло и дать такие знания, на которых они росли бы и развивались и становились сознательными».

     Для меня главное – все, что я делаю, должно работать на личностный рост моих воспитанников. Я учу детей любить мир и людей, ежедневно стремиться познавать что-то новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы пребывание ребёнка в ДОУ стало интересным и радостным, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребенка насыщается, расширяется горизонт его знаний.

   

Технология опыта.

    Изучив проблемы, с которыми столкнулась в ходе работы, поставила пред собой цель: развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира. Достижение этой цели вижу в осуществлении следующих задач:

  • помочь ребёнку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности;
  • углубить знания детей о предметах рукотворного мира;
  • создать условия для развития познавательной активности и любознательности детей;
  • воспитывать ценностное отношение к предметному миру;
  • объединение взаимоотношений родителей, детей, воспитателей через совместно-творческие мероприятия.

     За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих воспитанников  соответствовали современным требованиям образования, я использую следующие технологии: технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, проектного обучения, исследовательские. Также использую технологию личностно – ориентированного и дифференцированного подхода, так как приходится работать одновременно с детьми различными  по уровню развития, особенностям мыслительной деятельности, типами памяти.

     В своей работе использовала такие формы организации и проведения НОД:

  • беседы;
  • игры-путешествия;
  • экспериментирования;
  • наблюдения и рассматривания;
  • создание коллекций;
  • чтение;
  • экскурсии;
  • конкурсы, развлечения;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры.

     Методы: наглядный, словесный, практический.

     Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его развития.

     Формы работы с родителями:

  • индивидуальные консультации, беседы, рекомендации;
  • совместная организованная деятельность детей и родителей;
  • информационные стенды,
  • показ открытых занятий, 
  • анкетирование по вопросам познавательного развития детей.

     Описание опыта включает:

- обоснование актуальности развития познавательной активности  детей дошкольного возраста, что именно в предметной деятельности возникает познавательная активность детей.

- обоснование создания системы работы по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира;

- приведены задачи ознакомления детей с предметным миром в каждом возрастном периоде (младший, средний и старший дошкольный возраст) и в связи с этим разработано перспективное планирование по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира  в каждой возрастной группе;

 - представлен творческий подход к организации НОД по ознакомлению с предметным миром;

- разработана и составлена картотека дидактических игр по теме с описанием хода игры;

- подобрана художественная литература по теме;

- разработаны критерии эффективности уровня познавательной активности и уровня знаний в предметном мире;

- даны рекомендации родителям и коллегам по ознакомлению детей  с предметным миром.

Особенности работы во II младшей группе ДОУ.

     В этом возрасте развивается основа эстетического восприятия мира – сенсорная реакция, сенсорные чувства.

     Для ребенка этого возраста важен не результат его деятельности, а сам процесс. Поэтому необходимо поощрять, поддерживать любую инициативу ребенка, независимо от результата его деятельности, его стремление научиться чему-то новому или узнать новое.

     Удовлетворить его желания попробовать все делать самому, не отказывая в помощи и не навязывая ее.

     Задачи по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира во второй младшей группе:

  • побуждать к выявлению и называнию характеристик предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение);
  • способствовать определению и называнию материалов (бумага, дерево, ткань). Учить выявлять признаки и свойства материалов (структура поверхности, прочность, мягкость, твёрдость);
  • способствовать формированию представлений о предметах ближайшего окружения, игрушках;
  • способствовать пониманию принадлежности предметов к природному и рукотворному миру.

     Темы по ознакомлению следующие: «Моя группа», «Мой участок», «Игрушки», «Транспорт», «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Одежда». Каждая тема изучается в течение одного месяца. В мае берётся итоговая тема «Предметы вокруг нас», где знания детей, полученные в течение года обобщаются и систематизируются, воспитывается бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Особенности работы в средней группе ДОУ.

     У детей данного дошкольного возраста расширяются представления о времени и пространстве, дети начинают четко выделять прошлое и будущее.

     Задачи по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира в средней группе:

  • создавать условия для формирования умения характеризовать предметы на основе определения цвета, формы, размера, материала, назначения;
  • способствовать определению материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, резина, пластмасса). Развивать умение определять признаки  и свойства материалов (структура поверхности, мягкость, прочность, твёрдость, хрупкость);
  • развивать представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребёнка в игре, труде, продуктивной деятельности, потребности взрослого в труде. Подвести к пониманию значимости назначения предмета от его строения и материала, из которого он сделан;
  • побуждать к определению прошлого предметов.

     В данном возрасте ознакомление с предметами происходит в процессе знакомства с профессиями воспитателя, няни, повара, портного, врача (мед.сестры), столяра, дворника. При знакомстве  с той или иной профессией, дети знакомятся  с предметами-помощниками в труде воспитателя, няни, повара и т.д. Расширяются знания детей о предметах и материалах, полученные в младшем возрасте. В  данном возрасте особое внимание уделяется созданию коллекций («Ткани», «Бумага», «Куклы», «Пуговицы» и др.), что пользовалось большим познавательным интересом у детей. В конце учебного года знания детей о богатстве рукотворного мира обобщились на итоговой игре-занятии «Путешествие в многообразие предметов рукотворного мира».

Особенности работы в старшей группе ДОУ.

     Задачи по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира в старшей группе:

  • развивать умение определять характеристики предмета (размер, цвет, форма, материал, функция, назначении, строение) и с их помощью описывать предмет;
  • научить определять материал, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, резина, глина, ткань, бумага и др.; развивать умение определять признаки и свойства этих материалов;
  • формировать представления о предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт;
  • формировать представление о многофункциональности предметов, развивать ретроспективный (прошлое) и перспективный (как сделать предмет полезнее) взгляд а предметы.

     Работа с детьми старшей группы заключается в обобщении и систематизации знаний, полученных ранее. Большое внимание в этом возрасте уделяется знакомству с прошлым предметов. Весной проходит работа по расширению знаний детей о материалах, из которых изготовлены предметы.

     Знания, которые приобрели  дети, сложились  в систему.  

Результативность опыта.

             Ежегодно в начале и конце учебного года провожу  диагностику, которая помогает выявить уровень познавательной активности и реальное отношение к предметам рукотворного мира, за основу беру  опросник Т.И. Гризик, педагогическую диагностику под ред. О.В. Дыбиной.

      Результатом применения всех вышеперечисленных приемов и методов могу с уверенностью назвать следующее:

 - повышение качества знаний учащихся в области познавательного развития (раздел «Мир человека):

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

нач. года

конец года

нач. года

конец года

нач. года

конец года

Высокий уровень

0%

26%

14%

36%

17%

48%

Средний уровень

78%

65%

41%

55%

72%

52%

Низкий уровень

22%

9%

45%

9%

11%

0%

 - повышение уровня знаний детей о предметах рукотворного мира:

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

нач. года

конец года

нач. года

конец года

нач. года

конец года

Высокий уровень

0%

13%

14%

32%

50%

83%

Средний уровень

52%

57%

64%

59%

39%

17%

Низкий уровень

48%

30%

22%

9%

11%

0%

 - улучшился уровень знаний детей по ознакомлению с профессиями, предметами-помощниками в труде человека:

Средний  возраст

Старший возраст

нач. года

конец года

нач. года

конец года

Высокий уровень

5%

27%

45%

65%

Средний уровень

55%

59%

45%

30%

Низкий уровень

40%

14%

10%

5%

     В целом можно сделать вывод, что разработанная мною система является достаточно эффективной.  У большинства детей сформировалось чёткое представление о многообразии и функциональности предметов рукотворного мира, дети стали бережно относиться к вещам, беречь труд человека.

Трудоёмкость опыта.

     Для проведения большинства игр-занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но конечно при подготовке к НОД очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.  

     Изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени. Единственное, на что следует приложить усилие – это создание разнообразных коллекций: «Удивительная бумага», «Ткани», «Пуговицы», «Часы», «Куклы» и др., но эти трудности оправдывают себя, так как  они используется на протяжении всего дошкольного периода во всех возрастных группах, не теряя своей актуальности, постоянно пополняясь.

Доступность  опыта.

     Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры НОД, выступаю на семинарах, принимаю участие работе творческой группы МБДОУ.

     В 2013г обобщила опыт своей работы на уровне МБДОУ.

     Материалы выставлены на сайте: http://nsportal.ru/anna-andreevna-agisheva/

Список литературы.

  1. Гризик Т.И. познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /Т.И. Гризик, - М: Просвещение,2004
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /О.В. Дыбина – М: ТЦ «Сфера», 2002, стр.16, 116, 167.
  3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М: ТЦ «Сфера», 2004
  4. Дыбина О.В. Что было до….: игры-путешествия в прошлое предметов. – М: «Сфера», 2004
  5. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр- занятий для дошкольников. – М: ТЦ «Сфера», 2001
  6. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: учебное пособие. – М: педагогическое общество России, 2008
  7. Казанович Е. «Учить беречь игрушки»//ж-л. «Дошкольное воспитание, №11, 1981, стр.24-25
  8. Куликова Т. «О воспитании у детей познавательной активности» // ж-л. «Дошкольное воспитание», №7, 2007, стр.43
  9. Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир» - СПб: «детство-пресс», 2002
  10. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. — Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 18—35.
  11.  Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.— Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5—17.
  12.  Поддъяков Н.Н. очерки психического развития дошкольников – М., 2002
  13.  Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон и др.; научн. Рук. Т.Н. Доронова. – М:Просвещение, 2004
  14.  Ребёнок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /под ред. О.В. Дыбиной. – М: ТЦ Сфера, 2009
  15. Щипкова И. «Знакомим с профессиями» // ж-л. «Дошкольное воспитание» №1 ,2009, стр.124
  16. Трунова М. «Секреты музейной педагогики» // ж-л. «Дошкольное воспитание» №4, 2006, стр.3