Мои разработки

Дебель Мария Александровна

Сопровождение всех участников образовательного пространства предъявляет к психологу ряд требований, которые отражаются в его профессиональных компетентностях. При психологическом сопровожднении важно учитывать все направления деятельности психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon programma_po_profilaktiki_autogennogo_povedeniya.pdf503.28 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc94 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

Учебный  коллектив – это своеобразный социальный «полигон», на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение.

Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения учащихся. Именно поэтому необходимо внедрять навыки конструктивного общения. Однако, любое общение предполагает глубокое знание своего собеседника, и, в первую очередь, знания себя, своих индивидуально –психологических особенностей.

Введение дисциплины «Психология» дает возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Программа курса «Психология»  составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания уровня владения психологическими знаниями.

Данная программа разработана на основе учебных пособий Дубровиной И.В., Левановой Е.А., Грецова А.Г, Коренко А.В., Битяновой М.В.

Программа включает комплексное развитие учащихся с 5 по 9 класс. Рассчитана на 5 учебных лет. Каждый учебный год включает в себя 36 часов.

Составитель: М.А. Дебель

5 класс

«Шагая в психологию»

Тема

Количество

Введение в мир психологии

9

Я своими глазами

8

В мире окружающих

14

Мы вместе

5

Всего

36

Разработанный курс «Шагая в психологию» является одним из личностно-ориентированных учебных курсов, помогающих пятиклассникам расширить кругозор психологической грамотности. Научиться понимать психологические различия каждого, а также получить ответы на вопросы о самом себе. Представленные в нем методические приемы и подробные рекомендации способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся.

Целью изучения дисциплины является получение:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об индивидуально – психологических различиях окружающих людей
  • ЗНАНИЙ о развитии собственных психологических особенностей личности;
  • УМЕНИЙ адекватно оценивать окружающих людей

Задачи дисциплины:

1. создавать условия для изучения различных сфер своей личности;

2. создавать условия для раскрытия и осознания учащимися резервных возможностей развития своей личности;  

3. создавать условия для развития личностного самосознания учащихся;

4. обращать внимание на  использование полученных  Знаний и Умений  в практической деятельности;

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • о предмете психологического познания
  • о природе индивидуально – психологических различий
  • о значении развития своей личности;
  • о формировании самооценки и её роли

знать:

  • типы темперамента;
  • ценность себя в окружающем мире;
  • гендерные особенности, их значения;
  • техники уверенного поведения

уметь:

  • распознавать тип темперамента;
  • строить алгоритм действий уверенного человека;
  • четко формулировать и высказывать свою позицию;
  • дискутировать;
  • уважать говорящего;
  • конструктивно отстаивать свою точку зрения
  • оценивать полученную информацию.

6 класс

«В мире чувств»

Тема

Количество

Роль эмоций и чувств в жизни человека

8

Характеристика эмоций и чувств

13

Эмоционально – волевая сфера

7

Регулирование эмоционально – волевой сферы

8

Всего

36

Разработанный курс «В мире чувств»  является одним из личностно-ориентированных учебных курсов, помогающих шестиклассникам расширить эмоционально – волевую сферу. Научиться понимать чувства других людей, а также получить ответы на вопросы о своем эмоционально – чувственном состоянии. Представленные в нем методические приемы и подробные рекомендации способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся.

Целью изучения дисциплины является получение:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об индивидуально – психологических различиях проявления эмоций и чувств
  • ЗНАНИЙ об управлении своих эмоций и чувств;
  • УМЕНИЙ адекватно выражать чувственные перживания

Задачи дисциплины:

1. обучение навыкам познания себя и окружающих людей

2.  обучение навыкам управления своих чувств

3  создавать условия для изучения эмоционально - поведенческой сферы своей личности;

4 . создавать условия для развития личностного самосознания учащихся;

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • О предмете чувственных сфер
  • О природе эмоций и чувств
  • О значении чувств и эмоций для каждого человека;

знать:

  • Основные понятия: стресс, агрессия, аффект, страх;
  • Особенности характера;
  • Способы развития воли;

уметь:

  • Регулировать свои эмоциональные состояния;
  • Понимать выражения эмоций окружающими;
  • Адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
  • Выражать эмпатию к окружающим;
  • Выделять характерологические особенности;
  • Дискутировать;
  • Оценивать полученную информацию.

7 класс

«В мире общения»

Тема

Количество

Роль общения в жизни человека

13

Я во взаимодействии

12

Когда взаимодействовать непросто

11

Всего

36

Разработанный курс «В мире общения»  является одним из личностно-ориентированных учебных курсов, помогающих семиклассникам научиться эффективному взаимодействию с людьми, а также получить ответы на вопросы о самом себе. Представленные в нем методические приемы и подробные рекомендации способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся.

Целью изучения дисциплины является получение:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о роли общения для каждого человека
  • ЗНАНИЙ о способах конструктивного общения
  • УМЕНИЙ адекватно строить отношения с окружающими

Задачи дисциплины:

1. обучение навыкам конструктивного общения

2.  обучение приемам ведения беседы

3   обучение распознаванию вербальной и невербальной речи

4 . создавать условия для развития личностного самосознания учащихся;

5 создавать условия для развития сплочения коллектива

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • О  средствах общения;
  • О социальных установках, влияющих на личность;
  • О гендерных особенностях общения;
  • О конфликте как столкновении двух и более разных взглядов

знать:

  • Средства невербального общения;
  • Средства вербального общения;
  • Особенности общения мальчиков и девочек
  • Способы построения конструктивного общения;
  • Способы выхода из конфликта.

уметь:

  • Проявлять толерантное отношение;
  • Владеть навыком активного слушания;
  • Конструктивно строить отношения с окружающими;
  • Дискутировать;
  • Оценивать полученную информацию.

8 класс

«В мире профессий»

Тема

Количество

Человеческие возможности в профессиональном самоопределении

17

Личность в профессиональной деятельности

12

Путь к самопознанию

7

Всего

36

Рабочая программа дисциплины «В мире профессий» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии. Программа курса направлена на развитие социально – профессионального самоопределения.

Целью изучения дисциплины является получение:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о познавательных процессах в различной трудовой деятельности
  • ЗНАНИЙ об индивидуальных различиях
  • УМЕНИЙ выделять собственные личностные ресурсы

Задачи дисциплины:

  • Знать основные психические процессы;
  • Создать условий для понимания уровня развития своих познавателньых процессов;
  • Формировать  положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к будущей профессии;

 В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • о роли каждого познавательного процесса в сферах профессионального труда;
  • о способностях;
  • о вербальной и невербальной речи
  • о потребностях и мотивации

знать:

  • познавательные процессы;
  • особенности развития способностей;
  • индивидуальные особенности своей личности;
  • свои индивидуально – психологические особенности;
  • требования профессий к познавательной сфере личности.

уметь:

  • взаимодействовать с окружающими при конфликте интересов
  • выражать уверенное поведение
  • решать конструктивно  проблемы межличностного взаимодействия
  • владеть приемами  по развитию познавательной сферы личности

 9 класс

«В мире профессий»

Тема

Количество

Мир профессий и труда

9

Человеческие возможности в профессии

9

Речь и культура общения в профессиональной деятельности  

10

Человеческие ресурсы – путь к самопознанию

8

Всего

36

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных условиях

Программа курса психологической подготовки учащихся к социльно – профессиональному самоопределению нацелена на  изучение психологических особенностей  выполнения профессиональных задач, помогающих школьникам научиться эффективному взаимодействию с людьми, а также получить ответы на вопросы о самом себе.  Представленные в нем методические приемы и подробные рекомендации способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся и следствием того успешное профессиональное самоопределение.

Целью изучения дисциплины является получение:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о проблемах выбора профессии, их классификации и требований
  • ЗНАНИЙ о профессиональной пригодности
  • УМЕНИЙ соотносить собственные личностные ресурсы с требованиями профессий, следствием чего будет успешный профессиональный выбор

Задачи дисциплины:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;
  • формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к будущей профессии;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • о различных направлениях профессионального труда;
  • о человеческих возможностях в профессиональном самоопределении;
  • о понятии карьера, специальность, призвание и т.д.
  • о профессиональных резервах людей различных профессиональных областей профессиональной пригодности

знать:

  • основные термины, цели и задачи дисциплины;
  • формы составления профессионального плана;
  • особенности профессиональной и социальной адаптации;
  • ограничения здоровья в профессиональной сфере;
  • условия рынка труда, для более спешной профессиональной адаптации;
  • свои профессиональные склонности, способности и направленность.

уметь:

  • структурировать полученные знания и применять их на практике
  • структурировать и планировать время
  • решать конструктивно  проблемы межличностного взаимодействия
  • использовать техники аутогенной тренировки, релаксационные упражнения для восстановления работоспособности
  • владеть приемами  по развитию познавательной сферы личности
  • определять уровень своей психологической готовности к осознанному выбору профессии

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  • Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоций и чувств. Курс человековедения. Книга для учителя в двух частях. Часть 2. Издательство УГЦВ "Психопедагогика", Одесса - Томск, 2004г.
  • Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.г.
  • Прихожан А. С. «Как обрести уверенность в себе» - 2 –е изд М., 2001
  • Григорьева Т.Г., Линская Л.В.,  Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 2007. - 198 с.
  • Грецов А.Г. Тренинг общения с подростками. Спб.: Питер, 2006. – 160 с.
  • Кореко А.В. ИКТ в профессиональном самоопределении Волгоград 2010 – 199с.
  • Леванова Е.А. Игра в тренинге. Спб.: Питер, 2006. – 160 с
  • Вачков И. Игра в тренинге. Приемы и игровые технологии

5.4.2. Дополнительная литература:

  • Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
  • Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Смысл; Academia, 1996. - 192 с.
  • Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. "Психология профессионального успеха". - Санкт-Петербург, ООО "СЛП",1998. - 144 с.
  • Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999. - 352 с.
  • Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.