ВЫПУСКНИКАМ
Экзамены – наиболее трудная и ответственная пора, требующая от него максимального напряжения физических и духовных сил. И очень важно научиться правильно распределять свои силы для глубокого и прочного запоминания учебного материала.
Не секрет, что существует практика подготовки к экзаменам по методу своеобразного аврала – приложения чрезмерных усилий в течение двух-трех дней (а иногда и ночей), отведенных на данный экзамен. Такая тактика очень вредна как для психического так и для физического здоровья.
К экзаменам нужно готовиться прежде всего путем систематического и эффективного изучения материала по мере его прохождения в классе. Но этого, конечно, недостаточно. Необходима и специальная подготовка к экзамену: предварительное и заключительное повторение усвоенного ранее материала.
Предварительное повторение следует начинать примерно за два месяца до экзаменов, разумеется по тщательно разработанному перспективному плану. В основу такого повторения нужно положить метод воспроизведения, т.е. обратиться к активному повторению. Воспроизведение требуется осуществлять схематично и выборочно: взять очередной вопрос программы и попытаться вспомнить его основное содержание, а затем – выборочно – и отдельные детали.
Если данный вопрос припоминается плохо, нужно приниматься за повторное вдумчивое восприятие, а потом – воспроизведение (про себя или вслух).
Заключительное повторение осуществляется в дни, специально отведенные для подготовки к экзаменам. И на этот раз основным должно быть активное повторение, припоминание основных положений данной темы и ликвидация «недоделок». Полезно так же подумать о том, какие новые события в развитии науки или общественной жизни относятся к данной теме. Обычно при заключительно повторении учащиеся имеют в своем распоряжении экзаменационные вопросы или даже билеты. Иногда кажется, что в билетах меньше материала. Это неверно. Просто они заранее знакомят учащихся с формулировками вопросов, дают представление о том, насколько подробно нужно осветить их. Кроме того, вопросы ориентируют на то. какие умственные действия надлежит осуществить в процессе ответа (дать сравнительный анализ, описать, охарактеризовать, перечислить и т.д.). Заключительное повторение также должно быть тщательно спланировано. Нужно учесть буквально все: и уровень своей работоспособности, и трудность материала, и время, которое уйдет на посещение консультаций, и многое другое.
Огромное значение при подготовке к экзаменам имеет рациональный режим труда и отдыха. На экзамен нужно идти бодрым, со свежей головой, ибо можно глубоко усвоить материал и не суметь как следует воспроизвести его на экзамене из-за плохого самочувствия, вызванного утомлением.
Взяв билет (на устном экзамене), не торопитесь отвечать, даже если уверены в своих знаниях; обязательно продумайте и составьте план ответа. Это поможет выделить главные положения, которые обязательно должны быть изложены. Кроме того, легче будет найти ответ и на дополнительный вопрос.
Перед экзаменом нельзя поддаваться чувству страха, растерянности. Однако и полная эмоциональная пассивность также нежелательна, из-за нее ваш ответ может оказаться недостаточно динамичным. Лучше всего идти на экзамен с легкой приподнятостью, со своего рода боевым задором, с готовностью и желанием успешно справиться с поставленной задачей.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.