Подготовка детей к школе

 

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших и до конца не решённых проблем  общего образования. Многие годы она широко обсуждается на самых разных уровнях: среди учёных, специалистов органов управления образованием, педагогов, родителей. На страницах печати то и дело появляются статьи о необходимости единой линии в работе дошкольных и начальных школьных образовательных учреждений.

И, всё же, до сегодняшнего дня не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников детских садов – к учителям начальной школы. Главная причина такого положения заключается в том, что многие годы участники этой дискуссии пытались решить данную проблему на локальном уровне: не сообща, а параллельно. Постепенно стали нарастать противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, усиливаться ориентация на искусственную акселерацию как в детском саду, так и в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_podgotovka_detey_k_shkole....doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

 «Подготовка детей к школе»

(из опыта работы)

Подготовила:

учитель начальных классов

Фёдорова В. А

.


Содержание:

1. Введение. Проблемы преемственности дошкольного и начального

общего образования…………………………………………………………...с.3                                                                                                                                                                                                                          

2. Основная часть. Предшкольная ступень обучения……………..............с.5                                                                                                        

    2.1. Концептуальные подходы к построению программы обучения

и развития детей пяти лет "Предшкольная пора"…………………………...с.6

    2.2. Структура и содержание программы………………………………....с.8

    2.3. Методы организации учебно-воспитательного процесса в условиях предшкольного образования………………...………………………………..с.13

3. Заключение………………………………………………………………....с.18

4. Библиографический список……………………………………………...с.21


1. Проблемы преемственности дошкольного

и начального общего образования

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших и до конца не решённых проблем  общего образования. Многие годы она широко обсуждается на самых разных уровнях: среди учёных, специалистов органов управления образованием, педагогов, родителей. На страницах печати то и дело появляются статьи о необходимости единой линии в работе дошкольных и начальных школьных образовательных учреждений.

И, всё же, до сегодняшнего дня не уменьшаются претензии со стороны школы в адрес дошкольных учреждений, а со стороны работников детских садов – к учителям начальной школы. Главная причина такого положения заключается в том, что многие годы участники этой дискуссии пытались решить данную проблему на локальном уровне: не сообща, а параллельно. Постепенно стали нарастать противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, усиливаться ориентация на искусственную акселерацию как в детском саду, так и в начальной школе.

Однако никто не может отменить дошкольного детства. Оно имеет свои присущие этому возрастному периоду закономерности развития. Неоправданное увлечение ранним обучением в дошкольном возрасте привело к тому, что сегодня в школу всё чаще стали приходить "недоигравшие" дети, умеющие читать и писать, но отстающие в развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выполнять творческие задания, с недостаточно развитым воображением, вниманием, произвольностью психических процессов; у таких детей не сформирована волевая реакция поведения, коммуникативные навыки и др.

В 1996 г. Коллегия Министерства образования РФ впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного – начального школьного образования.

Это нашло отражение в Концепции содержания непрерывного образования, в которой определены такие психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования ребёнка будет протекать наиболее эффективно. Концепция утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями. (См. Приложение 1)

Сегодня на министерском уровне осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключения из них дублирования части учебного материала школьного содержания. Наряду с этим организована разработка диагностических методик, обслуживающих преемственность дошкольного и начального школьного образования.  

Решение Правительства обратить особое внимание на подготовку детей к школе вызвало к жизни авторские проекты решения поставленной задачи. Первая такая программа создана большим авторским коллективом, в котором объединились учёные, занимающиеся исследованием дошкольного детства и начальной школы: Виноградова Н.Ф., д.п.н., проф.(руководитель); Журова Л.Е., к.псих.н.; Козлова С.А., д.п.н.; Куликова Т.А., к.п.н., проф.; Салмина Н.Г., д.псих.н., проф.; Щербакова Е.И., к.п.н., проф.

Познакомимся поближе с этой программой. Цель нашего исследования: выяснить решает ли данный проект вопросы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, какие методы и средства для этого предлагает.


2. Предшкольная ступень обучения

Изменение статуса дошкольной ступени образования – мировая тенденция. Так, сравнительно недавно в Финляндии произошла передача дошкольных учреждений из ведомства социальной защиты в ведомство образования, ее примеру последовала Латвия. В России (а раньше – в СССР) дошкольные учреждения, за исключением яслей, уже много десятилетий находятся в подчинении органов управления образованием. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного (и более ранних возрастов) нуждается не только в уходе и опеке, но в воспитании, обучении и развитии. А это -  предпосылка преобразования дошкольного звена в исходную, неотъемлемую и полноправную ступень образовательной системы в целом.

В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких проблем:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, как обучающихся в условиях предшкольного образования, так и пришедших в школу в шесть лет;
  • Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.
  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом их возрастных потребностей и возможностей.
    2.1.Концептуальные подходы к построению программы обучения и развития детей пяти лет "Предшкольная пора"

 Выбор содержания, методов и форм организации образования детей    5 – 6 лет должен, прежде всего, учитывать, что они – дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

Эта позиция определяет две важнейшие цели комплексной программы "Предшкольная пора":

Социальная цель: обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников.

Педагогическая цель: развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности систематическому обучению.

Программа построена не по областям знаний (как принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольных процессов; ценностных отношений к окружающему миру и к себе и др.

Принципы построения программы обучения и развития детей шестого года жизни:

  1. Реальный учёт особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
  2. Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.
  3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
  4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
  5. Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условии для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
  6. Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.)

Авторы, учитывая целостность восприятия дошкольниками окружающего мира, предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний.

В программу "Предшкольная пора" входят:

  • Программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с пяти лет),
  • Средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги),
  • Методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.


2.2.Структура  и содержание программы

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе шесть разделов, отражающих основные линии развития ребёнка-дошкольника в результате его обучения:

  • "Познаём других людей и себя"                                                                  

Этот раздел представлен содержанием, которое формирует у дошкольников знания, необходимые для осознания принадлежности себя к человеческому роду, понимание ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление детей с о своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У ребят воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Средства обучения: пособия "Кто я такой", "Я и мои друзья", "О правах и правилах" (автор С.А. Козлова); "Я и моя семья" (автор Т.А. Куликова).

  • "Познаём мир"                                                                                            

Данный раздел направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию детьми ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущих первоклассников, их умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе  и обществе. Одной из задач освоения содержания данного раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего – математики и окружающего мира.  

 Средства обучения:  пособия "Путешествуем по сказкам" (авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова), "Рассказы-загадки о природе" (автор Н.Ф. Виноградова); "Удивительные превращения" (автор Д.С. Златопольский); "Моя первая математика" (автор Е.И. Щербакова); "Где, когда и почему " (автор Т.А. Куликова), "Отправляемся в путешествие" (автор С.А. Козлова).

  • "Учимся думать, рассуждать, фантазировать"                                    

Раздел включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется  осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, затем и логического мышления. Одной из задач освоения содержания данного раздела является подготовка к изучению таких предметов начальной школы как русский язык, математика и окружающий мир.  

Средства обучения:  пособия "Путешествуем по сказкам" (авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова), "Рассказы-загадки о природе" (автор Н.Ф. Виноградова); "Удивительные превращения" (автор Д.С. Златопольский); "Моя первая математика" (автор Е.И. Щербакова); "Учимся рисовать" (авторы Н.Г. Салмина, А.О. Глебова).

  • "Учимся родному языку"                                                                    

Данный раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребёнка, связную речь, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделяется специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребёнка.

Средства обучения:  пособия "Играем в звуки и слова", Играем и читаем вместе" (авторы Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова), "Рассказы-загадки о природе" (автор Н.Ф. Виноградова); "Фантазируем и рассказываем" (автор Н.Ф. Виноградова).

 

  • "Учимся рисовать"                                                                                

Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей – рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.) и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:

- пространственная ориентировка,

- умение анализировать предмет  и изображение,

- развитие воображения,

- освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

  • "Играем и фантазируем"                                                                          

Раздел направлен на развитие воображения, значительно способствующего успешности обучения ребёнка в школе. Особое внимание уделяется  такому качеству воображения как предвидение, сформированность которого определяет  творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.) Содержание этого раздела направлено на развитие умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссёрских и других видах игр. Особое внимание уделяется развитию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности: принятие и удержание учебной задачи, самостоятельный выбор средств для достижения результата, точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Выделение разделов достаточно условно, т.к. особенностью программы является взаимосвязь всех разделов.

Примерный учебный план

Продолжительность обучения: 28 недель (например, с 1 октября по 1 мая, с учётом двухнедельных каникул в январе и марте).

Общее число часов: 420.

В условиях неполного пребывания детей в школе (дошкольном учреждении) целесообразен следующий режим дня:

9.00 – 9.30 – первое занятие

9.40 – 10.10 – второе занятие

10.10 – 11.10 – игровой час

11.10 – 11.30 – третье занятие

В условиях полного дня пребывания в дошкольном учреждении (школе) возможен перенос одного занятия и (или) игрового часа на вторую половину дня.

Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день.

Длительность занятий: не более 30 мин.

Перерыв между занятиями: не менее 10 мин.

Примерное число занятий:

Разделы программы

В неделю

Всего

Познаём других людей и себя

2

56

Познаём мир

3

84

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

3

84

Учимся родному языку

5

140

Учимся рисовать

2

56

Играем и фантазируем

Во время игрового часа, а также в рамках любого занятия

С учётом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями возможно проведение четвёртого занятия: это может быть физическая культура, музыка, ритмика и др.

При подготовке конкретного занятия педагог должен:

  • оценить этап обучения и сформированность у каждого ребёнка необходимых знаний и умений;
  • предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребёнка;
  • учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
  • предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.  

2.3. Методы организации учебно-воспитательного

процесса в условиях предшкольного образования

Содержание программы в основном реализуется в двух организационных формах: использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного игрового часа.

  Игра в УМК выступает как приоритетный метод  обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника, для становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности – учебной. Реализация такого подхода обеспечит, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике.

В предлагаемых УМК представлены два вида игр – дидактическая и ролевая.  

Дидактическая игра

При предъявлении дидактической игры педагог в доступной форме озвучивает её дидактическую цель. Чтобы игра состоялась, она должна содержать игровое правило и игровое действие. Игровое правило формулируется обычно так: "если, то…". Отсутствие игрового правила разрушает игру, поэтому нужно воспитывать в детях желание победить, умение проигрывать, элементарную оценку того, почему в данной игре он не одержал победу.

Именно в этом виде игр развиваются умения действовать в соответствии с правилом, добиваться желаемого результата, преодолевать трудности, а также целеустремлённость, настойчивость, терпение, упорство, волевые усилия.

Ролевая игра

Ролевая игра имеет особое значение для развития воображения, фантазии ребёнка – важнейшей способности будущего школьника, во многом определяет и сформированность умений сотрудничать, общаться, договариваться и т.п.

При использовании ролевой игры как метода обучения на занятии педагог в косвенной форме участвует в распределении ролей. Помогает каждому исполнителю понять особенности исполняемой роли, даёт образец того, как можно вступить во взаимодействие с другими участниками игры, развивать её сюжет. Педагог должен способствовать тому, чтобы каждый играющий получил удовольствие от совместной игровой деятельности.

Эффективной работе подготовительных групп (классов) способствует создание образовательной среды, в которой происходит обучение и развитие детей: наличие дидактических пособий, уголка живой природы, набора детских книг, настольно-печатных игр; разнообразных материалов для рисования, аппликации, конструирования и др.  

  Игровой час

В соответствии с замыслом авторов программы "Предшкольная пора" игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребёнка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решить инициативно и творчески.

Игровой час – время для возникновения и развития разных видов игр. 

Вместе с тем педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребёнком, если к этому есть определённые предпосылки: знания и разнообразные умения играть ( как использовать игрушки или предметы-заместители; как передавать образ; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействие и др.).

Всему этому нужно детей учить. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр. Ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества, а это обусловливает её развивающие эффекты. Для этого педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать согласовать замыслы, распределить роли, договориться о правилах, совместно решить, что потребуется для игры и т.д.

Организация игрового часа

Прежде всего, нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Происходит это в доброжелательной и ненавязчивой форме: "А не поиграть ли нам всем вместе в …?", "Хотите поиграть в …?", "Давайте обсудим, во что мы сегодня будем играть" и др. это прямой способ предложения игровой деятельности. Можно пользоваться и косвенными методами её организации: прочитать литературное произведение, которое станет основой будущей игры, внести в группу новые игрушки. Вызывающие живой интерес детей и определяющие начало игры и т.п.

При планировании игрового часа очень важно предусмотреть следующее:

  • Педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать её: определить этап развития, отобрать приёмы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей к ней и целесообразность продолжения этой игровой деятельности. Исходя из особенностей конкретного вида игры, задач, которые можно решить с её помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности. Педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

  • Очень важно установить связь между занятиями и игровым часом. Тема и содержание занятия могут стать предпосылками развития той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссёрской игры. Например, на занятии, где дети узнали о своей стране, её природе, разных городах и сёлах, можно предложить во время игрового часа совершить путешествие на Север или Дальний Восток; принять гостей, которые живут на Урале или в Поволжье и т.д.

  • Во время игрового часа приоритет должен быть отдан играм свободным, творческим (режиссёрским, сюжетно-ролевым). Это очень важно для обеспечения развития воображения будущих школьников. Их умения решать творческие задачи. Игры с правилами тоже могут использоваться во время игрового часа, но их доля должна быть меньше, чем творческих.

  • Игровой час может быть организован по-разному. Например, несколько групп могут одновременно играть в разные игры. Создать эти игровые сообщества помогает педагог: одним предлагает игрушки для ролевой игры; другая группа занимается настольно-печатными играми. А третья готовится к театрализованному представлению. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребёнка к конкретному виду игры и на этой основе организовывать играющие коллективы.

В другой день игровой час может проходить по-другому: он начинается с общей сюжетно-ролевой игры на тему, предложенную педагогом или самими детьми. Кроме того, во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр. При этом педагог должен быть очень внимателен к настроениям детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и заинтересованы в ней.

Таким образом, чтобы эффективно использовать игровой час для развития детей и подготовки их к школе, необходима заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно его организовать.


3.Заключение 

Познакомившись с программой обучения и развития детей пяти лет "Предшкольная пора", мы присоединяемся к мнению авторов данного проекта в том, что независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет происходить обучение пятилетних детей, необходимо, чтобы его руководители (воспитатель, учитель, родитель, гувернёр) ориентировались на два важнейших требования:

  • учёт индивидуальности ребёнка, его эмоционального благополучия и интереса к занятиям; желания посещать образовательное учреждение (школу) и в будущем.  
  • необходимость получения реального результата обучения, определённого предложенной Программой обучения;

Организация процесса обучения должна подчиняться определённым педагогическим требованиям, что необходимо для наиболее эффективного достижения поставленных целей и создания благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Особое внимание педагог должен уделять учёту психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста:

  1. Нельзя предъявлять к детям требования, которых они не могут выполнить, т.к. это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребёнка.
  2. Нельзя забегать вперёд и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут изучаться в школе. В условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др.
  3. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
  4. Потребность в общении со сверстниками – особая черта детей этого возраста: именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе. Поэтому педагогу следует создавать условия для разнообразного учебного и внеучебного общения детей.
  5. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п.

Авторы проекта: Виноградова Н.Ф., д.п.н., проф.(руководитель); Журова Л.Е., к.псих.н.; Козлова С.А., д.п.н.; Куликова Т.А., к.п.н., проф.; Салмина Н.Г., д.псих.н., проф.; Щербакова Е.И., к.п.н., проф. – создавая данную программу, особое внимание обратили на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешного обучения их в школе.

Таким образом, внедрение программы " Предшкольная пора" может быть одним из вариантов решения вопроса преемственности дошкольного и начального школьного образования, обеспечивая возможность "единого старта" детей, начинающих учиться в школе.

Однако эта  программа не единственная.  В настоящее время существует несколько проектов программ предшкольного образования.

Данной проблемой занимаются учёные Центра "Дошкольное детство" имени А.В. Запорожца; Е.В. Колесниковой разработан цикл "Математические ступеньки", представляющий собой серию учебно-игровых занятий.

При подготовке детей к школе поможет уникальная методика обучения, разработанная народным учителем, педагогом-новатором С.Н. Лысенковой. Систему упражнений на каждый день для подготовки детей 5-6 лет к школе в увлекательной игровой форме предлагает Л.Ф. Тихомирова, Е.И. Соколова, Л.М. Козырева .

Нельзя, однако, не сказать, что мнение о введении ступени предшкольного образования неоднозначно..

Например, В.Т. Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор, автор таких работ, как "Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход", "Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития", "Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова", - так отзывается об этом: "Какие бы формы «предшкольного образования» не предлагались федеральными чиновниками, центр тяжести «реформы» падает на школу, к чему она попросту не готова - ни в социальном, ни в организационном, ни в методическом, ни в кадровом отношении…"; "… ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя и форсированная подготовка дошкольников к школе на специальных «тренировочных» занятиях, даже если они и проводятся в «игровой форме»". 


Библиографический список:

  1. Арапова-Пискарёва, Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 2-6.
  2. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. №1. С. 7-12.
  3. Козырёва, Л.М. Развиваем логическое мышление. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 32 с.
  4. Козырёва, Л.М. Развиваем речь малышей. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 32 с.
  5. Колесникова, Е.В. Математика для детей 5 - 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  6. Кудрявцев, В.Т. От педагогики повседневности – к педагогике развития // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 70-76.  
  7. Лысенкова, С.Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу: Как учить маленьких. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 96 с.: ил.
  8. Программа обучения и развития детей пяти лет "Предшкольная пора" // Начальное образование. 2005. №2. С. 7-20.
  9. Соколова, Е.И. Готовимся к школе: Развиваем слух и речь. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 32 с.
  10. Соколова, Е.И. Готовимся к школе: Чтение с увлечением. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 32 с.
  11. Тихомирова, Л.Ф. Логика. Упражнения на каждый день: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 256 с.