Работа с одаренными

Ленкина Маргарита Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

План работы

с одаренными обучающимися,

имеющими

художественно-эстетические способности

         

                                                                              Составитель:

                                                                              Ленкина  М. Н.,                                                                              учитель изобразительного

 искусства

2020 г.

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Хорошая школа – это: где хорошо учат по всем предметам, по окончании дети легко поступают в вузы; где должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги; где должны быть свои традиции;  где дают современное образование.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.  Школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

 Одаренные дети имеют ряд психологических особенностей:

- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

- Не могут четко развести реальность и фантазию.

- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам".

- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации:

1.Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

2.Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

И др.

Цели:

  • Создание системы деятельности по развитию творческих способностей детей, развитию одаренности;
  • достижение максимального уровня развития способностей детей;
  • выявление и выращивание художественного потенциала обучающихся школы.

Задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении обучающихся с высоким уровнем обучаемости;
  • организация разнообразной творческой  художественной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • организация проектной деятельности;
  • организация внеурочной деятельности учащихся.

 Таким образом, можно сделать вывод: для проявления одаренности ребенку необходимо создать определенные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных способностей, поддержки его талантов различными детскими группами и коллективами, общественными организациями, семьей, системой основного и дополнительного образования детей на всех этапах получения образования.

 По новым ФГОС принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми следующие: 

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2.  Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4.  Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5.  Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Можно условно выделить 3 категории одаренных детей:

  • дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и  младшем школьном возрасте);
  •  дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и других видах деятельности (подростковый образ);
  •  обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основные формы работы с одаренными учащимися:

  1. Факультативные занятия:

- Учет индивидуальных возможностей учащихся.

- Повышение степени самостоятельности учащихся.

- Расширение познавательных возможностей учащихся.

- Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

2. Участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях:

- Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на    основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

-Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

- Формирование информационной культуры учащихся.

3. Проведение предметных недель:

- Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

- Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

- Развитие творческих способностей учащихся.

- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

4. Индивидуальные консультации.

 План работы с одаренными детьми

на 2020-2021 учебный год.

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки   проведения

1

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, и т.д. Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

2

Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

Октябрь

3

Организация и проведения  I тура (школьного) предметной олимпиады школьников.

октябрь

4

Участие школьников в городских предметных олимпиадах.

Ноябрь

5

Анализ итогов олимпиады школьников.

Декабрь,

6

Индивидуальные консультации

В течение года

7

Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.

В течение года

8

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

9

Работа  в кружке внеурочной деятельности

В течение года

10

Привлечение  детей к проектной деятельности.

В течение года

11

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в художественно-эстетическом направлении.
  2. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.
  3. Повышение художественно-эстетического вкуса.
  4. Оформление выставок детского творчества.
  5. Положительная динамика процента участников и призёров в творческих городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах
  6. Наличие научно-исследовательской работы

Поощрение одарённых детей - публикации в СМИ, на сайте школы; -               награждение грамотами, сертификатами

БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

на 2019-2020 учебный год

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата рождения

Область деятельности

Наставник

1

Шукунова Елизавета

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

2

Морозова Арина

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

3

Ленкина Кристина

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

4

Симахин Илья

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

5

Гусейнова Диана

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

6

Конышева Ольга

2008

Художественная деятельность,

Ленкина М. Н.

7

Ветрова Марина

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

8

Унжакова Полина

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

9

Федосеев Руслан

2007

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

10

Слепов Михаил

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

11

Борзова Ульяна

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

12

Гаршина Ульяна

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

13

Полежаева Варвара

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

14

Осокин Святослав

2009

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

15

Минаев Григорий

2004

исследовательская работа

Ленкина М. Н.

на 2020-2021 учебный год

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата рождения

Область деятельности

Наставник

1

Шукунова Елизавета

6 Д

2008

Художественная деятельность

исследовательская работа

Ленкина М. Н.

2

Морозова Арина

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

3

Ленкина Кристина

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

4

Симахин Илья

2008

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

5

Руднева Анастасия

2009

Художественная деятельность

Ленкина М. Н.

6

Банукова Софья

2009

Художественная деятельность,

Ленкина М. Н.

Результативность работы за 2019-2020 уч.год

Название мероприятия

Кол-во уч-в

Результат участия

Класс

ФИО ученика

Городской конкурс изобразительного творчества «Волшебная кисть», посвященный 310-летию со дня основания города Бийска

очный

6

Диплом 1 степени

 Диплом3 степени

Диплом 1 степени

Сертификат

Сертификат

сертификат

Шукунова Елизавета

Унжакова Полина

Симахин Илья

Гусейнова Диана

Ветрова Марина

Федосеев Руслан

Муниципальный этап краевого конкурса декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда»

4

Диплом 1 степени

Специальный диплом

Сертификат

Сертификат

Морозова Арина

Шукунова Елизавета

Конышева Ольга

Ленкина Кристина

Окружной этап краевого конкурса декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда»

1

Диплом 1 степени

Морозова Арина

Международный творческий конкурс"Произведения В.В. Бианки в рисунках детей", посвященного 125-летию со дня рождения В.В. Бианки

1

Диплом 2 степени

Ленкина Кристина

II Международный творческий конкурс:
« Пейзаж. Холодный колорит»

2

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени

Боровик Полина

Морозова Арина

VI Международного конкурса для детей и молодежи «РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»

4

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

Конышева Ольга

Ленкина Кристина

Морозова Арина

Полежаева Варвара

II краевой конкурс рисунков и фотографий «Россия и Крым – общая судьба!», посвященная Году памяти и Славы в честь 75- летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

2

Сертификат

Диплом 3 степени

Ленкина Кристина

Осокин Святослав

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

4

2 место

1 место

1 место

1 место

Логинова Елизавета

Дедова Мария

Лаптева Екатерина

Ленкина Кристина

Х Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием РОСТКОНКУРС по технологии

5

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 3 степени

Гаршина Ульяна

Ленкина Кристина

Конышева Ольга

Унжакова Полина

Борзова Ульяна

Х Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием РОСТКОНКУРС по изобразительному искусству

5

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

сертификат

Конышева Ольга

Симахин Илья

Ленкина Кристина

Слепов Михаил

Унжакова Полина

Краевой конкурс творческих работ «Мой земляк – Михаил Калашников», посвященный 100-летию советского и российского конструктора стрелкового оружия

3

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени (коллективная работа)

Минаев Григорий

Карпов Артем Конкин Илья

Результативность работы за 2020-2021 уч.год

Название мероприятия

Результат участия

ФИО ученика

Класс

Всероссийская олимпиада школьников РОСТКОНКУРС по изобразительному искусству

3 место

2 место

2 место

2 место

Сертификат

2 место

2 место

2 место

Ленкина Кристина

Головко Арина

Форопонова Мария

Озерная Варвара

Тренкина Анна

Вишнякова Мария

Разгоняева Алина

Тупикин Стас

Всероссийская олимпиада школьников РОСТКОНКУРС по технологии

3 место

Ленкина Кристина

ВсОШ по МХК Школьный этап

1 место

1 место

2 место

Лисс Екатерина

Кислицина Екатерина

Риб Эльвира

11а

11а

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

2 место

1 место

3 место

Медведева Софья

Заболотникова Кира

Крылова Алёна

Озерная Варвара

Руднева Анастасия

Форопонова Мария

Тренкина Анна

Чекашкина Ксения

Art авангард — международные творческие конкурсы для детей и педагогов

1 место

3 место

Шукунова Елизавета

Симахин Илья

Краевой конкурс творческих и исследовательских работ, посвященных 85- летию со дня рождения Г. С. Титова

1 место

Шукунова Елизавета

Муниципальный этап краевого конкурса декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда»

Диплом 1 степени

Специальный диплом

Шукунова Елизавета

Ленкина Кристина

Окружной этап краевого конкурса декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда»

Диплом 1 степени

Шукунова Елизавета

13 Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Надежды России»

Диплом 1 степени

Диплом 1 степени

Форопонова Мария

Ленкина Кристина

муниципальный этап краевого детско-юношеского тематического конкурса «Пожарная ярмарка -2021».

-

Диплом  3 степени

Форопонова Мария

Шукунова Елизавета

краевой смотр-конкурс среди образовательных
организаций Алтайского края
«Правила дорожного движения - стиль жизни» Номинация «ПДД знай, по дороге не гуляй!».

Диплом 2 степени

Шукунова Елизавета

Школьный конкурс рисунков «Самые красивые, добрые, милые»

2 место

Губина Д.

"Мой космос" Школьный конкурс рисунков

1 место

1 место

2 место

Шукунова Елизавета

Симахин И.

Ленкина К.



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме «Элементы здоровьесберегающей образовательной технологии в работе педагога изобразительного искусства, как ключевое условие реализации ФГОС»

Зовут меня Ленкина Маргарита Николаевна, работаю учителем изобразительного искусства и черчения в «Средней общеобразовательной школе №3»

Окончила Бийское педагогическое училище в1992г. художественно – графическое отделение; Бийский  государственный педагогический университет в 2000 г. художественно – графическое отделение.

Представляю обобщение опыта работы по теме « Элементы здоровьесберегающей образовательной технологии в работе педагога изобразительного искусства, как ключевое условие реализации ФГОС».

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одна из составляющих национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. При этом наиболее значительное увеличение болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.  Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.  

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе. В данном направлении работают многие ученые. Например, доктор Владимир Филиппович Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по этой системе, в том числе и наша МБОУ  СОШ №3. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Задумалась, как сделать так, чтобы состояние здоровья моих учеников за годы обучения в школе не ухудшалось?

Для этого решила познакомиться с образовательными технологиями, в которых присутствуют элементы здоровьесбережения.  

Главной целью  педагогической деятельности считаю

обучение на основе современных педагогических технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.

Реализация педагогической  идеи достигается

  • созданием  психолого-педагогических  и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт;
  • организацией учебной деятельности с учетом индивидуального подхода;
  • осуществлением внеурочной деятельности  по воспитанию культуры здоровья;
  • формированием  мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
  • использованием  здоровьесберегающих приемов и методов обучения.

Целостное здоровье человека имеет три составляющие: физическую, психоэмоциональную и социально-нравственную.

Хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые использую в своей педагогической деятельности.

На первом направлении, гигиенически правильная организация  урока даёт возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения.

  Для этого использую:

-физкультминутки, гимнастику для пальцев и глаз, элементы релаксации.

-оздоровительные свойства растений (озеленение кабинета);

Следуя принципам В.Ф. Базарного использую режим  смены динамических поз:

свободное    перемещение   по   кабинету   в   ходе  практической работы, экспресс – выставки, разных по типу уроков.

Базовые элементы здоровьесберегающих технологий используются сегодня уже в школах других стран.

Проанализировав результаты мониторнига на напряженность учебной среды, можем с уверенностью сказать, что учащиеся на моих уроках чувствуют себя комфортно.

На втором направлении, с целью  положительного влияния на  физическое и психическое  здоровье, использую  активные методы обучения:  проблемный, проектный, межпредметный, исследовательский и др.,  

С целью организации внеурочной деятельности по художественному творчеству разработала и апробировала программу «Семицветик».  Реализация , которой позволяет оказывать положительное влияние на эмоциональное здоровье детей. Эффект достигается при осязании ребенка  разнообразной  фактуры  материалов (песка, опилок, глины, пластилина, гуаши и др.) Кроме этого, занятие любимым делом – самое благоприятное условие для положительного эмоционального фона и развития творческих способностей школьников.  Результатом является участие и победы в проектах РДШ.

Статистические данные участия школьников в творческих конкурсах

2016 год

2017 год

2018 год

Уровень

Участники

Результат

Участники

Результат

Участники

Результат

Школьный

56

39

72

29

204

34

Муниципальный

6

1

9

3

32

1

Краевой

9

7

4

1

-

-

Всероссийский

5

1

7

3

13

3

ИТОГО

76

48

92

36

249

38

Статистические данные участия школьников в интеллектуальных конкурсах

2016 год

2017 год

2018 год

Уровень

Участники

Результат

Участники

Результат

Участники

Результат

Школьный

38

12

77

21

41

15

Муниципальный

21

1

13

7

-

-

Краевой

10

3

7

3

-

-

Всероссийский

13

5

10

7

57

3

ИТОГО

82

21

107

38

98

18

В 2018 году  получила призовое место на ярмарке методических разработок города за программу «Кисточка» , направленную  на инклюзивное образование . В данной разработке даются рекомендации к организации кружковой работы в школе с детьми с ОВЗ, средствами художественного творчества методом  арт- педагогики.  Апробировала программу в коррекционной школе №2. Основу коррекционно-педагогической  работы составляет изотерапия нетрадиционными техниками.  Такой выбор дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков.

На третьем направлении, забочусь о социально-нравственном здоровье учащихся. В воспитании общечеловеческих истин добра, любви и красоты имеют значение все школьные предметы, но  искусству здесь отведена особая, главная роль.  Для этого веду  работу, направленную на воспитание духовных ценностей: уважение традиций родного народа, формирование здоровых жизненных установок, бережное отношение к природе.

Для решения этой задачи провела музейный урок по теме «Русская народная праздничная одежда», интегрированный урок с литературой  по теме «Иллюстрация» (о писателях Алайского края), организовала исследовательский проект «Алтайские узоры» ( по региональному компоненту ).

С целью воспитания навыков и привычек безопасной жизнедеятельности  

регулярно принимаю участие с детьми и родителями в тематических конкурсах рисунков, акциях, мероприятиях.

Следуя педагогическим принципам,  добиваюсь достижение поставленных целей личным примером.

Внедрение в обучение элементов здоровьесберегающей технологии мне позволило добиться следующих результатов:

  • Положительная динамика качества знаний по предмету изобразительное  искусство

2016 – 2017 уч. год

2017 – 2018 уч. год

2018 – 2019 уч. год

% качества

93,85

96,42

97,3

% успеваемости

100

100

100

  • Положительная мотивация к учебной деятельности по предмету изо

  • прирост учебных достижений.
  • Уровень психологического климата классного коллектива

5 «В» класс 2015-2016 – 83%

6 «В» класс 2016-2017 – 84%

7 «В» класс 2017-2018 – 90%

8 «В» класс 2018-2019 – 93%

9 «В» класс 2019 – 2020 – 96%

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время создан  и активно реализуется подход в решении вопросов здоровьесбережения в моей педагогической деятельности.