Создание поисковой познавательно – интерактивно – коммуникационной системы (ППИКС).

Соколова Любовь Владимировна

Цель моей  текущей инновационной деятельности в рамках создания  презентуемого  инновационного продукта  с использованием  ИКТ:  разработка интерактивных развивающих  игр (ИРИ), не требующих установки дополнительного программного обеспечения в программе  Power Point, под актуальные задачи познавательного развития детей с ЗПР, решаемые  в ходе реализации АООП ДО  и  работе с детьми по основным лексическим темам  с дальнейшим оформлением их в сборник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Создание поисковой познавательно – интерактивно – коммуникационной системы (ППИКС).

Автор: воспитатель  группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР МКДОУ № 38 г. Никольское Соколова Любовь Владимировна

Американский философ и педагог Джон Дьюи еще в 20-м веке считал, что если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.  

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий, а значит и обучение детей должно  проходить с их активным использованием.

Мы значительно отстали в информатизации образования от многих других стран, поэтому «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (1).

Электронные образовательные ресурсы для дошкольных образовательных учреждений разрабатывались в рамках проекта ФЦПРО «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011-2012 гг.).

Было разработано   для дошкольного образования по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность» 900  электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР)  по типу интерактивных развивающих игр (далее – ИРИ), часть уже апробирована (http://eor-np.ru/taxonomy/term/548). Содержательно и методически они создавались в соответствии с ФГТ,  разработка новых ресурсов в соответствии с  ФГОС ДО  запланирована на период  до 2020 года.

Еще всего несколько лет назад педагоги в нашем дошкольном образовательном  учреждении (далее – ДОУ) практически не владели ИКТ -  технологиями. В настоящее время происходит активное оснащение детского сада  мультимедийными и интерактивными средствами обучения.

Однако педагоги нашего ДОУ  испытывают затруднения:

  в поиске  эффективных,  качественных и адаптированных  под детей  разных  возрастных групп, с разными  образовательными  потребностями и возможностями, а так же  нашу  основную образовательную программу дошкольного образования (далее – ООП ДО)  и  адаптированную основную образовательную  программу дошкольного образования (далее – АООП ДО) программных продуктов (ЭОР – электронных образовательных ресурсов) – презентаций, обучающих видео - материалов, интерактивных   развивающих игр,

в формирование оптимальной системы их сочетания и использования в образовательном процессе.

Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и легкой степенью умственной отсталости. В моей группе 10 человек, в основном мальчики. Все они любят играть на компьютерах. 

Цель моей  текущей инновационной деятельности в рамках создания  презентуемого  инновационного продукта  с использованием  ИКТ:  разработка интерактивных развивающих  игр (ИРИ), не требующих установки дополнительного программного обеспечения в программе  Power Point, под актуальные задачи познавательного развития детей с ЗПР, решаемые  в ходе реализации АООП ДО  и  работе с детьми по основным лексическим темам  с дальнейшим оформлением их в сборник.

Цель  дальнейшей моей работы по внедрению ИКТ, как педагога -  инноватора:  создание единой поисковой познавательно – интерактивно – коммуникационной системы (далее - ППИКС), включающей  ИРИ, обучающие мультики, учебные фильмы и  мультимедийные презентации, электронные энциклопедии для  работы с детьми  ЗПР в рамках познавательного развития и реализации АООП ДО.

Согласно  ФГОС ДО   ППИКС предоставит:

- возможность  детям строить свои образовательные траектории самостоятельно (индивидуализация), делая выбор  ЭОР из ППИКС;

- возможность родителям быть включенными в работу по познавательному развитию своих детей;

- возможность специалистам четко определиться в своем вкладе в познавательное развитие детей  средствами ИКТ;

- возможность педагогам, не тратя  время и силы на поиск ЭОР, интересно выстроить свой образовательный процесс с использованием ИКТ, как требует ФГОС ДО.

Цель на перспективу для работы с детьми  с использованием ИКТ:  развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников  через ПИКС, систему информационно - коммуникативных технологий (интерактивных развивающих игр, мультимедийных презентаций и обучающих мультиков, учебных фильмов, электронных энциклопедий ).

Вышеперечисленные  цели будут полностью реализованы  в  3 этапа (в данной конкурсной работе представлен  инновационный продукт, как результат первого этапа):

  1. Разработка  и первичная апробация ИРИ  (июнь – ноябрь  2017 г.).
  2. Создание единой ППИКС  и апробация ее отдельных элементов (сентябрь – май 2017 г.).
  3. Внедрение  ППИКС в работу с детьми ЗПР, включение родителей в использование ИРИ и ППИКС (сентябрь 2018 – май 2019 г.)

Дополнительно могут быть проведены еще 2 этапа, которые создадут большую масштабность данного педагогического проекта и возможность использования продукта другими педагогами.

  1. Апробация использования ИРИ и ППИКС в группах общеразвивающей направленности (ноябрь  2017 – май 2019 г.)
  2. Широкая презентация ИРИ и ППИКС педагогам области и района на конференциях, методических объединениях  через выступления, семинары и мастер - классы, публикации, участие в  профессиональных конкурсах (сентябрь 2017 – май 2020 г.)

Задачи, так же как и цели могут быть разделены на задачи для меня как  педагога – разработчика  и задачи как для педагога, работающего с детьми. При реализации 4 и 5 этапов так же могут быть определены задачи как для педагога – наставника и педагога - транслятора опыта своей инновационной деятельности коллегам.

Задачи первого этапа:

  1. Изучить материалы (презентации, видеоматериалы, специальную литературу) по разработке ИРИ.
  2. Изучить уже, имеющиеся ИРИ (на дисках и в сети интернет) с целью определения потребности в разработке ИРИ  и принципов работы ИРИ как дидактической  игры.
  3. Определиться с тематикой, задачами и содержанием, принципами работы ИРИ.
  4. Придумать героя, который будет сопровождать детей в их развитие.
  5. Разработать ИРИ.
  6. Провести первичную апробацию   ИРИ для определения их эффективности в работе с детьми и дальнейшей корректировке.

Реализация задач второго этапа приведет к подготовке нового  продукта инновационной деятельности - ППИКС, третьего этапа – поможет запустить  систему использования ИКТ для познавательного развития детей с ЗПР через  внедрение ППИКС и сформировать у детей новые компетентности.

Задачи второго этапа:

  1. Изучить  ИРИ, интерактивные презентации и  обучающие мультфильмы, учебные фильмы, имеющиеся в  ДОУ и сети Интернет.
  2. Отобрать лучшие и необходимые для решения задач познавательного развития в рамках работы по лексическим темам в процессе реализации АОП ДО.
  3. Определить их оптимальное их сочетание и  включение в общую  систему работы с детьми ЗПР всех специалистов и воспитателей, родителей.
  4. Провести первичную апробацию отдельных элементов ППИКС, провести ее корректировку и координацию  использования.

Задачи третьего этапа:

Для педагога:

  1. Организовать системное внедрение ППИКС в работу с детьми ЗПР всех педагогов группы (воспитателей, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога).
  2. Подготовить и провести для педагогов группы семинар по использованию ИРИ и ППИКС в познавательном  развитии детей ЗПР, мониторинг потребности в дальнейшей доработке ИРИ и корректировке ППИКС.
  3. Подготовить и провести мастер – класс для родителей по их включению в познавательное развитие детей через  использование ППИКС.
  4. Подготовить и разместить материалы для родителей на групповой страничке в Контакте, организовать сопровождение родителей в использование ПИКС.
  5. Организовать проведение с детьми кругов общения по просмотренным дома учебным  фильмам и обучающим мультфильмам.

Для  детей:

  1. Провести мониторинг умений детей при работе с интерактивной доской, столом и планшетом для самостоятельного использования ИРИ и всей ППИКС.
  2. Провести групповое, подгрупповое и индивидуальное обучение детей работе с интерактивной доской, столом и планшетом для самостоятельного использования ИРИ и  всей ППИКС, определиться с правилами их использования.
  3. Познакомить детей с разнообразием  ИРИ и вей ППИКС, научить делать выбор, исходя из своих интересов, потребностей и возможностей, способствовать совершенствованию умения самостоятельно и творчески подходить к решению  познавательных задач.
  4. Способствовать развитию тьютерского сопровождения детьми друг друга.
  5. Развивать образовательное взаимодействие детей и родителей в процессе работы с использованием  ППИКС дома.
  6. Развивать желание презентовать свои умения и знания детям других групп.
  7. Формировать личностные качества – настойчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе, познавательный интерес и др.

Реализация задач четвертого  этапа  позволит запустить авторские ИРИ и  ППИКС на уровне всего  дошкольного образовательного учреждения, а пятого этапа –  транслировать свой опыт вне ДОУ.

Задачи четвертого этапа:

  1. Подготовить и  провести для педагогов ДОУ семинар  по использованию авторских ИРИ и ППИКС в познавательном  развитии детей дошкольного возраста, в т.ч. с ЗПР.
  2. Подготовить для педагогов  ДОУ  материал опыта на диске и карте памяти.
  3. Апробировать авторские ИРИ и ППИКС в группах общеразвивающей направленности, обеспечить  программно – методическое  сопровождение.

Задачи пятого этапа:

  1. Подготовить публичную речь, презентацию к ней для выступления на конференциях, методических объединениях.
  2. Подготовить  и провести  мастер – класс для педагогов по изготовлению  авторских ИРИ для педагогов  ДОУ, района, области.
  3. Подготовить и провести  семинар  по использованию авторских ИРИ и ППИКС в познавательном  развитии детей дошкольного возраста, в т.ч. с ЗПР.
  4. Подготовить статью для публикации в сети Интернет и сборнике ЛОИРО.
  5. Подготовить материалы к конкурсам, принять участие в региональных конкурсах и конкурсах в сети Интернет. 

В методических рекомендациях  Карабановой О.А., Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»  выделены следующие дидактические принципы применения информационно- образовательных  технологий:

– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него  не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;

– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией  образовательного материала, так и с системой действий ребенка по  его усвоению:  восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;

–принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но  постепенно нарастающей степенью сложности;

– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;

– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;

– принцип наглядности (интерактивной наглядности). С  представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;

–принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);

–принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми); 

–принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора,  интеллектуального  обогащения;

–принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления.

         На  Ярмарке инноваций 2017 мною представлен сборник  авторских интерактивных развивающих игр к лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития  «Играю вместе с Пиксиком». Дети знакомятся с главным героем  Пиксиком на первом занятии, он включен во все авторские ИРИ.

 Вот его первое обращение к детям:  «Привет друзья! Меня зовут Пиксик. Я прилетел к вам с планеты Роболандия. Пиксики – это познавательно – интерактивно-  коммуникативные системы, с помощью нас Вы можете много узнать нового, весело играя и общаясь. И сделаем мы это с Вами с помощью вашей интерактивной доски или интерактивного стола, планшета».

 Он не только приглашает детей поиграть в авторские ИРИ, но и в целом сопровождает их при использовании ППИКС (поисковой познавательно – интерактивно – коммуникативной системы).  

На данный момент для сборника «Играю вместе с Пиксиком» мною разработано  20 интерактивных развивающих игр к различным лексическим темам (охват – 21 тема, не проработано – 4 темы – «Папа, мама, я – дружная семья», «День победы», «Я бы в армию пошел…», «В здоровом теле – здоровый дух», «Цветочная поляна»).

 Особенности авторских ИРИ:

-  Все игры объединены одним героем  Пиксиком;

- Игры разработаны на основе  Power Point, просты в использовании, как взрослыми, так и детьми;

 - В некоторых  играх есть голосовое сопровождение;

- Слайды красочные и разнообразные, изображения понятные детям и эстетичные;

- Представлены разные типы  игр: игра - раскраска, игра – викторина с выбором варианта ответа, логическая игра, игра на развитие восприятия;

-  Многие ИРИ содержат несколько игровых заданий с предоставлением ребенку права выбора;

- В ИРИ с выбором есть кнопка возврата к началу игры для повторного выбора;

- Выполнение заданий сопровождается различными анимационными эффектами: исчезновение, вращение, появление нового изображения или текстового ответа, перемещение, увеличение, звук и салют… 

Данные  авторские интерактивные развивающие игры (ИРИ) могут быть использованы в работе  педагогов (воспитателя, логопеда, дефектолога, педагога - психолога) с детьми  как на группах общеразвивающей направленности, так и на группах компенсирующей направленности (нарушение речи, ЗПР).  

Сборник игр может быть интересен педагогам, как на муниципальном, так и на региональном, всероссийском уровне, как начинающим педагогам, так и уже опытным специалистам. Интересен он будет и для родителей в качестве новой формы домашних заданий. Авторские ИРИ могут быть размещены на  групповой страничке в Контакте для занятий  родителей с детьми дома.

Результатом моей работы на данном этапе стали:

-  разработка  сборника авторских ИРИ,

- проведение мастер – класса для педагогов;

- появление авторских ИРИ на групповой страничке в Контакте в качестве домашнего задания;

-  повышение  заинтересованности педагогов и родителей  в использование ИРИ, их ожидание презентации моих игр и всей   ППИКС,

- повышение моей профессиональной  ИКТ – компетентности;

- повышение познавательной активности, нацеленности на получение положительного результата у  детей моей группы в ходе первичной  апробации авторских ИРИ;

- участие и победа в конкурсах: лауреат первой степени в международном конкурсе «Мои достижения» в номинации «Использование ИКТ в работе педагога»; участник второго  Всероссийского конкурса "Открытые ладони".

Применение компьютерных технологий в работе с детьми ЗПР дает целый ряд преимуществ:

- повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности ребенка во время индивидуальных занятий.

- компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка.

- решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий) .

Список литературы:

  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
  2.   Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ,
  3. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).
  4. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22. 07.2000 г.
  5. Всемирный доклад по коммуникации и информации. ЮНЕСКО
  6. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г. ( утверждена Правительством РФ 1 ноября 2013 г.)
  7. Проект ФЦПРО «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011-2012 гг.).
  8. Методические рекомендации  Карабановой О.А., Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»