"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Халиуллина Галия Кутдусовна

Технологическая карта урока по химии в 8 классе.

Предмет:               химия

УМК                      Габриелян О.С. Химия 8 класс  М.: Дрофа, 2010. – 210

Класс:                   8 класс

Тема:                    Оксиды

Цели урока: сформировать понятие об оксидах  как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, номенклатуру.

 

Задачи:

Образовательные:  усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Развивающие:  развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Воспитательные:  воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу; любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по ФГОС199 КБ

Предварительный просмотр:

Халиуллина Галия Кутдусовна,  учитель химии, СОШ №95 Приволжского района г. Казани.

Технологическая карта урока по химии в 8 классе

Предмет:               химия

УМК                      Габриелян О.С. Химия 8 класс  М.: Дрофа, 2010. – 210

Класс:                   8 класс

Тема:                    Оксиды

Цели урока: сформировать понятие об оксидах  как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, номенклатуру.

Задачи:

Образовательные:  усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Развивающие:  развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Воспитательные:  воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу; любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.

Планируемые результаты:

Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их,  классифицировать, описывать физические свойства оксидов.

Личностные:   принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Метапредметные :

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Межпредметные связи: биология, математика, история, латинский язык.

Ресурсы:

- основные:     

  • Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб.  для  общеобразовательных  учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 210;
  • Коллекция разных оксидов;
  • Раздаточный материал

- дополнительные:

  • Дерябина Н.Е. Занимательные задачи по химии  ИПО «у Никитинских ворот»  Москва 2010
  • Дерябина Н.Е. Неорганическая химия в упражнениях и задачах. ИПО «у Никитинских ворот»  Москва 2012
  • Химия. Вопросы,задачи,упражнения.8-9 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/Л.С.Гузей,Р.П.Суровцева.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.-288 с.
  • Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ 
  • Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ 
  • Учительский портал http://www.uchportal.ru/ 
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
  • Сеть творческих учителей/химоза http://www.it-n.ru/

Организация пространства. Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов),парная (взаимопроверка, взаимопомощь), групповая.

Основные понятия: оксиды, номенклатура оксидов,

Педагогические технологии: технология деятельностного метода

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания (учебник, предметный материал)

Планируемые результаты (УДД)

Диагностирующие и стимулирующие вопросы, предложения

 Приветствие. Организационный момент.

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.

Приветствует ребят.  Создает благоприятный психологический настрой на работу. Мотивирует учащихся к учебной деятельности

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Формируют группы.

Учебник стр.91, образцы оксидов.

формирование учебной мотивации;

коммуникативное

сотрудничество с учителем

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный день.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку?  Посмотрите, друг на друга,  улыбнитесь. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня вы — исследователи.  Вам предстоит изучить очень интересную тему из курса химии. Какую? Вы позже назовете сами. Предлагаю вам знакомиться с удивительными  соединениями (рассматривают образцы оксидов). А что это за соединения, мы можем узнать, решив ребус, которые лежат у вас на партах.

 Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

Цель: формирование учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели  и задачи на урок.

На основе ребуса предлагает сделать вывод, о каком классе веществ идет речь, таким образом, определяя тему урока.

Организует деятельность учащихся на осмысление понятий: оксиды.

Решают ребус и узнают тему сегодняшнего урока. (Оксиды) 

Цель: Знакомиться с оксидами как  об одном из  основных классов химических соединений 

Задачи:

1.Рассмотреть состав оксидов;

2.Дать определение оксидам;

3.Узнать номенклатуру и классификацию оксидов;

4.Выяснить, значения оксидов в природе и для человека.

Кроссворд (приложение 1)

Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

Регулятивные.

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

Решите ребус

C:\Users\user\Desktop\15-012.gif

Значить мы сегодня на уроке будем изучать оксидов. Как бы вы назвали тему нашего урока?

Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Введение нового материала

Цель: формирование умения самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения.

Ставит перед классом задачу и наблюдает, как учащиеся выполняют задание. Организовывает письменный и  устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях  выполняют задания на нахождении степеней окисления, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку.

 

Основные признаки:

Сложные вещества;

Состоят из двух элементов;

Один из элементов – кислород;

Кислород имеет степень окисления -2

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух атомов одним из которых кислород со степенью окисления -2

Желтые карточки с заданиями, тетради

(приложение 2)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме Познавательные: уметь анализировать  результаты,  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, доминирующие на нашей планете. Познакомимся,  сними по ближе. На столах лежат карточки желтого цвета с заданиями.

 1. Определите степени окисления элементов в указанных соединениях:

2. Укажите основные признаки этих соединений.

3. На основании вышесказанного дайте определение оксидам. (Запись в тетрадь).

Первичное закрепление

Цель: формирование у учащихся  способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания.

 Планирует индивидуальную работу с учащимися. Предлагает выполнить карточки с заданиями.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Синие карточки с заданиями

(приложение 3)

Планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

На столах лежат карточки синего цвета с заданиями. Из предложенных веществ выпишите формулы оксидов.

Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении формул оксида?  

Физкультминутка

Цель: развитие здорового образа жизни.

Предлагает сделать зарядку, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

 Повторение упражнений.

видеофизкультминутка

Учатся переключаться

на другой вид деятельности,  формируют представление о значении физминутки.

Устали, в наш класс заглянул молодой спортсмен. Поприветствуем  его. Встали все , у нас физкультминутка.

Самостоятельная (практическая, контролирующая)  работа.

Цель:

формирование навыка самостоятельной работы с учащимися, осуществлять поиск нужной информации для составления ответов.

Организует работу в группах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Группы по 4-5 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

Рабочие листы оранжевого цвета, (приложение 4) дополнительный материал – голубого цвета,

(приложение 5)

учебник  стр. 91-95

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

У вас на столах рабочие листы – оранжевого цвета и дополнительный материал – голубого цвета. Пользуясь материалом учебника и дополнительного материала, ответьте на вопросы и заполните рабочие листы. На выполнение работы дается 7 минут.

Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа  выяснит, номенклатуру оксидов.

 Вторая группа выяснит, классификацию оксидов.

Третья группа  будет изучать физические свойства оксидов.

Четвертая группа будет искать информацию о значении оксидов в природе и применении человеком.

Если задания понятны, можно приступать к работе.

 Обсуждение результатов.

Цель: контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Заслушивает представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

 

Отчет групп: что делали, что открыли, узнали.

Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки, делают сообщения.

Зачитывают выводы

Повторяют вопрос и отвечают на него.

Учебник,  листочки с ответами

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы.

Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?

Ребята, достигли ли вы целей и задач урока?  

Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал.

Объясняет  разноуровневое домашнее задание

Записывают задание в тетрадь.

Учебник, рабочая тетрадь.

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Домашнее задание: прочитать § 18, ответить на вопросы в конце параграфа, заполнить рабочие тетради. Дополнительно:

1. Исключи одну лишнюю формулу, такую, которая не образует с остальными однородную группу:

CO2; SO2; SiO2. Объясни свой выбор.

2.Составить рассказ «Оксиды вокруг нас».

3. Закончить предложение: «Что было бы, если все оксиды реагировали  друг с другом …»

Рефлексия

Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

Организовывает рефлексию в виде вопросов, предлагает дополнить предложения,  высказав своё мнение об уроке.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Дополняют предложения.

Зеленые листочки с предложениями.

(приложение 6)

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. У вас на столах зеленые листочки, кратко ответьте на вопросы.

Дополните предложение, высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило

Итог урока

Цель: создание положительных эмоций.

Выставляются оценки учащимся за работу на уроке

Участвуют в беседе с учителем.

Учебник, рабочая тетрадь.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция   для повышения мотивации учебной деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

Благодарю за урок.

Приложение 1

Решите ребус.

C:\Users\user\Desktop\15-012.gif

Приложение 2

Определите степени окисления элементов в указанных соединениях:

K2O; CO2; CaO; SO2; Na2O; P2O5; BaO; SO3; AI2O3 ;Cu2O; Mn2O7 ;CO.

Приложение 3

Из предложенных веществ выпишите формулы оксидов .

Na2O, KOH, H2SO4, BaO, AlCl3, CuO, N2O3, FeO, SiO2,

CaO, P2O5, NaOH, SiO2, HBr, K2O, N2O3, LiOH, SO3.

Приложение 4.

I группа

Номенклатура оксидов.

Цель:  изучить ___________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 18 оксиды  стр.91-95

2. Прочитайте дополнительный материал.

3. Рассмотрите номенклатуру оскидов.

4. Назовите следующие соединения: P2O5; BaO; SO3; Cr2O3; N2O; Mn2O7 ;CO

5. Составьте формулы оксидов по их названиям: оксид лития; оксид азота (II); оксид хрома (VI); оксид бериллия; оксид  марганца(IV); оксид магния; оксид хлора(I).

II группа

Классификация оксидов.

Цель:  изучить ___________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 18 оксиды  стр.91-95

2. Прочитайте дополнительный материал.

3. По каким признакам можно классифицировать оксиды? Ответ напишите в виде схемы.

III группа

Физические свойства оксидов.

Цель:  изучить ___________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 18 оксиды  стр.91-95

2. Прочитайте дополнительный материал.

3. Рассмотрите, какими физическими свойствами обладают оксиды.

IV группа

Значение оксидов в природе и применении человеком.

Цель:  выяснить роль ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 18  значение оксидов стр.91-95

2. Прочитайте дополнительный материал. Какую роль играют оксиды в природе и в жизни человека?  

3. Составьте схему «Значение оксидов», назовите не менее 3-х представителей.

Приложение 5.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления минус два.  Общая формула -  ЭхОу. Практически все простые вещества при окислении образуют оксиды.

В соответствии с номенклатурой ИЮПАК, оксиды называют словом «оксид», после которого следует наименование химического элемента в родительном падеже, например: Na2O — оксид натрия, Al2O3 — оксид алюминия. Если элемент имеет переменную степень окисления, то в названии оксида указывается его степень окисления римской цифрой в скобках сразу после названия (без пробела). Например, Cu2О — оксид меди(I), CuO — оксид меди(II), FeO — оксид железа(II), Fe2О3 —оксид железа(III), Cl2O7 — оксид хлора(VII).

Часто используют и другие наименования оксидов по числу атомов кислорода: если оксид содержит только один атом кислорода, то его называют монооксидом или моноокисью, если два — диоксидом или двуокисью, если три — то триоксидом или триокисью и т. д. Например: монооксид углерода CO, диоксид углерода СО2,триоксид серы SO3. Также распространены исторически сложившиеся (тривиальные) названия оксидов, например угарный газ CO, серный ангидрид SO3 и т. д. В начале XIX века и ранее тугоплавкие, практически не растворимые в воде оксиды химики называли «землями». (А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом: H2O - водород кислородович; KI- калий йодович; HCI- водород хлорович; HNO3- водород азотович трехкислов).

             Поскольку кислород соединяется почти со всеми элементами, существуют оксиды как металлов, так и неметаллов. Оксиды металлов, подобно CuO, Fe2O3, СаО – твердые вещества. Оксиды неметаллов могут быть как твердые (P2O5), так и жидкие (H2O) и газообразные (как SO2 и CO2).  Большинство оксидов металлов нерастворимы, и исключением из их числа являются лишь оксиды, образованные элементами главных подгрупп первой и второй групп периодической системы (кроме MgO, BeO) . Большинство оксидов неметаллов растворимо в воде, исключение оксид кремния (IV).  (Оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха).

Если оксиды нерастворимы в воде, то люди умело используют и это их свойство. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при изготовлении косметических кремов, пудры. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.

Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды.

Оксид хрома (III) – Cr2O3 – очень прочные кристаллы темно-зеленого цвета, не растворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. Известная многим паста ГОИ (сокращение от наименования “Государственный оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле. Благодаря нерастворимости и прочности оксида хрома (III) его используют и в полиграфических красках (например, для окраски денежных купюр). Вообще, оксиды многих металлов применяются в качестве пигментов для самых разнообразных красок, хотя это – далеко не единственное их применение.

Оксид алюминия Al2O3 как минерал, называется корунд. Крупные прозрачные кристаллы корунда используются как драгоценные камни. Из-за примесей корунд бывает окрашен в разные цвета: красный корунд (содержащий примеси хрома) называется рубином, синий, традиционно — сапфиром. Согласно принятым в ювелирном деле правилам, сапфиром называют кристаллический оксид алюминия любой окраски, кроме красной. В настоящее время кристаллы ювелирного корунда выращивают искусственно, но природные камни всё равно ценятся выше, хотя по виду не отличаются. Также корунд применяется как огнеупорный материал. Остальные кристаллические формы используются, как правило, в качестве катализаторов, адсорбентов, инертных наполнителей в физических исследованиях и химической промышленности.

Керамика на основе оксида алюминия обладает высокой твёрдостью и используется в зубных протезах.

  Углекислый газ. Оксид углерода (IV).   CO2, бесцветный газ со слегка кисловатым запахом и вкусом. Концентрация углекислого газа в атмосфере Земли составляет 0,038 %. По объему, но может быть и другим в зависимости от местности. Углекислый газ выделяют живые организмы, он так же является продуктом горения различных веществ, таких как уголь, нефть или бензин. Твёрдый оксид углерода (IV) называют сухим льдом. При повышенном давлении и обычных температурах углекислый газ переходит в жидкость, что используется для его хранения.

Диоксид углерода не токсичен, но не поддерживает дыхание. Большая концентрация в воздухе вызывает удушье,  раздражающее действие. Недостаток углекислого газа тоже опасен.

Приложение 6.

Дополните предложение, высказав своё мнение об уроке.

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило