Профилактика агрессивного поведения учащихся. (из опыта работы)

Дрожжина Людмила Васильевна

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться?  

 Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества.  Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, СМИ, агрессивная внешняя среда, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МОУ Лицей г. Истра

Профилактика агрессивного поведения учащихся.

Методы работы

Службы СП сопровождения учащихся.

 

Подготовила социальный педагог

 Дрожжина Л.В.

2015г

 Подростковая агрессия – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления агрессивного поведения среди подростков.  Как утверждают социологи, за последние 10 лет уровень общения между подростками в школе изменился самым кардинальным образом.

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться?  

 Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, средства массовой информации. Эти причины являются основными в формировании подростковой агрессии и жестокости.

 Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, СМИ, агрессивная внешняя среда, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели. Дока-зано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В данном случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание.

  Поэтому на первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактики - мер по снижению вероятности проявления актов системы насилия в учебных заведениях. Для создания такой системы необходимо выявление факторов.

Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности.  

 Кроме жесткости образовательной системы, подавляющей личность, зачастую в школе дети подвергаются непосредственному насилию как со стороны сверстников, старшеклассников, так и со стороны педагогов. Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

• внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 % учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе;

• предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в   группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

• недостаточный уровень развития коммуникативных навыков,  знаний о собственных правах;

• традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести:

а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования,  

б) «политическую» систему учреждения образования,  

в) особенности отношения педагогов к школьникам,  ;

г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);

д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;

е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации ,

ж) влияние семьи на склонность детей к агрессии:

  • неполные семьи,
  • семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни,
  • властные и авторитарные семьи,
  • семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями,
  • семьи с генетической предрасположенностью к насилию.

Основные направления для профилактики агрессивного поведения

в подростковой среде.

1. Диагностическое - позволяет установить состояние проблемы в общеобразовательной школе, выявить причины жестокости, определить психологический климат школьного коллек-тива, определить уровень информированности педагогического коллектива, родителей, учащихся о проблеме жестокости.

2. Формирование благоприятных внутриколлективных отношений. Немаловажным моментом для формирования психологически комфортной школьной среды являются тренинги, направленные на формирование навыков бесконфликтного поведения, повышения групповой сплоченности, осознание собственной личности, обучения способам реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию, обучение навыкам ассертивного поведения.

3. Информационно- просветительская работа. В профилактике жестокости важное место должно занимать подготовка педагогического коллектива, поскольку «от учителя зависит очень многое, если он в корне пресекает любые насмешки и умеет создать партнерские отношения в классе — травли не будет, даже если жертва сама провоцирует обидчиков.

4. Работа с родителями учащихся. Разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении такой агрессивной формы поведения как жестокость, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельно-сти подростков и преобладания авторитарных методов воспитания, поддержание самооценки ребенка на должном уровне. Немаловажным моментом в рамках данного направления является разработка памяток - рекомендаций, брошюр по проблеме жестокости, особенностях профи-лактики данного негативного явления.

5. Индивидуальная работа (коррекционная, реабилитационная, консультативная) социаль-ного педагога, психолога с подростками (позволяет выявить причины жестокости, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств), родителями, педагогическим коллективом.

 

1 шаг «Выявление агрессивной среды, учащихся  с ярко выраженной агрессивностью»

  • Социаметрия
  • Социальный паспорт класса
  • Определение уровня воспитанности" (анкета) Н.П. Капустин, М.И. Шилова 
  • Наблюдения
  • Анкета «Школьная комфортность»

. 2 шаг «Определение  уровня проблем агрессивной среды, агрессивного подростка»

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.

При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик:

  • Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
  • Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);
  • Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению;

 3 шаг «Формирование безопасной среды»

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода.  

Из практики работы по профилактике агрессии предлагаются следующие действия:

  • система коллективно-творческой деятельности. Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал, думается, эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде;
  • двойная роль учителя.   На уровне класса у учителя двойная функция: с одной стороны, ему положено руководить обучением и содействовать развитию детей, с другой – ему вменяется роль лидера. В ходе индивидуальных контактов он пытается войти в положение учеников, понять их проблемы и трудности, установить с ними доверительные отношения. В отношениях с классом в целом ему отводится роль лидера группы.   В качестве лидера группы его интересует не столько отдельный конкретный ребенок, сколько характер и динамика настроений группы в целом. В качестве лидера группы он определяет приоритеты.
  • Заявленная позиция преподавателей имеет важнейшее значение в психологическом отношении. Педагогические установки становятся противовесом установкам самих детей. Они помогают им мобилизовать собственные силы.  
  • О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам становится ясно, что в результате своих поступков они приходят к изоляции от коллектива, что определенные акты насилия нетерпимы. Предание гласности имен виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где, по понятиям педагогов и родителей, пролегает граница дозволенного.
  • новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Одной из форм школьной агрессии является школьный буллинг.

Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня  во всех школах без исключения. Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 процентов детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.

Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.

 Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности:

1.Поведение ученика

Физическя агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия.  В крайних случаях может применяться оружие, например ножи.  Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

  Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос.  Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его.  Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость.  Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика.  (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать.  Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь.  Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган.  Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом.  Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно.  Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед.  Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана.  Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы.  В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи. 

Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга (травли)

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования  необходимо сообщить о сложившейся ситуации представителю администрации (завучу по воспитательной работе).

2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

Алгоритм сбора информации по факту буллинга

Сбор проводится по следующим направлениям (И.С. Бердышев, М.Г.Нечаева):

— от самого пострадавшего;

— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

— реальность самого буллинга;

— его длительность;

— его характер (физический, психологический, смешанный);

— основные проявления буллинга;

— участники (инициаторы и исполнители буллинга).;

— их мотивации к буллингу;

— свидетели и их отношение к происходящему;

— поведение жертвы (пострадавшего);

— динамику всего происходящего;

— прочие важные для диагностики обстоятельства.

Работа с жертвами и преследователями:

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;

9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещё из детей принимал участие в такой «игре».

Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку  

Приложение

Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников

В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы. Рассмотрим некоторые индикаторы такого поведения.

Памятка для родителей

Аутсайдер

  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

 Агрессор

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
  • группируется со старшими подростками;
  • имеет садистские наклонности;
  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
  • в игре навязывает друзьям свои правила;
  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
  • игнорирует указания и легко раздражается;
  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Памятка для учителей  

Аутсайдер

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны
  • других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
  • хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
  • опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор

  • на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
  • манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
  • может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
  • на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
  • не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
  • прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
  • входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
  • спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

 

Программа действий

Отношение к окружающим

 

Аутсайдер

Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей

Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы

Агрессор

Добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют

Чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников

Уверенный в себе ребенок

Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим

Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации