ОБЛАСТНОЙ ЭТАП КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2016"

Тиханова Любовь Владимировна
ОБЛАСТНОЙ ЭТАП КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА  2016"
Нижегородская область 

Конкурсное задание "Воспитательное мероприятие", представлена видеозапись мероприятия "В мире занимательной физики".

ссылка на видеозаписьhttps://www.youtube.com/watch?v=aH6mPKnjHfA 

 

Конкурсное задание "Учебное занятие", представлена видеозапись урока в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха".

ссылка на видеозапись - https://www.youtube.com/watch?v=eSAwIkSxdjs 

 

Конкурсное задание "Методический семинар": 

Материалы "Методического семинара" доступны для скачивания по ссылкам ниже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тиханова Л.В.

учитель физики 1 категории МОУ Глуховской СШ.

 Достижение метапредметных результатов через использование ИКТ-технологий в урочной и внеурочной деятельности.

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции)", как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет".

Актуальность темы: Применение ИКТ на уроках физики  является эффективным фактором для достижения метапредметных результатов.

В процессе обучения физики ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия, в том числе  ИКТ-компетентность способствующую эффективному поиску и выделению необходимой информации для объяснения физических явлений

Применение ИКТ на уроках физики позволяет сделать изучаемый предмет доступнее и понятнее: разнообразить стили, общения и обучения на уроке и ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению физики.

Комплексный анализ  внутренних особенностей, социокультурного и производственного окружения нашего образовательного учреждения привели меня к созданию модели образовательного процесса, адекватной социально-педагогическим условиям  и запросам обучающихся и их родителей.

     Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в формировании метапредметных компетенций обучающихся посредством широкого использования  в учебном процессе ИКТ-технологий: сети интернета,  интерактивной доски, обучающих программ по физике, виртуальных лабораторных работ, электронных учебников, дистанционных форм обучения.

 Теоретической основой опыта послужило изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образованияи в русле системно – деятельностного подхода (Л.С. Выготский,В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, И.С.Якиманская , В.А. Львовский, В.Г. Разумовский, А.А. Пинский др.)

В презентации представлено мое понимание работы, основанное на методологии системно-деятельностного подхода раскрыты пути решения возникших противоречий:

  1. Ограниченность образовательной среды школы для  организации учебно-познавательной деятельности;
  2. Противоречие между содержанием программы предмета «физика» и новейшими достижениями и открытиями науки и техники;
  3. Несформированнность компетентностей ученика в значимых сферах профессионального образования и жезнедеятельности;
  4. Все более возрастающие потребности общества и государства в гражданах, способных к непрерывному образованию на основе сформированных УУД.

На сегодняшний день расширение возможностей образовательной среды для достижения метапредметных результатов средствами ИКТ-технологий возможно по следующим направлениям:

1.   построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2.   осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3.   организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4.   обработка результатов эксперимента.

5.   разработка методических программных средств.

6.   использование ресурсов интернет.

7.    коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

        Подробнее хочу рассказать о некоторых технологиях применяемых мной.

В этом учебном году я воспользовалась  возможностью бесплатно опробовать электронные формы учебников издательства «ДРОФА» с одним из своих классов в течение первого полугодия этого учебного года! Могу с уверенностью сказать, что такие учебники интересны и нужны и учителю и учащимся и у них есть свои преимущества.

 Электронный учебник в процессе обучения физике формирует у учащихся интерес к учению, активизирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, в результате чего устраняется атмосфера страха и принуждения, пассивности и скуки, шаблона и отсутствия стимулов к усилиям, словом, радикально изменяется существовавшая система педагогических воздействий на учащихся.

  Среди большого количества разнообразных виртуальных лабораторных работ я выбираю для своей работы такие, которые позволяют создавать эксперименты, снабженные пошаговыми инструкциями, или же позволить ученикам свободное экспериментирование с выбранным набором виртуальных физических объектов.

Интерактивные возможности виртуальной лаборатории Yenka позволяют реализовать деятельностный подход к обучению, ориентированный на достижение образовательных результатов: личностных (в мотивационной сфере – повышение интереса к учению, развитие познавательной самостоятельности учащихся, создание условий для творческой деятельности учащихся) метапредметных (умение планировать свои действия, выполнять и контролировать качество их исполнения) Приложение Web 2.0  LearningApps.org . для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей может быть непосредственно включено в содержание обучения, а также многочисленные модули  можно изменять в оперативном режиме.

Виртуальная онлайн-доскаRealTimeBoardпозволяет одновременно в режиме реального времени работать учителю и обучающимся: изучать, создавать, исправлять, оценивать, использовать в дальнейшем получившийся продукт напр. урок, проект, исследование.

Можно с уверенностью сказать, что структурирование информации, визуализация идей и совместная работа над проектами с помощью RealTimeBoard может превратить учебный процесс в настоящее удовольствие.Такие ресурсы я также применяю в дистанционном обучении.

 Учащиеся на сайте нашей школы могут дистанционно изучить некоторые темы по физике в случае, если они по каким-то причинам не посетили урок. Поэтому я размещаю для них свои уроки и задания, а также дополнительный материал и задачи для  одаренных  учащихся.

Обобщая опыт применения ИКТ-технологий на уроках физики и во внеурочное время, можно сделать вывод:

ИКТ-технологии

  • быстро осваиваются современными школьниками,
  • дают им уверенность в себе,
  • создают более комфортные условия для самореализации и творчества,
  • повышают мотивацию обучения,
  • увеличивают круг общения школьников,         
  • предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.

Повышение познавательной активности отражается и в результативном участии обучающихся в творческих предметных конкурсах, научно-практических конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ а также участие и победы учащихся в олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня, качество знаний по предмету и  результаты  ЕГЭ.