Проектные задачи в начальной школе

Хмылова Наталья Анатольевна

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе,  выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить  о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель использования проектных задач в образовательном процессе.

 На протяжении 2011/2012 учебного года я регулярно использовала в образовательном процессе задачный подход, реализовывали уроки решения проектных задач на разных предметах: «Доктор Айболит», «Детский магазин», «В стране Невыученных уроков», «Издательство Цветочного города» (русский язык), «Новогодняя елка», «Выбираем экскурсию», «Я — экономист» (математика), «Мир глазами животных» (литературное чтение), «Родительский комитет»» (математика).

По итогам осуществления локальной экспериментальной деятельности в начальной школе, я пришла к выводу: использование проектных задач в образовательном процессе создает условия для организации взаимодействия (сотрудничества) учащихся между собой; позволяет освоить способ проектирования через специально разработанные задания; дает возможность посмотреть на «перенос» известных предметных способов действий в реальную ситуацию, таким образом, положительно влияет на формирование УУД младших школьников.

Инновационная деятельность способствует совершенствованию профессионального мастерства педагога. В результате такой деятельности создаются авторские уроки решения проектных задач, транслируется передовой педагогический опыт в педагогических журналах и методических пособиях. Участники деятельности осознают, что развитие образовательной системы определяется не только готовностью самого педагога включиться в процессы обновления, но и способностью изменить себя и образовательное пространство.

Опыт инновационной деятельности транслируется на семинарах-практикумах, я принимаю активное участие в научно-практических конференциях различного уровня. На базе гимназии №86 г. Нижнего Тагила в 2011/2012 учебном году принимала участие в обучающих семинарах-практикумах по внедрению проектных задач в образовательный процесс начальной школы.

В мае 2012 г. мною была проведена промежуточная диагностика уровня обученности и уровня сформированности познавательной активности младших школьников. На данном этапе учащиеся начальных классов выполняли итоговые проверочные работы по русскому языку и математике. Итоговые проверочные работы состояли из заданий репродуктивного, рефлексивного и творческого уровней, что позволило грамотно диагностировать уровень обученности и уровень сформированности познавательной активности младших школьников.

Сравнительные результаты уровня обученности стартовой (сентябрь) и промежуточной (май) диагностик моего класса демонстрируют положительную динамику в моём классе.

Таким образом, на основании сравнения полученных результатов стартовой и промежуточной диагностик экспериментальной деятельности можно сделать следующие выводы: использование в образовательном процессе начальной школы проектных задач положительно влияет на уровень обученности младших школьников и формирование познавательной активности.

Экспериментальная работа по реализации проектных задач в образовательном процессе начальной школы будет осуществляться мною и в дальнейшем. Это позволит отследить и продиагностировать и уровень обученности, и уровень сформированности познавательной активности у одних и тех же учащихся на протяжении их обучения в начальной школе.

Однако уже на данном этапе следует отметить, что использование в образовательном в процессе начальной школы уроков решения проектных задач способствует становлению у школьников рефлексивных умений, умений ставить цели и планировать, моделировать и вступать коммуникацию.

Литература

1.         Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2009. — 176 с.

2.         Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. — М. : Педагогика, 1982. — 208 с.