методические разработки

Конова Ирина Ивановна

сценарный и методический материал по духовно-нравственному воспитанию школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_druzey_menya_chut-chut.doc295 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.26 КБ
Microsoft Office document icon rozhdestvo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы».

Заседание клуба

 «Включите душевное зрение»

«Без друзей меня чуть – чуть…»

Подготовила:

Педагог-организатор

Конова И.И.

Ст. Полтавская, 2009 г.

Цель заседания:

 «Определить, чем отличается «ложная дружба» от настоящей».

Оформление:

Зал: тема заседания, плакат с изображением детей;

Музыка: записи песен о дружбе, сопровождение «живой музыки» баяна;

Техническое обеспечение:

Интерактивная доска;

Музыкальный центр;

Диски с записями.

Методическое обеспечение:

Сценарий;

Слайды к сценарию.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы собрались на очередное заседание клуба «Включите душевное зрение». Тема нашего заседания: «Без друзей меня чуть-чуть». На заседании присутствуют пять школ станицы Полтавской. Поставим перед собой цель: «Определить, чем отличается «ложная дружба» от настоящей».

     Ребята, а вы помните тему прошлого заседания? Правильно, «Волшебная сила доброго слова». Вы должны были подготовить задание: Подготовить сказку, в которой бы нарушались права ребенка. Готовы?

    (Инсценировка или чтение сказки). Пятибалльная система.

     Ребята! И у взрослых, и у детей есть право на свободу общения, а значит и на дружбу. Переходим к новой теме: «Без друзей меня чуть-чуть».

     Что же такое дружба? (Ответы детей). А теперь, посмотрим на экран. (Соцопрос на тему «дружба»). Посмотрите: чем старше человек, тем для него понятнее смысл слова «дружба», но уже, к сожалению, все меньше друзей. Дело в том, что пламенные и нежные чувства любви и дружбы возникают именно в юности, когда человек ищет смысл жизни. И часто оказывается, что те друзья, которых мы находим в подростковом возрасте, идут с нами по жизни до конца. Поэтому так важно помнить, что настоящих друзей, которые вас сейчас окружают нужно ценить. Берегите эту дружбу, она необходима в жизни!

      (Слайд № 1). Дружба - одно из самых высоких, самых благородных чувств, какие только может питать человек к человеку. Во имя дружбы люди совершают самоотверженные поступки, бесстрашно идут на подвиги. Дружба облагораживает: под её влиянием люди становятся лучше, отзывчивее, сердечнее. Поэтому в народе так уважают хорошую, настоящую дружбу.

      Люди с древнейших времён жадно тянулись к дружбе. В сказаниях и легендах, произведениях лучших писателей и поэтов воспеты эти благородные чувства.

       Исключительное место занимает тема товарищества и дружбы в героическом эпосе литературы произведение «Витязь в тигровой шкуре», написанным Шота Руставели. Благородство и силу человеческой жизни он выразил так: «Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг».

     Дружба и товарищество всегда высоко ценились русским народом. В песнях, сказках и былинах, в пословицах и поговорках русские люди ярко обрисовали самоотверженных и верных друзей, высмеяли себялюбцев и трусов, заклеймили предателей.

          (Слайд № 5). «В дружбе – правда!» - эта и многие другие меткие пословицы и поговорки живут в нашем народе с давних пор.

       Конкурс пословиц и поговорок о дружбе. Условие конкурса:

команды по очереди называют одну пословицу или поговорку. За каждую – 1 балл. Команда, которая не ответит - выбывает. Таким образом, оставшаяся в финале команда набирает наибольшее количество баллов.

       Ребята, вы смотрели фильм «Тарас Бульба»? Старый казак Тарас, герой повести Н.В. Гоголя, перед решительной схваткой с врагами под городом Дубно обратился к запорожскому войску с такими словами: «Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества… Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…

Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..  Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!..

     (Слайд № 3). Искренность, принципиальность, правдивость дружеских отношений лучше и чаще всего проверяются в критические минуты жизни, когда один из друзей совершает ошибку, делает неверный шаг.

      Долг настоящего друга – предостеречь от этой ошибки, вовремя остановить товарища, не дать ему оступиться. Но если ошибка уже допущена, друг должен быть беспощаден к провинившемуся, обязан показать ему всю неправильность его поведения, с тем, чтобы в будущем подобная ошибка не повторялась.

А сейчас: игра вопрос – ответ. Если вы согласны – отвечайте последним словом вопроса.

Человек человеку друг? Друг!

Человек человеку брат? Брат!

Ну а как же так вышло? А просто так? Просто так.

Что попал человек впросак.

Мы влюбляемся часто, да? Да!

Мы ругаемся зря? Зря!

Но должны мы однажды просто так

Помогать человеку за так! Так? Так!

В мире много бывает верных друзей, да? Да!

А с друзьями жить веселей, да? Да!

Ну а если твой друг попадет впросак –

Ты поможешь ему просто так? Так? Так!

Человек человеку друг? Друг!

Человек человеку брат? Брат!

Ну а как же так вышло? А просто так…

Что попал человек впросак.

Что, ребята, бывает и так? Так!

     (Слайд № 4). К сожалению, не всегда юноши и девушки правильно понимают свои обязанности по отношению к друзьям и подругам. Бывают случаи, когда ребята не обращают на дурные поступки друзей, молчаливо соглашаются с ними или даже потакают им, чтобы доказать свою верность «дружбе». Надо ли доказывать, что такое ложное понимание своего долга перед другом приносит вред и ему и обществу? Такой человек оказывает своему другу поистине «медвежью услугу». Да и можно ли его считать настоящим другом? Конечно, нет! Недаром в народе говорят: «Друг спорит, а недруг поддакивает». Бывает так? Бывает!

      А бывает и так: оступился мой друг, значит, мне не необходимо прекратить с ним все отношения. Это друг? Тоже нет! Нам всем иногда бывает плохо. К кому мы обратимся? Правильно, к другу!

Но здесь мне тоже хочется остановиться и прочитать вам одно стихотворение.

А разве друга нужно звать,

Когда темно в пути.

Когда дороги не узнать

И нету сил идти.

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце ночь.

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет спать и есть

Когда такое вдруг!

Но если друга надо звать, то…

Вряд ли это друг.

     (Слайд № 5). Самоотверженность дружбы особенно ярко проявляется в годы войны. Русские солдаты и офицеры шли на смертельный риск, порой – на верную смерть, чтобы спасти попавшего в беду товарища. «Сам погибай, а товарища выручай!», - говорил великий полководец Александр Суворов. Эту славную традицию Российская Армия продолжает и сегодня. Это доказывает и подвиг нашего  земляка и современника, уроженца станицы Полтавской – Ковалёва, именем которого названа сош  № 7.

      (Слайд № 6). Самым верным другом для большинства из нас является мама. Именно с ее стороны мы встречаем скромность и сердечность, отзывчивость и большую человеческую теплоту. Она всегда спросит об успехах, оценит личные достоинства и покритикует. Мама сразу воодушевляется, ее глаза сразу загораются гордостью и радостью, когда разговор заходит о ее сыне или дочери. Берегите матерей! Такого друга никогда не найти!

     (Слайд № 6). Прочность дружбы зависит от того, как она формируется. Если друзья духовно близки между собой, если их отношения получили жизненную закалку, такая дружба никогда не увянет. И если даже изменятся обстоятельства, если друзья изберут различные жизненные пути и личные их интересы перестанут совпадать, - между ними навсегда останутся прежние сердечные, дружеские отношения.

      (Слайд № 7). В жизни не все гладко. Тебя могут постигнуть неудачи. Например:

  • Ты поссорился с друзьями?
  • Сорвал свое настроение на родителях?
  • Достали учителя?
  • У любимой (любимого) отключён телефон?
  • В добавок ко всему «заглючил» «комп»?

        (Слайд № 8).  Понятно, что тебе плохо. А что потом? Очень возможно, что могут появиться «псевдодрузья». Кто они?

  • Те, кто покрывают дурные поступки.
  • Те, кто не скажет правду в глаза.
  • Те, кто помогут решить проблемы по-другому. Как?

Тебе, наверное, знакомо:

  1. Выпей, затянись, покури и …

Всё будет хорошо!

                                              А что потом?

       

(Слайды «Я выбираю жизнь»).

А теперь проведем конкурс защиты плакатов на тему «Я выбираю жизнь». Пятибалльная система.

Пока жюри подводит итоги, мы определим сроки следующей встречи и обговорим домашнее задание.

Подведение итогов, вручение грамот.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

Заседание клуба

 «Включите душевное зрение»

«Человек привычки – человек воли».

Информационно-аналитическая беседа

с элементами ситуативного практикума

Подготовила:

Педагог-организатор

Конова И.И.

Ст. Полтавская, 2010 г.

Цели: воспитание волевых качеств подростков.

Задачи:

1.) Раскрыть понятие «привычка». Какими бывают привычки?

2.) Дать учащимся представление о культуре как многогранном, сложном явлении жизни людей; заложить основы нравственной культуры, базовой по отношению к другим видам культуры; развивать умение самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, навыки культуры общения, поведения человека в обществе.

3.) Подвести итоги заседания клуба.

Оборудование: словари, портрет А.Чехова, куклы, видеофрагмент из журнала "Ералаш", карточки с планом заседания клуба, листы чистой бумаги – по 2 на команду, текст викторины и кроссворд – на каждую команду.

На стенде: "В мире мудрых мыслей", "Из Конституции России", кроссворд по теме "Культура", подборка иллюстраций.

На доске эпиграф: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли" (А.П.Чехов).

Музыкальное оформление: подбор музыкальных фрагментов для проведения конкурсных заданий.

Здравствуйте, дорогие ребята, учителя, уважаемые гости!

Рада приветствовать вас на очередном заседании клуба «Включите душевное зрение». Тема сегодняшнего заседания: «Человек привычки – человек воли».

Цель нашего заседания: воспитание волевых качеств. А проведем мы его в форме информационно-аналитической беседы с элементами ситуативного практикума. Хочу сразу обозначить задачи, над которыми мы будем работать:

  • Мы должны раскрыть понятие «привычка». И выяснить, какими бывают привычки.
  • Включить процесс вашего самонаблюдения, самооценки и самоконтроля.
  • Узнать о культуре как многогранном и сложном явлении в жизни людей.
  • В заключении мы вместе подведем итоги заседания клуба.

А практикум наш будет не простым, мы проведем его на конкурсной основе.

Сегодня на заседании присутствуют представители 5-ти школ Красноармейского района.

Поприветствуем их! Вам, ребята, будут даны, в ходе заседания, 9 заданий.

Команды! Старайтесь и работайте коллективно! Покажите жюри, насколько вы дружны и сплочённы! От этого зависят ваши оценки.

Я представляю вашему вниманию жюри.

Вводное слово педагога: Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения и привычки. Привычки, к сожалению, могут быть ни только хорошими, но и вредными. Именно из привычек складываются достоинства и недостатки человека.

Задание № 1. Перечислите хорошие и вредные привычки. (3 минуты)

Хорошие привычки: всегда отлично выглядеть, заниматься спортом, никогда не опаздывать, читать хорошие книги, тянуться к знаниям, соблюдать гигиену, т.е. быть культурным человеком.

Вредные привычки: те, что мешают самому их обладателю и окружающим его людям. Самые страшные ступени, ведущие вниз: никотин, алкоголь и наркотики. Именно они разрушают ни только жизнь того, кто их употребляет, но и общество в целом.

 Вдумайтесь! 

  • Дети начинают курить в возрасте 9-10 лет, в 10-11 классах курят до 50% мальчиков и 30% девочек. Опыт показывает, что профилактика курения в 6-11 классах неэффективна.

Неуклонно растет число подростков, употребляющих алкоголь и наркотики

  • Средний возраст приобщения к алкоголю мальчиков составляет 12,5 лет, девочек – 12,9 года. Мотивы употребления различны.
  • На вопрос: «Где ты попробовал алкоголь первый раз?» - 50,4% подростков ответили: «дома, с родителями», 44% - «на дне рождения у друзей», 5,6 % - «во дворе, в школе».

Ранняя половая жизнь – обычное явление в подростковой среде

  • Среди учеников 8-11 классов средней школы сексуальный опыт имеют до 48%
  • средний возраст начала половой жизни составляет 16,5 лет
  • Более 40% подростков получают сведения об интимной жизни от друзей, телевидения.

Что такое культурный человек

 Сегодня мы расширим свои представления о культуре, о культурном человеке, о нормах общения. Наша встреча поможет нам развивать в себе умение самонаблюдения, самооценки, то есть поможет нам хотя бы немножко приблизиться к человеку, у которого "должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

 Задание № 2.  Какого человека можно назвать культурным? (5 минут)

- внешний вид

- физическая культура

- нормы общения

- уважение к окружающим

- бережное отношение к природе

- культура речи.

 Вот как много сторон имеет культура! Из этих и многих других источников и получает человек то, что делает его культурным.

Всем известна поговорка "По одежке встречают, по уму провожают". Как же выглядит культурный человек? Слово коллективу нашего дома моды.

- Мы подготовили коллекцию моделей весенне-летнего сезона. Правда, второпях мастера нашего дома моды допустили ряд неточностей.

 Задание № 3.  Постарайтесь определить предназначение каждого костюма и ошибки модельеров.

Каждой группе дают по кукле. Обсуждение идет не более 30 секунд, потом по очереди берут слово. "Модельеры" комментируют работу групп, какие требования к своей одежде предъявляет культурный человек:

1. Одежда и сам человек должны быть чистыми и аккуратными.

2. Тона одежды должны сочетаться и подходить к лицу и фигуре человека.

3. Одежда, прическа и украшения должны соответствовать возрасту и занятию.

Итак, наша одежда прекрасна, но самый идеальный костюм великолепно смотрится только на человеке, который развит физически, строен, подтянут, а значит, он дружит со спортом.

- Слово "тренерам нашей спортивной школы".

- Внимательно посмотрите видеофрагмент из журнала "Ералаш".

 Задание № 4.   Каким другим способом, кроме гипноза, можно стать таким же сильным, как Булавкин?

- Что еще, кроме силы, дают физкультура и спорт?

Советы тренеров:

- Регулярно занимайтесь спортом, а не только на уроках физкультуры, больше играйте на воздухе в подвижные игры, принимайте закаливающие процедуры, посещайте спортивные секции, почаще ходите в походы, вовлекайте других ребят в занятия спортом.

Хочется напомнить еще одну пословицу: "В здоровом теле - здоровый дух". Другими словами, есть в этом теле душа, а значит, духовная, или внутренняя, культура. От нее зависят поступки человека.

Слово знатокам культуры общения.

- Внимательно посмотрите ситуацию, которая часто происходит на улице.

Показывают сценку "На улице":

"По тротуару идут прохожие. Издалека два мальчика увидели друг друга:

- Здорово, Андрюха! - кричит один.

- Здравствуй, Валя!

- Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке?

- Что? В каком рожке?

- В кружке! А то Петька говорит, что - да, а Витька, что - нет.

- Валя, давай отойдем в сторону. Мы мешаем".

Задание № 5. Вопрос группам: в чем не правы ребята?

- Слушаем ответы, комментируем. "Знатоки культуры общения" советуют: если не хотите выглядеть невоспитанными, уважайте окружающих, не создавайте им неудобств, друг друга надо называть по именам, вежливо, разговаривайте спокойно, без крика, нельзя смеяться над физическими недостатками человека, надо всегда помнить, что вокруг нас - люди, достойные уважения.

Ярким признаком внутренней культуры человека является его речь.

Слово "знатокам культуры речи":

- Внимательно прочитайте два текста (читают сами вслух):

1. "Да, понимаете, так здорово! Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом, понимаете... Ну, словом, просто здорово... В общем, так сказать, он сначала не знает, и так здорово, что, понимаете, в общем, никто не знает.., а потом, понимаете, он-то уже знает, а они... Ну, в общем, здорово! Понимаете..."

2. "Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она еще совсем рассеяться, а на смену ее уже выполз туман. Стало холоднее. Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился на водную пелену, окутавшую все вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуновения, ни шороха. Все замерло в ожидании первого утреннего звука".

Задание № 6.  В каком из отрывков соблюдается культура речи? В каком - нет? Докажите свое мнение.

Советы: чтобы речь была правильной, красивой, культурной, надо больше книг читать. Старайтесь не засорять свой язык лишними словами, бессмысленными выражениями. В словах надо быть вежливым, как и в поступках. Тон разговора должен показывать уважение к собеседнику.

Задание № 7. Викторина.

А теперь мы подведем итог, какого человека можно назвать культурным? Для этого мы сначала откроем тетради и ответим на вопросы викторины. Вам нужно поставить "+" или « - « рядом с номером вопроса. Например, 1. Человек, который вам улыбается. +

2. Который много знает.

3. Царапает надписи на партах.

4. Называет одноклассников по прозвищам, а не по именам.

5. Никогда не опаздывает.

6. Скромно одевается.

7. Громко кричит, поднимаясь по лестнице.

8. Производит в поселке взрывы, пугающие окружающих.

9. Постоянно занимается спортом.

1. + 2. + 3. - 4. - 5. + 6. + 7. - 8. - 9. +

 Задание № 8.  Нарисовать в тетради или на листке портрет культурного человека, составить его обращение к ребятам. Рисунок сдать жюри. 

А от чего зависят поступки человека?" Давайте вспомним, от чего зависят поступки человека, нам поможет в этом кроссворд.

 

1. Характер.
2. Воля.
3. Ум.

 Познакомьтесь с отрывком из известной сказки. А потом дайте характеристику уму, воле и характеру майского жука. Встречались ли вам люди, похожие на него? "Майский жук уселся с Дюймовочкой на самый большой лист, угостил ее сладким цветочным соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть не похожа на майского жука. Потом к ним прилетели гости - другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, барышни шевелили усиками и говорили:

- У нее только две ножки! Какое убожество!

- У нее даже нет усиков!

- Какая у нее тонкая талия!

- Фи, она похожа на человека! Как она некрасива! - твердили все дамы.

На самом деле Дюймовочка была прекрасна. Это находил и майский жук, который принес ее на дерево. Но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать ее у себя - пусть идет куда знает, решил он..."

Задание №  9. Как вы понимаете высказывание: "Людишки без воли - трусы, а раз трусы - значит, слабые". И. Павлов.

Делаем вывод: чем сильнее воля человека, тем больше у него положительных привычек, тем сильнее сам человек, а значит он способен на настоящие поступки.

«Красота спасет мир». Давайте задумаемся над этим высказыванием, обсудим его. (Через рассуждение и дискуссию убедить воспитанников в том, что для всего живого необходима Красота; в том, что красота человека - в его делах и поступках.)                      (Ответы ребят. Добавочные баллы.)

Ребята, для всего живого необходима Красота; красота человека - в его делах и поступках. Вы должны воспитывать в себе стремление изживать свои недостатки и заботиться о своем достоинстве. А для этого вы должны развивать в себе волевые качества. Красота человека в его поступках, делах; а они зависят от доброты в душе человека. Есть душа - есть и добро, и красота. Красивый человек - это тот, к которому тянутся люди. Принимая решения, он помнит о своем достоинстве, уважает других людей, совершает добрые поступки, не рассчитывая на вознаграждение.

Подводя итоги вышесказанному, на мой взгляд, очень серьезному разговору, мне хочется прочитать стихотворение тольяттинского поэта Б.Скотневского:
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все - ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной-единой,
В любые времена
Не спрячешься за спину,
Хоть широка страна.

Да, ребята, "она такою будет", какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми!

Тема заседания: «Человек привычки – человек воли».

Цель заседания: воспитание волевых качеств.

Форма: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Задачи, над которыми мы будем работать:

  • Мы должны раскрыть понятие «привычка». И выяснить, какими бывают привычки.
  • Включить процесс самонаблюдения, самооценки и самоконтроля.
  • Узнать о культуре как многогранном и сложном явлении в жизни людей.
  •  Подведение итогов заседания клуба.

Викторина.

А теперь мы подведем итог, какого человека можно назвать культурным?  Вам нужно поставить "+" или  « - « рядом с номером вопроса. Например, 1. Человек, который вам улыбается. +

2. Который много знает.

3. Царапает надписи на партах.

4. Называет одноклассников по прозвищам, а не по именам.

5. Никогда не опаздывает.

6. Скромно одевается.

7. Громко кричит, поднимаясь по лестнице.

8. Производит в поселке взрывы, пугающие окружающих.

9. Постоянно занимается спортом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

"Центр внешкольной работы"

Подготовила:

Педагог-организатор

Конова И.И.

Ст. Полтавская, 2012 г.

Ведущий:

Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом зале

Прекраснейшего настроения!

Здравствуйте! С Новым годом и наступающим Рождеством!

Дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на игровой познавательной программе "Рождество - вековая история".

Современные люди должны обязательно интересоваться и знать православную культуру и ее традиции, которые существуют в России уже более тысячи лет.

Православие у нас пережило длинный и трудный период гонений. Более 80 лет основы православной культуры не преподавались в школе. Несколько поколений выросли отлученными от своих корней. Сейчас мы говорим о возрождении православия в России. Православие выжило, несмотря на гонения и уничтожение святынь. А сохранилось оно благодаря стойкости священнослужителей и прихожан. Русский народ сохранил в памяти, в быту, в речи, в литературе, в искусстве, музыке, праздниках и буднях множество свидетельств приверженности своей православной вере, своим корням. И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Учитель: Совсем недавно завершились самые любимые вами, ребята, новогодние праздники. И если с ритуалом празднования Нового года всё относительно понятно, то, что же касается христианских, истинно народных праздников, которых так много в январе - здесь иногда возникают проблемы.

Юноша: Пустите колядувать! (Кричит и просит одновременно)

Девушка: Та не, коледувать!

Юноша: А хто его знае? Но всё равно пустить!

Девушка: Ты сегодня идёшь щедровать?

Юноша: А як же ж? Пиду! А шо там робыть?

Учитель: Богата наша Кубань зимними обрядами. И мы сегодня позаботимся, чтобы ни с кем из нас - потомков казачьего края - не произошли подобные случаи.

Пустите колядовать!

Учитель: «Ну что, пустим?»

(Входят трое колядующих: мальчик и две девочки, поют колядку)

Мальчик: Что-то  моя бабушка странной какой-то стала: мандарины прячет; конфеты купит - тоже прячет; свинью закололи, колбаску домашнюю приготовили и ту припрятала! И всё повторяет: «На святкы, на святкы!». Заболела что ли?

Девочка 1: Это ещё ничего! Вот моя бабушка недавно нам на столы накрыла - лучше бы прятала, как твоя!- охапки сена и снопы ячменя, ржи, гречихи, а потом ещё отправила меня под стол и заставила пищать, как цыпленка. Представляешь, что твориться!

Девочка 2: период с 7 по 18 января называется Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя с 7 по 14 января, называется Святой, вторая, с 14 по 18 – страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме.

Учитель: Всё с вашими бабушками в порядке! В этом вас убедят наши знатоки!

Вы своими знаниями поможете тем, кто еще не изучал или мало знает о Российской православной культуре, ее традициях и духовном содержании.

Викторина.

  1. Какую кару послал Бог первому поколению людей за грехи? /Потоп/
  2. Что было первой колыбелью Христа? /Ясли/
  3. Как прибыл Иисус Христос в Иерусалим? /Верхом на осле/
  4. Где родился Христос? /В пещере около Вифлеема/
  5. За сколько дней Бог сотворил мир? /За 7 дней/
  6. Кто искушал Христа в пустыне? /Дьявол/
  7. Кто были авторы нового завета? /Апостолы/
  8. Как звали первых людей, сотворенных Богом? /Адам и Ева/
  9. Кто первым начал крестить людей? /Иоанн Креститель/
  10. Как звали земного отца Иисуса Христа? /Иосиф/
  11. Как звали ученика Христа, отказавшегося от него во время ареста? /Петр/
  12. Кто осудил на казнь Иисуса Христа? /Понтий Пилат/
  13. Как звали царя, правившего в Иудее во время Христа? /Ирод/
  14. Откуда пришел Иисус Христос в Иерусалим? /Из Назарета/
  15. Сколько учеников следовало за Христом? /12/
  16. Как звали мать Иисуса Христа? /Мария/
  17. С каких слов начал Бог сотворение мира? /Да будет свет/
  18. Где жил Христос в младенчестве? /В Египте/
  19. Сколько дней являлся Христос своим ученикам после воскресения? /40/
  20. Что записано на священных скрижалях? /10 заповедей/

В старину говорили: «Рождество светиться!». И было это отовсюду видно и заметно: тысячи переливающихся на морозе блесток инея, что каждое утро щедро украшали крыши домов, амбаров, заборов. Светился и казак – от удачи: урожайный год выдался! Расцветали и становились пунцовыми щеки детворы – наконец-то сменили ушики на валенки! К каждому рождеству для детей валенки новые катали, и тут уж ни одного пригорка они не пропустят около хаты – непременно скатятся с него на своих легких санях; а иногда, не рассчитав, нырнут с ними в сугробы и вылезут от туда распарившиеся, как из бани. Ребята, мы с вами тоже немножко поиграем в снежки.

1-й конкурс. «Снежки».

Участникам предстоит попасть «снежком» в корзину с расстояния трех метров.

В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. Пожалуй, лишь очень пожилые люди, теперь в состоянии припомнить, как на Рождество всей семьей садились за стол.

Великий праздник Рождество! Ребята, а кто же родился в этот день? Правильно!

Почти 2 тысячи лет тому назад в маленьком иудейском городке Вифлееме родился Младенец. Иисус Христос, вечный сын божий, воплотился, стал человеком, подобный каждому из нас. Для чего? (Ответы детей.) «Родит же сына, и наречешь ему имя: Иисус; ибо он спасет людей своих от грехов их» (Матфей.1, 21). Спасение человека – главная цель прихода в мир Христа. Рождество – день рождения сына Божиего у Девы Марии – день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа.

Вечером накануне Рождества женщины колядовали, а на утор мужчины христосовали:

Рождество Твое,

Христе Боже наш,

Воссияй мирови

       Свет Разума,

В нем бо звездам

        Служащая

И звездою учахуся.

Тебе кланятися

         Солнцу правды,

И тебе ведети

С высоты Востока.

Господи, слава Тебе!

Рождество – это всегда большая радость. И мы сейчас поднимем себе настроение музыкальным конкурсом.

Конкурс 2. «Музыкальные снежинки». Все участники стоят в кругу. В центре круга лежат «снежинки» (их всегда меньше, чем участников). Под музыку дети начинают танцевать. Музыка останавливается, дети должны разобрать снежинки: кто не успел – выходит из игры. И так до тех пор, пока не останется один участник-победитель.

В день Рождества (7 января) все от мала до велика шли в церковью. Блескучий снег резал глаза, и приходилось щуриться, под ногами громко хрустела морозная корочка, торжественный звон колоколов доходил до самой крайней станичной хаты, а около церкви теснилось саней – не сосчитать.

Заканчивалась служба – и начинались праздничные дни. Одни спешили навестить родственников, другие, усадив детей в сани, катали их по станице, третьи на разукрашенных тройках с колокольчиками под расписной дугой спешили до кумовьев. Веселье охватывало всю станицу. Давайте и мы с вами устроим большой праздничный хоровод.

Конкурс 3. «На лучшего танцора». Не отходите от елки. Танцуем дальше!

По многовековому обычаю, который соблюдался намного строже писанных законов, на скатерть ставился лишний прибор. Для кого? (Ответы детей.) По христианской традиции – для того, кто заглянет на огонек. На праздничный ужин было принято приглашать одиноких соседей, стариков, тех – кому праздник не в радость, а в тягость.

Конкурс 4. «Для тех, кто грустил».

Пусть ко мне выйдут сейчас те, кто весь наш праздник не веселился. Три девочки и три мальчика.

Конкурс для девочек: «снежный поцелуй». Поцеловать снеговика так, чтобы нарисовать ему рот.

Конкурс для мальчиков: «самое морозное дыхание». Нужно сдуть снежинку. Победил тот, чья снежинка осталась лежать на месте.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют задуманное. Но желания должны быть обязательно добрыми! Загадайте сейчас свои желания, а чтобы они обязательно сбылись, танцуйте весело!  (Капкан).

Ребята! Рождество – очень радостный и веселый праздник. Но в тоже время – праздник тихий, домашний, спокойный. За столом должны собраться только члены семьи и самые близкие родственники и друзья. Приглашать много гостей не принято. С праздником и храни вас Бог!