Психолого педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Сенаторова Татьяна Николаевна

Психолого педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Сенаторова Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБУ детский сад №104 "Соловушка"

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного образования , разрабатываются оригинальные методические материалы, предлагаются педагогические технологии. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.

Конечно,современная школа предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников детских садов, поэтому в дошкольных образовательных учреждениях основное внимание уделяется интеллектуальному развитию дошкольников, а вот  развитие их эмоциональной сферы рассматривается как второстепенная задача.

Воспитание чувств ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума, Умение сопереживать, сочувствовать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Поэтому проблема формирования эмпатии у детей дошкольного возраста важна и актуальна.

В.А. Петровский рассматривает эмпатию как феномен, включенный в комплекс жизненных отношений людей, как своеобразный эмоциональный процесс, который в генетическом аспекте представляет собой трехзвенную цепочку: сопереживание - сочуствие - импульс к содействию, где каждое звено занимает свое определенное место. Эмпатийный процесс основывается на фундаментальной человеческой потребности – потребности в другом человеке.

Рассматривая эмпатию как способность человека индивидуально отзываться на переживания другого (определение А.В. Запорожца), я в своей профессиональной деятельности обратилась к методам формирования эмпатии, созданию оптимальных условий для ее формирования у детей  старшего дошкольного возраста.

Формирование сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, как особой формы эмпатиии, проявляющейся в переживании субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек возможно при наличии определенных условий.

Первым условием является использование в работе с детьми комплекса специально разработанных занятий, направленных на расширение и обогащение знаний детей об основных эмоциях (радость, страх, грусть, удивление, обида, гнев). Занятия строятся  на прочтении и анализе сказок (рассказов), беседах из личного опыта детей (Когда ты испытывал эту эмоцию? Как ты себя в этот момент чувствовал? и др.), развитии у детей умений мимически и пантомимически изображать эмоции.

Следующим условием является закрепление  в процессе психогимнастических этюдов, разработанных М.И. Чистяковой, способности  детей старшего дошкольного возраста распознавать, понимать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния других людей.

Так же необходимо  использовать в работе с детьми различные  игры и упражнения  с целью повышения уровня передачи эмоционального состояния в речевом плане, в мимике и пантомимике.

В ходе игр "Джунгли", "Где мы были, не скажем, а что делали – покажем", "Зеркало", «Наседка и цыплята» и др. у детей развиваются  выразительность движений и групповая сплоченность.

В ходе упражнений «Повтори фразу» -  умение  передавать эмоциональное  отношения в речи.

В ходе игры «Прочитай письмо»  - способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

В результате было замечено, что дети, после проведения игровых занятий стали более дружными, раскрепощенными, дети помогали друг другу в выполнении игровых заданий, тем самым наметились эмпатийные тенденции в поведении у детей.

Следующим условием формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является - развитие у детей потребности к эмпатии (сопереживанию и сочувствию).

Для развития  у детей потребности к эмпатии используются следующие методы: чтение художественных произведений, беседы о прочитанном, решение детьми проблемных ситуаций. Влияние художественной литературы на формирование эмпатии у детей дошкольного возраста неоспоримо. Произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи) активизируют воображение ребенка, заставляют его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Окунувшись в проблемную ситуацию, созданную воспитателем, можно увидеть мир глазами другого человека, как бы поставить себя на его место и именно с этого места оценить ситуацию, почувствовать боль или радость найти выход из лабиринта человеческих отношений.

Так в ходе проделанной работы у детей:  

  • повышается уровень понимания эмоциональных состояний другого человека;
  • повышается  стремление к проявлению эмпатии в своем поведении;
  • выявляется  динамика формирования уровня дифференциации и адекватной интерпретации эмоционального состояния другого человека с помощью жестово-мимических средств;
  • выявляется  положительная динамика формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

В результате проделанной работы можно с уверенностью сказать о том, что эмпатия является врожденным нравственным качеством, на формирование и проявление которого влияют специально созданные психолого - педагогические условия.

Литература:

1. Запоржец, А. В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций/А. В. Запорожец // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. - М.: Педагогика, 1981. - С. 57 - 63.

2. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко - М.: Педагогика, 1986. – С. 42-64.

3. Чистякова, М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова. - М. :Владос, 1995. - 160с.