Методическая страничка

На этой странице вы можете ознакомиться с разработками уроков, внеклассных мероприятий.


Урок :Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков  колокольных звонов (с презентацией)

Урок " Великий король венского вальса"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колокола России Презентацию выполнила учитель музыки МОУ СОШ№ 2 Белодедова Татьяна Вячеславовна

Слайд 11

1 2 3

Слайд 12

1

Слайд 13

2

Слайд 14

3

Слайд 15

1 2 3

Слайд 17

Спасибо за внимание Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Тема: Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков  колокольных звонов.  

Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона.

            2. Развивать образное мышление учащихся

            3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к  

                прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

               

Тип урока – формирование новых знаний.

Вид урока – слушание

Оборудование:

  1. Презентация «Колокола России».
  2. Репродукции И. Левитана.
  3. Магнитофон, аудиозапись.
  4. Словарь для выражений эстетических эмоций.
  5. Мультимедийный видеопроектор 

Ход урока.

   1. Оргмомент. Мотивация: звучит колокольный звон, презентация.

      11. Сообщение темы и цели урока.

      111. Введение новых знаний

       1)  Знакомство с Пасхальным звоном

            - беседа о Пасхе

            - отрывок из рассказа А.Куприна «Мой паспорт»

            - слушание

            - беседа о ритме

       2)  Знакомство со звоном Софийского собора

            - слушание

            - беседа о характере произведения

       3)  Знакомство с русской народной песней «Вечерний звон»

            - беседа о картинах И. Левитана            

            - слушание песни «Вечерний звон»

            - беседа

           

       1V.  Рефлексия.

         V.  Итог.

 (Колокольный звон (1.21) на фоне видеоряда учитель читает стих).

                      Чистые, чудные звуки любо душою ловит          (слайд1)

                                Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.     (слайд2)

                                 Колокол русский, народный. Колокол церкви святой     (слайд3)

                   Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

1. Оргмомент. Мотивация.

   - Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом.   Густой и сильный, его называю колокольным звоном.

    - Как вы думаете, где находятся колокола?

(На колокольне, в звоннице).

    - Правильно.(слайд 4)  Колокольня -  это башня с колоколами на здании церкви или у церкви.                                                                                                                                                                                                                                                                             Она является одной из необходимых принадлежностей храма.

    - А кто звонит в колокола?

(Звонарь)

    - Звонарь – (слайд 5)                                                                                                                                                                                                это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн,  и только сильный человек способен справиться с такими  инструментами.

    Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.

      И конечно,  звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

    Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.

11. Сообщение темы. Цели урока.

   - Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача -                               понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах -  это ритм и характер.

1.    - В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи.  ( слайд 6)                     

      Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.

      Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.

    В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься  детям и звонить в колокола. (слайд 8)

    Послушайте,  как описывает Александр Куприн эти впечатления.

(читает Павлова Н.)

        «Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.

         Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё».

(Слушаем пасхальный звон 1.30).

    - Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?

    - Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.

    - Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?

    - А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)

2.    - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.

    -Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора

(слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона?

(Слушаем Софийский звон 3.11).

       - Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).

       - Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

3.    -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

    - Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины?  (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)                                                                          

    - Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

    - Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

    - Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?

 (Слушают «Вечерний звон» 2.18).

    - Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)

    - Да, это русская народная песня «Вечерний звон».

    - А какую картину можно назвать также 1, 2 или3?  (После утверждения детей слайд15)

    - Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по -  новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).

1V. Рефлексия.

    - Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.

    - Какой звон вам понравился больше? Почему?

 V. Итог.

      Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.



Предварительный просмотр:

Тема: Великий король венского вальса.

Цель:    Расширить знания о классической музыке

            1.Дать учащимся представление о жизни и творчестве австрийского

                 композитора Иоганна Штрауса.                            

            2. Развивать образное мышление и воображение учащихся.

            3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к

                музыке, интереса к жизни и творчеству известного композитора.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

               

Тип урока – формирование новых знаний.

Вид урока – урок - концерт

Оборудование:

  1. Презентация «Король вальсов»
  2. Музыкальный центр, СД-диски.
  3. Словарь для выражений эстетических эмоций.
  4. Мультимедийный видеопроектор
  5. Музыкальный инструмент (фортепиано)

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2.  Мотивация: Звучит вальс И.Штрауса

      Ш. Сообщение темы и целей урока.

      IV. Актуализация знаний: (фронтальный опрос)

             (воспроизводятся опорные знания учащихся о характере музыки).

      V. Введение новых знаний

       1)  Знакомство с вальсом И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь»

            - слушание

            - беседа

       2)  Знакомство с биографией И. Штрауса

       3)  Знакомство с вальсом «На прекрасном голубом Дунае»

            - слушание          

            - беседа

            - разбор произведения

            - повторное слушание с дирижированием

            - история названия вальса

         4)  Беседа о происхождении вальса

            - определения ритма

            - стих

         5). Повторение песни о вальсе

             - исполнение песни    

       VI.  Рефлексия.

      VII  Итог.

     VIII  Домашнее задание

I. Оргмомент. 

Дети входят в класс под музыку И. Штрауса «Сказки Венского леса».    

    II. Сообщение темы, Целей урока.

    - Здравствуйте, садитесь.  Я приглашаю вас на концерт классической                                                            

       музыки. (слайд)

      Цели:

  1. Мы познакомимся с музыкой Иоганна Штрауса, с его вальсами. Они то лиричные и мягкие, то сияющие и жизнерадостные, пробуждают

     воспоминания по старому доброму XIX веку.

  1. Вспомним песню о вальсе, которую вы разучивали  на уроке.

   

  III. Актуализация знаний.

    - Давайте вспомним, какая бывает музыка по характеру звучания?            

   Для этого вы можете использовать словарь эстетических эмоций, он  

   лежит у вас на столе. (весёлая, спокойная, торжественная, грустная.)

    - Да, ребята, вы правы: музыка может передавать и создавать образы. Если мы слышим спокойную музыку, какие образы рисует ваше воображение? (образы природы, образ спокойствия, образы ночи.)

    - Давайте поменяем характер музыки: зазвучала весёлая, зажигательная, радостная музыка. Какие картины теперь рисует ваше воображение? (образ праздника, образ торжества.)

    - Вот в этом и состоит «сила музыки».

IV. Введение новых знаний

1. Знакомство с вальсом из оперетты «Летучая мышь»

    - Итак, мы начинаем наш концерт. Сейчас зазвучит музыка, а вы постарайтесь понять, какие чувства, мысли и переживания охватили вас?

(Звучит вальс из оперетты «Летучая мышь» 3.07)

    - Мы попали на концерт современной танцевальной музыки или классической музыки? (классической музыки.)

    - Охарактеризуйте музыку. Обратитесь к словарям (светлая, радостная, танцевальная)

    - В минуты радости и веселья люди танцуют. Какой танец хотелось танцевать под эту музыку? (вальс.)

    - Правильно, ребята, на нашем концерте прозвучал вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.

    -  Что же такое оперетта? Может быть кто – нибудь из вас знаком с этим жанром? (оперетта – музыкальная комедия. В отличие от оперы, актёры в оперетте не только поют, но и говорят.)

    - Что хотел передать композитор этой музыкой (лёгкость, изящество, красоту, грациозность, свежесть.)

    - Вы знаете, особенность вальсов этого композитора состоит в том, что вторая и третья доли такта «оттягиваются», расширяются. Этот приём придаёт вальсам особенную красоту, размашистость, элегантность.

(исполнение учителем на фортепиано учителем фрагмент вальса.)

    - После премьеры «Летучей мыши» респектабельная газета «Морген Пост»    опубликовала рецензию. В ней были такие слова: (слайд) «Здесь очевиден       композиторский гений, а мелодическое богатство вдохновит множество новых французских авторов оперетт».

    - Как вы думаете, о каком гении говорит газета?

(Иоганн Штраус  слайд.)

2. Знакомство с биографией И. Штрауса

   - И. Штраус родился в Вене 26 октября 1825г. Его отец тоже Иоганн Штраус известный композитор и дирижёр не хотел, чтобы сын стал музыкантом и отдал его в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира. Но сын брал тайком уроки игры на фортепиано и скрипке. В один прекрасный день Штраус-отец узнает и отбирает скрипку, но любовь к музыке оказалась сильнее отцовского гнева. Он бросает коммерцию и создает небольшой оркестр. Оркестр «молодого Штрауса» получает     выгодные заказы, ни один бал в Вене не обходится без его вальсов.

    (интрига!)    - А сейчас, ребята, внимание!

3.Знакомство с вальсом «На прекрасном голубом Дунае»

    «Лёгкий поклон с одной стороны - и шквал оваций с другой. Взмах палочки, быстрый взгляд направо, потом налево - и оркестранты вступают. Из праздничной толпы выделяется высокая прямая фигура дирижёра. Он медленно поднимает и опускает палочку. Это движение как будто передается его кисти, плечу, и, наконец, все тело начинает двигаться в такт звучащей музыке. Движение становится всё быстрее, дирижёрская палочка рассекает     воздух зигзагами: вправо-влево, вправо-влево… »

 (звучит вальс «На прекрасном голубом Дунае» 4.15)

    …Звуки последних аккордов тонут в аплодисментах. Полуоборот, лёгкий поклон - и маэстро исчезает.

    - Для какой обстановки больше подходит этот вальс: для бала, балета или симфонического концерта? (для бала).(слайд)

    - Какие образы, какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали этот вальс? (Бал, большой зал, свечи. Дамы в роскошных, длинных платьях, элегантные кавалеры в черных фраках. И музыка -  от спокойной, неторопливой темы, до драматургического звучания).

    - Давайте обратимся к таблице, которая находится в ваших тетрадях, и проанализируем это произведение.

а). австрийская

б). композитор

в). симфонический оркестр

г). танцевальная

д). 5 частей

е). темповое

ж). законченное произведение

з). И. Штраус

    - Я предлагаю ещё раз послушать это произведение и обратить внимание на те вопросы, на которые мы с вами затруднились ответить. И давайте на нашем концерте выступим в качестве дирижеров симфонического оркестра и продирижируем  фрагмент вальса.

(слушаем 2раз и дирижируем)

    - Итак, сколько частей в произведении? (5)

    - В 1867г. руководитель венского хорового общества попросил Штрауса написать для него вальс. Композитор в то время жил на берегу Дуная – и, возможно, именно поэтому назвал вальс «На прекрасном берегу Дуная.» В Вене премьера прошла незамеченной, а в Париже на выставке этот вальс ждал оглушительный успех. Ему аплодируют Дюма-сын, Готье, Тургенев. Венцы сначала «не разглядевшие» его, теперь вмиг влюбляются, и вскоре вальс стал символом Вены, её неофициальным гимном.

4. Беседа о происхождении вальса

    - Ребята, мы с вами на нашем концерте постоянно говорим: «Вальс, вальс»

Что же это за наваждение такое – вальс? Откуда он взялся? Почему так устойчивы и прочны его владения? Как вы думаете, к музыке какого народа можно отнести вальсы? (варианты ответов)

    - Его родиной считают сразу 3 страны: Францию, Чехию, Австрию. Сначала это был народный танец. Он был слишком неприличен. Кавалер при всех обнимает даму. Но во II половине 18 века вальс вышел из сельских кабаков и деревенских свадеб и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных зал и даже дворцов.

    - Вальсы бывают разные: вальсы-«минутки», вальсы – «гиганты», двучастные и трехчастные, весёлые и грустные, бравурные и таинственные, поэтические и даже трагические. Но у всех есть одно общее свойство: они написаны …

    - В каком размере написаны все вальсы? (трехдольном).

    - Посмотрите, пожалуйста, на экран и определите, где написан ритм вальса?  (слайд)

              О вальсе сказано немало,  (слайд)

      Он в песнях и стихах воспет.

     И сколько б танцев не бывало

 А лучше, право, вальса нет.

(Танцевальная пара танцует вальс Штрауса.)

    - И конечно, очень хочется, чтобы и на нашем концерте прозвучала песня о вальсе.

(исполнение песни «Вальс» сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина).

V. Рефлексия.

    - Ребята, сегодня на нашем концерте мы слушали разные вальсы великого австрийского композитора И. Штрауса. Учились определять их настроение, характер. Пели песню о вальсе.

    - Какой из вальсов вам больше понравился и запомнился? Почему? (ответы детей).

VI. Итог.

    -Прошло полтора столетия, а музыка жива. В чём причина её долголетия? В чём сила её воздействия на слушателей?

    Наверное, в таланте композитора, (слайд) в его даровании, в том, что в его музыке сама жизнь, мир души человека. В ней заложена огромная вера в счастье, жизненная энергия, подобная солнцу, которая оживляет, восстанавливает силы, даёт надежду, окрыляет. В ней столько любви к людям и жизни. А это – шаг в бессмертие!

VII. Домашнее задание.

    - Вашим домашним заданием будет описать или нарисовать музыку, которая вам сегодня запомнилась.

    Оценки.

      Я хочу пожелать вам добра и  подарить  на память о нашем концерте маленькие афиши, которые будут напоминать вам о музыке великого короля венского вальса - Иоганна Штрауса!

    На этом на концерт закончен. И я предлагаю вам выйти из зала под вальс Штрауса «Сказки Венского леса».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила учитель музыки Белодедова Татьяна Вячеславовна Великий король венского вальса Урок-концерт Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Балаково, 2010

Слайд 2

Цель: Расширить знания о классической музыки Задачи: Дать представление о жизни и творчестве австрийского композитора И. Штрауса Развивать образное мышление учащихся Способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к музыке. Тип урока: Формирование новых знаний

Слайд 3

Учитель музыки средней общеобразовательной школы Белодедова Татьяна Вячеславовна. Среда 15 октября 200 9 г. Приглашает на концерт Классической музыки «Великий король венского вальса» В программе: Вальсы, вальсы, вальсы … Вход бесплатный для всех ценителей классической музыки.

Слайд 4

Газета «Морген Пост». «Здесь очевиден композиторский гений, а мелодическое богатство вдохновит множество новых французских авторов оперетт».

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА УРОК