ФОП ДО

Федеральная образовательная  программа

дошкольного образования

С 1 сентября 2023 года все детские сады, в том числе частные, начали работать по-новому.

На смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам пришла новая программа. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

Что нужно знать родителям о ФОП ДО?

     Главное, что должны знать родители о ФОП ДО заключается в том, что данная программа очень сырая, у нее нет качественного методического сопровождения на федеральном уровне, что неизбежно вызовет рост административной нагрузки. Поэтому, качество дошкольного образования неизбежно понизится, так как воспитатели будут писать программы и заполнять отчеты, а не заниматься образованием детей. Помимо этого стоит обратить внимание родителей на то, что так как программа едина для всех детских садов России, то неизбежно ее содержание обеспечивает только необходимый образовательный минимум . Следовательно, для того, чтобы образование ребенка носило разносторонний и развивающий характер необходимо использовать дополнительные (парциальные) программы, разнонаправленные учебные пособия (здесь лучше подойдут не узко специализированные рабочие тетради, а комплексные пособия с ежедневными занятиями по типу детского календаря). Поэтому, родители должны уделять большее внимание своим детям и активней сотрудничать с детским садом в вопросах образования и воспитания. Хочется отметить, что родители имеют право принять участие в разработке или хотя бы одобрении программы воспитания.

Что входит в ФОП ДО?

ФОП ДО состоит из следующих разделов:

Извлечения из ФОП ДО о воспитании

 

Выдержки из ФОП ДО: Программа воспитания

 Патриотическое направление воспитания

 Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Ценности: Родина и природа.

Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания базируется на идее  патриотизма  как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает:

  • формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);
  • формирование «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
  • формирование «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего города, района, края, Отчизны в целом).
Целевые ориентиры патриотического направления воспитания по возрастам:

  • К 3 годам : проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому.
  • На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет): любящий свою малую родину и имеющий представление o своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Патриотическое направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

 

Духовно-нравственное направление воспитания

 Цель духовно-нравственного направления воспитания  – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности: жизнь, милосердие, добро.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.


Целевые ориентиры духовно-нравственного направления воспитания по возрастам:

К 3 годам :

  • Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».
  • Проявляющий сочувствие, доброту.

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):
  • Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку.
  • Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;
  • Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.

Духовно-нравственное направление воспитания соотносится с образовательной областью ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие».

 

Социальное направление воспитания

 

Цель  социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Ценности: семья, дружба, человек, сотрудничество.

В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.

Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.


Целевые ориентиры социального направления воспитания по возрастам:

К 3 годам :

  • Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.
  • Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.
  • Проявляющий позицию «Я сам!».
  • Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.
  • Доброжелательный в общении с другими людьми.


На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):

  • Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.
  • Владеющий основами речевой культуры.
  • Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Социальное направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

 

Познавательное направление воспитания

 Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.

Ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество, познание.

В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.

Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Целевые ориентиры познавательного направления воспитания по возрастам:

  • К 3 годам: проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности.
  • На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет): любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.

Познавательное направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Познавательное развитие».

 

Эстетическое направление воспитания

Цель  эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.

Ценности: культура, красота.

Эстетическое воспитание ‒ воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.

Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.


Целевые ориентиры  эстетического направления воспитания по возрастам:
К 3 годам :

  • Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве.
  • Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др.).

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):
  • Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
  • Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.

Эстетическое направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

 

Физическое и оздоровительное направление воспитания

 

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;

укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;

формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников  культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания  культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая

дит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;

формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;

формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;

включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_23-24_po_fop_do.docx1.17 МБ

Предварительный просмотр: