Для родителей.

Кутерина Марина Михайловна

smiley Как  научить ребёнка слушаться.

cheekyКак избежать стресс после каникул.

laugh Как научить ребёнка читать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка слушаться. 

Психика ребёнка это чистый лист, на который родители могут " записать ” основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требования вы установите, зависит ваше и вашего чада спокойствие. Вот простейшие подходы к воспитанию послушания у детей.

1. Не отменяйте установленные требования и распоряжения без крайней на то необходимости. Ребёнок должен знать, что не подлежит обсуждению – отправляться в положенное время вечером в постель или нет.

2. Просьбу или распоряжение следует формулировать четко и ясно для ребёнка. Например, не " Я не понимаю, почему так шумно?!”, а " Я занята важным делом, поэтому прошу не шуметь пока. Можешь порисовать в своей комнате”.

Не стоит задавать риторические вопросы типа "Почему твоя одежда такая грязная?" или "Почему обувь разбросана?" Лучше сказать: "Сними грязную футболку и надень чистую", "убери обувь на место".

3. Приучите ребёнка слушаться с первого слова и сразу же выполнять поручение. Если вы пять раз повторите, например, " Выключи телевизор!” или "Не ходи в грязной обуви по дому, обуй тапки" и не предпримите последующих действий, чтобы это было сделано, малыш будет считать все ваши слова пустым звуком.

4. Между родителями не должно быть разногласий в отношении какого-либо правила, касающегося поведения ребёнка, и особенно в присутствии малыша. Если всё же это произошло, то следует придти к общему согласию в присутствии ребёнка. Он будет знать, что, если провинился перед мамой, папа также осудит такое поведение.

5. Непослушание не должно оставаться безнаказанным, а при повторном нарушении правил следует усилить меру наказания.

6. Нельзя разрешать сегодня то, что было запрещено вчера.

7. И напротив, не нужно постоянно командовать детьми и слишком часто давать поручения. На то он и ребёнок, чтобы иногда пошалить и наслаждаться прекрасной порой – детством.

8. Ребёнок должен получать посильные задания, соответствующие его пониманию и умению. Слишком простые не лучше чересчур сложных.

9. Не принесёт ничего хорошего фамильярное отношение сына или дочери к вам. Также дети не должны видеть этого и со стороны других членов семьи. Если отец неуважительно отзовётся о маме, рано или поздно ребёнок повторит это.

10. Золотое правило: во всём дети видят ваш пример. Не позволяйте себе то, что запрещено делать ребёнку.

Естественно, родители – не бездушные роботы по дрессировке детей, во всём нужно найти причину неудовлетворительного поведения и с пониманием и любовью спокойно научить ребёнка послушанию. Всё в ваших руках!



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка быстро читать?

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к  скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый 

 

материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.

  Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

  1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

  Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

  2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

  3. Маленький словарный запас.

  4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

  5. Не развитый артикуляционный аппарат.

  6. Не по возрасту подобранные произведения.

 Как же все - таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:

 1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

  2.Чтение – необходимо для жизни.

Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

 3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

  4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

  5. Чтение за определенное время.

  Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

 6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в  мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание  - та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

 7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

 8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

   9. Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

 10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

  11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи  эти слова.

  12. Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

 13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

 14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

  15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

 16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

 17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:

Кот                      лес                         дом

Котик                  лесок                    домик

Котеночек          перелесок           домишко

 18.Чтение «канон».

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

  19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

  20. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

  21.Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

  22. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

  23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

  23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

 24. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, напримерс,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

  25. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

  26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

  27.Тренируем внимание.

Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

 28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

  29. Ролевое чтение.

Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.

 30. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть  в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко , И.Пельченко, Е.Заика и д.р.

Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Незабывайтехвалитьсвоихучеников.

 



Предварительный просмотр:

 Как избежать стресса после каникул?

Психологи утверждают, что сентябрь самый кризисный для детей и подростков период, это пора так называемых школьных депрессий.

Со многими школярами начинает твориться что-то неладное: они часто жалуются на недомогание, раздражаются на ровном месте или куксятся без причины.

Родители паникуют: они так старались, чтобы их чадо отдохнуло за лето, набралось сил, а в результате ребенок к середине сентября выглядит так, будто уже отучился целую четверть.

А что вы хотите? Ваш ребенок переживает острейший затяжной стресс!

Медики и психологи называют это время периодом адаптации к нагрузкам. Ещё вчера ваш ребёнок отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а с сентября ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно.

Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка…

Прочитать остальную часть записи »

Рубрика: Советы психолога | Нет комментариев »

 Как не отбить у ребенка желание учиться

 

Рубрику ведет школьный психолог Павленко Ольга Анатольевна

Не пропустите первые трудности

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, немедленно займитесь лечением. Учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка: усталость, вялость, разбитость, частые головные боли, ухудшения аппетита, нарушения сна -тревожные симптомы, на которые нужно обратить внимание. Поможет режим дня, в котором обязательно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, дневной сон (по необходимости), продолжительный ночной сон (11 часов), определено время для учебы и отдыха.
Следите за состоянием здоровья ребенка, но не поощряйте «любование» ребенка своими болезнями, не позволяйте ему этим спекулировать.
Читать далее

Обращайте внимание на трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка проблемы с речью, работайте с логопедом. Речевые проблемы скажутся на психологическом комфорте ребенка (передразнивают в классе) или на успешности овладения письмом (как говорю, так и пишу: «лыба, шушка»). Дети, имеющие проблемы с речью, делают на письме специфические «логопедические» ошибки, за которые оценка снижается как и за орфографические ошибки.

Избегайте чрезмерных требований

Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Помните, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу и сами по себе.
Развивайте самостоятельность ребенка, учите его переходить через дорогу, самостоятельно обслуживать себя, определите его обязанности по дому. Все, что посильно для ребенка дома, он должен делать сам: заправить кроватку, убрать со стола, почистить свою обувь, одеваться и завязывать шнурки, быстро и аккуратно есть.

Не думайте за ребенка

Внушайте ребенку, что учеба -труд. Помогайте ему преодолевать трудности, но не делайте задания за него, вы же не сможете прожить за него всю жизнь. Не думайте и не решайте (не пишите в тетради!) за ребенка. Иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все сделать.
Помните: если ребенку трудно выполнить какие-то требования, нужно помочь ему, подсказать, поддержать, но не снижать поставленные требования.

Дайте ребенку право на ошибку

Не ошибается только тот, кто ничего не делает! Страх ошибиться может привести к отказу от деятельности. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всегда все удается. ВАЖНО, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если вы заметили ошибку, не ругайте, но обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить.
И обязательно хвалите: хвалите за каждый, даже крошечный успех, называя, за что конкретно вы хвалите (как чисто ты подмел пол, как красиво написано это слово…) Хвалите за улучшение его собственных результатов: вчера сделал 15 ошибок, а сегодня-13; вчера без отвлечений работал 7 мин, а сегодня-9. Все это достижения, достойные того, чтобы их заметили и отметили!

Фиксируйте позитивные достижения

Для фиксации позитивных достижений заведем «Тетрадь достижений», в которой регулярно отмечайте успехи ребенка. Обложку желательно раскрасить яркими цветами и большими цветными буквами написать название. Заполнять тетрадь нужно с прошлых достижений и раз в неделю добавлять новые.
Детям нужно объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Регулярно вместе размышляйте над вопросами: что помогло в достижении этого успеха, кто помог, в каких областях способности более развиты, а над чем нужно еще поработать.
6.Устраивайте ребенку праздники.
Обязательно устраивайте маленькие праздники. Радуйтесь успехам не только в учебе, но и в общении. Радуйтесь каждый раз, когда ребенок преодолел какие-то трудности (сделал что-то самостоятельно, меньше отвлекался, делая домашние задания). Подчеркивайте, выделяйте в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок успешен, помогайте ему обрести веру в себя. Чаще говорите малышу о своих чувствах, учите его любить людей и выражать любовь и уважение к ним.

Установите добрые отношения с учителем

Поверьте, что учитель заинтересован в том, чтобы каждый ребенок максимально реализовал свои способности. Высказываясь неодобрительно о личности учителя, его методах работы в присутствии ребенка, вы подрываете и свой авторитет.

ГЛАВНОЕ

Ребенок не всегда оправдывает ожидания родителей. Школьные успехи ни в коем случае не должны влиять на ваше отношение к нему.
Ребенок должен быть уверен, что дома его любят и будут любить, несмотря на все школьные трудности!

Проблемы утреннего пробуждения

«Каждое утро я выдерживаю небольшое сражение в собственном доме. Ребенок не хочет вставать, отказывается одеваться, просит еще минуточку полежать и т.д. Он так долго собирается в школу, что приходится постоянно его подгонять. К тому времени, когда мы выходим из дома, я чувствую себя усталой и раздраженной. Есть ли выход из подобной ситуации?»

Утро – самое сложное и трудное для ребенка время, требующее от взрослых особенно бережного отношения и внимания. Многие дети и родители начинают утро со своеобразного поединка, потому что не имеют времени для составления элементарного распорядка дня и не прибегают к помощи нескольких важных приемов:

Читать далее

1.      Составьте распорядок дня и соблюдайте его! Уже через несколько дней утро перестанет приносить вам неприятности. Наберитесь терпения и первые две недели вставайте на 5-10 минут раньше необходимого времени. Потом вы отработаете ритуал пробуждения до автоматизма, и этот запас времени вам уже не будет нужен.

2.      Купите будильник для ребенка и научите им пользоваться! Мелодия должна быть приятной и бодрой.

3.      Измените атмосферу пробуждения. Сделайте его радостным, заражайте детей оптимизмом. Включите яркий свет, радиоприемник, ходите по квартире, напевая бодрую мелодию. Можно утром просматривать мультфильм из утренней программы. Ребенок с радостью начнет день с мультика.

4.      В спокойной обстановке обсудите с детьми те действия, которые им нужно выполнять каждое утро. Составьте схему или таблицу сборов в школу, нарисуйте процесс сборов. Используйте эту таблицу как напоминание для ребенка.

5.      Очень полезно, если утреннее расписание ребенка будет включать небольшую работу по дому, что-то нужное для сей семьи: принести почту, накрыть на стол, полить цветы, насыпать корм кошке, покормить рыбок, порезать хлеб и т.д.

6.      Не стоит лишний раз подгонять ребенка. Вместо этого сообщите ему , сколько сейчас времени и когда он должен быть готов. «Сейчас 7.40, через 10 минут ты должен закончить завтрак и идти одеваться».

7.      Установите срок для выполнения какого-нибудь промежуточного этапа сборов. Это может быть, например, завтрак в 7.30. Чтобы показать ребенку, что он еще не выполнил того, что нужно сделать до завтрака, используйте прием невербального напоминания – переверните тарелку, уберите прибор со стола, выключите телевизор и т.д. Как только все будет сделано, можно садиться со всеми за стол.

8.      Постарайтесь как можно больше делать не утром, а вечером. Допустим, приготовить одежду, собрать портфель и убраться в комнате- лучше с вечера, тогда утром останется время на спокойное пробуждение.

9.      Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам! Научите его, а не показывайте ,как это умеете делать вы. Есть большой соблазн для взрослых: быстро собрать портфель, надеть одежду, обуть, причесать, накормить и вытолкнуть за дверь. Но важен не результат, а опыт, который получает ребенок. Потратьте на выработку самостоятельности 15 минут в день и вы получите результат длиною в жизнь!

10.  Бывают обстоятельства, когда родители действительно вынуждены одевать ребенка, чтобы не опоздать на работу  в детский сад или в школу. Это вполне приемлемо, если вы проспали и действительно опаздываете. Однако подобные обстоятельства должны являться исключением, но ни в коем случае не правилом.

11.  Не забывайте говорить друг другу «Доброе утро!»