Раздел 2 Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

Валиуллина Марина Петровна

             Главными целями своей профессиональной деятельности считаю формирование и развитие творческих способностей детей, сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание дружного, целеустремлённого коллектива с учётом индивидуальных особенностей детей.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями.

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания,  конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

По результатам опроса родителей, педагогами блока были определены наиболее желаемые темы для обсуждения:

1.«Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании»
2.«Тревожность детей. К чему это может привести?»

3. «Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления»

4. «Грубость и непонимание в семье»

5. «Талантливый ребенок в семье»

6. «Три поколения под одной крышей. Проблемы общения»

7. «Агрессия  в дошкольном возрасте»


           Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

           Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.

Примерные планы родительских вечеров:

1. «Год рождения ребенка, – каким он был?»

2. «Каким я вижу будущее моего ребенка?»

3. «Друзья моего ребенка»

4. «День рождения нашей семьи»

5. «Песни, которые поют наши дети и пели мы»


           Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом ОУ, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке  и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;


2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.


Чтобы родители воспитанников захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких
правил:


§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.


           Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов дошкольного блока используются
нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

педагогическая мастерская, организационно –деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

            Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…
         
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
         
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

            Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

"Взаимодействие и взаимопонимание дополнительного образования и семьи".

Проводится с целью:

- поиска контакта педагога с родителями и учащимися;

- определения единых требований семьи и дополнительного образования к воспитаннику;

- пробудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей.

Подготовительный этап:

  1. Воспитанники группы пишут сочинение: “За что я люблю свое объединение, секцию, Центр развития творчества детей и юношества”?
  2. Разрабатывают фантастические проекты “Центр развития творчества детей и юношества моей мечты”в рисунках.
  3. Оформляют книжку-раскладушку "Один месяц из жизни творческого объединения”или "Как мы живем".
  4. Готовят приглашения для родителей. Наглядные и технические средства.
  5. Плакаты. На доске записать тему собрания и эпиграф.
  6. Выставка фантастических проектов “Центр развития творчества детей и юношества моей мечты".
  7. Выставка рекомендуемой литературы.

Основной этап:

  1. Форма собрания – диспут.
  2. Анализ сочинений, фантастических проектов с опорой на положительные стороны.
  3. Игры "Авгиевы конюшни".
  4. Анкета для родителей “Центр развития творчества детей и юношества глазами родителей".
  5. Определение требований семьи и дополнительного образования к воспитаннику и помощь в их выполнении.
  6. Разработка положения соревнования по культуре самовоспитания ребенка под девизом "Стать сегодня лучше, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня".
  7. Обсуждение организации досуговой деятельности детей. Регулярное проведение совместных праздников, конкурсов, фестивалей "Мы единая семья".

Заключительный этап:

  1. Рекомендуемая литература.
  2. Памятка для родителей.

Приглашение

Уважаемые __________________________________

На собрание приглашаем,

К сотрудничеству призываем,

Чтобы знали мы всегда: "Центр, дом – одна семья"

Начинаем ровно в шесть,

Всех проблем не перечесть,

Но важнее всех одна:

"Центр, дом – одна семья"

Руководитель объединения _________________

Анкета для родителей

  1. Довольны ли вы, что Ваш ребенок занимается в Центре развития творчества детей и юношества.
  2. С каким настроением Ваш ребенок идет на занятие?
  3. Знакомы ли вы с проблемами кружка?
  4. Где больше ценят и понимают Вашего ребенка (подчеркнуть) в школе, в кружке, спортивной секции, в клубе, в кругу друзей?
  5. Чему положительному научился Ваш ребенок во время занятий в объединениях?
  6. Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок продолжил обучение в следующем году?
  7. Чтобы Вы хотели предложить для изменения работы кружка?
  8. Если требуется, готовы ли вы приобретать материалы своему ребенку для занятий в кружке?

Дата ________________ Подпись _____________

Рекомендации родителям

  1. Уважайте личность ребенка.
  2. Чаще проводите свой досуг вместе с детьми.
  3. Общайтесь с друзьями своих детей.
  4. Принимайте участие в делах творческого объединения.
  5. Будьте в курсе дел своего ребенка.

Родительское собрание "Ребенок учится тому, что видит у себя дома".

Цели:

  1. Показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс, взаимодействие между семьей и Центром развития творчества детей и юношества.
  2. Рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье.

Подготовительный этап.

  1. Приглашение родителей.
  2. Анкетирование родителей.
  • Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
  • Знаете ли вы друзей своих детей?
  • Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах при подготовке к семейным праздникам?
  • Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  • Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги, просмотренные фильмы?
  • Участвуете ли вместе в прогулках, походах? Проводите ли с семьей отпуск?
  • Охотно ли ваш ребенок ходит в Центр развития творчества детей и юношества?
  • Есть ли у вашего ребенка домашние обязанности?
  1. Конкурс рисунков по теме "Папа, мама, я – дружная семья".

Оборудование:

  1. Плакаты "Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе"; "Счастлив тот, кто счастлив дома"; "На что и клад, коли в семье лад".
  2. Выставка детских рисунков.
  3. Альбом "Семейные праздники".
  4. Книжная выставка на тему: "Мудрость воспитания".
  5. Музыкальное оформление.

Основной этап:

  1. Формы проведения: доверительный разговор за "круглым столом".

Ход собрания

Звучит песня "Родительский дом".

  1. Вступительное слово педагога по теме: "Счастлив тот, кто счастлив дома".
  2. Анализ анкет родителей.
  3. Анализ детских рисунков.
  4. Решение проблемных ситуаций ("Воспитание школьников”№3, 4, 5, 6, за 1998 год. №2 за 1999 год).
  5. Доверительный разговор о том, как быть ближе к своим детям.

Направления:

  • стиль отношений внутри семьи (обсуждение заранее записанных на магнитофонную ленту ответов детей);
  • общение и досуг (обмен опытом);
  • семейные традиции. Обмен рецептами приготовления праздничных блюд;

Обобщение педагогом встречи с родителями.

Заключительный этап

I Заповеди для родителей:

Не унижайте ребенка.

Не вымогайте обещаний.

Не потакайте.

Относитесь к ребенку как к личности.

Умейте слышать и слушать.

Будьте строгими и добрыми.

II Советы педагога:

Рекомендуемая литература /освещение книжной выставки/.

III Минутка благодарности: /отметить каждого родителя, найдя индивидуальную изюминку в воспитании. Аудио – запись с пожеланиями детей своим родителям/.

Родительское собрание "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника".

Цель: прививать трудовые навыки и самостоятельность у детей.

Анкета "Трудовая деятельность ребенка":

1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи?

Да

Нет

2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

Да

Нет

Постоянные, эпизодические, не имеет

3. Как относится к их выполнению ребенок?

Охотно

Пассивен

Уклоняется

4. Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых поручений?

Да

Нет

5. Наказываете ли за невыполнение?

Да

Нет

6. Привлекаете ли ребенка к совместно работе?

Да

Нет

7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?

Да

Нет

8. Знает ли ребенок об этих разногласиях?

Да

Нет

9. Какой труд предназначается для ребенка в будущем?

Физический

Интеллектуальный

Вопросы для диспута:

- Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?

- Значение родительского примера в трудовом воспитании?

- Труд – необходимость или обязанность?

- Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.

Рекомендации для родителей:

Как делать замечания.

Прежде чем сделать замечание, поставьте перед собой следующие вопросы.

  1. В каком состоянии сейчас нахожусь?
  2. Чего добьюсь своим замечанием?
  3. Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя делать то или иное?
  4. Не прозвучит ли в голосе: "Ага, попался!"?
  5. Не явится ли мое замечание "сто первым по счету"?
  6. Хватит ли у вас на все это выдержки и терпения? Если нет, не делайте замечания.

Правила семейной педагогики

  • никогда не давать себе распускаться, ругаться, ворчать, бранить друг друга и ребенка.
  • забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.
  • подчеркнуть в поведении детей не плохое, а хорошее поведение, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше.
  • хорошо воспитывать на положительном примере, вовлекать детей в полезную деятельность.
  • не давать возможности ребенку проявлять плохое поведение, чаще говорить: "Так взрослые люди себя не ведут!", "Вот этого я от тебя ни как ожидать не мог!"
  • показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.
  • разговаривать с ним целесообразно, как с взрослым: уважительно, серьезно, глубоко мотивированно.

Используемая литература:

  1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск, 1989.
  2. Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 1993.
  3. Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 1995.
  4. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
  6. Минтаян А.А. Потребительское поведение семьи. – М., 1989.
  7. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М., 1989.
  8. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. – М., 1992.
  9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1987.
  10. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 1982.
  11. Хямяляйнен. Воспитание родителей: Концепция, направление и перспектива. – Пер. с финск. – М., 1993.
  12. Януш Корчак, Как любить детей. – Хабаровск, 1988



Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей

Тема «Успешный родитель»

Цель: Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности); повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка дошкольного возраста.

Предварительная работа с детьми: рисование на тему  «Мои родители», «Моя семья», «Кем я мечтаю стать во взрослой жизни», беседа на тему «Что означает слово родитель? Как должны относиться родители к ребенку?».

Психолог:  Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня не будет никакой лекции, никаких докладов и вам не придется особенно скучать. Мы будем с вами много говорить, обсуждать, возражать, удивляться, спорить, может быть. А говорить мы сегодня с вами будем  о том кто такой  «Успешный родитель»?

Никто  из нас не рождается с навыками успешной родительской деятельности, однако многие хотят быть самыми лучшими родителями. Каким должен быть хороший, успешный во всех смыслах этого слова родитель?  Давайте подискутируем.

Высказывания родителей. (Ответственным, целенаправленным, увлеченным, заинтересованным в развитии своего ребенка, заботливыми, любящими, понимающими, ласковыми )

Безусловно, всеми этими качествами обладает каждый из вас. И каждый из вас желает своему ребенку только самого лучшего. Сейчас я предлагаю нам с вами познакомиться и выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Знакомство»

Родители, по очереди,  передавая мяч по кругу  представляется «Здравствуйте, я Ольга, мама Васи. Мой Вася …» (продолжить фразу, назвав  несколько качеств своего ребенка)

Сейчас я предлагаю  подумать и сказать, что значит для вас  слово «родитель» .  Например: родитель — тот, кто рожает, тот, кто родной, кто растит и т. д.  (высказывания родителей).

Вспомните своих родителей и ответьте  каждый для себя на следующие вопросы: «Кем были для меня мои родители?», «Кем  хочу быть я для своего ребенка?». (пока родители  размышляют над данными вопросами, психолог может создать спокойный музыкальный фон, помогающий в данной ситуации размышлять).

А сейчас посмотрите, пожалуйста, на эту выставку, такими видят  вас ваши дети.  У кого какие ассоциации возникают? Поделитесь, пожалуйста. (родители рассматривают рисунки детей и делятся впечатлениями).

Предлагаю поиграть в игру «Три волшебные «Р» 

Игра направлена на систематизацию представлений супругов о личностных характеристиках родителей. Взрослые называют поочередно, что умеет родитель: «Родитель умеет…». (играть, читать, кормить и т.д.)

После этого поочередно по кругу заканчивают предложение «Родителю можно…».

Затем рассуждают на тему «Родителем может быть (какой человек)?».

В конце родителям задают вопрос: «Зачем родитель ребенку?».

Я хочу продемонстрировать вам рисунки ваших детей на тему «Моя семья». Они постарались отобразить (в меру своих возможностей конечно) то, что считают своей семьей.  На каждом рисунке вы можете  прочитать высказывания своих детей.(высказывания детей на рисунке записывает психолог в индивидуальной беседе с ребенком).

Быть родителем  – это не только большое счастье, но и огромная ответственность, которую может принять на себя взрослый человек.  Зачастую перед родителями  возникают проблемы разной сложности, решение которых – не простое дело.

Я предлагаю вам начать их решать прямо сейчас. Для этого вам нужно закончить предложение, которое написано на фанте вытянутом из этой шляпы.

(Родители  вытягивают   по одному фанту из шляпы  по кругу, зачитывают ситуацию  и затем продолжают свою мысль, т.е. выход из этой ситуации из личного опыта. По желанию любой из родителей может озвучить свою мысль и выход из ситуации. Приветствуются и дополнения психолога).

Ситуации:

  • Ваш ребенок капризничает, упрямится в магазине, вы …
  • Ребенок не выполняет ваше требование идти обедать, хотя его уже несколько раз звали, вы…
  • Ребенок не хочет убирать за собой игрушки, вы…
  • Ребенок ударяет кого нибудь ладонью, игрушкой или кулаком,  вы…
  • Ребенок отказывается поделиться игрушками с другими детьми, вы…
  • Ребенок использует нецензурную лексику, вы…
  • Ребенок делает все, что ему запрещают…
  • Ребенок отказывается   кушать  приготовленное вами блюдо, хотя раньше ел…
  • Ребенок отказывается надеть теплую куртку, выходя на улицу, вы…
  • Вы готовите обед, и вам очень мешает шумная возня, которую устроил ваш ребенок в гостиной, вы …
  • Ребенок капризничает с утра не торопясь одеваться в детский сад, а вам нужно торопиться на работу, вы…
  • Ребенок игнорирует ваше замечание по поводу внешнего вида и продолжает заниматься своим делом, вы…

Да, разрешение проблем требует от родителей умения принимать решения, терпения и выдержки, силы ума, творческого  и нестандартного порой подхода.    Услышанные варианты выхода из той или иной ситуации  говорят о том, что вы успешно с этим справляетесь. Молодцы!

Послушайте высказывания детей на вопрос:  «Что означает слово родитель ? Как должны относиться родители к ребенку?» (Психолог зачитывает высказывания детей, без конкретных указаний на имя чьего либо ребенка).

Вот такие у  вас  образованные   и всезнающие дети! Остается им только поаплодировать! Браво! Но только мы не всегда соответствуем этому представлению.  

Родительское отношение к ребенку во многом определяет его дальнейшую судьбу. Хорошая мать - это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача). Хороший отец - это не обязательно отец, который много времени проводит с ребенком, а отец, который проводит это время содержательно, качественно. Поэтому современная отговорка занятостью родителей - это выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание на другого родителя, бабушку, детский сад.

А сейчас обратите внимание! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Попробуем её расшифровать:

 Формула закона семьи 

        Закон семьи: ед. тр. (1) + зн. похв. (2) + тр. уч. (3) + разд. благ (4).

        Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.

Вопрос родителям: «У кого что получилось! Какие законы семьи здесь зашифрованы?

         Давайте проанализируем  зашифрованную формулу:

        1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

        2-й закон. Закон значимости похвалы для ребёнка.

        3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

        4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. (если родители затрудняются с высказываниями, психологу необходимо помочь в пояснении смысла каждого из законов)

        Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.

 Теперь, когда вы  познакомились с законами жизни в семье,  обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.

Наиболее важным фактором при воспитании детей является количество и качество любви, которую они получают в семье. Ваш ребенок тем или иным образом спрашивает вас: «Ты меня любишь?» Единственная разница в том, как вы отвечаете.

Успешный родитель – это тот родитель, кто отвечает на этот вопрос, говоря ребенку любым способом «Да, я действительно тебя люблю!». И не важно, сколько времени вы  проводите со своим ребенком, а важно насколько качественно и продуктивно вы провели это время!

И в заключении хочу показать вам рисунки ваших детей, но тему рисунков вы мне подскажете сами.    Как вы думаете,  на какую тему они рисовали? (размышления и высказывания  родителей). Правильно «Кем я стану во взрослой жизни?».

Возможно, кто-то из  детей уже сейчас выбрал себе будущую  профессию, а вам остается их в этом поддержать и помочь осуществить  свою мечту.   Рисунки    вы можете забрать домой и с ребенком  их обсудить.

Желаю вам успехов в воспитании ваших детей.  Любите их, и будьте любимы ими. Ведь дети любят безусловной любовью, ответьте им тем же!

 



Предварительный просмотр:

«Мастерская общения с родителями»


Тема: «Давайте познакомимся».


Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет объединения.

Участники мастерской: педагог, родители.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.


Ход проведения.


1. Вводное слово. Педагог поздравляет родителей учащихся с началом учебного года и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»


2. Индукция. (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка»каждого участника мастерской).


3. Социоконструкция:

Объединить в группы по цвету своих «визиток» (столы переставляются в соответствии с созданными группами);

Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).

4. Социализация: выступление групп с представлением своих коллективных «визиток».


5. Избирается родительский комитет объединения.


6. Рефлексия: «передавайте изготовленную «ладошку» с  рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания педагогу и избранному родительскому комитету объединения».

 «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Участники собрания: папы учащихся

Тема собрания: «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля»

Цель собрания: Осмысление роли отца в воспитании ребенка, мотивация пап на совместную деятельность для создания «Первой книги».

Форма: круглый стол.

Оформление: Рисунки детей на тему «Я и моя семья», плакат с фотографиями семей «Неразлучные друзья – родители и дети», образцы «Первых детских книг». 

Ход собрания.

1. Подготовительный этап.

Педагог: Начать нашу встречу хочу с девиза: «Неразлучные друзья – родители и дети». Обращаю ваше внимание на плакат: «Дерево жизни». Вы видите фотографии семей нашего объединения, на многих из них нет пап. Я благодарна тем, кто пришел на наш диспут.

  1. Сообщение темы и цели собрания.
  2. Анализ рисуночного теста «Я и моя семья».

Плакат: «Дерево жизни»

2. Практическая часть.

Педагог: Предлагаю принять участие в работе круглого стола и обсудить ситуации. Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.

Ситуация 1. Подумайте и назовите, каким будет сын, если папа не занимается воспитанием? (работа в группах и обсуждение)

Комментарии педагога: Детство пройдет быстро и вы, папы, уже сейчас должны задуматься, насколько успешен будет ваш ребенок в жизни, когда у него будет своя семья.

Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В сознании ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину, кто несет ответственность за благополучие семьи.

Дети, как губка: все впитывают, все понимают. Это мы считаем их маленькими, поэтому там, где папа отстранен от воспитания в семье, ребенок лишен  возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина, обсуждая семейные проблемы.

Ситуация 2. Обсудите, что делать с непослушанием ребенка, с плохим поведением на переменах, на уроках вредничает, на ребят выражается бранными словами в школе во дворе (идет работа в группах, а потом обсуждение).

Комментарии педагога: Родители обычно во всем винят школу, детский сад, но ребенок только что пришел в детский коллектив, но и без семьи ОУ с этими проблемами не справится.

Во-первых, причину плохого поведения надо стараться найти в семье. Папа на просьбу воспитателя заняться воспитанием ребенка отвечает: «Мне с сыном некогда в «бирюльки играть», у меня ответственная работа, а вот придет время, потребуется мужское влияние – тогда и займусь».

Проблемный вопрос: «Когда надо начинать «мужское воспитание сына» (каждый самостоятельно находит ответ).

Папа не заметил, что срок уже давно прошел. Видимо, определенную роль играет распространенное мнение, что возиться с детишками – дело не мужское, что женщине самой природой предназначено это занятие. Однако лучшими педагогами всегда были мужчины: Я.А.Коменский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я. Корчак.

3. Творческое задание.

Педагог: Так как общее дело сплачивает детей, родителей, то предлагаю работу над «Первой книгой» . Возможно, «Первую книгу»  дети будут ценить и помнить всю жизнь, а яркие образы, мудрые мысли и главные выводы из этой Книги они смогут передать следующему поколению.

Педагог: Обращаю ваше внимание на «Дерево жизни». Папы, перед вами те законы воспитания, которые надо выполнять для того, чтобы ребенок состоялся, как личность, как человек.

Задание. Оформить обложку и 1 страницу Книги по образцу.

4. Заключительный этап.

Педагог зажигает свечу «Откровения» и просит продолжить фразу: «Хороший отец – тот, кто…..» (высказывания пап).

Педагог: Я буду рада, если пробудила у вас мысль, что главная миссия отца и мужа – нести нелегкую заботу о каждом члене своей семьи, а значит защищать, утешать, радовать, любить. Для полного благополучия в семье на капитанском мостике должен стоять мужчина- муж и отец.

Дополнительный материал

Пословицы и поговорки:

“Быть хорошим отцом – подлинный талант”,

“Что делает отец, то старается делать и сын”,

“Один добрый пример лучше ста слов”,

“Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются”,

“Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”,

“Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”,

“Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать”.

Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.

  • Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.
  • В сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину.
  • Очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в “белых перчатках”.
  • Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна быть для детей и мужа.

 Анкета

Издавна повелось, что отец – это добытчик, а мать – хранительница очага и воспитатель детей. А как, уважаемые папы, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? (Ответы родителей). А сейчас мы частично попытаемся ответить на вопрос: “Какой вы отец?”

Тест

  1. Помогаете ли вы собственным родителям?
  2. Внимательны ли вы к жене и ее родственникам?
  3. Умеет ли ваша семья распределять финансовые средства так, чтобы дети имели самое необходимое?
  4. Пытаетесь ли вы избежать семейных ссор с супругой в присутствии детей?
  5. Занимаетесь ли вы собственным ребенком, развивая его физически и интеллектуально?
  6. Всегда ли вам удается выполнить обещание?
  7. Имеет ли ваш ребенок обязанности по дому?
  8. Знаете ли вы с кем дружат ваши дети?
  9. Доверяет ли ребенок вам свои тайны?
  10. Считаете ли вы себя хорошим отцом?

Если на все вопросы вы ответили положительно, значит, вы хороший отец.

Если вы ответили “да” на 4-6 вопросов – вам надо серьезно заняться семьей и полностью пересмотреть отношение к детям.

Если у вас 1-3 очка – вы все прекрасно поняли, и пересмотрите свое отношение к семье и детям.

Родительское собрание для пап

«Музыкальная гостиная »

Подготовка к собранию

I. Написать плакат: "Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие" (Дж. Родари)
II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.
III. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.
IV. Провести анкетирование отцов.

Анкета

  В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?

  Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?

  Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?

  Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

  Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?

  Какие у Вас трудности в общении с детьми?

  Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?

  Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

  Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?

Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

V. Записать видео- ответы детей на следующие вопросы:

  Ты любишь своего папу? За что?

  Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?

  Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

 Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?

  Кем работает папа? Чем занят на работе?

  Приходилось ли тебе слышать бранные слова?

  Какой твой папа: добрый или строгий?

VI. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап.

VII. Оформить выставку поделок "Это сделано руками наших пап".

VIII. Нарисовать картинку для конкурса "Что бы это значило?"

IX. Оформить выставку детских рисунков на тему "Мой папа".

X. Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.

Ход собрания


Звучит песня "Папа может все".

Педагог: Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.
Включается запись ответов детей на вопрос: "За что ты любишь своего папу?"
Вопросы отцам 

  Какова ваша роль в семье?

  Что вы считаете главным в воспитании ребенка?

Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

(Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

Педагог: Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца. Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. "Сын, ведь мы с тобой мужчины", - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
Музыкальная пауза 

Вопросы отцам

Какие интересы вас объединяют с детьми?

Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?

Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

Чем твой папа занят вечерами?

Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?

Что ты любишь делать вместе с папой?

Чему тебя научил папа?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Педагог: Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.
Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.

Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости. Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.
Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни.

Музыкальная пауза

Педагог: Представьте себе ситуацию: отец ведет из садика ребенка. "Ну как дела?" - спрашивает он с теплотой в голосе. "Хорошо", - односложно отвечает сын. "Что было на обед? - спрашивает отец. - Чем занимался? Как вел себя?" Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?
Видео- запись ответов детей на вопросы. 

Кем работает отец?

Что он делает на работе?

О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Педагог: Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.
Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.
Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте? Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили.

Музыкальная пауза

Педагог: Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: "Куда прешься весь в снегу? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!" Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка? Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам

Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого?
Как по-вашему, есть ли у вас авторитет? Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?
Видео-запись ответов детей на вопросы. 

Добрый или строгий твой папа?

Почему ты так считаешь?

Педагог: А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!

В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.

Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить

- наказание ничему не научит, но может озлобить.

 Музыкальная пауза 

Педагог: Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние - от мужа, отца. Расширяются ли у вас обязанности в семье?

Разрешите вам зачитать благодарности некоторых ваших жен за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате).

Награждение пап грамотами.

Педагог: 

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: "Вот скоро папа придет". И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.

Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.

Педагог: А сейчас мы все вместе будем пить чай и участвовать в конкурсах.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: