Конспект занятия для старшей группы.

Ахматьянова Гузелия Булатовна

 

 

Педагогические рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Секция «Дошкольная педагогика. Опыт, проблемы, перспективы»

 

Ахматьянова Гузелия Булатовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №286»

 

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. Ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, он должен овладеть рядом умений:

•         внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;

•         проявлять уважение к говорящему, не перебивать его, выражать свое отношение к предмету разговора - излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о мнением собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли;

•         ориентироваться в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении;

•         договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;

•         завершать общение, используя этикетные формулы.

Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

Предлагаемые занятия направлены на достижение главной цели - установить партнерские отношения между детьми - и сопутствующих целей - развивать навыки общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя.

 

Занятие 1. «Как я чувствую мир»

Цель. Учить выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям.

 

Ход занятия:

Воспитатель: - Сядьте в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Внимательно слушайте своих собеседников, помните: каждый имеет право на собственную точку зрения.

Воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить (по желанию).

1. Я чувствую себя счастливым, когда...

2. Я обижаюсь, когда...

3. Я злюсь, когда...

4. Я боюсь, когда...

5. Самое хорошее - это...

6. Самое плохое - это...

7. В дождь я чувствую себя...

8. В снегопад я ощущаю...

9. В солнечный день я ощущаю...

10. Сегодня я чувствую себя...

11. Если бы я был животным, я был бы...

12. Если бы я был птицей, я был бы...

13. Если бы я был растением, я был бы...

14. Если бы я был зданием, я был бы...

15. Если бы я был волшебником, я бы...

16. Если бы мне разрешили, я бы в детском саду...

17. Если бы я оказался в сказке, то я бы был...

18. Когда я представляю себе синий цвет, я думаю о...

19. Когда я представляю себе оранжевый цвет, я думаю о...

20. Когда я представляю себе коричневый цвет, я думаю о...

Далее детям можно задать вопросы:

1. Было ли трудно высказывать свои мысли?

2. На какой вопрос было сложнее дать ответ?

3. Над каким вопросом вы раньше не задумывались?

4. Что нового вы узнали о ком-то из ребят?

5. Удалось ли вам лучше узнать друг друга?

6. Какой вопрос вы хотели бы задать всем ребятам?

7. Какой вопрос вы хотели бы задать воспитателю?

8. Вам понравилось наше занятие? Хотите еще так собраться и общаться?

Воспитатель: - К следующему занятию каждый из вас подготовит один вопрос для рассуждений. Договорились?

Занятие 2. "Друзья"

Цель. Учить проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учить чувствовать настроение и желания друг друга.

 

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает детей, что означают слова «друг», «знакомый», «дружба» («лучший друг»). В ходе беседы дети приходят к выводу, что друзья знают друг о друге больше, чем о других людях.

Дети-друзья делятся на пары: первый начинает предложение, второй его заканчивает. Если он отвечает именно так, как думает ребенок, задающий вопросы, то получает фишку.

Вопросы детей:

1. Моя любимая игрушка...

2. Моя любимая игра...

3. Моя любимая еда...

4. Моя любимая песня...

5. Мой любимый мультфильм...

6. Мой любимый человек...

7. Мое любимое занятие дома...

8. Мой любимый праздник...

9. Я хочу, чтобы на день рождения мне подарили...

10. Когда я пойду в школу...

11. Когда я вырасту, я мечтаю...

12. Когда я вырасту, я стану...

13. Я люблю в детском саду...

14. Я не люблю в детском саду...

15. Я хочу, чтобы мама разрешила мне...

 

Далее вопросы задает воспитатель.

1. Сложно было отвечать на вопросы о твоем друге?

2. Что ты чувствовал, когда твой друг отвечал на вопросы точно так же, как думаешь ты?

3. Что ты чувствовал, когда твой друг ошибался, отвечая на вопросы?

4. Что ты чувствовал, когда ты отвечал на вопросы так же, как думает твой друг?

5. Что ты чувствовал, когда ошибался, отвечая на вопросы друга о нем?

6. Смог бы ты дать точные ответы на эти вопросы о других детях? О ком из детей ты можешь рассказать? Кто из детей может так же много рассказать о тебе?

7. Хочешь ли ты больше узнать о других детях? Что они любят, чего не любят, что они думают о тебе?

 

 

 

 

Занятие 3. «Я - глазами других»

Цель. Учить оценивать индивидуальные качества друг друга; формировать уважительное отношение друг к другу; повышать самооценку детей.

 

Ход занятия:

Детям раздают бумагу и карандаши. Каждый в столбик пишет свое имя крупными буквами. Дети садятся маленькими группами по двое-трое и берут по три листа с именами. Задача группы - вспомнить особенности поведения, характера, которые наиболее точно характеризуют человека, чье имя написано на листе. Они должны начинаться с букв имени. Например, Андрей: аккуратный, надежный, дружественный, радостный, ест хорошо, избегает драк. Когда листы вернутся к владельцам, дети читают свои характеристики. Можно попросить некоторых детей прочитать написанное вслух, а потом спросить других, что забыли написать или что написали неправильно.

Вопросы:

1. что ты чувствовал, когда твои сверстники писали о тебе?

2. Какие характеристики понравились тебе больше всего?

3. Чего ты не ожидал прочитать про себя?

4. Что из написанного тебе не понравилось?

5. Трудно ли давать характеристики своим сверстникам?

6. Как ты думаешь, другим детям понравилось то, что ты написал?

7. Если бы мама писала о тебе, какие бы твои качества она вспомнила?

 

 

 

Используемая литература:

 

1.     Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

2.     Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

3.     Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

Предварительный просмотр: