"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"

Гришенькина Галина Ивановна

   Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_etno.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                 городского округа Саранск «Детский сад №94»

«Этнокультурные традиции в развитии

     познавательных интересов детей        

      старшего дошкольного возраста»

                                                                                                Подготовила:  воспитатель                              

                                                                                                                  Гришенькина Г.И.

                                                                     Саранск

                                                                        2013

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.

   И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

   Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

   Огромную роль в воспитании познавательного интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

   Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

    В нашем детском саду успешно осуществляют образовательную и воспитательную функции уголки национального быта и культуры. Цель создания  уголков – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. С их помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия.  Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеются настольно-печатные игры. Подобрана литература и иллюстрации о столице Республики Мордовия городе Саранск.

   Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память, умение анализировать.

   Большое внимание мы уделяем подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения мордовского края», «Животные мордовского края», «Родина моя - Мордовия».

   Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

   Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».  В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввели новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».

   На всех возрастных этапах мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

   На занятиях по развитию речи вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

   Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

   Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

   Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

   Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Мы  хорошо осознаём, что  народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.  И невозможно переоценить воздействие этнокультуры на формирование личности будущего гражданина.

                                                 Литература

1.«Мы в Мордовии живем»: программа для дошкольных образовательных учреждений республики Мордовия (коллектив преподавателей МГПИ им. Евсевьева), 2010.

2. Дидактические игры этнокультурного содержания/Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. – Ульяновск, 2008.

3. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

4. Котлякова, Т. А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников: метод. пос. / Т. А. Котлякова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.

5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М. Мозаика-Синтез, 2005.

6.Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006.

7.Николаев С.Д. Этнос и культура. Linia. 2005 г.