Эссе. Мои педагогические ошибки

Коренюгина Елена Ивановна

Мои педагогические ошибки

 

Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб  на ровном месте, потому что очень спешил. Больно только ему одному. Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается на ровном месте, потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока? Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, действительно, самый лучший учитель в нашей жизни. От педагогических ошибок не застрахован ни один педагог, даже классики педагогики, такие как А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, совершали педагогические ошибки, в чем не стеснялись признаваться в своих произведениях.

Как часто  ошибаются учителя? Реальная жизнь показывает, что часто. Суть вопроса заключается в том, чтобы люди научились прощать, давали второй шанс ‒ все исправить. Писатель А. В. Вавилин  утверждал: «Каждое действие человека в зависимости от взгляда, является одновременно и правильным и ошибкой». На мой взгляд, в этих слова глубочайший смысл. Ведь, без ошибок никогда не познаем истину.

О своих и чужих ошибках каждый размышлял и находил что-то общее. Приведу простой пример. Все мы знаем такие поговорки: «Глупый учится на своих ошибках, а умный ‒ на чужих», «Все, что не делается, то к лучшему», «Не ошибается лишь тот, кто ничем не занимается», «Знать бы, где упасть – соломки  постелил» и другие. А есть и такие мысли: «Врачи, не имеют право на ошибку», «Здравые биологи не могут иметь неточности». Что ж получается, одна категория людей имеют это право на ошибку, а вторая нет? Банально, не так ли? Испить такую горькую чашу ошибок выпала и  на долю учителя.

Я вспоминаю себя в далеком 1989 году. Я – учитель. Как и многие другие учителя, я  совершала в своей работе ошибки. Вспоминаю свои первые уроки, мои ученики были младше меня всего на пять лет. Излишняя эмоциональность в первые годы работы приводила к  непониманию и конфликтам, при установлении дисциплины на уроках. Переосмыслила  всю свою деятельность и сделала выводы, что категорические запреты в  любом человеке вызывают бурю негативных эмоций.

Еще  одна моя ошибка как учителя-предметника  в том, что я  перегружала детей.  Если один  ребёнок может выполнить  определённую работу, за определённый период времени: например,  за один урок, то  другому надо три. Я понимаю, что качество обученности не достигается для всех одинаково. Для решения этой проблемы я стала использовать технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому  и применяю на своих уроках  индивидуальный подход к каждому ребёнку. Все дети гениальны! Надо только поверить в них и помочь им почувствовать это!  И моя педагогическая  деятельность открылась для меня в новом свете.

Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Или важнее качественно подготовить к ЕГЭ, обеспечив высокие баллы? Наверное, всё нужно. Но это ли для него самое главное? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет в сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают»? Может, и для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться и ошибаться.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pedagogicheskie_oshibki.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мои педагогические ошибки

Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб  на ровном месте, потому что очень спешил. Больно только ему одному. Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается на ровном месте, потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока? Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, действительно, самый лучший учитель в нашей жизни. От педагогических ошибок не застрахован ни один педагог, даже классики педагогики, такие как А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, совершали педагогические ошибки, в чем не стеснялись признаваться в своих произведениях.

Как часто  ошибаются учителя? Реальная жизнь показывает, что часто. Суть вопроса заключается в том, чтобы люди научились прощать, давали второй шанс ‒ все исправить. Писатель А. В. Вавилин  утверждал: «Каждое действие человека в зависимости от взгляда, является одновременно и правильным и ошибкой». На мой взгляд, в этих слова глубочайший смысл. Ведь, без ошибок никогда не познаем истину.

О своих и чужих ошибках каждый размышлял и находил что-то общее. Приведу простой пример. Все мы знаем такие поговорки: «Глупый учится на своих ошибках, а умный ‒ на чужих», «Все, что не делается, то к лучшему», «Не ошибается лишь тот, кто ничем не занимается», «Знать бы, где упасть – соломки  постелил» и другие. А есть и такие мысли: «Врачи, не имеют право на ошибку», «Здравые биологи не могут иметь неточности». Что ж получается, одна категория людей имеют это право на ошибку, а вторая нет? Банально, не так ли? Испить такую горькую чашу ошибок выпала и  на долю учителя.

Я вспоминаю себя в далеком 1989 году. Я – учитель. Как и многие другие учителя, я  совершала в своей работе ошибки. Вспоминаю свои первые уроки, мои ученики были младше меня всего на пять лет. Излишняя эмоциональность в первые годы работы приводила к  непониманию и конфликтам, при установлении дисциплины на уроках. Переосмыслила  всю свою деятельность и сделала выводы, что категорические запреты в  любом человеке вызывают бурю негативных эмоций.

Еще  одна моя ошибка как учителя-предметника  в том, что я  перегружала детей.  Если один  ребёнок может выполнить  определённую работу, за определённый период времени: например,  за один урок, то  другому надо три. Я понимаю, что качество обученности не достигается для всех одинаково. Для решения этой проблемы я стала использовать технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому  и применяю на своих уроках  индивидуальный подход к каждому ребёнку. Все дети гениальны! Надо только поверить в них и помочь им почувствовать это!  И моя педагогическая  деятельность открылась для меня в новом свете.

Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Или важнее качественно подготовить к ЕГЭ, обеспечив высокие баллы? Наверное, всё нужно. Но это ли для него самое главное? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет в сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают»? Может, и для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться и ошибаться.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.