Эссе " Я учитель".

Солгалова Ольга Александровна

1 сентября 1977 года – маленькой девочкой с огромным белым бантом и букетом астр в руке я переступила порог школы в селе Донском. Сколько волнений, тревог переполняли мою душу перед первым сентября, но увидев глаза своей первой учительницы - Агарковой Раисы Семёновны, я поняла, что всё будет хорошо. Все три года нашей школьной жизни, Раиса Семёновна была другом, наставником. Вместе с нами она ходила в походы, каталась с горки зимой, а самое главное учила быть добрыми, отзывчивыми людьми.  И уже в начальной школе я представляла себя - учительницей. Играла во дворе с другими детьми в школу, учила своих кукол.

В старших классах на моё становление оказала большое влияние  Стрельникова Вера Романовна учитель русского языка и литературы. Она познакомила с поэтами, чьи имена в середине восьмидесятых произносили ещё «шёпотом», такими как Пастернак  Мандельштам. Помогала понять  сложную натуру Печорина и Базарова. А сколько  споров было о Наташе Ростовой!

И именно Вера Романовна была тем человеком, который убедил меня, что моя судьба – это школа.

Уже двадцать четыре года -  я учитель начальных классов, и несколько об этом не жалею.  Каждый день на протяжении этих лет задаюсь вопросом «Чему учить? Как учить? Чего хотят родители от современной школы?»

Всем известно,  что в основе всех цивилизаций лежали такие  человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта, но  цивилизации погибали, если об этих качествах  забывали,

Считаю своей главной задачей научить ребенка быть Человеком.

Человеком, который вступив во взрослую жизнь, сможет быть гуманным, милосердным ко всем окружающим.   Сможет выстраивать свои отношения по законам гуманизма и толерантности к человеку и человеческой жизни как высшей ценности.

«Ребенок должен научиться жить», - считал П.П. Блонский ещё в 1916 году.  «Жить» - означает не только познавать действительность, но и преобразовывать её. Современная школа -  это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он  учится решать проблемы, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Я должна помочь детям войти в мир человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. А для этого я с учениками  должна пройти долгий и трудный путь в «завтра».

 Готовясь к уроку, всегда помню, что должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Мой долг, научить ребенка учиться. Если раньше мы ставили перед собой цель научить ребенка грамотно писать, читать и считать, знать определенный свод правил, то теперь проблема стоит намного шире. Мы должны воспитать личность, которая может находить эти знания самостоятельно, делать выводы, анализировать, прогнозировать, взаимодействовать с коллективом.

Особую значимость, на мой взгляд, имеют коллективные и групповые формы обучения, где ребенок может примерять на себя различные социальные роли: от лидера до координатора или исполнителя, научиться понимать позицию другого, прийти к пониманию неизбежности ответственности, осознает важность диалога. Важно научить детей  быть готовыми к открытому позитивному диалогу с любыми людьми, в любой ситуации. И невозможно недооценить тот блеск глаз, который появляется у   детей, когда они во взаимодействии с группой, а иногда и самостоятельно приходят, к какому-то  выводу. Это всегда шаг вперёд     для всех детей.        

На уроках литературного чтения  веду диалог, с учащимися используя технологию критического мышления, когда  учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Мне нравится, что ребята не боятся говорить свое собственное мнение, так как ни одно из них не бывает ошибочным. Все детские версии мы обсуждаем не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаем все  ответы на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

А как любят мои  ученики  инсценировать произведения, участвовать в праздниках! Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.  Я думаю, что в их памяти навсегда останутся «Новогодние  приключение Маши и Вити», «Маленький принц», герои Драгунского и Носова.

А ещё со второго класса учащиеся издают свой журнал «Капитошка», девиз которого «от маленького читателя к большому писателю».  В каждом номер журнала  дети пишут полюбившиеся стихи, сочиняют свои,  делятся впечатления о каникулах, о прочитанных книгах, пишут  сочинения по картинам великих русских художников, составляют ребусы и кроссворды, загадки, делают иллюстрации к ним. Каждый ребенок вносит свой вклад в создания журнала. Вот несколько строк написанных Кудиновой Яной, ученицей 2В класса:

Как то  зимним утром,

В солнечный денёк.

Вышел на прогулку

Зайка-малышок.

Он скакал по лесу

Словно огонёк.

Вот какой проказник

Зайка-паренёк. 

В канун 9 мая  мы издаем особый журнал - «Журнал памяти», в котором дети пишут о своих прадедах, родственниках воевавших  на полях Великой Отечественной войны. Для них открывается новый мир.

На уроках математики  веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического материала, развитию логического мышления.  С огромным удовольствиям ребята участвуют в олимпиадах, таких как «Инфо урок», «Лисёнок», в онлайн олимпиаде «Плюс».

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Провожу консультации  для родителей по предупреждению близорукости, искривлению осанки, по формированию  здорового образа жизни у детей.  Как мама я хорошо понимаю, что самое главное в жизни – это здоровье  детей. И моя обязанность его сохранить.

 Всегда стараюсь понять родителей, помочь в сложных жизненных ситуациях. Ведь они неотъемлемая часть нашего коллектива. Вместе с ними  мы организовываем праздники, походы, экскурсии.

Учитель, так каким он должен быть?

Будь с детьми искренен и честен, не допускай обиды и гнева. Пусть каждое слово, обращенное к детям, будет согрето твоими чувствами, не будет пустым и случайным.

У всех зверей – названия,

У человека  звание,

И звание такое,

Обидно уступать.

Свинье не обязательно

Вести себя по-свински,

А ты по-человечески

Обязан поступать.

  Б. Заходер.

Считаю, что в учителе важно всё: как он говорит, как он ест, как ходит, какие у него привычки, как одевается и т. д. Вот почему моральный облик учителя, его поведение, его общий интеллектуальный кругозор, а также его внешние качества не являются его частным делом. Это профессиональные ценности. Учитель должен быть искренним с детьми, естественным – всегда и везде! Сделал ошибку, тут же ее признай прямо и открыто – авторитет не поколеблется. Насколько дети не терпят обмана от взрослых, настолько же они способны прощать ошибки и просчеты – понимать, что все ошибаются. Ещё Конфуций говорил: «Тот, кто совершил ошибку и не исправил её, совершил ещё одну ошибку».