Мои рабочие материалы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 18» Разработчики: творческая группа воспитателей МБДОУ «Детский сад № 18». руководитель Печурина Е.А.

Слайд 2

Модель образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 18» Цель программы :способствовать формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; созданию условий для формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и обеспечения равных стартовых возможностей для детей с различным уровнем развития; обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка. Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие

Слайд 3

Образовательная программа состоит: 60% Обязательная часть: основная образовательная программа МБДОУ №80 на основе программы «Радуга» Т.Н.Доронова Вариативная часть формируемая участниками образовательного процесса С.Н.Николаева «Юный эколог» Р.Б.Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 40%●

Слайд 4

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 5

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

Слайд 6

Условия реализации программы: Материально-технические Соответствие санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей -Каждая группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты в соответствии с возрастом детей Кадровые Воспитатели и специалисты высшей квалификационной категории- 2 человека Первой квалификационной категории-6 человека Специалисты: - учитель-логопед; музыкальный руководитель; медсестры-ортоптистки. Психолого-педагогические - Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки -Использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям -Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей -Поддержка доброжелательного отношения детей друг к другу -Возможность выбора детьми видов деятельности , общения Финансовые -Обеспечивают выполнения требований Стандарта -Гарантия бесплатного дошкольного образования

Слайд 7

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Модель выпускника ДОУ - Владеет основными культурными способами деятельности -Проявляет инициативу и самостоятельность -Положительно относится к миру, к людям, , самому себе, участвует в совместных играх, способен договариваться -Адекватно проявляет свои чувства -Владеет разными формами и видами игр -Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания -Развита мелкая моторика -Способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения в различных видах деятельности -Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены -Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать , экспериментировать -0бладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет.

Слайд 8

Обязательная часть образовательной программы Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях Различные виды детской деятельности Режимные моменты Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями

Слайд 9

Дополнительное образование Волшебный пластилин Веселая логоритмика Радуга творчества Здоровячок Театрализация

Слайд 10

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования Качество — это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту. Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие. Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость). Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта). Классификация качеств на физические , личностные и интеллектуальные условна, так как для формирования любого качества требуется системное развитие ребёнка: физическое и психическое (личностное и интеллектуальное ). Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придаётся особое значение. Сформированные интегративные качества ребёнка — итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие — промежуточные результаты. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

      Если в лесу случается неурожай шишек и орехов, то белки собираются в большие стаи и перекочевывают в другую местность. По пути зверьки преодолевают много препятствий: бегут через селения но заборам и крышам домов, пересекают овраги, переплывают реки, пока не доберутся до таких лесов, где много шишек с семенами, грибов, орехов, ягод. Здесь они останавливаются, устраивают гнезда, занимают дупла, выводят детенышей.
У белок в природе есть немало конкурентов, которые питаются тем же, чем они (например, бурундуки, соболи, полевки, медведи, дятлы, клесты, кедровки). С другой стороны, некоторые из этих конкурентов приносят белкам пользу: дятлы поставляют им дупла для жилья; клесты сбрасывают на землю шишки, семена которых становятся достоянием белок, и т. п.

               http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=273112887-05-72&n=21

            В последние годы белок стали выпускать в лесопарки. Эти интересные зверьки быстро привыкли к людям и даже осмеливаются брать корм из рук. Взятые в уголки живой природы, молодые белки быстро становятся ручными и игривыми. При содержании этих зверьков в неволе принято делать с бока клетки вертящееся колесо в виде барабана, куда они выскакивают через дверцу и подолгу вертят колесо. Такие упражнения им необходимы, так как в лесу белки все время прыгают с дерева на дерево, а иногда и перебегают полянки, если соседние деревья оказываются далеко. Только совершая много движений, белка в неволе сохраняет хороший аппетит и нормально развивается.

Белки в России занимали первое место в пушном промысле по стоимости заготовляемых шкурок, доставляя государству до 40% всей пушнины. Однако в последнее время произошло значительное снижение численности и добычи белки (почти в 2 раза). Причина — вырубка спелых хвойных насаждений и в связи с этим нехватка кормов. Теперь белка уступила место в пушном промысле соболю и ондатре.

     L:\конкурс - белка\100SSCAM\SDC16136.JPG

Изготовлено:

658710

Алтайский край

г.Камень-на-Оби

ул.Гайдара, 37А

МБДОУ «Детский сад № 18»

Старший воспитатель: Печурина Е.А.,

Воспитатель: Дуюнова Л.М.

              http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=482320632-45-72&n=21         

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\i.jpeg 

Посмотрите, зверь какой, 
В рыженьком пальтишке,
Шишки носит день-деньской 
Собственным детишкам!

L:\конкурс - белка\100SSCAM\SDC15999.JPG

  Белки — типичные лесные зверьки (длина тела 20—30 см, масса — до 1 кг). Из характерных особенностей можно отметить кисточки на концах ушей (более длинные зимой) и пушистый хвост. Благодаря тому что густые волосы, покрывающие хвост, располагаются по бокам, хвост кажется плоским, его длина немного короче длины тела. Когда белки перепрыгивают с дерева на дерево или соскакивают на землю, хвост служит им рулем и парашютом.

     Окраска шерсти этих зверьков зависит от сезона года и географического местообитания. Так, например, у восточносибирских и алтайских белок цвет шерсти летом темно-бурый, почти черный, а зимой — темно-серый; у западносибирских и европейских он летом рыжий, а зимой — светло-серый. Летом мех у белок редкий, зимой (после осенней линьки) становится густым. По красоте и качеству меха ценятся выше других серебристо-серые белки-телеутки из сибирских лесов.

                C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\i.jpeg

      Живут белки как в тайге, так и в смешанных и широколиственных лесах, придерживаясь главным образом старых массивов, богатых кормами. В хвойных лесах они питаются семенами шишек и кедровыми орешками, а в лиственных — желудями, орехами бука и лещины. Кроме того, белки поедают различные ягоды и грибы, цветочные почки, фрукты, ловят садящихся на деревья жуков и бабочек, а при случае разоряют птичьи гнезда, выпивая яйца и поедая птенцов. При неурожае шишек зимой они едят побеги и почки деревьев, нежную кору кустарников, разыскивают кладовые бурундуков и кедровок, используя их содержимое. Сами белки тоже делают запасы кормов: прячут орехи в лесной подстилке, закладывают грибы за отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей. Так делают все белки, поэтому при недостатке кормов любая из них может воспользоваться этими запасами. Тонкое обоняние позволяет белкам обнаружить корм, даже если он засыпан снегом.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=155339094-64-72&n=21       http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=528645774-68-72&n=21

     Живут белки как в тайге, так и в смешанных и широколиственных лесах, придерживаясь главным образом старых массивов, богатых кормами. В хвойных лесах они питаются семенами шишек и кедровыми орешками, а в лиственных — желудями, орехами бука и лещины. Кроме того, белки поедают различные ягоды и грибы, цветочные почки, фрукты, ловят садящихся на деревья жуков и бабочек, а при случае разоряют птичьи гнезда, выпивая яйца и поедая птенцов. При неурожае шишек зимой они едят побеги и почки деревьев, нежную кору кустарников, разыскивают кладовые бурундуков и кедровок, используя их содержимое. Сами белки тоже делают запасы кормов: прячут орехи в лесной подстилке, закладывают грибы за отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей. Так делают все белки, поэтому при недостатке кормов любая из них может воспользоваться этими запасами. Тонкое обоняние позволяет белкам обнаружить корм, даже если он засыпан снегом.

          http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=481689046-43-72&n=21    В холодное время белки прячутся в дупла, выдолбленные дятлом, или поселяются в собственных шарообразных гнездах, называемых «гайно». Каждая белка обычно устраивает несколько подобных убежищ. Сначала она сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем возводит бока, а сверху делает крышу. Внутри гнездо выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями, липовым мочалом, шерстью и другими материалами. Получается мягкая подстилка. В гнезде делается один или два выхода, которые зимой в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником. В таком гнезде хорошо сохраняется тепло; температура воздуха в нем даже в морозы достигает + 18...+20 °С.

    Когда становится очень холодно, белка не выходит из гнезда и в полудремотном состоянии проводит там несколько дней. Случается, что именно в это время злейший враг белки — куница — забирается в гнездо и, застав свою добычу врасплох, загрызает ее. В другое время кунице не так-то легко настигнуть проворную белку, которая ловко и быстро убегает от преследования, прыгая с ветки на ветку. Кроме куниц, на белку нападают горностай, колонок, лисица, росомаха, а из птиц — ястреб-тетеревятник, сова, филин, канюк.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут

сопровождения Николаенко Ильи.

Дата рождения: 20.01.2010.

Дата поступления в детский сад: 27.07.2012.

Диагноз: ахондроплозия

Проблема: быстро утомляется, испытывает затруднения при ходьбе (спуске/подъеме, перешагивании), нарушена координация движений  

Формы работы: индивидуальные занятия с воспитанником, рекомендации для родителей.

Цель: создать благоприятные условия развития Ильи в соответствии с его индивидуальными особенностями.  

Задачи:

  • Создать условия для приобретения опыта самостоятельного подъема и спуска по лестнице;
  • Способствовать  развитию координации движений при формировании навыков самообслуживания;
  • Способствовать овладению элементарными нормами  и правилами в двигательном режиме;
  •   Продолжать формировать двигательные навыки воспитанника.

Пояснительная записка

       Приоритетным направлением развития образования является охрана и укрепление здоровья воспитанников. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество воспитанников, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики, сопровождение.

       Интеллектуальное развитие Ильи соответствует возрастной норме. Хорошо развита память. Эмоциональное состояние устойчивое.

     В силу имеющегося заболевания работоспособность мальчика снижена (быстро устаёт). Слабо развита мелкая моторика, движения нескоординированы. С трудом поднимается (спускается) по лестнице. Не может прыгать на двух ногах, долго ходить и бегать.

     Навыки самообслуживания недостаточно развиты: с трудом застёгивает  пуговицы, замки, сандалии.

      Пользуется авторитетом у сверстников, одинаково общителен как с мальчиками так и с девочками, умеет поддерживать игру, в конфликты не вступает.

      Актуальностью проблемы является учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с состоянием его здоровья, определяющих особые условия получения им образования.  

      Основные направления работы по коррекции выявленных нарушений (быстрая утомляемость, испытывает затруднения при ходьбе (спуске/подъеме, перешагивании), нарушена координация движений):

  • Игротерапия - используется для снижения напряженности, мышечных зажимов; улучшения координации движений.
  • Релаксация  - сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.
  • Гимнастика – используется для укрепления мышц тела.
  •  Практическая деятельность – используется для отрабатывания умений.

Прогноз результативности: 

  • Снижение усталости
  • Улучшение координации движений (сформированность умения застегивать пуговицы, сандалии; раскладывать ложки на столе; выкладывать узор из мозаики и т.д.)
  • Самостоятельно преодолевать лестничный пролет при подъеме или спуске
  • Перешагивать самостоятельно через невысокое препятствие (порог, набивной мяч)

Принципы построения:

 Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Единство требований в семье и ДОУ.

 Единство диагностики и коррекции отклонений — изучение анамнеза и сбор сведений о ребёнке.

Учет характера первичных и вторичных отклонений—наблюдение за ребёнком.

 Принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях).

Принцип  системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.

 Деятельностный подход.

Создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.

Планирование коррекционной работы на учебный год

месяц

неделя

Работа по самообслуживанию

Релаксация

Практическая деятельность

Сентябрь

1

д/и «застегни пуговицы»

(крупные)

Слушание спокойной музыки: «Звуки леса», «Шум дождя», «Капель»

Катание мяча одной ногой (правой)

2

д/и «застегни пуговицы»

(мелкие)

Катание мяча одной ногой (левой)

3

д/и «сделай игрушку»

(на пуговицах)

Раскатывать палочки из пластилина.

4

д/и «одень куклу»

Игры со счётными палочками.

Октябрь

1

д/и «клубочек»

Способствовать формированию умения расслаблять мышцы рук, упражнения: «Встряхивание», «Крылья», «Капли дождя»

Работа с карандашом. Рисование прямых линий.

2

д/и «шнуровка»

д/и «собери бусы» (крупные)

3

д/и «застёжки»

д/и «собери картинку из кубиков»

4

д/и «прищепки»

Рисование «клубочка»

Ноябрь

1

д/и «накроем стол для куклы»

Совершенствование умения расслаблять мышцы рук под музыку

д/и «собери пазлы»

2

д/и «намотай клубочек»

Рисование вертикальных линий.

3

Застёгивание пуговиц на рубашке.

Игры со счётными палочками.

4

Застёгивание сандалий.

Работа с ножницами. Правильно держать.

Декабрь

1

Надевание штанов.

Способствовать формированию умения расслаблять мышцы ног в положении лежа

Работа с ножницами. Резать по прямой.

2

Надевание колготок.

д/и «мозаика»

3

д/и «намотай нитки»

Лепка из пластилина калачиков.

4

д/и «уложим куклу спать»

штриховка

Январь

1

Застегивание и расстегивание «молнии»

Продолжать работу по формированию умения расслаблять мышцы ног в положении лежа под спокойную музыку

Обведи по контуру.

2

Застегивание крючков.

Закрашивание фигуры.

3

Застегивание кнопок.

Скатывание шара из пластилина.

Февраль

1

Застегни замок на кофте.

Создать условия для становления саморегуляции в двигательной сфере (определение места для релаксации)

Рисование красками прямых линий.

2

Игра с прищепками.

Лепка из пластилина лепёшек.

3

Шнуровка.

Игра с мозаикой.

4

Смотай нитки в клубочек.

Собери пирамидку.

Март

1

д/и «уложи куклу спать»

Создать условия для формирования навыков одновременного расслабления мышц ног и рук

Перебери семена.

2

д/и «завяжи узелок»

3

д/и «закрути крышку»

Выкладывание по контуру шнурком.

4

Застегивание сандалий.

Лепка из теста овощей.

Апрель

1

«узелок»

Создание условий для формирования навыков расслабления мышц всего тела под спокойную музыку.

Штриховка.

2

Шнуровка.

Соедини по точкам.

3

Наматывание ниток.

Разорви бумагу. Выложи по контуру.

4

Заплети косичку.

Собери бусы.

Май

1

Застёгивание замка на куртке.

Выполнение гимнастики расслабления под спокойную музыку

Закрашивание фигуры карандашами.

2

Сложи вещи аккуратно.

Собери пазлы.

3

Весёлые шнурочки.

Построй пирамиду из кубиков.

Маршрут составили: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18», Печурина Е.А.; воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18», Бас В.Н.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 18»

Выступление

старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 18»

Печуриной Елены Анатольевны

к пленарной части VI методической недели

По теме: «ФГОС дошкольного образования – готовность предметно-пространственной развивающей среды ДОУ к работе в новых условиях»

2015г.

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, это нашло отражение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование обозначено как ступень общего образования, а так же в  ФГОС дошкольного образования.

В требованиях Федерального государственного стандарта предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС стало ключевой задачей в работе нашего учреждения. Мы считаем, что предметно-пространственная среда каждой возрастной группы должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности каждого ребенка.

Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования представляют собой единое целое, гармонично сочетаются по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Всё это развивает не только умственные способности ребенка, но и органы чувств и обеспечивает малышу необходимый психологический комфорт.

Создавая такую среду в ДОУ, мы столкнулись с некоторыми сложностями. Зачастую педагогам не хватало знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определило необходимость  разработки  такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся  развивающей среды.

С этой целью на первом этапе работы была проанализирована существующая предметно-пространственная среда ДОУ:

Уже имеющаяся предметно – пространственная развивающая среда в групповых помещениях отвечает интересам детей, возрастным и личностным особенностями, формирует у ребенка жизненную позицию в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.

На территории детского сада расположены игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, малые формы, веранды с теневым навесом. Среди педагогов и родителей воспитанников ДОУ были проведены конкурсы «Предметная среда действительно развивающая?» и «На лучшую игровую площадку».

 Затем педагоги изучили новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

Так  ФГОС дошкольного образования определяет следующие основные требования к предметно-пространственной развивающей среде: среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том

числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Следующим этапом стало приведение существующей среды в соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования.

Наполнение предметно-пространственной развивающей среды педагоги подбирали таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.

  По характеру действий пространство было условно поделено на три функциональные зоны:

1.  «Спокойное» функциональное   пространство  для спокойной  деятельности детей.

2.  «Активное» функциональное  пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек.

 3. «Рабочее» функциональное пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности.

Зоны, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему- «сжиматься и расширяться»,  имеют подвижные, легко трансформируемые границы. Образно говоря, пространство - «пульсирующее»,  каждая зона при необходимости может вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников  увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Что получилось в результате этой работы мы продемонстрируем  в нашем фильме.

Проанализировав результаты работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ можно с уверенностью заявить о том, что мы готовы к работе в новых условиях внедрения ФГОС дошкольного образования в практику.

Это не значит что работа окончена, педагоги ДОУ продолжают совместную работу с детьми и их родителями по наполнению и расширению развивающей предметно-пространственной среды.

Спасибо за внимание. 



Предварительный просмотр:

"Современные подходы к организации детской деятельности как инструмент реализации ФГОС дошкольного образования»


С  1  января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

 Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление  определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):

- игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения).

 Осуществляя эти виды деятельности мы основываемся на комплексно- тематической модели организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя) Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой. Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.

Изменился и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый  оба являются субъектами взаимодействия,  равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность нашего ребенка стала по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

      - образовательная деятельность в режимных моментах;

      - организованная  образовательная деятельность;

      - самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность проводится с одним ребенком; с  подгруппой детей; с целой группой детей это зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интересов; сложности материала; вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная), т.к. каждый ребенок, освоив программу дошкольного образования, должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Наметив задачу для совместного выполнения, педагог, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиваться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей. В ходе процесса деятельности воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.  

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Учет разнообразных потребностей ребенка: в признании, в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Поощрение детской игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов. Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками. Реализация деятельностного подхода. В современном детском саду ребенка ценят, а не оценивают.

Основная задача дошкольной организации – создать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу.  Важно,   чтобы   у   ребенка   к   окончанию   подготовительной   группы  в  детском  саду  были  сформированы  волевая      и  мотивационная  готовность  к обучению в школе.

 «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…» А.Дистервег