Материалы введения ФГОС ООО

Маслова Ольга Викторовна

Место и роль ФГОС ООО

Ключевые особенности введения ФГОС ООО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Место и роль ФГОС общего образования в системе государственных документов, определяющих стратегическое развитие системы общего образования Составитель: учитель биологии МКУ СОШ с. Гаровка -2, Хабаровского муниципального района, Хабаровского края Маслова О. В.

Слайд 2

Г осударственны е документ ы , определяющи е стратегическое развитие системы общего образования Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) Закон Российской Федерации «Об образовании» П роект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Н ациональн ая образовательн ая инициатив а «Наша новая школа» Ф едеральн ая целев ая программ а развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 гг

Слайд 3

ФГОС в Приоритетн ом национальн ом проект е «Образование» (ПНПО ) В критери ях и услови ях участия в конкурсах ПНПО проявляются такие будущие ключевые характеристики федерального государственного образовательного стандарта общего образования, как: интеграция урочной и внеурочной деятельности; структурное и содержательное единство всех разделов основной образовательной программы образовательного учреждения; ориентированность на совокупность личностных, предметных и метапредметных результатов образовательного процесса; создание комплекса условий для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и др.

Слайд 4

ФГОС в Закон е Российской Федерации «Об образовании» В Законе установлено понятие федеральный государственный образовательный стандарт : федеральный государственный образовательный стандарт — нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определённого уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки Данное понятие преемственно развивается и закрепляется проектом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 5

ФГОС в П роект е Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» В Законопроекте отдельная статья даёт подробное описание федеральных государственных образовательных стандартов как системы требований ( ТТТ ): к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объёму; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения основных образовательных программ.

Слайд 6

ФГОС в Н ациональн ой образовательн ая инициатив е «Наша новая школа» П оэтапное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования: введение ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования; организация разработки примерных основных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования; обеспечение готовности педагогических и управленческих кадров к реализации ФГОС Ф едеральные государственные образовательные стандарты общего образования становятся не просто формальным документом, а реальным механизмом комплексного обновления всей системы общего образования , они нацелены на создание инструмента получения всеми гражданами качественного образования, обеспечивающего успешную социализацию и конкурентоспособность в современном высокотехнологичном мире.

Слайд 7

ФГОС в Ф едеральн ой целев ой программ е развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 гг В 2011 г. в рамках проекта «Разработка разделов примерных основных образовательных программ общего образования и материалов, обеспечивающих их введение и реализацию» были подготовлены к введению ФГОС основного общего образования отдельные методические материалы — планируемые результаты освоения основных образовательных программ и инструментарий для итогового оценивания по 6 предметам основной образовательной программы, разработаны концептуальные подходы и примерное содержание учебных программ по 4 предметам для старшей ступени общего образования.

Слайд 8

ФГОС в Ф едеральн ой целев ой программ е развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 гг Достижение целей, определённых ФГОС, требует разработки и внедрения целого ряда таких инновационных механизмов, как: создание новых финансово-экономических; материально-технических условий; формирование информационно-образовательной среды; осуществление сетевых партнёрских взаимодействий. Это объясняется и тем, что в качестве одного из целевых индикаторов ФЦПРО на 2011—2015 гг. рассматривается уровень соответствия образования современным стандартам.



Предварительный просмотр:

Ключевые особенности ФГОС ООО

  1.         Стандарты первого поколения были ориентированы на решение основной задачи — сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания.  ФГОС ООО, как и ФГОС НОО, разрабатывался как развивающий и прогностический инструмент модернизации всей системы образования. Изменяется структура, содержание, расширяется сфера действия и назначение образовательных стандартов. Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закреплённый в законодательной базе.

  1. ФГОС ООО, как и ФГОС НОО, базируется на серьёзном социологическом фундаменте. В рамках разработки проектов были проведены социологические исследования по выявлению запросов личности (семьи), общества и государства в общем образовании, согласованию всех потребностей.  Таким образом, в результате этих исследований ФГОС приобрели смысл общественного договора, нового типа взаимоотношений между личностью, семьёй, обществом и государством. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что, в свою очередь, подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договорённостей).

  1. Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.  Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).

  1. В рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.  В новых стандартах меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Под образовательными результатами в ФГОС всех ступеней обучения понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

  1. В соответствии с ФЗ «Об образовании» структура ФГОС всех ступеней обучения представляет собой совокупность требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации.  При этом ведущей, системообразующей составляющей являются требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования, которые ориентированы на реализацию основных функций стандартов.

  1.  Ориентиром при построении содержания образования для всех ступеней ФГОС является фундаментальное ядро, содержащее необходимый понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры, а также обобщённые способы познавательной и практической деятельности.  Наряду с фундаментальным ядром методологическую основу формирования содержания общего образования составляет также концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  1. Обеспечена преемственность по отношению к ФГОС НОО методологических основ системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования. Основными направлениями оценки являются результаты деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:

систем образования на всех уровнях;

образовательных учреждений и педагогов;

обучающихся.

Такое расширение объекта оценки по отношению к традиционному предполагает расширение спектра оценочных процедур: использование как персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных (анонимных) процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования.

  1. Ведущим документом ФГОС ООО является основная образовательная программа. Требования к структуре основной образовательной программы в ФГОС ООО преемственны аналогичным требованиям ФГОС начального общего образования, но все компоненты сгруппированы в разделы: целевой, содержательный и организационный.  В основную образовательную программу в соответствии с принципом преемственности введена Программа формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся, но она в развитие Программы УУД для начальной ступени включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Внесены изменения в Программу воспитания и социализации обучающихся, в неё включены такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры.  ФГОС ООО включает в основную образовательную программу новый раздел — «Система условий реализации основной образовательной программы» в соответствии с требованиями стандарта.
  2.  Основная образовательная программа содержит внеурочную образовательную деятельность, которая реализуется совместно с социальными партнёрами образовательного учреждения по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, отличных от урочной.
  3. Основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. При этом степень вариативности возрастает от ступени к ступени: для начального общего образования это соотношение составляет 80/20%, для основного — 70/30%.
  4. В требованиях к структуре основной образовательной программы представлен учебный план соответствующей основной ступени общего образования. Он содержит перечень обязательных предметных областей и учебных предметов. Базисный учебный план в качестве рекомендательного документа представлен в примерной основной образовательной программе для основной ступени общего образования.  

Выводы:

  1. Стандарты «первого поколения» — это стандарты содержания. ФГОС — конституция всей школьной жизни.
  2. С принятием стандартов не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.
  3. Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.
  4. Основной результат образования — освоение обобщённых способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей).
  5. В ФГОС ООО, так же как и в ФГОС НОО, устранено разделение содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
  6. ФГОС ООО минимизировал инвариантную часть содержания общего образования (70%), открывая большие возможности для вариативности содержания образования.
  7. Объектами оценки становятся не только индивидуальные достижения обучающихся (как это было до введения ФГОС), но и деятельность систем образования, образовательных учреждений, учителей и руководителей.
  8. В учебных планах, представленных в ФГОС начального и основного общего образования, нет распределения содержания образования по учебным годам и часам.
  9. Базисные учебные планы в привычном формате представлены в примерных основных образовательных программах и не являются нормативными документами.
  10. Внеурочная деятельность обучающихся включена в структуру основных образовательных программ.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: