Материалы введения ФГОС ООО
Место и роль ФГОС ООО
Ключевые особенности введения ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
место и роль ФГОС ООО | 287.5 КБ |
Ключевые особенности ФГОС ООО | 71.5 КБ |
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО | 895.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Г осударственны е документ ы , определяющи е стратегическое развитие системы общего образования Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) Закон Российской Федерации «Об образовании» П роект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Н ациональн ая образовательн ая инициатив а «Наша новая школа» Ф едеральн ая целев ая программ а развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 гг
ФГОС в Приоритетн ом национальн ом проект е «Образование» (ПНПО ) В критери ях и услови ях участия в конкурсах ПНПО проявляются такие будущие ключевые характеристики федерального государственного образовательного стандарта общего образования, как: интеграция урочной и внеурочной деятельности; структурное и содержательное единство всех разделов основной образовательной программы образовательного учреждения; ориентированность на совокупность личностных, предметных и метапредметных результатов образовательного процесса; создание комплекса условий для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и др.
ФГОС в Закон е Российской Федерации «Об образовании» В Законе установлено понятие федеральный государственный образовательный стандарт : федеральный государственный образовательный стандарт — нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определённого уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки Данное понятие преемственно развивается и закрепляется проектом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС в П роект е Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» В Законопроекте отдельная статья даёт подробное описание федеральных государственных образовательных стандартов как системы требований ( ТТТ ): к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объёму; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС в Н ациональн ой образовательн ая инициатив е «Наша новая школа» П оэтапное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования: введение ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования; организация разработки примерных основных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования; обеспечение готовности педагогических и управленческих кадров к реализации ФГОС Ф едеральные государственные образовательные стандарты общего образования становятся не просто формальным документом, а реальным механизмом комплексного обновления всей системы общего образования , они нацелены на создание инструмента получения всеми гражданами качественного образования, обеспечивающего успешную социализацию и конкурентоспособность в современном высокотехнологичном мире.
ФГОС в Ф едеральн ой целев ой программ е развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 гг В 2011 г. в рамках проекта «Разработка разделов примерных основных образовательных программ общего образования и материалов, обеспечивающих их введение и реализацию» были подготовлены к введению ФГОС основного общего образования отдельные методические материалы — планируемые результаты освоения основных образовательных программ и инструментарий для итогового оценивания по 6 предметам основной образовательной программы, разработаны концептуальные подходы и примерное содержание учебных программ по 4 предметам для старшей ступени общего образования.
ФГОС в Ф едеральн ой целев ой программ е развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 гг Достижение целей, определённых ФГОС, требует разработки и внедрения целого ряда таких инновационных механизмов, как: создание новых финансово-экономических; материально-технических условий; формирование информационно-образовательной среды; осуществление сетевых партнёрских взаимодействий. Это объясняется и тем, что в качестве одного из целевых индикаторов ФЦПРО на 2011—2015 гг. рассматривается уровень соответствия образования современным стандартам.
Предварительный просмотр:
Ключевые особенности ФГОС ООО
- Стандарты первого поколения были ориентированы на решение основной задачи — сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. ФГОС ООО, как и ФГОС НОО, разрабатывался как развивающий и прогностический инструмент модернизации всей системы образования. Изменяется структура, содержание, расширяется сфера действия и назначение образовательных стандартов. Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закреплённый в законодательной базе.
- ФГОС ООО, как и ФГОС НОО, базируется на серьёзном социологическом фундаменте. В рамках разработки проектов были проведены социологические исследования по выявлению запросов личности (семьи), общества и государства в общем образовании, согласованию всех потребностей. Таким образом, в результате этих исследований ФГОС приобрели смысл общественного договора, нового типа взаимоотношений между личностью, семьёй, обществом и государством. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что, в свою очередь, подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договорённостей).
- Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).
- В рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. В новых стандартах меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Под образовательными результатами в ФГОС всех ступеней обучения понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
- В соответствии с ФЗ «Об образовании» структура ФГОС всех ступеней обучения представляет собой совокупность требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации. При этом ведущей, системообразующей составляющей являются требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования, которые ориентированы на реализацию основных функций стандартов.
- Ориентиром при построении содержания образования для всех ступеней ФГОС является фундаментальное ядро, содержащее необходимый понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры, а также обобщённые способы познавательной и практической деятельности. Наряду с фундаментальным ядром методологическую основу формирования содержания общего образования составляет также концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Обеспечена преемственность по отношению к ФГОС НОО методологических основ системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования. Основными направлениями оценки являются результаты деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:
систем образования на всех уровнях;
образовательных учреждений и педагогов;
обучающихся.
Такое расширение объекта оценки по отношению к традиционному предполагает расширение спектра оценочных процедур: использование как персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных (анонимных) процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования.
- Ведущим документом ФГОС ООО является основная образовательная программа. Требования к структуре основной образовательной программы в ФГОС ООО преемственны аналогичным требованиям ФГОС начального общего образования, но все компоненты сгруппированы в разделы: целевой, содержательный и организационный. В основную образовательную программу в соответствии с принципом преемственности введена Программа формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся, но она в развитие Программы УУД для начальной ступени включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Внесены изменения в Программу воспитания и социализации обучающихся, в неё включены такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры. ФГОС ООО включает в основную образовательную программу новый раздел — «Система условий реализации основной образовательной программы» в соответствии с требованиями стандарта.
- Основная образовательная программа содержит внеурочную образовательную деятельность, которая реализуется совместно с социальными партнёрами образовательного учреждения по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, отличных от урочной.
- Основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. При этом степень вариативности возрастает от ступени к ступени: для начального общего образования это соотношение составляет 80/20%, для основного — 70/30%.
- В требованиях к структуре основной образовательной программы представлен учебный план соответствующей основной ступени общего образования. Он содержит перечень обязательных предметных областей и учебных предметов. Базисный учебный план в качестве рекомендательного документа представлен в примерной основной образовательной программе для основной ступени общего образования.
Выводы:
- Стандарты «первого поколения» — это стандарты содержания. ФГОС — конституция всей школьной жизни.
- С принятием стандартов не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.
- Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.
- Основной результат образования — освоение обобщённых способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей).
- В ФГОС ООО, так же как и в ФГОС НОО, устранено разделение содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
- ФГОС ООО минимизировал инвариантную часть содержания общего образования (70%), открывая большие возможности для вариативности содержания образования.
- Объектами оценки становятся не только индивидуальные достижения обучающихся (как это было до введения ФГОС), но и деятельность систем образования, образовательных учреждений, учителей и руководителей.
- В учебных планах, представленных в ФГОС начального и основного общего образования, нет распределения содержания образования по учебным годам и часам.
- Базисные учебные планы в привычном формате представлены в примерных основных образовательных программах и не являются нормативными документами.
- Внеурочная деятельность обучающихся включена в структуру основных образовательных программ.