Раздел 3. Профессиональная деятельность

Арипова Инзия Кабировна

Предварительный просмотр:

Приложение 6

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СОСНОВКА»

УТВЕРЖДЕНО приказом

от 09 декабря 2014 года № 389

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном историко - краеведческом музее  "Летопись"

1.      Общие положения

1.1 Положение о школьном музее (далее Положение) разработано в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", Закона РФ "О музейном фонде и музеях Российской Федерации", Концепции развития дополнительного образования и молодёжной политики в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре и Уставом СОШ п. Сосновка

1.2.  Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете СОШ  п. Сосновка и утверждается приказом директора СОШ  п. Сосновка

1.3.  Настоящее Положение регламентирует деятельность, определяет цели, задачи и основные направления работы школьного музея СОШ  п. Сосновка

1.4.  Школьный музей СОШ  п. Сосновка (далее — Школьный  музей) является структурным подразделением СОШ  п. Сосновка, организуется по инициативе педагогов, обучающихся и их родителей.

1.5. Школьный  музей создается в целях воспитания, обучения и развития обучающихся средствами музейной педагогики, этнографический профиль музея определяется задачей реализации регионально-национального компонента.

1.6. Деятельность историко -  краеведческого  музея основывается на принципах научности, системности, патриотизма и воспитывающего обучения.

1.7.  Школьный  музей руководствуется в своей деятельности Законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, решениями органов управления образованием и самоуправления всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, а также Уставом СОШ  п. Сосновка и настоящим Положением.

1.8.  Школьный  музей является тематическим систематизированным собранием подлинных материалов по школы п. Сосновка

1.9.  Регистрация Школьного  музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

1.10.  Подлинные экспонаты, хранящиеся в фондах Школьного  музея, имеют историко-культурную ценность и подлежат учету в установленном порядке.

2. Основные понятия

2.1.  Профиль музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2.   Музейный предмет — памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3.  Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4.  Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5.  Книга поступлений — основной документ учета музейных экспонатов.

2.6.  Экспозиция — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация деятельности школьного  музея

3.1. Организация школьного музея в СОШ  п. Сосновка является результатом работы обучающихся и педагогов по изучению истории школы, приуроченного 30-летию школы.

3.2.  Учредителем Школьного музея является СОШ  п. Сосновка.

3.3.  Деятельность Школьного  музея осуществляется на основе годового плана. План составляется руководителем музея, утверждается директором школы.

3.4. Для осуществления своей деятельности школьный музей имеет:

- музейный актив из числа обучающихся, педагогов, родителей;

- собранные и зарегистрированные в книге поступлений (инвентарной книге) музейные предметы;

- экспозиционный зал;

- музейные экспозиции;

- настоящее Положение;

- образовательные программы, реализуемые на базе музея.

3.5.  Непосредственное руководство школьным музеем осуществляет руководитель музея, назначаемый директором школы. Руководитель музея непосредственно подчинен заместителю директора школы по воспитательной работе.

3.6. Текущую работу осуществляет Совет музея.

4. Цели и задачи школьного музея

Школьный музей функционирует для достижения следующих целей и задач:

Цель — развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному краю; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.  Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.

Образовательные задачи:

-  формирование у воспитанников и обучающихся знаний и умений в области традиционной культуры;

-  приобщение к истории школы и посёлка;

- утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, восприятие ими гражданских и патриотических идей, а также гуманистического сознания;

- формирование целостного мировоззрения; основ духовного, нравственного, научно-практического опыта учащихся;

- повышение уровня мотивации к обучению.

Воспитательные задачи:

- духовное, художественно-эстетическое воспитание на региональной основе;

-  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к культуре родного края, побуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-  воспитание любви к родной природе, своему народу, его культурным традициям;

- укрепление семейных связей.

Развивающие задачи:

- развитие учебно-исследовательских навыков;

-  развитие стремления знать как можно больше о родной культуре, стимулирование самостоятельной познавательной активности;

- развитие творческих способностей;

Методические задачи:

-   разработка проектов, способствующих выявлению, хранению и трансляции локальной истории в современном образовательном пространстве (конференций, семинаров, фестивалей, мастер-классов);

- разработка и подготовка к печати материалов, отражающих процесс деятельности по возрождению локальной истории.

5. Функции школьного  музея, направления деятельности, содержание и формы работы

5.1. Функции музея

Основными функциями музея являются:

- документирование  истории  школы п. Сосновка;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

-  организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

5.2. Основными направлениями деятельности являются:

-  учебное — проведение на базе музея уроков краеведения, истории, литературы, ИЗО;

- организационно-техническое — создание и пополнение фондов;

-  методическое — внедрение различных форм музейной педагогики, подбор методической литературы, издание методической литературы;

- исследовательское: в рамках музея и на основе его экспонатов осуществляется исследовательская деятельность обучающихся по различным вопросам локальной истории;

- экскурсионное — проведение экскурсий;

- поисковое — организация и проведение мероприятий (в том числе и экспедиций) по сбору и обработке экспонатов для музея.

5.3. Формы работы

В своей работе школьный музей использует следующие формы работы: экскурсии, уроки краеведения, истории, литературы, ИЗО, мастер-классы, занятия дополнительного образования, лекции, встречи.

5.4. Содержание деятельности

Содержание деятельности школьного  музея определяется образовательными программами, реализуемыми на базе музея.

6. Руководство деятельностью музея

6.1.  Общее руководство деятельностью музея осуществляет Совет музея  СОШ  п. Сосновка.

6.2.  Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3.  Текущую работу музея осуществляет Совет музея.

6.4. Руководитель проводит следующую работу:

- организует сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов школьного музея;

-  осуществляет поисковую работу по всем направлениям деятельности школьного музея;

-  обеспечивает сохранность музейных материалов и документов, ведет инвентарную книгу школьного музея;

-  организует учет наличия, хранения, и движения музейных экспонатов, их размещение в хранилищах;

- организует экскурсии по экспозиции музея, беседы, лекции;

-  сотрудничает с другими музеями  Белоярского района и общественными организациями;

- разрабатывает перспективные и текущие планы работы музея.

- проводит декады, вечера, конкурсы, праздники, слеты, конференции и другие мероприятия.

6.5. Совет музея:

-  организует в установленном порядке научные связи, обмен выставками с другими школьными и внешкольными музеями;

-  обеспечивает комплектование фондов музея, изучение и популяризацию их;

- поддерживает постоянную связь с общественными организациями, предприятиями, учреждениями, учебными заведениями и другими организациями;

-  способствует развитию творческой инициативы обучающихся и работников школы;

- обеспечивает сохранность музейных ценностей;

-  проводит работу по совершенствованию и пополнению экспозиции новыми материалами;

- проводит научные исследования;

- организует экскурсионную и лекционную работу в музее;

- осуществляет планирование тематических лекций, экскурсий, составляет графики их проведения;

-  организует прием заявок на экскурсии, лекции и обеспечивает их экскурсоводами;

-  контролирует работу экскурсоводов, осуществляющих обзорные и тематические экскурсии по экспозициям музея;

- соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещения и фондов музея;

-  создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки.

7. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

7.1.  Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в книге поступлений музея;

- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

7.2.  Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в СОШ  п. Сосновка производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

7.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель СОШ  п. Сосновка

7.4. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

7.5. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

8. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

8.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.



Предварительный просмотр:

Мир средневекового человека.

 6 класс. История средних веков.

 Авторская программа под редакцией В.А. Ведюшкина «История средних веков». - М.: Просвещение, 2006.

Цели урока:организовать решение проблемы главного отличия положения крестьянства и рыцарства в средневековом обществе.

Обучающие (предметные) задачи:

  1. сформировать представление об образе жизни крестьян;
  2. дать представление о жизни рыцарского сословия.

Развивающие (метапредметные) задачи:

1) Создать ситуацию успеха, способствовать формированию у учащихся умений проектировать изделия, излагать практический материал, обобщать, анализировать, способствовать развитию навыков защиты своих идей; оценивать результаты труда.

2) Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся при групповой работе; формировать у учащихся навыки творческой деятельности; способствовать формированию навыков делового партнёрства, представления своей работы, умений коллективного планирования, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы.

3) Прививать каждому учащемуся чувство уважения к мнению других, воспитывать качества коммуникабельности, прививать навыки культуры публичной речи, способствовать развитию творчества и познавательной активности учащихся; воспитывать положительную мотивацию к проектированию, чувство ответственности

 Планируемые результаты обучения:

- учащиеся должны знать главное отличие образа жизни рыцарства и крестьянства в средневековом обществе;

- учащиеся должны уметь описывать условия и образ жизни феода-лов и крестьян;

- учащиеся должны применять на практике умение оперировать терминами и понятиями при ответе.

Тип учебного занятия: итоговое занятие по курсу

Средства обучения :презентация: «Мир средневекового человека»;результаты проектной деятельности учеников

Оборудование: кабинет, оснащенный компьютерным оборудованием, мультимедийный проектор, экран, выставка художественной литературы по теме, макеты и рисунки детей

Межпредметные связи: музыка, литература, русский язык

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный момент.

-Настал новый урок. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры, приветливы и доброжелательны.Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните все обиды, беспокойство, страх.Улыбнитесь.  Я  желаю всем нам хорошего урока.                                

Учащиеся отвечают на приветствие учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

1 мин.

Актуализация знаний учащихся.

1.Слово учителя.

         Ребята, вот и закончили мы изучение Истории средних веков. Большой путь  проделало человечество за тысячу средневековых лет. Средневековье дало человечеству многих выдающихся общественных деятелей: народную героиню Орлеанскую деву Жанну Д`Арк, профессора Краковского университета Яна Гуса, сожженных на костре за свои убеждения; рассказало о самой долгой войне и войне цветов (); выстроило лестницу ,по которой никто и никогда не ходил.

          Идеал средневековой цивилизации – доблесть, храбрость, физическая сила, трудолюбие - они ценились во все времена и привлекают многих и сегодня.

Сегодня у нас необычный урок. Все мы с вами становимся не только знатоками средневековья, но и исследователями, желающими поделиться своими знаниями с окружающими. На урок к нам пришли гости, которые очень хотят узнать о жителях средневековья и их образе жизни.

 - Тема нашего урока созвучна теме нашего с вами проекта. Давайте попытаемся сформулировать её. А теперь запишем тему в буклет.

  • Как мы могли бы сформулировать цель нашего урока?

Давайте постараемся помочь друг другу и  нашим гостям узнать много нового и интересного, представив результаты своей проектной деятельности.

1.Учащиеся слушают музыку “Музыка Возрождения” и  слово учителя.

- Жанну Д`Арк

- Яна Гуса

- Столетняя война

- Война Красной и Белой розы

- феодальная

Учащиеся отвечают на вопрос и свои ответы записывают в буклет:

Записывают в буклет цель урока

2 мин

3 мин

1 мин

Введение нового материала

Итак, я предлагаю начать с кластера. На экране вы можете видеть ключевое словосочетание – средневековое общество.Пожалуйста, назовите 3 слова, которые могли бы стать ключевыми для блоков кластера.

Исторические документы:

«Средневековая Притча об овцах, быках и собаках. Европа XII в.»

Бог «сословия учинил, дабы несли они различные службы в этом мире. Он установил одним (духовенству – «молящимся») подобно овцам, наставлять людей, питая их молоком проповеди». Другим  (крестьянству – «пашущим») – «чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и остальным». Третьим (рыцарству – «воюющим») – «проявлять силу как от волков защищая от врагов тех. Кто молится и пашет землю».

На  уроке мы будем искать ответ на вопрос “Кому в Средние века было жить хорошо?” Для этого нам нужно ответить на учебные вопросы :

  1. Кто такой рыцарь, чем он занимался, чем вооружён? Гербы и девизы. Жилище феодала. Кто такая Прекрасная Дама?
  2. Кто такой крестьянин, каковы его основные занятия?Жилище крестьян. Одежда крестьян. По ходу выступления экспертов мы будем заполнять буклет ТАБЛИЦА в буклете

Выступления групп:

  1. Кто такой рыцарь, чем он занимался, чем вооружён? Гербы и флаги. Турниры.
  2. Кто такой крестьянин, каковы его основные занятия?

      Эта волшебная страна вам наверняка знакома.  Страна Кокань. Так средневековый европейский крестьянин называл страну «молочных рек и кисельных берегов», легенда о которой сохранилась в русских народных сказках. Здесь все не так, как в реальной жизни, все наоборот.  Лучше всех живет тот, кто меньше всех работает. Работать в стране Кокань вообще запрещено. Поэтому живется здесь вольготно всем. Реки текут прекраснейшим вином. Проблем с питанием тоже не возникает: каждый ест, что захочет и сколько захочет. Урожай сам собой созревает четыре раза в год. Праздников так много, что даже Великий пост бывает только раз в 20 лет. Зато Пасху и Рождество празднуют четырежды в году. В стране Кокань нет старых: чудесный источник превращает всех в двадцатилетних.

Почему  народ придумал  сказку о волшебной стране Кокань?

         

А теперь исследовав жизнь крестьян, скажите,  хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?

  1. Жилище феодала.
  2. Жилище крестьян.
  3. Кто такая Прекрасная Дама?
  4. Одежда крестьян.

Учащиеся работают с смарт - презентацией

Предполагаемый ответ учащихся: Те кто молятся, те кто работают, те кто воюют.

Выполняют соответствующие задания в буклете.

Выполняют соответствующие задания в буклете.

Выполняют соответствующие задания в буклете.

Мечта о счастье и празднике, об избавлении от непосильного труда, от необходимости в поте лица обеспечивать средства для жизни отразилась в этой легенде, которую с удовольствием слушали в Германии и Франции, Англии и Италии. Крестьяне вообще любили рассказы, в которых бедный оказывается умнее и храбрее богатого, а злые сеньоры как огня боятся отчаянного смельчака, защитника обездоленных. Таковы, например, баллады о Робин Гуде, разбойнике из Шервудского леса.

1 мин

8 мин

Закрепление новых знаний

Отношение средневековой знати к крестьянам превосходно иллюстрирует небольшое произведение на латинском языке, пародирующее распространенные в Средние века латинские грамматики – «Склонение крестьянское». Вот как, по мнению неизвестного поэта, следует употреблять слово «Крестьянин» в разных падежах:

5 мин

3 мин

Подведение итогов урока

Учитель анализирует ответы учащихся и выставляет отметки учащимся.

Учащиеся в листах ответа отмечают степень участия каждого ученика в работе группы над заданием.

3 мин


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта внедрения рейтинговой системы оценивания на уроках обществознания и истории. Автор: учитель истории и обществознания СОШ п. Сосновка Арипова Инзия Кабировна

Слайд 2

Развитие школьников: социализация + индивидуализация Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности ФГОС учитывают универсальность учебных умений и навыков школьников

Слайд 3

История Древнего мира - 5 класс «В гаванях афинского порта Пирей» Тип урока : изучение нового материала. Цель урока : Знание – знать роль Афин в истории Древней Греции. Понимание – понимать специфику античной демократии. Применение – выполнить тест по теме «Полисы Древней Греции и их борьба с персидским нашествием» Анализ – анализировать исторические документы. Синтез – формулировать выводы по теме и систематизировать эти выводы в таблице. Оценка – проводить самооценку по предложенным критериям. Оборудование : раздаточный материал, копии исторических документов, иллюстрированный материал, мультимедийные слайды.

Слайд 4

План урока – реализация плана в учебной деятельности Часть I . Проверка домашнего задания «Нашествие персидских войск на Элладу». Тестирование по 2-м вариантам. Часть 2 Подготовка к восприятию нового: «Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств (городов-полисов) – сумела дать отпор могущественной Персидской державе?» Часть 3. Объяснение нового материала. Проблемный вопрос: «Какие факторы сделали Афины главным городом Древней Греции»? Систематизация учебного материала в таблице . Часть 4. Закрепление изученного . Вывод учащихся. Часть 5. Домашнее задание. Что прославило Афины ? Повторение ранее изученного материала. Что подняло и далее укрепило авторитет Афин ? Повторение ранее изученного материала Что способствовало процветанию Афин ? Анализ учебного материала на электронном носителе и по иллюстрациям учебника. Какие факторы делали власть демоса в Афинах неустойчивой? Анализ исторических документов.

Слайд 5

Оценка работы учащихся (РНС) на уроке и при выполнении домашнего задания в 5-ом классе Работа на уроке . 1. Активность в ответах на вопросы - до 14 баллов а) ученик называет факт, имя, событие - 1 б) ученик даёт определение - 2 в) ученик использует дополнительный источник - 2 г) ученик высказывает и объясняет свою точку зрения, называет причины события - 4 д) ученик сопоставляет изученный материал с ранее изученным, делает правильный вывод - 5 2. Составление таблицы по теме, работа с текстом учебника и другими источниками (иллюстрациями, документами и т.д.) - до 5 баллов Учитываются: активность, скорость, умение выделять главное, делать обобщение, сравнивать умение правильно формулировать свои мысли 3. Работа с исторической картой, схемой - до 4 баллов 4. Формулировка вопросов по одной из рубрик - до 3 баллов 5. Посещаемость - 1 балл.

Слайд 6

По окончании урока можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику оценку в графу «за работу на уроке» Оценка «5» - если ученик набрал 20 баллов и более. Оценка «4» - если ученик набрал 15 – 19 баллов. Оценка «3» - если ученик набрал 8 – 14 баллов.

Слайд 7

Домашнее задание. а) подготовка сообщения с использованием дополнительных источников до 7 баллов б) подготовка сообщения с использованием Интернета - 3-4 балла в) устный рассказ у доски на основе таблицы, плана, опорных слов – до 3 баллов г) написание контрольной работы - до 10 баллов д) составление развёрнутого плана - до 5 баллов е) написание творческой работы - до 5 баллов ж) устный рассказ у доски и ответ на дополнительные вопросы – до 7 баллов После проверки домашнего задания можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику соответствующую оценку в графу «домашнее задание»: «5» - если ученик набрал 5 и более баллов (за контрольную работу не менее 9-10 баллов); «4» - если ученик набрал 4 балла (за контрольную работу – 7-8 баллов; «3» - если ученик набрал 3 балла ( за контрольную работу – 5-6 баллов).

Слайд 8

Лист самооценки знаний учащихся при подготовке домашнего задания по параграфу учебника 1-ый уровень – «2» « Я могу найти ответ на вопросы к параграфу по тексту учебника » 2-ой уровень – «3» «Я могу рассказать о событиях по истории Древнего мира на основе учебника в течение 2-3 минут » 3-ий уровень – «4» «Я могу рассказать о событиях по истории Древнего мира на основе учебника и дополнительного материала. 4-ый уровень – «5» «Я могу рассказать о событиях по истории Древнего мира на основе учебника, дополнительного материала и установить взаимосвязи с различными сторонами жизни жителей Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.

Слайд 9

Выразительная Уважительная Дифференцированная Критическая Понятная Стимулирующая Заинтересованная Мотивированная Адекватная Объективная Требования к оценке

Слайд 10

Метод диагностики – опрос учащихся : какой тип заданий ребята воспринимают и выполняют с повышенным интересом и энтузиазмом? (по 10-балльной шкале) Устный рассказ у доски и ответ на дополнительные вопросы - 97 Творческая работа (эссе, презентация ) - 151 Сообщение (с использованием дополнительной литературы или Интернета) - 136 Тесты - 100 Задания в рабочей тетради - 136 Развёрнутый план - 119 Глоссарий - 109 Исторический диктант - 93 Таблица - 114 Исторический словарь - 157 Работа с документом - 126 Работа с иллюстрацией - 141 Работа с картой - 143 14. Установление причинно-следственных связей - 93

Слайд 11

Первые выводы : рейтинг - накопительная система оценки знаний школьников несёт в себе большой воспитательный потенциал и отражает все критерии предметной оценки по истории; перевод многобалльной шкалы оценивания успешности ученика в обычную 5-балльную делает сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности; рейтинг – накопительная система помогает ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху. :