Статья «Опыт знакомства с первой университетстской гимназией им. В.В. Сороки г. Великий Новгород». Мацкевич Н.А. ГБОУ 698 Санкт-Петербург 2021

Удивительные люди учатся и преподают в Новгородской гимназии им. В.В. Сороки. О том, что меня удивило и порадовало, мне захотелось поделиться с коллегами и немного рассказать об их жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

прогимназия № 698

Московского района Санкт-Петербурга «Пансион»

Педагог-психолог Мацкевич Н.А.

«Опыт знакомства с первой университетстской гимназией им. В.В. Сороки г. Великий Новгород».

Гимназия работает с одаренными учащимися 7-11 классов, прошедших специальный отбор: задания, плюс собеседование. В гимназии существует деление учащихся по условно лингвистическим и математическим классам в параллелях. Работа со школьниками ведется в зоне ближайшего развития. Педагоги назвали этот метод «барьерная педагогика». Дети, особо интересующиеся каким-то направлением науки, имеют индивидуальное расписание обучения, ходят на лекции в институты. Летом в июне все десятиклассники проходят практику в институтах. Учатся по триместрам.

В течение десяти лет работы гимназии проводились систематические исследования личности гимназистов, на основании чего был получен некоторый обобщенный образ ученика

Каков же «портрет» сегодняшнего гимназиста?  Это неглупый человек с высоким показателем IQ. Вместе с тем,  академическая одаренность у него выражена меньше, чем частная. Участником олимпиад, конкурсов и конференций различного уровня ежегодно становится каждый третий гимназист; 2/3 гимназистов принимают участие в разнообразных видах научно-исследовательской деятельности.

Разрыв между высокой частной одаренностью (имеющей отношение только к одному предметному направлению деятельности) и невысокой академической (имеющей отношение к обучению как самостоятельному виду деятельности) делает гимназиста весьма неуверенным в своих силах человеком. Показатели тревожности у гимназистов значительно превышают  среднестатистическую норму и приближаются по характеристикам к высокому и среднему уровням. Этот неблагоприятный фактор значительно усугубляется тем, что требования по всем учебным предметам с учетом существующей концепции обучения остаются одинаково высокими.

Гимназист - в основном левополушарный экстраверт, имеющий все плюсы и минусы данного типа личности. Вместе с тем, на разных отделениях имеют место свои специфические «добавки». Так, для финансово-экономического отделения характерны признаки мыслительного типа, характеризующегося преданностью объективной стороне дела, большим доверием к тому, что логично и научно, умением и стремлением преодолевать трудности. У гимназистов этого отделения чаще проявляется интеллектуальная и лидерская одаренность.  Большое число учащихся на этом отделении имеют психомоторную одаренность.

На искусствоведческом отделении преобладают «добавки» чувствующего типа, которые связаны с умением оказать помощь ближнему, принимать все «близко к сердцу», способностью к эмпатии, сопереживанию, тонкому чувству прекрасного. В большей степени для гимназистов этого отделения характерна художественная и творческая одаренность, которая определяется существенно большим, чем на других отделениях числом правополушарных учащихся.

Гимназисты отделения иностранных языков наряду с признаками мыслительного типа имеют сенсорные «добавки», которые обеспечивают их способность сосредоточиться на текущем моменте, ориентируясь на конкретные результаты и точные указания. Характерными видами одаренности для гимназистов этого отделения можно считать интеллектуальную и социальную одаренность.

 Для отделения общественных наук выделены признаки интуитивного  типа, который характеризуется любовью к размышлению, стремлением к поиску взаимосвязей между явлениями, склонностью к общим ответам на поставленные вопросы. В проведенных исследованиях зафиксировано наличие социальной и творческой одаренности у 70 % гимназистов этого отделения.

Особый феномен с точки зрения «обобщенного портрета» представляют учащиеся психологических классов. Многократная отработка личностных проблем в тренинговой деятельности обеспечивает им объективный взгляд на собственные достоинства и недостатки.  Среди них достаточно много  «манипуляторов», использующих психологические знания для управления взаимоотношениями с другими людьми. Вместе с тем, у значительной части проявляются признаки чувствительного типа, которые  могли бы обеспечить в дальнейшем их адекватную профессиональную адаптацию в области психологии. Эти качества определяют наличие у подавляющего большинства гимназистов этого отделения социальной и лидерской одаренности.

Гимназист умеет и любит общаться, имеет много друзей, однако, более близкие отношения формируются в референтных группах, имеющих до 3-4 членов. Классные коллективы в большинстве случаев имеют низкий уровень сплоченности, видимо, связанный с проявлением индивидуализма, как частого спутника одаренности. По этой же причине с большим трудом формируются органы ученического самоуправления.

Уникальная особенность общения гимназиста с одноклассниками заключается в том, что оно достаточно часто  проходит на  деловом уровне в то время как у его сверстников в массовой школе преобладающими остаются игровой и стандартизированный уровни общения. Вместе с тем, у гимназистов психологических классов прослеживаются тенденции к применению манипулятивного и духовного уровней общения. Примитивный уровень общения у одаренных учащихся встречается в гимназии крайне редко.

Важной задачей стоит воспитание «правильного» поведения гимназистов.

Приходится признать, что задача достижения должного уровня воспитанности у гимназистов в современных условиях достаточно трудна. На гимназиста влияет множество социальных, экономических и информационных  факторов, подавляющее большинство которых действует вне гимназии.

В свете полученных данных перед педагогами гимназии встает задача формирования «рефлексивно-этического сознания». Гимназист должен не  автоматически выполнять требования этикета и правила поведения, он должен понимать, почему эти правила необходимы, даже в том случае, если большинство членов общества их не придерживается. Вместе с тем, подобный воспитательный подход не должен формировать стаю «белых ворон», или, что еще опаснее, лицемеров, имеющих двойной стандарт поведения.  

Изучалось также влияние высокой учебной нагрузки на здоровье учащихся. В результате медики вынуждены были признать, что практически по всем видам заболеваний гимназисты имеют показатели ниже, чем в среднем по городу. 

Возможно, что одаренные дети имеют несколько лучшее физическое здоровье и иммунитет, чем их неодаренные сверстники. 

В качестве ведущего дезадаптирующего компонента выделяет когнитивный компонент, связанный с фрустрацией достижения успеха и тревожностью. К сожалению, осуществление индивидуального подхода к «проблемной» категории гимназистов в используемой парадигме обучения остается малопродуктивным. Большинство таких учеником покидают гимназию еще в 8 классе, а те, кто продолжает обучаться, делает это с большим нежеланием под двойным давлением со стороны школы и родителей.

Несмотря на это, общий уровень удовлетворенности учащихся учебно-воспитательным процессом остается очень высоким

Во многом это связано с тем, что в гимназии осуществлен и активно внедряется психолого-дидактический подход к образованию одаренных учащихся в противоположность дидактическому подходу, широко принятому в массовой школе. Основу этого подхода составляет разработанная в учреждении концепция развивающего обучения.

Литература

 htt://www.gumn1-vnovgorod.ru веб сайт Методическая копилка, сборник методических статей «Наставник»