Внеурочная деятелность

Долгих Наталья Геннадьевна

Дополнительные материалы воспитательного характера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хлебобулочное царство

Познавательно-игровая программа.

Сцена представляет собой пряничный городок, или он может составлять основу композиции, быть центром изображения на заднике. При проведении программы в помещении оформляется композиция, центром которой является самовар. В оформлении используются домотканые дорожки, предметы народного быта. Афиша также оформлена в народном стиле (рис. 3).

Занавес закрыт. Свет выключен. Звучит фонограмма шипения горячего масла. Световой пушкой высвечивается середина занавеса, появляется дым. Загорается свет. Звучит веселая музыка. Занавес открывается. В центре сцены — столик с караваем и две Ведущие в ролях Печенюшек.

Печенюшка 1. Добро пожаловать в Хлебобулочное царство, пекарное государство!

Печенюшка 2. Мы, подружки Печенюшки, расскажем вам поучительную сказку о нашем государстве, где хлеб — всему голова. (Берет каравай со стола.) И как гостеприимные хозяева встретим вас караваем. Угощайтесь, гости дорогие! Тот, кто хлебом угостится, будет мудрости учиться!

Под музыку Ведущие угощают зрителей караваем.

Печенюшка 1. Нашему Хлебному царству больше 15 тысяч лет, ведь именно тогда появился первый хлеб. Он представлял из себя жидкую хлебную кашицу.

Печенюшка 2. Древние люди, наблюдая за злаковыми растениями, заметили, что одно зерно может родить несколько зерен.

Печенюшка 1. И хлеб из них получается вкусный-превкусный! Существует  несколько видов злаковых, которые можно использовать в приготовлении хлеба. Назовите четыре из них.

Правильные ответы: пшеница, рожь, овес, ячмень. Ответившие выходят на сцену.

Печенюшка 2. Раньше сеяли зерно вручную (показывает, как сеяли в старину зерно из короба), а сейчас эту работу выполняют машины. Дорогие ребята! Попробуйте старым дедовским способом «посеять зерно вручную», раздав зрителям в зале жетоны.

Проходит конкурс. Участники раздают в зале жетоны, среди которых 3 —желтого цвета.

Печенюшка 1. Настало время прорасти зернам. Ребята, получившие жетоны желтого цвета, будут нашими помощниками по сбору колосьев.

Обладатели желтых жетонов выходят на сцену. Помощники выставляют кегли.

Печенюшка 2. Посмотрите, как на наших полях заколосилась пшеница! Пора колосья собрать в снопы. Сноп — это связка колосьев. (Показывает связку кеглей). По сигналу вы собираете «колосья», принося их по одному. После того, как поле опустеет, вы связываете свои «колосья» в сноп. Победителем станет тот, кто быстрее соберет наибольшее количество «колосьев» и свяжет их веревкой.

Проходит конкурс: сначала участники бегают за кеглями, перенося их по одной, затем связывают кегли веревкой. Определяется победитель, вручаются призы.

Печенюшка 1. Готовые снопы стоят на поле несколько дней. Потом их отвозят в специальное помещение и начинают молотить, отделяя зерна от колосьев.

Печенюшка 2. Зерна еще раз сушат в сарае, который называется овин. И только после этого можно молоть из зерен муку при помощи разных механизмов. Как же они называются?

На экране демонстрируются слайды. Правильные ответы: водяная и ветряная мельницы. Ответившие выходят на сцену.

Печенюшка 1. Кроме ветряной и водяной мельниц существуют ручная и электрическая. В домашних условиях зерна измельчают в ступе пестом.

Помощники выносят два ведра, наполненные маленькими воздушными шариками, и две кегли.

Печенюшка 2. Измельчите «зерна» в муку, то есть с помощью кегли лопните в своем ведре все воздушные шарики. Кто быстрее «перемелет зерно», получит звание «Лучший мельник».

Проходит конкурс.

Печенюшка 1. Готовую муку пора отправлять в пекарню. Пока звучит музыка, передаем из рук в руки мешочек с мукой. На ком музыка остановится, тот будет пекарем.

Определяются два «пекаря».

Печенюшка 2. Мука привезена, и можно заводить тесто. Представим, что в муку уже добавлены вода, соль, сахар и дрожжи. Пора «пекарям» приступать к работе.

По сигналу игроки надевают на себя колпак, фартук, берут воздушный шарик, который будет поднявшимся тестом, помещают его в кастрюлю, ставят кастрюлю на лопатку и отправляют в «печь» — зрительный зал, где зрители передают посуду из рук в руки до последнего ряда и обратно. Свежевыпеченный хлеб возвращается на лопатку к «пекарю».

Печенюшка 1. Молодцы, пекари! Порадовали всех свежим ароматным хлебом! (Демонстрирует зрителям булку хлеба.) Ребята, определите на глаз вес этой булки черного хлеба. (600 г.)

Сколько весит булка белого хлеба? (500 г.)

Назовите вес представленной булочки. (80 г.)

Сколько весит круглая булка «Дарницкого» хлеба? (650 г.)

Угадайте вес багета с луком. (300 г.)

На сцену выходят ребята, угадавшие вес хлебобулочных изделий.

Печенюшка 2 (игрокам). Уважаемые знатоки! Существует огромное разнообразие хлебобулочных изделий. Перечислите их названия. Тому, кто назовет слово последним, достанется приз.

Аукцион «Хлебобулочные изделия». Варианты ответов: батон, булочка, сайка, калач, рожок, пирог, плюшка, круассан и др.

Печенюшка 1. Вот сколько вкусных хлебобулочных изделий в нашем государстве! (Победителю аукциона.) Приглашаем тебя попить чайку из самовара и попробовать их.

Печенюшка 2. Приход гостей — это всегда праздник. А какое из хлебобулочных изделий раньше на Руси было символом праздника? Конечно, пряник! В нашем царстве существует целая Пряничная улица. Некоторые из пряников пользуются особым почетом и уважением из-за своей начинки. А с какой начинкой бывают пряники?

Приглашают на сцену двоих из ответивших.

Наши пряники не отстают от моды и хотят обратиться к вам за помощью, чтобы вы придумали необычные формы пряника. Одному из вас мы предлагаем вырезать фигуру козы, другому — медведя в полный рост. Чья форма будет интересней для покупателей, тот и получит специальный приз от пряников.

Проходит конкурс.

У нашего царя-пекаря немало помощников, ведь хлеб на вашем столе появляется благодаря труду людей 120 профессий.

Печенюшка 1. По описанию угадайте профессию и поднимите вверх руку.

Специалист, который руководит возделыванием разных культур, в том числе и злаковых, удобрением почвы, а также борьбой с сорняками и вредителями. (Агроном.)

Специалист, управляющий машиной, которая пашет землю для посадки. (Тракторист.)

Специалист, управляющий машиной для уборки зерновых культур, скашивания, рассева, очистки зерен и т. д. (Комбайнер.)

Специалист, создающий кондитерские изделия, десерты. (Кондитер.)

Специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий. (Пекарь.)

Специалист по размалыванию муки. (Мукомол или мельник.)

Печенюшка 2. Завершая путешествие по Хлебобулочному царству, пекарному государству, мы предлагаем вам вспомнить пословицы о хлебе. Мы говорим начало фразы, а вы — ее завершение.

Хлеб да вода — богатырская… (Еда.)

Хлеб-соль кушай да добрых людей… (Слушай.)

Красна изба не углами, а красна… (Пирогами.)

Земля — матушка, а хлеб… (Батюшка.)

На чужой каравай роток… (Не разевай.)

Печенюшка 1. Мы надеемся, вы будете следовать народной мудрости и уважать хлебобулочных жителей нашего волшебного государства.

Печенюшка 2. И тогда в вашем доме будут достаток и счастье! А мы с вами прощаемся и желаем пышных пиров да вкусных пирогов! На этом сказочке конец, а кто слушал — молодец!



Предварительный просмотр:

Инструменты для мастера

Как правило, ваши папы, даже если не носят гордое звание «домашнего мастера», хорошо разбираются в инструментах. Представим, что он собирается делать какую-то работу, а вы без подсказки выбирает нужный инструмент.

Зафиксировать деталь для обработки. (Тиски.)

Забить гвоздь. (Молоток.)

Выдолбить отверстие, паз. (Долото.)

Разъединить резьбовое соединение. (Гаечный ключ.)

Очистить ржавчину. (Напильник.)

Придать форму дереву. (Топор.)

Разрезать проволоку. (Кусачки.)

Проверить точность вертикальных или горизонтальных линий. (Уровень.)

Просверлить отверстие. (Дрель.)

Разрезать твердый материал. (Ножовка, пила.)

Измерить длину. (Рулетка.)

Захватить и изогнуть мелкие детали. (Плоскогубцы.)

Закрутить шуруп. (Отвертка.)

Соединить детали, нагрев их. (Паяльник.)

Вытащить гвозди. (Гвоздодер, клещи.)

Выровнять поверхность деревянной детали. (Рубанок.)

Помощники на кухне

Конечно, тостер, блендер и соковыжималка — верные помощники мам на кухне, но существует много более простых приспособлений для приготовления вкусной и здоровой пищи. Знаете ли вы их? Что берет женщина, чтобы…

…украсить кремом торт? (Кондитерский шприц.)

…снять пену с бульона? (Шумовку.)

…измельчить овощи или сыр? (Терку.)

…взбить яйца? (Венчик.)

…перевернуть котлету на сковородке? (Лопатку.)

…налить жидкость в бутылку? (Воронку.)

…просеять муку? (Сито.)

…разлить суп? (Половник.)

…промыть ягоды, грибы? (Дуршлаг.)

…раскатать тесто? (Скалку.)

…измельчить вареную картошку для пюре? (Толкушку.)

…аккуратно почистить картошку? (Овощечистку.)

…измельчить пряности? (Ступку.)

…удалить косточку из вишни? (Косточкодавилку.)

…смешать коктейль? (Шейкер.)

Чай, чаище, чаечек

Викторина.

1. Какая страна может похвастаться крупнейшим в мире музеем чая?

а) Англия;

б) Италия;

в) Китай;

г) Франция.

2. «Серебряные иглы», «Пион», «Чу-ми», «Шом-ми». Скажите, какого цвета перечисленные сорта чая:

а) красного;

б) черного;

в) зеленого;

г) белого.

3. Кто из коренных жителей России добавлял в чай сметану, молоко или муку?

а) Чукчи;

б) буряты;

в) калмыки;

г) чуваши.

4. В одном из российских сел не так давно был установлен памятник предмету, с которым у наших бабушек и дедушек ассоциируется процесс чаепития. Что изображает эта скульптура?

а) Блюдце;

б) бублик;

в) сухарь;

г) самовар.

5. Чай с молоком распространен во многих странах мира. Его очень любят в Англии, причем англичане строго следуют одному правилу… Какому из перечисленных?

а) Лить охлажденное молоко;

б) наливать чай в молоко;

в) наливать молоко в чай;

г) выпить сначала чай, затем быстро запить молоком.

6. В последнее время в Японии набирает силу новая тенденция. Вместо того чтобы «пить чай», люди предпочитают…

а) полоскать чаем рот;

б) есть чай;

в) умываться чаем;

г) окрашивать чаем волосы.

7. Из какого произведения эти строки: «Я, признаться, не охотник до чаю: напиток дорогой, и цена на сахар поднялась немилосердно»?

а) «Мертвые души»;

б) «Евгений Онегин;

в) «Записки охотника»;

г) «Преступление и наказание».

8. В отелях Тибета туристам подают очень вкусный чай с необычным компонентом. Что делает чай таким вкусным?

а) Мята;

б) глина;

в) масло;

г) соль.

9. Чай по-голландски готовится путем смешивания апельсинового сиропа с этим ингредиентом. Смесь интенсивно перемешивается в миксере и подается, посыпанная тертым шоколадом. О каком недостающем компоненте идет речь?

а) Какао;

б) миндаль;

в) мороженое;

г) цукаты.

10. Чай по-немецки заваривается обычным способом, но к нему подаются сливки или кипяченое молоко — последнее обязательно с пенкой. Молоко или сливки подаются к столу в сливочнике или в особой посуде. Что это может быть?

а) Деревянная плошка;

б) фарфоровый заварник;

в) глиняный горшочек;

г) железная мисочка.



Предварительный просмотр:

Смешарики и компания

Игровая программа.

Площадка для программы оформлена мягкими игрушками из мультфильма, изображением радуги и экраном (см. рис.).

Звучит начальная музыкальная тема из м/ф «Смешарики».

Ведущий. Привет, друзья!

Всем вам салют!

Нас всех Смешарики зовут

В страну волшебную друзей,

Ведь с ними вместе веселей!

Привет, лихая детвора!

В страну Смешариков пора!

А кстати, кто живет в этой самой стране Смешариков?

 Дети перечисляют Смешариков: Крош, Нюша, Совунья, Копатыч, Бараш, Кар Карыч, Лосяш, Пин.

Молодцы, никого не забыли. А сейчас давайте поздороваемся с нашими Смешариками. Для этого слушайте внимательно и повторяйте за мной веселое приветствие.

«Привет!» скажем Крошу,

Захлопав в ладоши.

Дети хлопают, далее показывают движения, называемые Ведущим.

«Привет!» скажем Нюше,

Возьмемся за уши.

Лосяш, здравствуй, друг!

Помаши всем вокруг.

«Привет!» скажем Пину,

Пощекочем все спину.

Копатыч, привет!

Поцелуй шлем в ответ.

Совунья, привет!

Топни в ответ.

Бараш, здравствуй, милый!

Померимся силой.

Кар Карыч, привет!

Жмем руку в ответ.

А теперь мне понадобится ваша помощь. Скажите, какие они, Смешарики? Вы говорите, а я буду записывать, и у нас получится веселый рассказ.

Дети называют прилагательные, Ведущий вписывает их в заготовленный текст и зачитывает.

В одном ___ городе жили-были необычные жители. Их называли Смешариками, потому что они были ___. Познакомимся с ними поближе. В домике за зеленой горкой жил ___ кролик Крош, рядом с ним ___ Бараш, который очень любил писать стихи. Неподалеку вы увидите ___ домик изобретателя Пина. А если пойти направо, вы придете к ___ домику ___ Кар Карыча и ___ Нюши. Пойдете налево — вас встретят ___ Ежик и ___ Копатыч. ___ и ___ эти Смешарики. И мы их очень любим!

Напомните-ка мне любимую песенку Смешариков. Конечно же, это «Круглая песня». Кстати, какие круглые предметы вы знаете?

Проходит аукцион круглых предметов. Победитель получает приз.

А теперь на «три-четыре» крикните имя Смешарика, который вам больше всего нравится. Три-четыре!

Дети кричат имя любимого Смешарика.

Слышу, слышу: Нюша, Крош, Лосяш, Ежик... О, Ежик! Мне ведь тоже очень нравится этот персонаж. Кто мне скажет, что коллекционировал Ежик?.. Кактусы, а еще раньше — фантики от конфет. То есть он очень любил конфеты. А вы какие конфеты любите?.. (Давших ответы приглашает на площадку и организует две команды.) Предлагаю помочь Ежику пополнить коллекцию его фантиков.

Фантики подвешены на нитках. Участники эстафеты с завязанными глазами делают несколько шагов вперед и стараются срезать фантик. Затем фантик срезает следующий участник. Побеждает команда, участники которой быстрее закончили эстафету.

Скажите, ребята, а кто в стране Смешариков сочинял стихи? (После ответа.) Правильно, Бараш. Однажды он написал целую книгу загадок. Вот она. (Показывает детям большую книгу.) Давайте дружно отгадаем загадки из этой книги.

Железную няню он смастерил,

Биби воспитывал, Биби учил.

У берега моря, на пике вершин

Живет друг наш — изобретатель… (Пин.)

Любит новые наряды

И мечтам предаться рада.

Бантик, юбочка из плюша…

Кто, скажите, это?.. (Нюша.)

Очень любит сочинять,

Рифмовать, стихи писать.

Друг его — смешной Лосяш.

Кто смешарик тот?.. (Бараш.)

Заводила, непоседа,

Готов расшевелить соседа.

Как прыгун весьма хорош

Веселый, энергичный… (Крош.)

Копает, копает, копает, сажает.

Любит трудиться, ни дня не скучает.

Картошка и свекла его — загляденье.

Кто же создал овощное творенье? (Копатыч.)

Кто на месте не сидит,

Нам всю правду говорит?

Артистичен, уважаем,

Сразу всеми узнаваем. (Кар Карыч.)

Стать он бабочкой хотел.

Даже песню сольно спел.

Он, друзья, любимец ваш,

Это — фантазер… (Лосяш.)

Как известно, в стране Смешариков самым умным и изобретательным был… Верно, Пин. Однажды он поднял голову к небу и увидел… А что можно увидеть на небе? (Приглашает всех давших ответы (самолет, птицу, солнце и т. д.). Организует две команды.) Однажды он изобрел телескоп (показывает бумажный телескоп), чтобы было удобнее смотреть на звезды. Только одному на звезды смотреть скучновато. Давайте составим компанию Пину и соберем для него букет из звезд.

Картонные звезды рассыпаются как дорожка, а участники, надев «телескопы» — бумажные конусы с отверстием на конце, закрывающие лицо, — находят звезду, приносят ее команде и передают эстафету следующему участнику вместе с телескопом.

Нюша — большая модница, недаром она получила звание «Мисс Вселенная». Она очень любит читать журналы и обожает розовый цвет. А что может быть розовым? (Приглашает ответивших.) Сейчас вам предстоит примерить то, что нашлось в доме Нюши.

Организует две команды из шести человек. На вешалках-стойках висят плащ, шляпа, бусы, сумка, нос клоуна, шарф. Первый игрок подбегает к вешалке, надевает одну вещь и бежит к своей команде. Второй — еще одну вещь и т. д. Эстафета заканчивается, когда вещей на вешалке не остается.

Но если Нюша любит наряжаться и берет уроки домоводства, то Крош — заядлый футболист. Он не пропускает ни одного матча! А какие еще командные игры вы знаете?.. Выходите на нашу площадку, будем играть.

В эстафете участвуют две команды. Мяч — воздушный шар. Первый участник ногами гонит шар до места, означающего ворота, разворачивается и «ведет» его обратно, передает следующему игроку, и так до последнего игрока. Побеждает команда, завершившая эстафету первой.

Молодцы! У нас получился замечательный праздник. Но что-то мы забыли… Мы не увидели всех Смешариков вместе! Пришла пора посмотреть мультфильм про наших любимых героев.

Показ мультфильма «Смешарики».