Обобщение и распространение педагогического опыта
Распространение педагогического опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы учителя начальных классов
МБОУ Сосьвинская СОШ Сандовой Виктории Владиславовны.
Наименование практики. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников.
Место реализации практики. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сосьвинская средняя общеобразовательная школа, посёлок Сосьва, ул. Школьная, д.5, Сандова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов, 89088882573, vikasan-2@mail.ru.
Актуальность практики. Актуальность проектной деятельности сегодня очевидна. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Первоначально его называли методом проблем, и изначально он получил распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Я думаю, что этот метод в наше время клипового мышления у детей и опыта, часто, только лишь в компьютерных играх как никогда кстати.
Во – первых, он помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В – третьих, проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
В – четвёртых, именно практическая деятельность плюс приобретённый опыт и полученный результат является основой причиной появления самых стойких положительных мотиваций к продолжению деятельности.
В – пятых, в проектную деятельность вовлекаются и родители, которые работая над проблемой, становятся участниками образовательного процесса, получают удовлетворение от своих успехов и успехов ребенка.
Направленность практики на решение актуальных задач системы образования. Одна из задач школы – обеспечить профессиональную мотивацию обучающихся. Я считаю, что именно проектная деятельность призвана решить проблему дефицита практической направляющей в образовательном процессе.
Инновационный характер практики. Инновационность метода проектов заключается в том, что эта образовательная технология предполагает передачу не просто предметных знаний, а и компетенций, т.е. их применений на практике, на основе полученного опыта при решении различного рода задач. Это так необходимо для того, чтобы справиться с «проблемами» современных детей. А именно: зависимость от мультимедийной и цифровой техники, стремление к получению быстрого результата, индивидуализм и амбициозность, ориентация на потребление, способность к многозадачности, клиповость мышления, виртуальное общение, гиперактивность, склонность к аутизации, размытость жизненных принципов, ценностей и ориентиров. И, на мой взгляд, новизна этой педагогической практики заключается в том, что педагог не должен бороться с этими «проблемами», а использовать их в помощь, для воспитания креативной личности.
Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики. Использование проектного метода позволило сочетать новые и традиционные технологии, на уроках и во внеурочной деятельности дало возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, повысило познавательный интерес и школьную мотивацию к обучению. Систематичное и активное использование проектного метода привело к повышению интереса, а значит и повысило качество знаний по предмету.
Дети научились работать в группах, отстаивать свою точку зрения, содействовать в коллективе.
Расширился кругозор учащихся, раскрылись индивидуально – творческие возможности детей, повысилась эмоциональной устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.
Содержание практики. Мотивация - один из самых сложных вопросов психологии и педагогики. Он касается причинно-следственных основ человеческого поведения. Мотив – это внутреннее побуждение к действию, но оно зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. Основы данной практики заключаются в том, что:
- в центре внимания — учащийся, развитие его творческих способностей;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
- глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию к учебе.
Средства и способы реализации практики. Проекты могут быть различными. Я в своей практике применяю предметные и межпредметные; исследовательские, поисковые, творческие, ролевые или прикладные; краткосрочные и долгосрочные; парные, групповые и индивидуельные. Но больше всего, в наше время недостатка общения с родителями, дети любят проекты, где они, в том числе, взаимодействуют с мамой и папой, дедушкой или бабушкой! Это проекты социальной направленности. Один из примеров такого взаимодействия – это проект «Герой в моей семье». (Приложение 1)
Работа над погружением самого педагога в проектную деятельность ведётся поэтапно. Подробнее это раскрыто в моём индивидуальном образовательном маршруте. (Приложение 2). Также поэтапно ведётся и работа над проектом вместе с детьми. Это описано в приложении 1.
Данные о результативности. За время реализации данной педагогической практики все учащиеся моих классов были вовлечены в проектную деятельность. УМК «Школа России» предусматривает работу над проектами в каждой предметной области. К сожалению не все учителя используют эту форму работы. Мои детки также как и я очень любят эту работу. Ведь каждый из них познакомился с основами исследовательской деятельности на занятиях кружка «Юный исследователь» (Приложение 3) и попробовал себя в роли исследователя с удовольствием. Как у них светятся глаза, когда они видят продукты (результаты) своей деятельности! Их очень много, назову только некоторые из них.
Буклет для родителей «Проектная деятельность. Помоги ребёнку учиться» Публикация проектов в сети интернет. Участие в конкурсах различного уровня. Разработаны школьные проекты:*групповые проекты «На зарядку становись»*«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»*«Герой в моей семье»; индивидуальные проекты*«Война в судьбе моей семьи»*«Семейный портрет»*«Наша дружная семья»*«Минутки вдохновения»* «Вторая жизнь пазлов»*«Запрещающие знаки моей планеты»* «Имя в жизни человека» *«Мультфильм своими руками» и многие другие. А также родительские собрания и классные часы. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/12/17/issledovatelskiy-proekt-geroy-v-moey-seme
Многие наши проекты участвовали в различных конкурсах и приносили победу и невероятные эмоции и участникам и зрителям. Мы всегда с удовольствием работаем с социальными партнёрами: библиотека, музей, детский сад и т.д. Можно сказать с уверенностью и о том, что проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников. Эти результаты сразу не видны. Первые мои «исследователи» хорошо сдали ОГЭ в 11 классе. В прошлом году четвертоклашки успешно справились с ВПР. Часто результатом именно этой педагогической практики приходится ждать долго. Существуют, конечно, и определённые риски.
Но у меня вновь первоклассники! И снова эксперименты, поиск и открытия!
С использованием предоставленного материала в опыте работы образовательных организаций в сфере образования согласна.
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Герои в моей семье»
Учитель начальных классов
МБОУ Сосьвинская СОШ
Сандова В.В.
Цель проекта:
Создать условия для проявления у обучающихся
- чувства гордости за свою Родину, за своих родственников;
- интереса к истории своей страны, семьи;
- уважения к старшему поколению.
Вовлечь в исследовательскую деятельность родителей и учеников класса, собрать и оформить в виде фотоальбома сведения об участниках Великой Отечественной Войны в своей семье.
Задачи:
- изучить страницы истории Великой Отечественной Войны;
- создать коллективный коллаж, посвященный Дню Победы;
- принять участие в конкурсе поделок, посвященному Дню Победы;
- собрать и оформить материал о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне;
- создать фотоальбом «Я помню! Я горжусь!»
- подготовить выступление на школьном внеклассном мероприятии и рассказать о проделанной работе.
Ожидаемые результаты:
- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
- расширение знаний о Великой Отечественной войне;
- раскрытие творческого потенциала участников проекта;
- удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;
- создание альбома «Я помню! Я горжусь!»
- создание «Странички летописи» своей семьи
Паспорт Проекта.
Название проекта | «Герои войны в моей семье» | |
Тематическое поле | Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны | |
Основание для разработки проекта |
| |
Тип проекта | Информационно -практико-ориентированный | |
Мероприятия | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1. Изучение экспонатов, принесенных детьми из домашних альбомов и коллекций. Беседа по содержанию. 2. Цикл классных часов: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Дети на войне!», «Подвиги в тылу». 3. Занятие по литературному чтению «Поэтические строки о войне». 4. Занятие по ИЗО «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая». 5. Мастер-класс по труду «Гвоздики для ветеранов» 6. Чтение рассказов и стихов о войне: «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий). 7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен о войне. 8. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"». 9. Информационный час «Военная техника». 10. Знакомство с поисковыми работами старшеклассников (Кузнецова Алёши, 5 класс; Сандова Глеба, 9 класс) 11. Посещение экспозиции посёлкового музея на военную тематику. 12. Оформление мини-музея в классе 13. Подготовка плакатов, разучивание стихов для номера «Бессмертный полк» 14. Разучивание танца «Закаты алые» 15. Презентация проекта «Герой в моей семье»: выступление в школьном и поселковом мероприятиях, посвященным Дню Победы в Великой Отечественной войне, оформление стены «Я помню! Я горжусь!» | 1. Участие в сборе экспонатов для мини-музея. 2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей. 3. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне. 4. Участие в тематическом вечере «Мы не забудем страшной той войны». 5. Участие в выставке совместных рисунков о войне. 6. Посещение музея и работа в архиве музея. | |
Результат | Создание альбома «Я помню!» Я горжусь!» Выступление в День Победы. | |
Критерии | Альбом:
| |
Анализ ресурсов | Экспонаты в мини-музее, книги, журналы, художественные произведения и интернет материалы, архивные данные. | |
Форма презентации | Оформление 9 мая листами альбома стены в Доме культуры «Я помню!» Я горжусь!» |
Пояснительная записка
Проект: средней продолжительности, групповой, творческо-поисковый.
Актуальность проекта
Любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В школу приходят дети молодых родителей, в семьях которых утеряна память о родственниках–участниках Великой Отечественной войны. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Герой в моей семье» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Цель: воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- познакомить с историческими фактами военных лет;
- осуществлять работу по патриотическому воспитанию обучающихся;
- создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;
- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
- воспитывать будущих защитников Отечества;
- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
- проводить обмен опытом по этой проблеме;
- использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
Ресурсное обеспечение:
- экспонаты в мини-музее,
- книги,
- журналы,
- открытки,
- художественные произведения и материалы,
- ресурсы интернета,
- архив музея Най Отыр Маа п Сосьва.
Участники проекта:
- классный руководитель;
- обучающиеся 2 класса;
- родители обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- формирование представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- создание альбома «Я помню!» Я горжусь!»
Методы реализации проекта:
Всю работу, предшествующую созданию проекта можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне.
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с ВОв.
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми.
- взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
1. Изучение проектов, принесенных детьми для музея. Беседа по содержанию.
2. Цикл классных часов: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Подвиги в тылу».
3. Изготовление открытки «Гвоздики для ветеранов»
4. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев), «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий).
5. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».
6. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».
7. Рассматривание презентации «Военная техника».
8.Посещение поселкового музея.
9. Знакомство с поисковыми работами старшеклассников. Обсуждение.
10. Оформление транспорантов и разучивание стихотворений для номера «Бессмертный полк».
11. Разучивание танца «Закаты алые»
12. Оформление мини-музея в классе.
Формы работы с родителями:
- Участие в сборе экспонатов для мини-музея.
- Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.
- Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.
- Участие в оформлении альбома «Герой в моей семье».
- Участие в выставке совместных рисунков о войне.
- Участие в оформлении мини-музея в классе
Формы презентации проекта: выступление на вечере «Мы не забудем страшной той войны»
Результаты реализации проекта:
- сформированы представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- планировалось создать фотоальбом «Герой в моей семье», но в некоторых семья не осталось ни одной фотографии родственника-героя, и у нас получился большой буклет, в котором и фотографии героев, и их наград, и информация о них из различных источников (интервью родственников, материалы музея, интернет сайта «Память народа), рисунки детей»;
- состоялось выступление на школьном вечере «Мы не забудем страшной той войны» и в поселковом Доме культуры 9 мая 2019 года.
ИТОГ:
«О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли.
Мы должны понимать, как сказал участник войны, писатель Борис Васильев, что “честь, совесть, долг, порядочность, надежность - самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить”
Константин Симонов
Думаю, что мы убедились в правильности этих слов сами, реализуя наш проект.
Список использованной литературы:
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? //М. ТЦ Сфера – 2003.
- Агапова И.А., Давыдова М.Л. «Беседы о великих соотечественниках» (с детьми 5-7 лет).- Сфера-М. 2005
- Богачева И.В., Тненский В.Л. «Мое Отечество- Россия1».- М. 2005
- Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина»,.- Просвещение, 1984
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА (ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ) БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОСЬВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА |
Индивидуальный образовательный маршрут
учителя начальных классов
на 2017 – 2020 годы
Ф.И.О. педагога: Сандова Виктория Владиславовна |
Место работы: МБОУ Сосьвинская СОШ |
Занимаемая должность: учитель начальных классов |
Образование: высшее |
Квалификационная категория: первая |
Педагогический стаж: 27 лет |
Пояснительная записка
Целью современного образования является организация эффективного обучения каждого ученика. Перед современной школой стоит задача наряду с развитием творческих способностей ученика, сформировать у него такие знания и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.
В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательного интереса и школьной мотивации через использование проектной и исследовательской деятельности.
Цель моей профессиональной деятельности – научить детей учиться, повышать познавательные интересы обучающихся. Обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы.
Тема самообразования: «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников»
Цель самообразования - создание условий для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов;
для развития логического мышления, самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность.
Задачи:
- уметь видеть проблемы: их прогнозирование и пути решения;
- изучить с учащимися принцип проектного метода
- исследовать роль проектного метода на развитие познавательной активности и школьной мотивации учащихся;
- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности и школьной мотивации младших школьников;
- реализовать возможность трансляции опыта работы по данному проекту на семинарах и конференциях разного уровня.
- обеспечить развитие различных индивидуальных траекторий учащихся для получения ими полноценного образования, учитывая способности, возможности, интересы учеников;
- поддерживать научно-исследовательскую и поисковую деятельность учащихся;
- стимулировать обучающихся на участие в конкурсах и проектах, в творческой деятельности.
Источники самообразования:
- СМИ;
- интернет;
- медиа-информация на различных носителях;
- семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;
- курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, а также через участие в жизни школы.
Прогноз ожидаемых результатов
- Использование проектного метода позволит сочетать новые и традиционные технологии.
- Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности даст возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повысит познавательный интерес и школьную мотивацию к обучению.
- Систематичное и активное использование проектного метода приведёт к повышению интереса, а значит и повысит качество знаний по предмету.
- У учащихся повысится интерес к проектному методу обучения;
- Обучающиеся обретут навыки самостоятельного нахождения пути решения проблемы, обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- Дети научатся работать в группах; отстаивать свою точку зрения; содействовать в коллективе;
- Расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся, раскроются индивидуально – творческие возможности детей; повышению эмоциональной устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах.
Этапы работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Результат |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2017-2018 г. | Прошла КПК: -«Оказание первой помощи»; -«Проектирование адресных программ повышения качества деятельности общеобразовательной организации, работающей в сложных социальных условиях»; -«Проектирование адресных программ повышения качества деятельности общеобразовательной организации с низкими образовательными результатами»; -«Подготовка организаторов в аудитории ». Участие в обучающем семинаре «Взаимодействие образовательных организаций как механизм перехода в эффективный режим функционирования: опыт проектирования, первые шаги в реализации»; Диагностика первоклашек. Организация в школе интернет проекта: II Общероссийского синхронный фестиваль интеллектуальных игр «Центавр 2017/18». Участие с классом в школьных проектах «Пасхальная ярмарка», «Спасибо деду за Победу!»; создание и реализация мини-проект «На зарядку становись!». Участие со своими бывшими учениками в районном конкурсе литературного творчества детей «Семейный калейдоскоп»; в районном конкурсе «Шаг в будущее». Проведение родительского собрания «Проектная деятельность учащихся начальных классов». Первый этап работы над проектом «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников» Разработка и участие в методической неделе учителей начальных классов. | Определение основной цели работы по самообразованию: «Развитие у школьников познавательного интереса и школьной мотивации через использование проектной и исследовательской деятельности». Разработка рабочих программ (1-4 классы) по предметам, содержание которых включают в себя обязательную проектную, поисковую и исследовательскую деятельность. Представление первых проектных работ по предметам «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» по математике. По окружающему миру: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Приняла участие в практико-ориентированном семинаре "Родной язык в дошкольном образовании: проекты и эффективные практики" 1-2 марта 2018 года п. Саранпаль, Берёзовскго района. Провела мастер-класс. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. | 2018-2019 г. | КПК "Современные подходы к повышению качества деятельности общеобразовательной организации, работающей в сложных социальных условиях", «Подготовка организаторов в аудитории и организаторов вне аудитории пункта проведения экзамена государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования». Участие в методической работе школы. Ведение курса «Я-исследователь». Организация в школе интернет проекта: III Общероссийского синхронный фестиваль интеллектуальных игр «Центавр 2018/19». Участие в школьном проекте «Народный костюм», «Мы не забудем страшной той войны!». Разработка и участие в методической неделе учителей начальных классов. Второй этап работы над проектом «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников» | Выступление обучающихся 2 класса в школьной научно-практической конференции. В предметные проекты включаются всё больше ребят. Выполняем большой коллективный проект ко Дню Победы «Герой в моей семье». Представляем его в школьном проекте «Мы не забудем страшной той войны» и на поселковом мероприятии в Доме культуры п. Сосьва. |
Практический | Внедрение опыта работы. | 2019-2020 г. | КПК «Подготовка технических специалистов ППЭ»; «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»; «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» КПП «Организация деятельности логопеда в образовательной организации». Участие в практической онлайн-конференции «Цифровые инструменты в работе учителя», прохождение тестов по теме «Цифровизация образовательного процесса». Ведение курса «Я-исследователь». Участие в методической работе школы. Разработка и участие в методической неделе учителей начальных классов. Второй этап работы над проектом «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников» | Участие обучающихся 3 класса в работе школьного научного общества; в межшкольной научно-практической конференции «На горных ветрах времени…»; в районном конкурсе исследовательских проектов «Шаг в будущее». Участие проекта «Герой в моей семье» в окружном конкурсе «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». |
Обобщающий | Подведение итогов | 2020-2021 г. | - Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров. Ведение курса «Я-исследователь». Выступление на педсовете, МО с докладом по теме самообразования. Обобщить свой опыт. Поделиться им. | Участие в педагогическом конкурсе. Участие детей в конкурсах различного уровня. В работе НПК школы, межшкольной конференции и районной конференции. Награждение активных участников и авторов лучших проектных работ. Награждение активных родителей. Благодарственные письма социальным партнёрам: сельская библиотека, музей. Выполнение ВПР с хорошими результатами. Участие в районном конкурсе «Педагог года-2021» |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018-2019 г. | - Публикации в СМИ, сетевых сообществах. Участие с учащимися в школьной и межшкольной исследовательских конференциях и в районном конкурсе исследовательских работ «Шаг в будущее». Участие в районном конкурсе «Предприятие моего будущего». | Дипломы победителей и сертификаты участников. Обобщение опыта. |
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Платные курсы
- Мастер-классы
- Газеты, журналы
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Мероприятия по обмену опытом
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 18
Каким образом учитель может использовать возможности организации проектной деятельности учащихся в образовательном процессе? Предложите программу развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету
(в начальной школе).
Выполнила Сандова Виктория Владиславовна учитель
начальных классов МБОУ Сосьвинская СОШ п.Сосьва ХМАО-Югра
Пояснительная записка.
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста.
Проведя мониторинг уровня развития познавательной активности и мотивации учеников прошлого набора, и проанализировав полученные результаты в начале 1 класса, я пришла к выводу, что 72% детей имеют высокую, 20% среднюю и только 8% низкую познавательную активность и мотивацию к обучению. Дети, приходя в школу, всегда сразу хотят учиться, узнавать что-то новое. К концу 1 класса вновь провела диагностику. И оказалось, что познавательная активность и мотивация значительно снизилась. Причин этому может быть несколько: не оправдали завышенных ожиданий родителей, стали испытывать затруднения в учёбе, сложность в общении с учителем и одноклассниками. На практике учителю приходится встречаться с противоречиями:
-между методами преподавания и различным уровнем способностей учащихся;
-между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению;
-между традиционной неэффективной методикой приобщения ребёнка к интеллектуальному труду и огромными возможностями умственной и творческой активности учащихся младшего школьного возраста.
Как не допустить того, чтобы познавательный интерес и школьная мотивация снижались и дальше? Как сделать так, чтобы желание учиться хорошо было не только ради высокого балла, а для того чтобы узнать, услышать, увидеть, впитать и стать умнее, талантливее и интереснее окружающим и самому себе?
В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательного интереса и школьной мотивации через использование проектной и исследовательской деятельности. Да, лучше всего подойдёт ценнейшее в жизни качество – вечно юное любопытство. Кроме того исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей.
Проектный метод необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно он наиболее эффективен в создании положительной мотивации и повышении познавательной активности, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата, ни в одном деле.
Для того чтобы помочь ребёнку прийти к цели с положительными эмоциями, ему надо указать правильный путь. Этому призвана служить программа внеурочной деятельности «Юный исследователь».
Рабочая программа «Юный исследователь» разработана на 4 года, для обучающихся начальных классов с учётом специфики общеобразовательного учреждения и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:
*Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации с изменениями;
*Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
*Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Сосьвинская СОШ»
*Программа перехода в эффективный режим функционирования «РОСТ» МБОУ «Сосьвинская СОШ».
Цель программы: создать условия для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
-познакомить с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией;
-развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, познавательные потребности, креативность;
-научить работе с информацией, организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
-сформировать у учащихся чувства значимости научного исследования.
Основные принципы реализации программы–научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Актуальность программы в том, что в образовательном процессе становится необходимым использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению.
Межпредметные связи на занятиях в проектной деятельности осуществляются:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками математики: различные геометрические фигуры, усвоение системы геометрических знаний, при изучении чисел, счет предметов, при решении некоторых видов задач;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов;
- с уроками ритмики: подготовка танца.
Социальные партнёры: работники школьной, сельской библиотеки, школьного и поселкового музея, родители, жители села.
Программа «Юный исследователь» создана на основе ФГОС НОО. В соответствии с учебным планом МБОУ «Сосьвинская СОШ». На проектную деятельность в каждом классе отводится 1 внеурочный час в неделю: 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе, 34 часа в 4 классе. Итого 135 часов.
Содержание программы. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
-вести устный диалог на заданную тему;
-участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
-участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Форма подведения итогов. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Прогноз ожидаемых результатов. Использование проектного метода позволит сочетать новые и традиционные технологии. Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает познавательный интерес и школьную мотивацию к обучению. Ребята обретут навыки самостоятельного нахождения пути решения проблемы; научатся работать в группах; обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать; научатся отстаивать свою точку зрения. Расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся, раскроются индивидуально – творческие возможности детей. Такие занятия сплачивают коллектив; повышают эмоциональную устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.
Продукт проекта. Их очень много, назову только некоторые из них.
Буклет для родителей «Проектная деятельность. Помоги ребёнку учиться» Публикация проектов в сети интернет. Участие в конкурсах различного уровня. Разработаны школьные проекты:*групповые проекты «На зарядку становись»*«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»*«Герой в моей семье»; индивидуальные проекты*«Война в судьбе моей семьи»*«Семейный портрет»*«Наша дружная семья»*«Минутки вдохновения»* «Вторая жизнь пазлов»*«Запрещающие знаки моей планеты»* «Имя в жизни человека» *«Мультфильм своими руками» и многие другие. А также родительские собрания и классные часы. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/12/17/issledovatelskiy-proekt-geroy-v-moey-seme
Критерии оценки эффективности реализации проекта. -у учащихся значительно повысилась познавательная активность и школьная мотивация к обучению; -они научились видеть проблемы за пределами одного предмета, выдвигать свою гипотезу, самостоятельно находить пути решения проблемы, научились анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения; - дети с удовольствием работают в группе, стали эмоционально устойчивы; -расширился их кругозор; -у ребят появилось желание творить, узнавать и разгадывать новые «тайны» и делиться своими результатами с другими.
Вывод: проектная работа – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который позволяет повысить внутреннюю мотивацию, выдвигая на первое место при этом мотивы учения и познания, повышает групповую сплочённость коллектива, создаёт благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. На данный момент ребята моего классса продолжают работать над созданием собственных проектов. А это огромный стимул к деятельности, к познанию, к новым открытиям.
Календарно–тематическое планирование занятий в первом классе.
№ | Тема | Количество часов | Содержание занятий | Практические задания | ||||
Тренинг 19 часов | ||||||||
1-2 | Что такое исследование. | 2 | Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир Знакомство с наблюдением как методом исследования. Проведение экспериментов с доступными объектами. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое суждение. Как их высказывать. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Какими бывают вопросы. Как их правильно задавать. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое парадокс. Что такое мысленный эксперимент. Чем исследование отличается от проекта. | продуцирование гипотез; классифицирование предметов по разным основаниям; выполнение умозаключений; тренировка умений задавать вопросы; выявление логической структуры текста; «что сначала, что потом»; создание схем объектов, пиктограмм; структурирование текстов; эксперименты по изучению парадоксальных явлений; проведение мысленных экспериментов; экспериментирование с моделями; сравнения и метафоры; составление планов проведения исследовательской работы и разработка проекта; проектирование и представление итогов. | ||||
3-4 | Наблюдение и наблюдательность. | 2 | ||||||
5-6 | Что такое эксперимент. | 2 | ||||||
7-8 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 2 | ||||||
9-10 | Знакомство с логикой. | 2 | ||||||
11-12 | Как задавать вопросы. | 2 | ||||||
13 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 | ||||||
14 | Как делать схемы. | 1 | ||||||
15 | Как работать с книгой. | 1 | ||||||
16 | Что такое парадоксы. | 1 | ||||||
17-18 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 | ||||||
19 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 | ||||||
Исследовательская практика 8 часов | ||||||||
20 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | Проведения тренировочных занятий. Проведения самостоятельных исследований. Проведение мини-конференции Проведение коллективных игр-исследований. Выбор темы для своей коллекции и сбор материала. Подведение специального мини-семинара. Выбор исследовательского задания на летние каникулы. | |||||
21 | Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | ||||||
22 | Экспресс- исследование. | 1 | ||||||
23 | Семинар по итогам экскурсии. | 1 | ||||||
24 | Коллективная игра – исследование. | 1 | ||||||
25 | Коллекционирование. | 1 | ||||||
26 | Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | 1 | ||||||
27 | Сообщения о своих коллекциях. | 1 | ||||||
Мониторинг 6 часов | ||||||||
28-29 | Мини – конференция по итогам экспресс – исследований. | 2 | 2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов. Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные. | |||||
30-31 | Мини – конференция по итогам собственных исследований. | 2 | ||||||
32-33 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. | 2 |
Календарно–тематическое планирование занятий во втором классе.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Практические задания | |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | Развитие исследовательских способностей. | Формулирование темы | |
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 | Составление «Банка идей». | Игра «Задай вопрос». | |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. | Выбор темы, предмета, объекта исследования, обоснование актуальности темы. | |
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. | Постановка цели и задачи исследования. | |
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 | Понятия: гипотеза, провокационная идея. | “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др | |
10-13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 | Знакомство с основными доступными детям методами исследования. | Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. | |
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения. | “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. | |
18-19 | Коллекционирование. | 2 | Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. | Выбор темы для коллекции, сбор материала. | |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». | ||
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | Выступления учащихся о своих коллекциях. | ||
23 | Что такое эксперимент. | 1 | Понятия: эксперимент, экспериментирование. | Планирование и проведение эксперимента. | |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 | Проведение эксперимента на моделях. | Эксперимент «Вообразилия». | |
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 | Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. | Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, значки, символы и др. | |
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 | Анализ, обобщение, главное, второстепенное. | “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. | |
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 | Составление плана подготовки к защите проекта. | ||
31 | Как подготовить сообщение. | 1 | Сообщение, доклад. | “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. | |
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 | Защита. | “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. | |
33 | Индивидуальная консультация. | 1 | Консультации для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. | ||
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 | Анализ своей проектной деятельности. | ||
Итого 34 часа |
Календарно–тематическое планирование занятий в третьем классе.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятия | Практическая работа |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. | Задание «Посмотри на мир чужими глазами». |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | Беседа «Что мне интересно?». | Обсуждение выбранной темы для исследования. |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | Задания на выявление общих интересов. | Групповая работа. |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 | Знакомство с видами проектов. | Работа в группах. |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 | Постановка цели исследования по выбранной теме. | Выдвижение гипотез. |
9-10 | Планирование работы. | 2 | Составление плана работы над проектом. | Игра «По местам». |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 | Познакомить с методами и предметами исследования. | Определить предмет исследования в своём проекте. |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | Составление анкет, опросов. | Проведение интервью в группах. |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | Экскурсия в библиотеку. | Выбор необходимой литературы по теме проекта. |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. | Правильная запись литературы, используемой в проекте. |
22-23 | Исследование объектов. | 2 | Практическое занятие «Исследование объектов в проектах учащихся». | |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» | Составить рассказ по готовой концовке. |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. | |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | Требования к сообщению. | Составление плана работы. |
29-30 | Оформление работы. | 2 | Выполнение рисунков, поделок и т.п. | |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | Работа на компьютере – создание презентации. | |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 | Выступления учащихся с презентацией своих проектов. | |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | ||
Итого 34 часа |
Календарно–тематическое планирование занятий в четвёртом классе.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Практическая работа |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». | |
2-3 | Культура мышления. | 2 | Виды тем. | Практическая работа «Неоконченный рассказ». |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. | |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. | Работа над актуальностью выбранной проблемы. |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. | |
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 | Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. | |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. | |
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. | |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 | Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. | |
17-18 | Техника экспериментирования | 2 | Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». | |
19-20 | Интерфейс программы Macromedia Flash. Панель инструментов. Инструменты: карандаш, заливка. Контуры, обводка. | 2 | Интерфейс программы Macromedia Flash. Панель инструментов. Инструменты: карандаш, заливка. Контуры, обводка. | |
21-22 | Работа с текстом. Основные понятия анимации | 2 | Работа с текстом. Основные понятия анимации | |
23-24 | Что такое парадоксы | 2 | Выборочное чтение. | Подбор необходимых высказываний по теме проекта. |
25-27 | Покадровая анимация. Создание анимации движения. | 3 | Покадровая анимация. Создание анимации движения. | |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. | |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | Составление плана выступления. | |
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | Выступление с проектами перед одноклассниками. | |
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 | Презентация проекта на школьной НПК. | |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | Анализ исследовательской деятельности. Выводы. | |
Итого – 34 часа |
Литература
Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002. – 46с.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г.- 62с.
Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации,
Журова,Л.Е. Беседы с учителем.3 класс. /Л.Е. Журова . - М.: «Вентана-Граф», 2000. – 93с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.- 183с.
Зубкова,Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. / Н. М. Зубкова. - СПб.: Речь, 2006. – 192с.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,2000г, №7.- 43с.
Савенков,А.И.“Методика исследовательского обучения младших школьников”/ А.И.Савенков, Самара Изд-во “Учебная литература” 2007г.
Интернет-ресурсы
18 декабра 2019 года ______________/_Сандова В.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектно-исследовательская технология- это система интегрированных процедур в образовательном процессе, которая включает в себя многие известные методы и способы активного обучения, такие как : метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. Ее изначальной формой является метод проектов, который успешно используется учителями-предметниками в современном процессе обучения.
Проблема: снижение уровня мотивации; снижение или отсутствие интереса к предмету ; быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка. На практике учителю приходится встречаться с противоречиями: между методами преподавания и различным уровнем способностей учащихся; между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению; между традиционной неэффективной методикой приобщения ребёнка к интеллектуальному труду и огромными возможностями умственной и творческой активности учащихся младшего школьного возраста.
Пути решения проблемы Мотивировать учащихся на саморазвитие и самосовершенствование. Повысить активность учащихся в образовательном процессе. Формировать универсальные компетенции. У чить ребенка участвовать в совместном принятии решений . Развивать навыки общения. Превратить учение в сотрудничество .
Р азвитие у школьников познавательного интереса и школьной мотивации через использование проектной и исследовательской деятельности. «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». А . Тоффлер
Сущность метода проектов — стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося; глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности. Распространение педагогического опыта МО учителей начальной школы Выступления на педагогических советах Проблемные и практические семинары Публикации в социальной сети работников образования Открытые уроки.
Критерии оценки эффективности реализации проекта. у учащихся значительно повысилась познавательная активность и школьная мотивация к обучению; они научились видеть проблемы за пределами одного предмета, выдвигать свою гипотезу, самостоятельно находить пути решения проблемы, научились анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения; - дети с удовольствием работают в группе, стали эмоционально устойчивы; расширился их кругозор; - ребят появилось желание творить, узнавать и разгадывать новые «тайны» и делиться своими результатами с другими.
В ывод П роектная работа – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который позволяет повысить внутреннюю мотивацию, выдвигая на первое место при этом мотивы учения и познания, повышает групповую сплочённость коллектива, создаёт благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. На данный момент ребята моего класса продолжают работать над созданием собственных проектов. А это огромный стимул к деятельности, к познанию, к новым открытиям.
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Анна Роговин