занятие

Кречетова Ирина Дмитриевна

Опыт: «Воздух поет и свистит»

Цели:

Познание: знакомство со свойствами воздуха и ветра, его возможностями.

Совершенствование умения детей сравнивать и анализировать, устанавливать связи между явлениями природы, действиями человека.

Коммуникация: закрепление навыка правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения, ясно, понятно излагать свои мысли, развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание.

Музыка: продолжение знакомства с игрой на духовых музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха.

Материалы и оборудование: свистки, свистульки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочка, флейта, труба, горн.

 

Ход опыта:

Скажите ребятам, что им уже удалось увидеть и поймать воздух-невидимку. Сегодня вы предлагаете им еще, и услышать его. Как можно это сделать? Раздайте детям бутылки. Пусть они приставят бутылку к нижней губе и подуют сбоку в горлышко — возникает звук (сразу может и не получиться!). Затем предложите приложить край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук. Для того чтобы подтвердить этот вывод, дети просто приложат бумагу к губам и попробуют что-нибудь сказать — губы ощущают дрожание бумаги. Если приложить пальцы к горлу во время разговора, также почувствуется дрожание. Значит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух.

Раздайте ребятам свистки и свистульки. Откуда берется свист? Сравните свистки по звучанию. Чем отличаются свистки от свистулек? Последние делались специально как игрушки, украшались. Когда-то у детей было немного игрушек, и свистульки были одними из самых любимых.

Итак, вы выяснили, что воздух «может свистеть». А какие звуки он еще может издавать? Поиграйте ребятам на каком-нибудь духовом инструменте, расскажите об остальных, покажите их изображения. Обратите внимание на то, что из разных инструментов извлекаются разные звуки. Например, флейта свистит, как птица, гобой крякает, как утка, фагот ворчит.

Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от детского свиста — музыкальные (правда, бывает и музыкальный свист).

А как люди еще используют «голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? Вспомните гудок тепловоза, парохода. Корабли, поезда в темноте, например, предупреждают гудком о своем появлении.

Обратите внимание ребят на то, что звуки распространяются именно по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать — звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.

 

Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_pedpraktike_dou_opyty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт: «Воздух поет и свистит»

Цели:

Познание: знакомство со свойствами воздуха и ветра, его возможностями.

Совершенствование умения детей сравнивать и анализировать, устанавливать связи между явлениями природы, действиями человека.

Коммуникация: закрепление навыка правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения, ясно, понятно излагать свои мысли, развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание.

Музыка: продолжение знакомства с игрой на духовых музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха.

Материалы и оборудование: свистки, свистульки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочка, флейта, труба, горн.

 

Ход опыта:

Скажите ребятам, что им уже удалось увидеть и поймать воздух-невидимку. Сегодня вы предлагаете им еще, и услышать его. Как можно это сделать? Раздайте детям бутылки. Пусть они приставят бутылку к нижней губе и подуют сбоку в горлышко — возникает звук (сразу может и не получиться!). Затем предложите приложить край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук. Для того чтобы подтвердить этот вывод, дети просто приложат бумагу к губам и попробуют что-нибудь сказать — губы ощущают дрожание бумаги. Если приложить пальцы к горлу во время разговора, также почувствуется дрожание. Значит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух.

Раздайте ребятам свистки и свистульки. Откуда берется свист? Сравните свистки по звучанию. Чем отличаются свистки от свистулек? Последние делались специально как игрушки, украшались. Когда-то у детей было немного игрушек, и свистульки были одними из самых любимых.

Итак, вы выяснили, что воздух «может свистеть». А какие звуки он еще может издавать? Поиграйте ребятам на каком-нибудь духовом инструменте, расскажите об остальных, покажите их изображения. Обратите внимание на то, что из разных инструментов извлекаются разные звуки. Например, флейта свистит, как птица, гобой крякает, как утка, фагот ворчит.

Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от детского свиста — музыкальные (правда, бывает и музыкальный свист).

А как люди еще используют «голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? Вспомните гудок тепловоза, парохода. Корабли, поезда в темноте, например, предупреждают гудком о своем появлении.

Обратите внимание ребят на то, что звуки распространяются именно по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать — звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.

 

Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.

Эксперимент с водой «Как очистить воду»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель:

  • Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды –    прозрачностью.
  • Познакомить детей со способами очистки воды.
  • Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире. О формах её проявления (река, ручей, дождь, море и т.д.).
  • Развивать образное мышление. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

2 аквариума (в одном чистая вода, в другом – мутная), ноутбук.

На каждого ребёнка: карточки с изображением реки, водопада, капли и т.д.,

По две банки с чистой и грязной водой, подносы с мелкими камушками, пуговицы.

 

Ход эксперимента:

Дидактическая игра: «Что шумит?» (Дети слушают в записи шум дождя, капли, водопада, шум моря и т.д., берут карточки и выкладывают перед собой по мере прослушивания записи. Затем прослушивают ещё раз и проверяют себя).

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Вы в пруду её н6айдёте

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Воспитатель предлагает детям вспомнить уже известные свойства воды.

Педагог обращает внимание на банки и предлагает сравнить воду в них:

- Одинаковая ли вода?

- Чем отличается вода?

Для уточнения проводим опыт.

Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.

- В какой банке предметы видны? ( В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно).

Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.

Воспитатель предлагает назвать прозрачные предметы в группе. (Стекло окна, стакан, баночки, ваза).

Подвести детей к аквариумам и спросить: «Одинаковая ли в них вода?»

(Нет, в одном чистая, прозрачная, а в другом, вода мутная, ничего не видно).

- Как вы думаете, в каком аквариуме рыбам хорошо?

(В том, где вода чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли; в другом вода мутная, ничего не видно).

Далее воспитатель спрашивает, прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? ( Дети высказывают свои суждения)

- А в речке, озере, море, океане, какая вода?

- Почему необходимо, чтобы там была чистая вода? ( Если вода будет грязной, то погибнет всё живое).

Воспитатель показывает письмо, в котором морской царь просит о помощи: по морю разлилась нефть в результате аварии танкера. Всё живое гибнет. Нужно срочно что - нибудь придумать для того, чтобы очистить воду.

Дети рисуют свои изобретения и кладут в конверт, чтобы отправить их морскому царю.

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран ноутбука. Педагог говорит, демонстрируя слайды, о том, что для питья человеку нужна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипячёная вода. В морях и океанах вода горько – солёная - непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы. Очищают от грязи. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо беречь.

Далее воспитатель предлагает провести опыт по очистке воды:

Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.

Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.

Дети проводят опыт самостоятельно.

В заключении педагог спрашивает детей о том, чем они сегодня занимались, и что им понравилось больше всего.