Разработки уроков и внеклассных мероприятий

Бадмаева Элеонора Жаргаловна

Предварительный просмотр:

Разработка урока химии «Карбоновые кислоты»

 ( 10 кл - физико-химический профиль)

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.

Метод: метод проектов, проблемное обучение

Форма работы: групповая

Продолжительность урока: 90 мин

Цель урока: Получение общей информации о карбоновых кислотах в процессе самостоятельной работы с опорой на применение ранее полученных знаний в комплексе новых ситуаций.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить:
  • основные положения теории химического строения;
  • классификацию, виды изомерии и основные правила составления названий органических веществ;
  • закономерности изменения физических свойств органических веществ;
  • основные свойства углеводородов, спиртов, фенолов и карбонильных соединений;
  • Установить взаимосвязи между строением и свойствами кислородсодержащих соединений;
  • Самостоятельно применить усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации, изомерии, номенклатуре, строении и общих свойствах карбоновых кислот.

Развивающие: 

  • Развивать:
  • умения для поиска взаимосвязи между изученным ранее и новым материалом;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • умения поиска решения поставленных проблем;
  • логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы);
  • коммуникативные навыки при работе в группах;
  • Формировать навыки “сворачивания” изученной информации и представления ее в виде наглядных схем и рисунков;
  • Продолжать формировать навыки работы со справочной литературой;
  • Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность других участников процесса.

Воспитательные: 

  • Воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.

Средства обучения и оборудование:

  • инструктивные карточки с заданиями,
  • справочники “Физические свойства органических веществ”,
  • листы ватмана,
  • цветные маркеры,
  • магниты,
  • образцы органических кислот,
  • пробирки,
  • колба с водой,
  • оценочные листы.

При подготовке к уроку формируются 3 группы учащихся. В течение урока работает группа экспертов (это могут быть учащиеся 11 класса)

План урока:

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач (актуализация)

III. Основная часть: 

  • организация работы в группах, погружение в проект;
  • выполнение заданий в группах по инструктивным картам;
  • оформление мини-проектов
  • презентация мини-проектов

IV. Рефлексия, подведение итогов

V. Домашнее задание

Домашнее задание: выполнить в тетрадях упражнения из карточек-заданий, прочитать и осмыслить материал учебника (Тема  “Карбоновые кислоты» стр. 78-90  учебник «Химия» авторы Кузнецова Н.Е. и др.); предложить свой вариант опорного конспекта по теме “Общая характеристика карбоновых кислот”.

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Примечание

1 мин

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

 

 

8мин

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

Объявляется тема урока, формулируются цели, задачи.

Определяется место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентируется  внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой.

Разъясняются этапы предстоящей работы учащихся, проводится инструктаж, указывается форма представления изученного материала.

Выбирается оценивание работы групп.

Принимают и уточняют цели и задачи.

Работают с программой.

Осмысливают и конкретизируют этапы работы, уточняют.

 

6 мин

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 этап: организация деятельности в группах, погружение в проект

Группам выдаются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы).

Проводится необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности.

 

Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя.

Распределяют роли в группах, планируют работу.

 

15 мин

2 этап: выполнение заданий

Консультация учащихся, оказание дифференцированной помощи.

Контролируется работа проектных групп.

Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща).

При необходимости консультируются.

Продумывают форму презентации своего мини-проекта.

 

20 мин

3 этап: оформление мини-проектов

Выдаются необходимые для оформления опорных схем материалы: листы ватмана, маркеры.

Даются советы при подготовке презентации.

Осуществляется контроль.

Готовят презентацию: оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления

 

30 мин

4 этап: презентация мини-проектов

 

Раздаются листы оценок в группы и экспертам.

Организуются выступления проектных групп с презентациями.

Организуется  работа экспертной группы.

Даются ответы и пояснения. (при необходимости коррекция ответов)

Осуществляют презентацию своей деятельности.

Отвечают на вопросы.

Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости.

Задают вопросы докладчикам.

На одну группу –10 мин. Из них:

5 мин –доклад;

5 мин – ответы на вопросы.

9 мин

IV. РЕФЛЕКСИЯ

 

Обобщаются полученные результаты

Дается оценка деятельности групп

Предлагается оценить работу групп экспертам и учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы)

Собираются оценочные листы

Делается краткое обобщение по теме.

Ответы на вопросы учащихся

Слушают оценку экспертов

Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп

Оформляют и сдают оценочные листы

Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы

 

1 мин

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1

Карбоновые кислоты: определение, классификация, гомологические ряды

  1. Напишите общую формулу для карбоновых кислот. Дайте определение понятию “карбоновые кислоты”.
  2. Напишите структурные формулы простейшей карбоновой кислоты и ее ближайшего гомолога. Выделите функциональную группу.
  3. Напишите структурную формулу продукта окисления толуола перманганатом калия в кислой среде. К какому классу органических соединений относится это вещество? Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
  4. Предложите классификацию карбоновых кислот, указывая признаки классификации. Выведите формулы их гомологических рядов.
  5. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2

Карбоновые кислоты: номенклатура

  1. Какие названия кислот по тривиальной номенклатуре вам уже известны? Каково в большинстве случаев, происхождение этих названий?
  2. Учитывая, что названия предельных монокарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “овая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте название следующему соединению: Н3С-СН(СН3)-СН2-СН(СН3)-СООН
  3. Учитывая, что названия предельных дикарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “диовая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте названия следующему соединению: НООС-СН2-СН2-СН(СН3)-СООН
  4. На основании выполненных упражнений обобщите номенклатуру карбоновых кислот.
  5. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3

Карбоновые кислоты: изомерия

  1. Составьте все возможные структурные формулы органических соединений, соответствующие формуле С5Н10О2. Сделайте вывод о видах изомерии предельных карбоновых кислот. Назовите класс соединений, изомерных насыщенным монокарбоновым кислотам.
  2. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих кратные связи? Приведите примеры.
  3. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих ароматическое ядро? Приведите примеры.
  4. На основании выполненных упражнений обобщите виды изомерии карбоновых кислот.
  5. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП

Критерии оценки

№1

№2

№3

Процесс проектирования (активность всех членов группы, творчество, умение работать в команде)

 

 

 

 

 

 

Презентация (достигнутый результат, аргументированность, оформление)

 

 

 

 

 

 

Защита (качество доклада, полнота представления, убедительность, аргументированность, объем и глубина знаний, ответы на вопросы)

 

 

 

 

 

 

ИТОГ:

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Курумканское РУО

МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок  в 11 классе

«Комплексные соединения»

(профильное обучение)

Выполнила: учитель химии

Бадмаева Э.Ж.

Тема урока «Комплексные соединения».

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Цели урока:

  • Формирование знаний о комплексных соединениях;
  • Рассмотрение химических свойств комплексных соединений;
  • Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;
  • Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;
  • Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;
  • Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений.
  • Развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  • Воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.

Новые понятия: комплексные соединения, лиганд, комплексообразователь, координационное число, внешняя и внутренняя  сферы комплекса.

Оборудование и реактивы: стеклянная посуда,  штатив с пробирками, раствор аммиака, раствор нитрата серебра, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, мультимедийный проектор, презентация «Комплексные соединения».

 

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

а) приветствие.

б) мотивация внимания, готовности к уроку.

2. Подготовка учащихся к  проблеме изучения комплексных соединений

Лекция о координационной теории А.Вернера, проблема «дополнительных валентностей» (Слайды)

Л/о  К раствору сульфата меди (II) прилить раствор аммиака (конц). Жидкость окрасится в синий цвет.

СuSO4+NH3=  ?   (запись а доске)

 

 Сегодня нам нужно ответить на следующие вопросы:

 Какие же соединения называются комплексными? Каков их состав? Как их можно получить? Где они находят применение? Какими химическими свойствами они обладают? Какова номенклатура данных соединений?

3. Изучение новой темы.

3.1 Строение комплексных соединений

Продолжим наш опыт.

Полученный раствор разделим на 2 части.

1) В  одну пробирку прильем гидроксид натрия. Осадка не наблюдается, следовательно, в растворе нет двухзарядных ионов  или их мало слишком, чтобы выпасть в осадок. Отсюда можно сделать вывод, что ионы меди при взаимодействии с аммиаком образуют новые ионы, которые не дают нерастворимого соединения с ионами ОН – гидроксильной группы.

2) В другую пробирку прильем раствор хлорида бария и проверим наличие сульфат-ионов в растворе. Тотчас же выпадает белый осадок сульфата бария. Отсюда можно сделать вывод: сульфат-ион остается неизменными.

Запишем (на доске)  взаимодействие аммиака с сульфатом меди:

CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]2+ SO4

                             Сульфат тетраамминмеди (II)

Полученная соль и есть комплексное соединение.

Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+      

 При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются с ионами SO42+  , и из раствора выделяются темно-синие кристаллы, состав которых выражается формулой [Cu(NH3)4]SO4•H2O.

                                                                                                                            Слайды

  Комплексными называют соединения, содержащие сложные ионы и молекулы, способные к существованию, как в кристаллическом виде, так и в растворах.                                                                                                                                                                                                                                                                  Комплексные соединения состоят из: внешней и внутренней сферы, иона-комплексообразователя, лиганда.

1. Комплексообразователем обычно является катион или нейтральный атом.

2. Вокруг центрального иона (атома)-комплексообразователя расположено определенное число ионов или полярных молекул, называемых лигандами. Число лигандов определяет координационное число комплексообразователя  

3. Центральный  ион (атом) с лигандами образует внутреннюю  координационную сферу соединения, которую заключают в квадратные скобки.

4. Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от комплексообразователя (за квадратными скобками), образуют внешнюю координационную сферу.

                                                                                                                            Слайд

[Co(NH3)6]C13 – хлорид гексамминкобальта (III).

[Co(NH3)5H2O]C13 – хлорид аквапентамминкобальта (III).

[Co(CH3NH2)5C1]Cl2 – хлорид пентаметиламминхлорокобальта (III) .

[Pt(NH3)2Br2] – бромид диамминплатины (II).

Если комплексный ион является анионом, то его латинское название имеет окончание «am».

(NH4)2[PdC14] - тетрахлоропалладат (II) аммония.

K[Pt(NH3)Br5] - пентабромоамминплатинат (IV) калия.

K2[Co(CNS)4] - тетрароданокобальтат (II) калия.

Название сложного лиганда обычно заключают в круглые скобки.

[CoEn2C12]NO3 – нитрат дихлоро-ди-(этилендиамин) кобальта (III).

[Pt(PPh3)3Br]Br – бромид бромо-трис-(трифенилфосфин) платины (II) .

    Строение комплексных соединений рассматривают на основе координационной теории, предложенной в 1893 г. швейцарским химиком Альфредом Вернером, лауреатом Нобелевской премии. Его научная деятельность проходила в Цюрихском университете. Ученый синтезировал много новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения.                                                            

Анализируя координационные числа А.Вернер пришел к выводу, что заряд центрального иона (с.о.) является основным фактором, влияющим на координационное число.

                             

Kоординационное
число

Ионы

2

Cu+, Ag+, Au+

4

Cu2+, Hg2+, Sn2+, Pt2+, Pb2+, Ni2+, Co2+, Zn2+, Au3+, Al3+

6

Fe2+, Fe3+, Co2+, Co3+, Ni2+, Cr3+, Sn4+, Pt4+

       Лигандами могут быть:

а) полярные молекулы – NH3, Н2О, CO, NO;
б) простые ионы – F
, Cl, Br, I, H, H+;
в) сложные ионы – CN
, SCN, NO2, OH. (Таблица с названиями лигандов)

Природа связи между центральным ионом (атомом) и лигандами может быть двоякой. С одной стороны, связь обусловлена силами электростатического притяжения. С другой – между центральным атомом и лигандами может образоваться связь по донорно-акцепторному механизму по аналогии с ионом аммония, фофония. Во многих комплексных соединениях связь между центральным ионом (атомом) и лигандами обусловлена как силами электростатического притяжения, так и связью, образующейся за счет неподеленных электронных пар комплексообразователя и свободных орбиталей лигандов.

Внутреннее строение и типы гибридизации атомных орбиталей комплексообразовате-ля и геометрия некоторых комплексных соединений

Пространственная структура комплекса определяется типом гибридизации валентных орбиталей и числом неподеленных электронных пар, содержащихся в его валентном энергетическом уровне.

3.2. Классификация и номенклатура комплексных соединений                                               Слайд

Существует несколько систем классификации комплексных соединений, которые основываются на различных принципах.

1. По принадлежности комплексного соединения к определенному классу соединений:

• комплексные кислоты H2[SiF6];

• комплексные основания [Ag(NH3)2]OH;

• комплексные соли K4[Fe(CN)6].

2. По природе лиганда: аквакомплексы, аммиакаты, ацидоком-плексы (в качестве лигандов выступают анионы различных кислот, K4[Fe(CN)6]; гидроксокомплексы (в качестве лигандов - гидроксиль-ные группы, K3[Al(OH)6]); комплексы с макроциклическими лиганда-ми, внутри которых размещается центральный атом.

3. По знаку заряда комплекса: катионные - комплексный катион в комплексном соединении [Co(NH3)6]Cl3; анионные - комплексный анион в комплексном соединении K[PF6]; нейтральные - заряд комплекса равен 0. Комплексное соединение внешней сферы не имеет, например [Pt(NH3)2Cl2]. Это формула противоопухолевого препарата.

4. По внутренней структуре комплекса:

а) в зависимости от числа атомов комплексообразователя: моноядерные - в состав комплексной частицы входит один атом комплексообразователя, например [Co(NH3)6]Cl3многоядерные - в составе комплексной частицы несколько атомов ком-плексообразователя - железопротеиновый комплекс:

б) в зависимости от числа видов лигандов различают комплексы: однородные (однолигандные), содержащие один вид лиганда, например [Cu(NH3)4]2+, и разнородные (разнолигандные) - два вида лигандов или более, например Pt(NH3)2Cl2. В состав комплекса входят лиган-ды NH3 и Cl-. Для комплексных соединений, содержащих во внутренней сфере различные лиганды, характерна геометрическая изомерия, когда при одинаковом составе внутренней сферы лиганды в ней располагаются по-разному относительно друг друга.

Геометрические изомеры комплексных соединений отличаются не только по физическим и химическим свойствам, но и биологической активностью. Цис-изомер Pt(NH3)2Cl2 имеет ярко выраженную противоопухолевую активность, а транс-изомер - нет;

в) в зависимости от дентатности лигандов, образующих моноядерные комплексы, можно выделить группы:

• одноядерные комплексы с монодентатными лигандами, например [Co(NH3)6]3+;

• одноядерные комплексы с полидентатными лигандами. Комплексные соединения с полидентатными лигандами называют хелатными соединениями;

г) циклические и ациклические формы комплексных соединений.

Правила номенклатуры

                                                                                                                           

1.Название комплексного соединения начинают с указания состава внутренней сферы;

2. называют центральный атом и приводят значение его степени окисления;

3.Во внутренней сфере прежде называют анион, прибавляя к их латинскому названию окончание «о». Например: CL- хлоро, CN циано, OH- гидроксо и т.д.

4.Называют нейтральные лиганды и, в первую очередь, аммиак и его производные. При этом пользуются терминами: для координированного аммиака – амин, для воды – аква. Число лиганд указывают греческими числительными: 1-моно (обычно не называется),2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса. Затем переходят к названию центрального атома. Если центральный атом входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают его степень окисления (римскими цифрами). Если центральный атом входит в состав аниона , то употребляют латинское название элемента, перед которым указывают его степень окисления, а в конце прибавляют окончание – ат. 

Выполните упр1: назовите данные комплексные соединения по номенклатуре (слайд )

Выполните упр2: напишите формулы следующих комплексных соединений (слайд )

3.3. Свойства комплексных соединений.         Слайды                                            

                                                                                                                               

1. Комплексные соединения в водных растворах способны диссоциировать, как электролиты по внешней и внутренней сфере.

[Cu(NH3)4](OH)2. = [Cu(NH3)4]2++2ОН-

[Cu(NH3)4]2+ ↔ Cu2++ 4NH3

K2[CoCl4] = 2K++[CoCl4]2-

2. Комплексные соединения взаимодействуют с оксидом углерода (1V):

Na[Al(OH) 4] + CO2 = Al(OH) 3 + NaHCO3

3. Комплексные соединения взаимодействуют с кислотами:

Na[Al(OH) 4] + HCl = NaCl + Al(OH) 3 + H2O

4. Комплексные соединения взаимодействуют с солями – реакции обмена:

Na[Al(OH) 4] + AlCl3 = 4Al(OH) 3 + 3NaCl

 [Ag(NH3)2]Cl + 2NaCN = Na[Ag(CN)2] + NaCl + 2NH3

5. Комплексные соединения вступают в окислительно-восстановительные реакции:

2K3[Fe(CN)6] + H2O2 + 2KOH = 2 K4[Fe(CN)6] + O2 + 2H2O

Выполните упр 3                                                    Слайд

3.4 Изомерия комплексов                                                 Слайды

  3.5 Комплексные соединения и их практическое применение        Слайды

1) в аналитической химии для определения многих ионов

2) для разделения некоторых металлов

3) для получения металлов высокой степени чистоты (золота, серебра, никеля и др.)

4) в качестве красителей

5) для устранения жесткости  

3.6 Некоторые интересные факты                                                 Слайды

К. с. находят широкое применение для выделения и очистки платиновых металлов, золота, серебра, никеля, кобальта, меди, в процессах разделения редкоземельных элементов, щелочных металлов и в ряде других технологических процессов. К. с. широко используют в химическом анализе для качественного обнаружения и количественного определения самых разнообразных элементов. В живых организмах различные типы К. с. представлены соединениями ионов металлов (Fe, Cu, Mg, Mn, Mo, Zn, Со) с белками (т. н. металлопротеиды), а также витаминами, коферментами, транспортными и др. веществами, выполняющими специфические функции в обмене веществ. Особенно велика роль природных К. с. в процессах дыхания, фотосинтезаокисления биологического, в ферментативном катализе.

4.Закрепление

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Степень окисления центрального атома в комплексном ионе [Ni(H2O)4(CO3)2]2- равна:

а) -4;

б) +2;

в) -2;

г) +4.

2. В растворе содержится 0,1 моль соединения PtCl4 • 4NH3. Реагируя с AgNO3, оно образует 0,2 моль осадка AgCl. Придайте исходному веществу координационную формулу:

а) [PtCl3(NH3)4]Cl;

б) [PtCl(NH3)4]Cl3;

в) [PtCl2(NH3)4]Cl2;

г) [Pt(NH3)4]Cl4.

3. Какую форму имеют комплексы, образованные в результатеsp3d2-ги-бридизации?

1) тетраэдра;

2) квадрата;

3) октаэдра;

4) тригональной бипирамиды;

5) линейную.

4. Подберите формулу для соединения пентаамминхлорокобальт (III) сульфат:

а) Na3[Co(NO2)6];

6) [СоСl2(NH3)4]Сl;

в) К2[Со(SСN)4];

г) [CoCl(NH3)5]SO4;

д) [Со(Н2О)6]С13.

5. Комплексообразователи - это:

а) атомы-доноры электронных пар;

б) ионы-акцепторы электронных пар;

в) атомы- и ионы-акцепторы электронных пар;

г) атомы- и ионы-доноры электронных пар.

6. Наименьшей комплексообразующей способностью обладают элементы:

а) s; в) d;

б) p; г) f

7. Лиганды - это:

а) молекулы-доноры электронных пар;

б) ионы-акцепторы электронных пар;

в) молекулы- и ионы-доноры электронных пар;

г) молекулы- и ионы-акцепторы электронных пар.

8. Связь во внутренней координационной сфере комплекса:

а) ковалентная обменная;

б) ковалентная донорно-акцепторная;

в) ионная;

г) водородная.

9. Лучшим комплексообразователем будет являться:

а) Mg2+;

б) Cr2+;

в) Al3+;

г) Cr3+.             

5. Домашняя работа



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Курумканское РУО

МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока химии в 9 классе

 на тему

«Реакции ионного обмена»

(по ФГОС ООО)

Автор: Бадмаева Э.Ж.,

учитель химии

МБОУ «Дыренская СОШ»

Тема урока: Реакции ионного обмена  Закрепление знаний, умений, навыков 

Цели урока

Предметные: закрепление понятия реакции ионного обмена; условий, при которых реакции обмена идут до конца; реакции, при которых невозможен обмен (равновесие ионов); совершенствовать умения составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Метапредметные: 

Познавательные:  самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную схемой, составлять, понимать и объяснять алгоритм написания реакций ионного обмена (РИО);

Регулятивные: принимать участие в формулировании цели задания; выполнять работу в паре; оценивать результаты работы;

Коммуникативные: участвовать в обсуждении, работая в паре; являться консультантом

  Личностные: вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантными к мнению других и чужим ошибкам  

Метод на основном этапе урока – частично-поисковый, метод обучения- моделирование, метод познания- описание, анализ

Этапы урока

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приёмы обучения

Средства обучения

Примерное время

организационный

Подготовка к работе, сообщение плана урока

фронтальная

беседа

доска

2мин

Подготовка к работе на основном этапе

Актуализация опорных знаний и умений учеников.

Целеполагание.

Организовать деятельность учеников на повторение и закрепление понятия ион/атом; электролит/неэлектролит; умения определять тип  химической реакции, записывать уравнения диссоциации веществ, выявление и устранение пробелов  в знаниях и умениях учеников

Групповая-статическая пара

Словесный, работа в статических парах, взаимоконтроль

Учебник, тетрадь, компьютер

15мин

Закрепление новых знаний и способов действий

Обеспечение закрепления в памяти знаний и алгоритмов действий, необходимых для самостоятельной работы

Групповая-группы переменного состава

Исследовательский, описание, лабораторные опыты с самостоятельным формулированием выводов

Оборудование и реактивы для учеников, инструктивные карты, тетрадь, таблица растворимости

20мин

Информация о домашнем задании

Итоги урока

Обеспечение понимания учащимися целей, содержания и способов выполнения д/з

фронтальная

Словесный, изложение и объяснение дом.зад.

учебник

8мин

Подготовка к работе на основном этапе.

Используя проектор (презентацию), ученики отвечают на вопросы. После этого ученики в статической паре меняются тетрадями, происходит процесс взаимоконтроля. Задания:

1.Из перечисленных названий веществ выпишите те, которые относятся  к 1вариант – неэлектролитам; 2вариант – к электролитам.

Гидроксид алюминия, раствор гидроксида калия, бензин, хлорид кальция, вода, этиловый спирт, серная кислота, раствор сахара.-

2.Какие ионы входят в состав веществ: 1 вариант- нитрат кальция, фосфат натрия, карбонат калия.  Как называется положительно заряженный ион?; 2 вариант- карбонат калия, гидросульфит калия, гидроксид калия. Как называется отрицательно заряженный ион?-

3.Как называются и чем отличаются между собой частицы, изображаемые символами: 1 вариант- Na 0 и Na+ ; 2вариант – S 0 и S2- -3б

4.Определить к каким типам относятся реакции 1вариант- 1,2,3 реакции; 2 вариант – 4,5,6 реакции -

1- 2NaOH+H2SO4--- Na2SO4+2H2O                4-Ba(OH)2+ 2HNO3--- Ba (NO3)2+ 2H2O

2-Cu(OH)2+H2SO4---CuSO4+2H2O                5-Fe+ 2HCl--- FeCl2+H2

3-Zn + H2SO4--- ZnSO4+ H2                        6-Fe(OH)2+2HCl--- FeCl2 + 2H2O

Указать реакцию ионного обмена.-2б

Самостоятельная постановка целей урока

Научиться проводить реакции ионного обмена и  записывать полные и сокращённые ионные уравнения, определить условия, при которых реакции ионного обмена протекают до конца.

Закрепление новых знаний и способов действий.

Класс делится на группы. Группа состоит из четырех  учеников. Каждой группе даётся задание. В группе учащиеся проводят реакции, в результате которых образуется осадок, - газообразное вещество, малорастворимое вещество, реакция не протекает до конца.

В конце урока выступает каждая группа, подводятся итоги урока.

Карта-инструкция( на каждую группу).

Теоретическая часть. Вам известно, что в водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.

Алгоритм  составления  ионных  уравнений реакций с расстановкой коэффициентов

1.Записать молекулярное уравнение реакции. 2КOH+H2SO4--- К2SO4+2H2O        

2.Определить растворимость каждого вещества, используя таблицу растворимости

2КOH+H2SO4--- К2SO4+2H2O        

р             р               р

3.Составить полное ионное уравнение

++2OH-+2H+  +SO42-= 2К++ SO42-+2H2O          Сокращаем подобные ионы

                                                                               

 4.Составить сокращенное ионное уравнение  2H+  + 2OH -=2 H2O

Правила: простые вещества, оксиды, нерастворимые вещества  не диссоциируют. (для продвинутых - если растворим гидроксид, то растворим и оксид, а значит подвергается диссоциации) .Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его не расписывают на ионы.

Практическая часть.

Используя растворы, находящиеся перед вами, проведите реакции, сделайте вывод. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? Запишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций.

1 группа – хлорид меди(II)+ гидроксид натрия, гидроксид натрия+ ф/ф+соляная кислота, карбонат натрия+соляная кислота, карбонат натрия+ гидроксид натрия;

2группа-нитрат меди(II)+гидроксид калия, гидроксид калия+ф/ф+соляная кислота, карбонат калия+соляная кислота, гидроксид калия+карбонат натрия;

3 группа – хлорид железа (III)+ гидроксид натрия, гидроксид натрия+ф/ф+серная кислота, серная кислота+карбонат натрия, хлорид железа(III)+ серная кислота;

4 группа – хлорид  железа(III)+ гидроксид калия, гидроксид калия+ф/ф+серная кислота, серная кислота+ карбонат калия, гидроксид калия+карбонат натрия;

Выступление групп учеников. Каждая группа делает вывод, отвечая на вопрос. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? Ответ оформляют в виде итогов на альбомном листе. Обсуждение результатов.

Экспресс –диагностика(на компьютере).

1.Продолжи определение. Химические реакции, протекающие в растворе с участием  свободных ионов, называют…..-

Запись уравнения химической реакции через ионы называют…..

Уравнение, отражающее сущность реакции ионного обмена, называют…..1б

Реакции ионного обмена протекают до конца, если в результате образуется …..

Самооценка работы на уроке(на компьютере):

17б-19б---5 «отлично»

14б-16б---4 «хорошо»

11б-13б---3 «удовлетворительно»

Подведение итогов.

Обсуждение домашнего задания.

При проверке тетрадей учитель учитывает результаты работы ученика на работе, т.о. ученик за урок может получить две оценки.



Предварительный просмотр:

КВН

«Вся химия перед нами»

Для учащихся 8 классов (класс делится на 2 команды)

( звучит музыка).

Вед.   Здравствуйте дорогие болельщики, уважаемое жюри, участники игры.

Вед.  В нашей школе проходит неделя естественных наук . И вашему вниманию  мы предлагаем КВН под названием «Вся химия перед нами»

Поприветствуем команды :

Просим команды занять свои места. Итак, мы начинаем!

Конкурс 1. «Разминка»

Каждой команде задаются вопросы:

  1. Определенный вид атомов (хим. элемент).
  2. Содержание вещества в растворе измеряется ( массовой долей).
  3. Качественный и количественный состав воды ( водород и кислород, 2 атома водорода,1 атом кислорода).
  4. Молярный объем газов равен…( 22,4 л.\моль).

  1. Масса одного моля вещества (молярная)
  2. Чему равно число Авогадро( 6*10  молекул)
  3. Класс неорганических соединений, состоящий из 2 химических элементов , одним из которых является кислород(оксиды).
  4. Силикат- кислотный остаток какой кислоты?( кремниевой).

Конкурс 2. «Физическая разминка»

Каждый участник команды, делая шаг вперед, называет химический элемент, название которого связано с великими учеными. Побеждает команда, продвинувшаяся вперед.

Конкурс  3 «Конкурс модельеров»

Представьте, что вас пригласили на химический карнавал, придумайте и сделайте

карнавальный костюм, связанный с химией из сподручных материалов, объясните идею.

Вед. Пока у нас команды готовятся к химическому карнавалу, мы проведем игру со зрителями.

 «Превратите в название хим. элемента»:

1…. Город Кинель Самарской области этот химический  элемент был открыт в 1751 году шведским химиком ( никель).

2…. Героев древнегреческой мифологии, отправившихся в Колхиду за золотым руном ( аргонавты- аргон)

3…..город Угледор. Из атомов этого элемента состоит графит карандаша (углерод).

4…..самого крупного грызуна, обитающего в России (бобр-бор).

Вед. Предоставляем слово командам ( презентация одежды).

Конкурс 4 «Ты мне, я тебе».

Команды задают по 3 вопроса друг другу, учитывается правильность и оригинальность ответа.

Конкурс капитанов (5)

Надо правильно расставить коэффициенты в уравнениях химической реакции, дать названия соединениям, указать тип реакции.( 3 минуты)

Вед. Пока капитаны записывают химические  уравнение.

Конкурс 6 «Составь кроссворд»

 Команды выполняют следующее задание: составить кроссворд, задать вопросы. К данным словам:  основание, кислота, электрон, пробирка, разложение, катион, водород, электролит,  Авогадро, молекула,

Игра со зрителями:

1 .так называется  и химический элемент , и планета, и река, и бога неба в греческой мифологии ( Уран).

2.так называется гигант в древнегреческой мифологии, вступившего в борьбу с богами, и человека с огромным творческим потенциалом, большой кипятильник для воды (титан).

3. замените в названии реки Йом в Тайланде последнюю букву, узнайте химический элемент, содержащийся в морских водорослях, в переводе с греческого означает «фиолетовый»( йод).

Конкурс 7 «Найди родственников».

Расположите по классам химические веществава, дайте название.

Конкурс 8 «Экспериментальная заморочка».

Проведите опыты с данными реактивами с соблюдением всех правил техники безопасности, объясните.

Подведение итогов конкурса. Слово предоставляется жюри.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Республика Бурятия, Курумканский район, село Алла, улица Ленина 43, тел./факс 83014995243

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. 

СПИРТЫ
(Тема урока)
Аннотация
Нестандартный урок исследование. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.
На подготовительном этапе класс делится на 3 равноценных группы (по 6-8учащихся) для удобства проведения экспериментов.
На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.
Ведущая форма деятельности на уроке самостоятельная работа обучающихся в группах, выполняющих одинаковые или разные задания, направленные на получение более широкого круга информации всем классом.

Форма: творческая лаборатория

Оборудование и материалы:
На столах: объект исследования – спирт, папки с инструкционными картами, инструкция по ТБ при работе со спиртами 
Лабораторное оборудование на столах: штативы с пробирками; химические стаканчики; стеклянные палочки; колбы с обычной водой, универсальный индикатор.
Растворы: 2 М раствор едкого натра NaOH; 5%-й раствор соляной кислоты.
В кабинете: компьютер с мультимедийным проектором
Презентация  «Спирты»

Тип урока:урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Содержательная цель : формирование   первоначального представления  о спиртах, их свойствах и применении, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной).

Задачи обучения: познакомить с простейшими представителями кислородсодержащих органических веществ; продолжить формирование основных понятий органической химии (радикал, углеводороды, функциональная группа)

Задачи воспитания: формировать информационную компетентность, способность самостоятельно добывать знания, ответственность при работе с реактивами, умение работать с соблюдением правил безопасности; способствовать выработке четкой гражданской позиции, воспитанию потребности в здоровом образе жизни.

Задачи развития: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с химическим оборудованием и реактивами, навыки коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группе, умение доказывать свою точку зрения.

Вид деятельности:

 -самооценка, обучение переносу ранее усвоенных    знаний в новые условия работы;

- групповая работа с разными информационными источниками по заданию;

- навыки самостоятельного приобретения  новых знаний;

- эвристический – через решение проблемы химического опыта;


Метапредметные планируемые результаты:
урок должен помочь обучающимся девятых классов  сформировать следующие универсальные учебные действия:

1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы; определять успешность выполнения своего задания.
3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы; извлекать информацию, представленную в разных видах.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации;принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Дидактические средства: химический эксперимент, ЭОР.
Время: 1 урок (30 мин)

Ход урока

1.Оргмомент

Добрый день дорогие ученики, добрый день уважаемое жюри! Меня зовут Бадмаева Элеонора Жаргаловна, я учитель Дыренской школы. Пожалуйста встаньте, поднимите руки, обращая свои ладони на меня, в них столько энергии, тепла. Мы с вами передаем тепло друг другу, вы почувствуйте это тепло... Тепло своих ладоней, тепло своих сердец, тепло своей души. Я надеюсь на взаимопонимание, сотрудничество и плодотворную работу… Спасибо, садитесь.

2.Мотивационный этап

Предмет мой что ни есть практикоориентированный, он основан на реальных опытах и экспериментах. Поэтому я сегодня с вами поведу разговор о жизни. Вы разделились на три группы, в группе распределите роли, кто будет руководителем-организатором (моим помощником), а кто будет выполнять исследования, опыты, работу с информацией и т.д.  У вас на столах инструкции на все этапы урока. После выполнения задания лист с ответом вкладываете в свою папку, так вы будете копить свои материалы, в конечном итоге вы соберете полную папку. Также после каждого задания  у вас есть листы самооценивания, на них вы можете ставить себе объективную оценку на каждом этапе. Если у кого-то не получилось выполнить задание на одном этапе, не расстраивайтесь, вы обязательно сможете выполнить другое задание.

Слайд 1.«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» («Фауст» И.Гете) Обратите внимание на эти строки Мефистофеля. В них – истина жизни…
Сначала практика, а потом теория

Слайд 2(опыт – горение этилового спирта)

Вы смотрите демонстрационный опыт горения вещества. А теперь вам будет предложено почувствовать запах этого вещества. Как нужно правильно исследовать запах веществ, чтобы не навредить себе?

«Вода жизни», «пылающая вода», растворяющая философский камень, - так алхимики называли одно из веществ, относящихся к кислородсодержащим органическим соединениям. В Средние века люди считали это вещество одним из сильнейших лекарственных средств и поэтому назвали «жизненной водой». Но вскоре хвалебные гимны сменились громкими проклятьями в адрес этого вещества, прозванного «великим лжецом» и «чумой XX века».А теперь, как вы думаете, о каких веществах пойдет у нас сегодня речь?

Это этиловый спирт, а тема сегодняшнего занятия – это «Спирты». (Выбрали тему)

Слайд 3

Задание 1

Какие ассоциации возникают у вас с понятием «спирт», что вы знаете о спиртах?  Выполнив задание на листах, оцените себя.

3.Деятельностный этап

А теперь можете в справочниках, энциклопедиях найти, что же такое спирты.

Итак: слайд 4

Задание 2

Даны формулы спиртов: CH3OH,C2H5OH,C3H7OH,C4H9OH(Что у них общего, выведите общую формулу предельных спиртов).

Даны формулы следующих спиртов: C2H5OH,C3H7OH, C2H4(OH)2C3H5 (OH). Классифицируйте их по каким либо признакам, разделите на группы.

Рассмотрим химические свойства спиртов, обусловленные наличием ОН - группы:

Задание 3

Сравните формулы воды и спирта (НОН   и  СH3OH) Что общего у них?

Рассмотрите образцы лекарственных препаратов. В качестве каких веществ спирты в них применяются ? Почему спирты можно применять в качестве растворителей?

(Судя по строению можно даже дать определение спиртов как производных воды, в молекуле которой 1 из атомов водорода замещен на УВ-радикал)

4.Рефлексивный этап

Задание 4

 Действие этанола на белки (опыты с кусочком мяса)

Какую проблему я хотела затронуть демонстрацией этого опыта? (О влиянии алкоголя на организм человека) Слайд 5

На листах А4 выразите свое отношение к этой социальной проблеме с помощью рисунка, призыва. Выступите за здоровый образ жизни.

Задание 5

Работа в группах: 1 группа –«Конструкторы»,  2 группа – «Эксперты», 3 группа – «Исследователи»

1)Модели молекул спиртов

2)Исследуйте химические свойства этанола: взаимодействие с металлическим натрием. Проведите опыт, запишите уравнение химической реакции.

3)Учащиеся проводят лабораторный опыт. С помощью универсального индикатора определяют среду в растворах гидроксида натрия, соляной кислоты и  спирта. Сделайте вывод.

5. Этап подведения итогов урока  

Что нового узнали? Где пригодятся эти знания?

Игра «Согласись или опровергни»

Вопрос

Да

Нет

1

Спирты – это органические соединения, которые содержат гидроксогруппы

2

Одноатомные спирты содержат одну гидроксильную группу в молекуле

3

Спирты могут растворять все  неорганические вещества

4

Низшие спирты горят

5

Общее свойство спиртов – взаимодействие с активными металлами

6

Метанол и этанол –многоатомные спирты

7

Этанол  –биологический яд

8

Спирты проявляют щелочную среду

9

В зависимости от количества гидроксогрупп спирты делятся на одноатомные и многоатомные

10

В зависимости от углеводородного радикала спирты делятся на предельные и непредельные



Предварительный просмотр:

МБОУ «Дыренская СОШ»

Инструктивная карточка к заданию1

Лист ассоциации

    До изучения темы «Спирты» знали, что они…..

Спирты у нас ассоциируются …..

Может быть мы знаем о применении спиртов….

Самооценивание

ФИ ученика

Оценивание

Справился полностью

Справился частично

Не справился

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инструктивная карточка к заданию 2

  1. Даны формулы спиртов: CH3OH, C2H5OH, C3H7OH, C4H9OH   (Что у них общего, выведите общую формулу предельных спиртов).

  1. Даны формулы следующих спиртов: C2H5OH,  C3H7OH,  C2H4(OH)2, C3H5 (OH)3. Классифицируйте их по каким либо признакам, разделите на группы. Заполните листы и оцените себя.

Самооценивание

ФИ ученика

Оценивание

Справился полностью

Справился частично

Не справился

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инструктивная карточка к заданию 3

1.Сравните формулы воды и спирта (НОН   и  СH3OH) Что общего у них?

2. Рассмотрите образцы лекарственных препаратов. На столе настойка боярышника, настойка валерианы, настойка пустырника.  В качестве каких веществ спирты в них применяются?  Почему спирты можно применять в качестве этих веществ (растворителей)?

Заполните листы и оцените себя.

Самооценивание

ФИ ученика

Оценивание

Справился полностью

Справился частично

Не справился

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инструктивная карточка к заданию 4

 Проведите простой опыт. Поместите кусочек сырого мяса в спирт. Опыт называется ….. «Действие этанола на белки».

Какая проблема отражена в демонстрации этого опыта?

На листах А4 выразите свое отношение к этой социальной проблеме с помощью рисунка, призыва. Выступите за здоровый образ жизни.

Поместите свой рисунок или призыв в свою папку. А те, кто, участвовал в разработке и воплощении этого призыва, оценивают себя.

Самооценивание

ФИ ученика

Оценивание

Справился полностью

Справился частично

Не справился

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 5

Работа в группах:

1 группа –  «Конструкторы»

Изобразите шаростержневые  модели молекул спиртов: метанола -CH3OH этанола -C2H5OH. Проведите выставку моделей.

Новая информация:

   Метиловый спирт, или метанол СН3ОН, представляет собой бесцветную жидкость, tкип = 64,7 °С. С водой смешивается во всех отношениях. Горит бесцветным пламенем.
Применяется в технике как растворитель органических веществ.

Метанол очень ядовит. Небольшое количество его вызывает общее отравление организма и паралич зрительного нерва, что приводит к слепоте, большие его количества смертельны.

 
Этиловый спирт, или этанол С2Н5ОН, по физическим свойствам очень похож на метиловый. Это бесцветная жидкость со слабым запахом и жгучим вкусом. Легче воды. Температура кипения 78,3 °С. Смешивается с водой во всех отношениях и является хорошим растворителем для химических веществ. Легко воспламеняется, горит слабо светящимся голубоватым пламенем.

Небольшие количества этилового спирта вызывают опьянение, большие количества его могут вызвать потерю сознания,
общее отравление, а иногда и смерть. Частое употребление спиртных напитков приводит к возникновению болезненного состояния, называемого алкоголизмом.

Задание 5

Работа в группах:

1 группа –  «Эксперты»

Исследуйте физические свойства этанола – растворителя, проделайте опыт: попробуйте растворить растительное масло и поваренную соль в этаноле. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?

Подготовьте сообщение от группы.

Новая информация:

Спирт как растворитель и экстрагент

Печать

E-mail

 

1.  Спирт является хорошим растворителем многих алкалоидов, гли-козидов, эфирных масел, смол и других веществ, которые в воде растворяются в незначительных количествах.

2.  Спирт значительно труднее, чем вода, проникает через стенки клеток. Отнимая воду у белков и слизистых веществ, спирт может превращать их в осадки, закупоривающие поры клеток и, таким образом, ухудшает диффузию. Чем ниже концентрация спирта, тем легче он проникает внутрь клеток.

3.  Чем крепче спирт, тем менее возможны гидролитические процессы. Спирт инактивирует ферменты.

4.   Спирт является бактерицидной средой. В извлечениях, содержащих не менее 20% спирта, не развиваются ни микроорганизмы, ни плесени.

5.  Спирт фармакологически неиндифферентен. Он оказывает как местное, так и общее действие, что необходимо учитывать как производстве извлечений.

Задание 5

Работа в группах:

1 группа –  «Исследователи»

Проведите лабораторный опыт. С помощью универсального индикатора определите среду в растворах гидроксида натрия, соляной кислоты и  спирта. Сделайте вывод. Подготовьте сообщение от группы. В какие химические реакции могут вступать спирты как эти вещества?

Инструкция к работе (Таблица «Окраска индикаторов в различных средах»)