Мои разработки

Багдуева Оксана Лаврентьевна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

с использованием ЭФУ «Русское слово»

Тема: «В мире художественного слова Чехова».

Литература, 5 класс.

Название методической разработки: методическая разработка урока с использованием ЭФУ. Автор разработки: Багдуева Оксана Лаврентьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ ИРМО «Марковская СОШ».

Общая часть

Таблица 1

Предмет

Класс

Тема урока

Литература

5

«В мире художественного слова Чехова»

Используемая электронная форма учебника

Название

Класс

Авторы

Литература. 5 класс.

5

Г.С. Меркин «Литература, 5 класс»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать особенности стиля писателя; уметь интерпретировать прочитанное ; находить в тексте особенности художественного стиля ;

  1. Умение  по заданным  признакам находить отличия
  2. работать по алгоритму
  3. работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников и свою работу, видеть особенности текстов

Умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения; формирование бережного отношения к слову

Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)

Смена рабочих мест

Таблица 2

Организационная структура урока

Этап урока

Задача

Используемые ресурсы,

в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ

укажите названия конкретных

объектов и

страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит.

этапа(мин)

Мотивационный. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

Привлечь внимание обучающихся к проблеме урока, показать значимость изучаемого материала

Стр.78 Портрет Чехова

Перед нами портрет Чехова. Что вы знаете об этом писателе? Чехов говорил:

«Словам …должно быть тесно, а мыслям – просторно». «Краткость –сестра таланта»…

- Ребята, как вы думаете, важны ли эти цитаты для мастера слова? Сможете ли вы отличить рассказы Чехова от рассказов других писателей?

Ответы учеников

5 мин

Определение темы урока и цели

Предлагает

сформулировать тему урока.

Ученики отвечают

Инструктивный.

Инструктирует учеников на групповую работу в

модулях

Слушают учителя, затем расходятся по зонам.

3 минуты

Изучение нового материала

Работа в группах, по технологии «Зональное обучение с применением ЭФУ». Каждая группа должна пройти через 3 зоны, работая в каждой по 9 минут

27 минут всего, в том числе:

1 зона – работа с учителем

Беседа по статье учебника «В мире художественного слова Чехова»

Вопросы и задания на стр.347 ЭФУ

Учитель  повествует об  особенностях рассказов Чехова

Ученики читают текст, слушают учителя, записывают в листы активности особенности рассказов Чехова. Оценивают свои ответы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

9 минут

2 зона – зона работы с ЭФУ

Определение художественных средств рассказа

Практический

модуль

- по работе с художественными средствами рассказа «Упражнение 1» стр.78 ЭФУ

- по определению роли фрагмента

«Упражнение 2»

Стр.78 ЭФУ

Предлагает работу по инструкции, в работе группы не участвует

Работают по инструкции. В группе определяют значение худ. средств, роль фрагмента. При помощи закладок, созданных учителем до урока, открывают и решают контрольно-измерительные модули.

(Ученики самостоятельно проставляют баллы)

9 минут

3 зона – зона практической

работы.

Выявление особенностей  стиля Чехова на основе рассказа «Хирургия»

Стр.78 «Рассказы Чехова»

Предлагает найти в рассказе «Хирургия» говорящую деталь, найти разговорные слова, учитель в работе

группы не участвует

Работают по инструкции, находят и записывают:

-говорящую деталь

-особенности речи

-основная мысль рассказа

Разыгрывают один из эпизодов

Приложение 2

9 минут

Первичное закрепление

Первичное выявление уровня усвоения материала. Коррекция пробелов. Анализ рассказа «Пересолил» по плану

Учитель предлагает выявить особенности стиля Чехова на основе рассказа «Пересолил»»

Ученики отвечают по плану. Приложение 3.

3 минуты

Определение домашнего задания

Учитель формулирует

домашнее задание: прочитать рассказ «Лошадиная фамилия»

- привести примеры

особенностей стиля на основе рассказа

Записывают домашнее задание

1 минуты

Подведение итогов урока

Оценивание работы

листы активности

Учитель предлагает перевести баллы в отметки и демонстрирует на экран правильные ответы

Ученики проводят самооценку.

3 минуты

Выводы по уроку.

-Что нового я узнал?

-Чему научился?

3 минуты

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        Лист активности по теме «Особенности рассказов Чехова».

Ученик        Класс         

Модуль1. Работа с учителем.

Заполните схему после лекции учителя.  Используйте учебник стр.78.

Особенности стиля писателя Чехова (не менее 5 пунктов)

  • ____________________
  • ____________________
  • ____________________
  • ____________________
  • ____________________

За каждую особенность  – 0,5 балла. Итого 3,5 балла.

Модуль 2. Работа с ЭФУ.

  1. Ответьте на вопрос «Что такое сравнение, олицетворение, фразеологизм». Обсудите варианты ответов в группе, ответ запишите
  2. По закладке откройте страницу ЭФУ , выполните упражнение 1,2.

Ответ        _

Модуль 3. Практическая работа. Выявление особенностей  стиля Чехова на основе рассказа «Хирургия» .

Таблица 4

С чего начинается рассказ писателя?

Назовите основную мысль рассказа?

Назовите завязку, кульминацию, развязку

Назовите говорящие фамилии

«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

Особенности речи героев.

За каждую особенность 1 б, но не более 3 б.

Итого: 10 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Проверка и оценивание работы.

МОДУЛЬ 1

Таблица 1

Простое заглавие

Традиционная композиция

Говорящая деталь

Диалоговое построение рассказа

Особенности речи

За каждую особенность  – 1 балл. Итого 5 баллов.

МОДУЛЬ 2

Упражнение 1 - 3 б

Упражнение 2-  4 б

Всего-7 б

 МОДУЛЬ 3

Таблица 2

С чего начинается рассказ писателя?

Назовите основную мысль рассказа?

Назовите завязку, кульминацию, развязку

Назовите говорящие фамилии

«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

Особенности речи героев.

За каждую особенность 1 б, но не более 3 б.

Итого: 10 баллов

ИТОГО за урок

Таблица 3

1 модуль

5

2 модуль

7

3 модуль

10

Итого

22

Отметка

22-19 – «5»

18-15 – «4»

14-11 – «3»



Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО « Марковская средняя общеобразовательная школа»

 

« Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Работа ученика 9 А класса

Ф.И.О. обучающегося

                                       

Руководитель проекта : Ф.И.О.______________________________________________________________________________

                                                                       

Работа допущена к защите «_____» _______________ 201____г.

Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………… стр. 3
  2. Глава 1. Пушкинский Петербург………………………….стр. 4
  3. Глава 2. Знакомство будущего поэта с Петербургом……стр. 5
  4. Глава 3. Петербург в романе «Евгений Онегин………     стр. 6-7
  5. Заключение………………………………………………….стр. 7-8
  6. Используемая литература………………………………….. стр. 9
  7. Сценарий экскурсии «Петербург Пушкина в романе

«Евгений Онегин»»……………………………………………. стр. 10

Введение

Цель: 

проследить роль Петербурга в романе «Евгений Онегин»».

Задачи:

  1. Прочитать роман «Евгений Онегин»
  2. Изучить литературу по теме
  3. Составить проект экскурсии по Петербургу Онегина.

Актуальность: 

 Пушкин- великий   русский поэт. Многие люди   разными путями стараются высказать дань уважения и любви великому  поэту. Издатели выпустили в свет новые исследования его творчества, подарочные издания его произведений, а школьники должны знать творчество А.С. Пушкина.

Гипотеза: 

Через роман Пушкина можно познакомиться и с Петербургом , путешествие по Петербургу поможет по-другому вчитаться в текст.

Этапы работы над проектом

Подготовительный- сентябрь-октябрь ( чтение текста, знакомство с критикой)

Основной- ноябрь (работа над текстом проекта)

Заключительный – декабрь, январь ( работа над продуктом проекта)

Продукт проекта:  сценарий экскурсии по Петербургу Евгения Онегина

Глава 1. Пушкинский Петербург

В Петербурге Пушкин провёл более трети своей жизни. Ни один город не был им воспет с таким чувством как «Град Петров».

Но Петербург воспринимался поэтом всегда двойственно. Это был символ величия России. И в то же время, - столица самодержавия России.

Впервые  знакомится Пушкин с городом в 1811 году, когда приезжает в Царскосельский лицей. Петербург поразил его своей красотой, белыми ночами.

         Волшебный край,

         Там в стары годы

         Сатиры смелый властелин

         Блистал Фонвизин, друг свободы…

После окончания Лицея от ощущения свободы кружится голова. Доступно всё – балы, театры. Он становится певцом декабристов, певцом свободы. За оду «Вольность» последовала ссылка. Вернулся через 7 лет – Петербург изменился. Пушкин пишет. «В  новом Петербурге истреблена духовность». Но  его стихотворения разлетались во все концы города в несколько дней.  И всё мгновенно рухнуло 14 декабря. Город свободы был повержен. Вот тогда – то и пишет он:

            Город пышный, город бедный,

            Дух неволи стройный вид,

            Свод небес зелёно – бледный,

            Скука, холод и гранит.

Появляются противоречия в произведениях.

В поэме «Медный всадник» стихия забрала счастье Евгения, но блистательному Петербургу нет дела до простого человека. Не в силах противостоять стихии  Евгений гибнет.

Пуста и бессмысленна жизнь аристократической молодёжи в «Пиковой даме».

В нравственном контрасте представлен Петербург в повести «Станционный

смотритель». Один на один с городом  остался Семён Вырин. Человек на улице.

Быт и нравы пушкинских героев –  это исторические свидетели той эпохи.

         Последние годы были особенно тяжёлыми. Летом 1831 года семья Пушкиных переезжает в Петербург. Последние годы были особенно тяжёлыми. Летом 1831 года семья Пушкиных переезжает в Петербург.. Роковой поединок с Дантесом стал неизбежен. Пушкин стрелялся  с Дантесом под Петербургом за Чёрной  речкой.  Поэт был смертельно ранен. Его привезли в дом княгини Волконской.

В 1837 году 1 – го февраля Петербург простился с Великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, подтвердив его слова о том, что

                          «…здесь город чопорный, унылый,

                              Здесь речки – лёд, сердца – гранит».

Глава 2. Знакомство будущего поэта с Петербургом

Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение - Царскосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года. Об этом Пушкин пишет в письме к жене: "Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку". (1801 г.) Он приехал вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным (дядей поэта) и приятельницей В. Л. Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной. Жили они, в считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута.

Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Испытания (экзамены) проходили в доме самого министра народного просвещения графа А. К. Разумовсвкого. Вскоре после экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в доме своего деда, направился к Пушкину, "как к ближайшему соседу". "С той поры, - вспоминал он, - установилась и постепенно росла наша дружба…" Он же вспоминал о том, что Пушкин знал гораздо больше других детей, "многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил". Случилось так, что приехав в Петербург в июле 1811 года, Александр Пушкин жил недалеко от дома Пущиных. Спустя четверть века поэт снова оказался на Мойке - в доме Волконских. И этот, соседний с пущинским, дом стал его последним жилищем. Осенью 1811 года (19 октября) началась учеба в лицее и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. "Безбожно молодого человека держать взаперти…", - жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея. Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё - и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и "Арзамас". Заветное в начале XIX века слово "театр" рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе "Евгений Онегин" и ключом к "онегинскому" Петербургу является театр:

"Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младовой Семеновой делил,
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рай…"

Глава 3. Практическая часть.

Петербург на страницах романа «Евгений Онегин»

В своем романе гениальный поэт особенно выделил Северную столицу — Санкт-Петербург. Этому городу писатель отводит важную роль, так как сюжет романа был завязан именно там. Главный герой,  Евгений Онегин, родился «на брегах Невы». Писатель знакомит читателей с жизнью дворянского общества.

Дворяне любили хорошо проводить свободное от дел время в увеселительных  заведениях, ресторанах. Посещение балов также входило в их постоянный круг обязанностей, как и времяпровождение в светских раутах. Жизнь аристократов была бурной, и Пушкин превосходно изобразил это на примере Санкт-Петербурга.

Его главный герой посещает не только питейные заведения, но и ходит в театры и работает у себя дома.

Петербург изображен как город, который ждет перемен. Это столица, где происходили волнения декабристов,  и читатель воспринимает его в сравнении с Москвой, а писатель даже олицетворяет с  Венецией. И это не мешает представить свой отличительный образ неповторимого Петербурга.

Герой романа Евгений Онегин был очарован Петербургом, да и сам автор лестно отзывался о красоте города. Невский проспект, Набережная Невы, Фонтанка, Летний сад, Театральная площадь и другие восхитительные места оставляют самые приятные воспоминания. Жить в собственном доме в те времена могли себе позволить только очень богатые люди.

Планировка такого дома приравнивалась к дворцовому стилю. Петербург — центр моды и красоты. Он представлен в романе как законодатель мод. Ему приписывают европейские новшества и блеск высшего общества. Но Пушкин думал, что в этом благородном обществе, легко очерстветь душой и потерять добро. Петербург — холодный и суровый город. В нем не хватает тепла и уюта.

Красивые и грандиозные здания хорошо гармонируют с яркими и шумными гуляньями. Но автор в душе мечтает о теплых местах.<\p>

Свой роман Пушкин начал писать в 1823 году и закончил в 1830. В самом романе Петербург сыграл наиболее важную роль. В середине своего повествования автор описывает Москву. Он как бы хочет противопоставить две главные столицы и выявить различие.

Знакомство с Москвой автор увековечил стихотворением известным почти каждому — «Москва, как в сердце…».

Эти строки Пушкин писал после ссылки. Его возвращение в Москву после долгого отсутствия сказалось на теплых стихах про столицу.

Петербург славится разными достижениями в области культуры и искусства, но для автора он остается холодной северной Пальмирой, а  Москва стоит на семи холмах и представлена в виде панорамы.

И там будет показано изобилие золотых крестов, соборов и огромных колоколов.  Это отличает  Москву и показывает ее православные традиции, в другом, отличном от Санкт-Петербурга, аспекте.

Заключение

        Пушкин продолжил свою жизнь не только в прямых своих потомках, но и в памяти народной.  В Петербурге первый памятник великому поэту был воздвигнут еще в 1884 году. Это памятник работы А. М. Опекушина на Пушкинской улице. В 1937 г. на месте дуэли Пушкина в Новой Деревне установили обелиск, созданный по проекту А. И. Лапирова (барельеф М. Г. Манизера), хотя и до этого времени место это не было предано забвению. В 1880 г. на месте дуэли  находился столбик с поперечной дощечкой, на которой были написаны строки Лермонтова:

«Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде, и – убит!»

Далее стояла черта, а под ней слова Пушкина:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.»

        Санкт-петербургская газета от 1880 г. за № 8 сообщала, что «тропа даже и к этому мизерному памятнику не зарастала. Его посещали массы гуляющих».

        19 июня 1957 г. – к 250-летию Ленинграда – в центре города, на площади Искусств, вознесся монументальный и легкий, торжественный и грациозный скульптурный памятник Пушкину работы М. К. Аникушина. Скульптор хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем. Образ получился живой и выразительный. Поэт стоит в свободной позе, голова высоко поднята, выражение лица вдохновенно, жест открытый, широкий. Это все соединено с портретной точностью, схожестью. Если у города есть душа, то душа Петербурга посмертно воздает дань своему великому поэту и гражданину.

        Талант Пушкина мужал среди улиц, мостов и набережных Петербурга. Душевные силы и ум государственного мыслителя позволяли Пушкину жить, мыслить, страдать.  Еще незадолго до смерти в письме к П.Я.Чаадаеву от 18 октября 1836 г. Пушкин простил Петербург: «Как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Пушкин глядел на окружающую его действительность глазами историка, но ему чуждо было бесстрастие летописца. Каждое новое поколение узнавало в произведениях Пушкина что-то ценное и близкое, потому что все его творчество было обращено к будущему. Петербург изображен не музейными картинками далекого прошлого, а реальным, поныне узнаваемым городом. Поэтому, говоря о Петербурге, мы воспринимаем его облик таким, каким видел и верно изобразил его Пушкин в своих произведениях. Моя гипотеза подтвердилась, я увидела  петербургские места, это мне помогло по-новому прочитать текст Пушкина «Евгений Онегин». Продукт проекта может быть полезен всем, изучающим в 9 классе «Евгения Онегина», так как детали не всегда бросаются в глаза.

                 

                                                  Используемая литература:

  1. «Тайный код Петербурга». А. Мясников.
  2.  «Пушкин, биография». Анри Труайя
  3. «Неизвестный ПЕТЕРБУРГ». Голомолзин Е.В.
  4. «Прекрасная Натали». Н Горбачёва.
  5. «Дантес и Гончарова». Л. Гроссман.
  6. «Жизнь с поэтом». В. Старк.
  7. «А.С.Пушкин. Страницы биографии». Мосгорархив.
  8. «Пушкин». Б.Шатилов.
  9. «Классики русской литературы». И. Сергиевский.
  10. «Друзья Пушкина». Переписка воспоминания, дневники.

Приложение

Сценарий экскурсии

Цели экскурсии

Вслед за Евгением Онегиным пройтись по его маршруту.

Задачи экскурсии

  • Проверка знания текста романа «Евгений Онегин», освоение учащимися художественного пространства произведения и приобщение к истории и культуре и Санкт-Петербурга.
  • Способствовать развитию творческих способностей  учащихся, их находчивости  и смекалки, а также краеведческого  кругозора
  • Способствовать воспитанию  интереса  к русской литературе и историко-архитектурному наследию Петербурга.

Тема экскурсии

ОНЕГИН В ПЕТЕРБУРГЕ

Маршрут экскурсии

В ходе экскурсии мы с вами пройдем по следам Пушкина и Онегина.
Благодаря прекрасным строкам из романа А.С.Пушкина мы попадём в город Евгения Онегина, чтобы полюбоваться на окна его дома, отобедать в ресторане Talon, прогуляться по «бульвару», посмотреть через «двойной лорнет» на ложи в театре, пуститься в мазурку на великосветском балу, а также оценить (ОПЕРУ, МЮЗИКЛ)бессмертного произведения великого русского поэта.

Этапы экскурсии

  1. Особняк Елисеевых (Таллион Отель)
  2.  Летний сад.
  3. Прогулка по бульвару
  4. Театральная площадь
  5. Посещение театра, мюзикл «Евгений Онегин»
  6. Заполнение таблицы мест остановок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АННОТАЦИЯ путешествия

Благодаря прекрасным строкам из романа А.С.Пушкина участники попадут в город Евгения Онегина, чтобы полюбоваться на окна его дома, отобедать в ресторане Talon, прогуляться по «бульвару», посмотреть через «двойной лорнет» на ложи в театре, пуститься в мазурку на великосветском балу, а также оценить сценический вариант бессмертного произведения великого русского поэта. Яркие иллюстрации помогут представить жизнь молодого повесы наиболее живо, а интересные факты о городе позволят частично расшифровать секреты пушкинского романа... 

Экскурсия пешеходная, продолжительность – 3  часа с посещением ресторана «Таллион- отеля» и посещением  (оперы, мюзикла «Евгений Онегин»)после экскурсии.



Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО Марковская средняя  общеобразовательная школа

НПК «Декабристы: испытание Сибирью»

Секция: литература

Тема исследовательской работы:

«Отражение в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка» исторических реалий».

                                                                             

                                                             

    Работу выполнила: Галанова Полина,                                                                      МОУ ИРМО «Марковская СОШ», 6 класс.

    Научный руководитель; Багдуева Оксана Лаврентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

с. Урик

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………..............3

Основная часть

Глава 1. Восстание декабристов. .……………………………..............................3-4

Глава 2. Отражение биографических и исторических реалий в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка»………………………………………………………………………….…………………..5-6

Заключение ………………………………………………………………………………..............7

Список использованной литературы ……………………………………………………..8

Приложения

Введение

Народ умирает, когда становится населением.

А населением он становится тогда,

когда забывает свою историю.

Ф. А. Абрамов

  Восстание 1825 года послужило первым шагом к демократическому обществу, толчком к изменению русской власти с монархического строя на республиканский.  Тема восстания декабристов  заинтересовала меня после чтения поэмы «Дедушка».  Учитель мне сказал, что на уроках истории и литературы еще не раз придется столкнуться с данным событием, ведь  мы должны помнить историю нашего народа .

  Цель исследования: изучение истории восстания декабристов ;  определение прототипа декабриста в поэме Некрасова, понять, существовало ли реальное историческое лицо, описанное в поэме.  

  Задачи:

изучить имеющийся теоретический, архивный материал по данной проблеме;

проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Дедушка», установить соответствие с реальными историческими событиями и лицами.

  Гипотеза:

Через образ литературного героя можно воссоздать историческое лицо, чтобы оживить   страницы истории нашей страны.

  Актуальность: наш долг помнить о подвиге декабристов; очень важно, чтобы память была жива в наших  сердцах, ведь нам предстоит передать её следующему поколению, только так сохранится, не прерываясь, связь времён

В 1 главе подробно расскажем о восстании, о том, как оно происходило, почему оно оказалось неудачным.

Во 2 главе мы рассмотрим отражение восстания в поэме "Дедушка".  Мы решили взять это произведение, так как возник  вопрос: «Носит ли это произведение исторический характер? Кто послужил прототипом для главных героев? Как автор собирал информацию? Что об этих произведениях думают критики? Каково общественное мнение?»

Глава 1.  Восстание декабристов.

             Восстание декабристов- попытка государственного переворота, ей посвящены целые книги. Это был первый организованный протест против крепостничества в России, вызвавший в обществе огромный резонанс и оказавший значительное влияние на политическую и социальную жизнь последовавшей эпохи правления императора Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года стало попыткой государственного переворота и превращения Российской империи в конституционное государство. Оно стало одним из самых значимых событий XIX века после Отечественной войны 1812 года. Мы остановимся на предпосылках и значении восстания.

Движение декабристов зародилось в кругу дворянской молодежи, которая находилась под сильным впечатлением от Великой французской революции. Так что же толкнуло  дворян-офицеров к столь радикальной попытке смены власти?

        1. Русское передовое дворянство осознало, что крепостное право является важнейшей причиной отсталости отечества.

          2. Жесткая реакционная политика в сфере просвещения, участие России в подавлении европейских революционных событий только укрепили уверенность в настоятельной необходимости изменений.

          3. Российское крепостничество воспринималось как оскорбление национального достоинства каждого, кто считал себя просвещенным человеком.

   Причины восстания декабристов- это усиление крепостного гнета, непростая социально – экономическая ситуация в стране, отказ Александра 1 от проведения либеральных реформ, влияние трудов западных мыслителей.

        Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге собрало большое количество народа. Из числа членов тайных обществ непосредственное участие в мятеже приняло около 30 человек. Из документов известно, что под следствием оказалось почти 600 предполагаемых мятежников. Осужденными из них оказался 121 человек. Все участники мятежа были дворянами, большинство из них офицеры. Действуя для народа и во имя его, привлекать низшее сословие к участию в выступлении они отказались. Восстание потерпело поражение, одной из причин которого стал тот факт, что декабристы не доверяли народу, ради которого и шли на государственное преступление. Если бы они не побоялись действовать совместно, итог восстания был бы другим. А в результате пятеро декабристов были казнены, более 120 человек сосланы на каторгу.

        Пострадали и близкие мятежников, в первую очередь – их жены. Некоторые из них оказались невероятно мужественными и безропотно отправились в Сибирь вслед за своими мужьями.

        Восстание декабристов в России имело огромное значение. Для восторженных юношей, незаурядных военных, философов и экономистов, видных мыслителей, попытка переворота стала экзаменом: кто-то показал сильные стороны, кто-то слабые, кто-то проявил решительность, отвагу, самопожертвование, а кто-то стал колебаться, не смог сохранить последовательность действий, отступил. Историческое значение восстания декабристов состоит в том, что они заложили основы революционных традиций. Их выступление положило начало дальнейшему развитию освободительных мыслей в крепостной России.        

Глава 2. Исторические реалии в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка»

Многих писателей тема восстания декабристов не оставила равнодушными. Но мы в своей работе решили сосредоточить внимание на поэме Н.А.Некрасова,  потому что этo  произведения мы изучили в этом году на уроках литературы и узнали о восстании на уроках истории. Хотелось применить полученные знания к прочитанным текстам.

Некрасов над поэмой «Дедушка» работал в начале 70-х годов 19 века, это поэма о судьбе декабриста Волконского. Кто же такой Волконский? С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист, один из самых знатных по происхождению.  Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на  20 лет каторжных работ в Сибири. . Волконскому выносят суровый приговор: 20 лет каторги, пожизненная ссылка, конфискация всех званий, чинов и даже княжеского титула. Отныне он и не человек — государственный преступник и каторжник; этапом его отправляют в Сибирь для работы на рудниках.  В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию.  За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем

 По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, он намекает,  что скоро простому народу скоро будет жить легче . Именно поэма "Дедушка"(1870) положила начало литературной традиции- изображении темы декабризма. Герой "Дедушки" - декабрист,  из сибирской ссылки возвращается в 1856 г., в этом же году по амнистии С. Волконскому разрешено выехать в Европейскую Россию.  Прототипом его, как принято считать, послужил князь С. Г. Волконский (1788--1865). Об этом в комментариях к поэме говорит К.Чуковский. Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь,  у деда на груди большой крест ( исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена ( наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

В работе над поэмой Некрасов использовал воспоминания декабристов и их современников, в частности "Записки декабриста" барона А. Е. Розена, Лейпциг, 1870 (в главках о Тарбагатае), некрологи С. Г. Волконского в газете "День" от 11 декабря 1865 г. и в "Колоколе" от 3 (15) января 1866 г., устные рассказы сына декабриста М. С. Волконского, а также знакомую ему еще до выхода книгу С. В. Максимова "Сибирь и каторга» (1871).Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над  поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги - "Государственные преступники". Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов.

Главная задача поэмы-  внушить мысль, что необходимо служить правде и добру. Дедушка стремился воспитать будущего гражданина. Откуда мы понимаем, что речь в произведении идет именно о декабристах?

Упоминаются  в произведении исторические места, в т.ч. Тарбагатай.

 - «Где ж та деревня?» - «Далеко,

Имя ей: Тарбагатай,

Страшная глушь, за Байкалом…

С 10 по 22 сентября 1830 г. декабристы шли на восток, делая остановки и дневки в больших селах: Тарбагатае, Десятникове, Барском, Мухор-Шибири, Хараузе. Во всех селах при появлении декабристов народ выходил на улицы; жители сел, лежащих в стороне от дороги, съезжались смотреть на государственных преступников. Впечатления от этих встреч декабристы передали в своих письмах и мемуарах.

Андрей Евгеньевич Розен писал: «В Тарбагатае мы дневали и имели время и случай рассмотреть все подробно. Мне отведена была квартира у крестьянина, одного из братьев Чабуниных: дома в несколько горниц, с большими окнами, крыльца крытые; в одной половине дома обширная изба для рабочих с русской печкой для стряпанья и печенья; в другой половине от трех до пяти чистых горниц с голландскими печками; полы все покрыты коврами собственного изделия, столы и стулья крашеные, зеркала с Ирбитской ярмарки». 

План поэмы "Дедушка" автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он примирился со всем, что пришлось перетерпеть на своем веку. То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. Это было не совсем так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки. Следовательно, Некрасов написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение. Главный герой изображен седым, очень старым, но все еще деятельным, бодрым, с целыми зубами, твердой осанкой и смиренным взглядом. Поэт обращает особое внимание на седину, чтобы показать, как непросто жилось дедушке в том суровом краю, какие страдания пришлось пережить. Дедушка со своими детьми копает грядки, шьет , латает, это косвенно указывает на декабриста Волконского, Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке.

Произведение было неприязненно встречено некоторыми критиками. В. П. Буренин упрекал автора за то, что его герой "не стесняется повествовать младенцу о том, как в старые годы помещики пользовались своими крепостными", "говорит о стоне рабов, о свисте бичей ".          

Поэма - призыв к борьбе, которая была начата декабристами.

     Заключение

В ходе исследования удалось достигнуть поставленной цели, был изучен исторический материал, свидетельствующий о важном в истории России событии, – восстании декабристов 1825 года. Это позволило узнать о предпосылках восстания, целях, его развитии, результатах, участниках, представить картину произошедшего на площади в Петербурге 14 декабря 1825 года.

Это событие стало знаменательным в истории России, оно не могло остаться забытым или не замеченным   людьми, даже далекими от политики, и нашло свое отражение в творчестве писателей разных эпох. Мы рассмотрели произведения Н.А. Некрасова, писателя 19 века, проанализировали его поэму, посвященную восстанию декабристов.

Великая заслуга декабристов, их гражданский и нравственный подвиг заключались в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть свои сословные привилегии и пойти на «явную гибель» во имя высоких и благородных идеалов.

Движение декабристов было первым открытым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века.

Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием.

Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа.

Восстание нашло свое отражение в художественной литературе разных веков. Многие писатели обращались к этой теме. Мы же рассмотрели ее на примере произведения Н.А. Некрасова

В первую очередь , Н.А. Некрасов  выступает не как историк, а как художник, он дает нам возможность не только увидеть, но и почувствовать.

В ходе исследования также удалось узнать точки зрения литературных критиков, которые по-разному оценили подход писателей к изображению истории. Проанализировав поэму, я понял, что князь Волконский был реальным историческим лицом.

Данное исследование расширило мою эрудицию. Наша работа будет актуальна на уроках истории и литературы при изучении этого великого события и творчества Некрасова.

Список использованной литературы

     

Авсеенко, В.Г. Поэзия журнальных мотивов. Стихотворения Н. Некрасова. Часть пятая. С.-Петербург. 1873. Критика 70-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. С. Ф. Дмитренко. - М.: АСТ, 2002. – 385 с.

Барабанов, В.В. История: Россия с древнейших времен до начала XXI века: учеб.-справ. Пособие / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков.  – М:. Астрель., 200. – 308 с.

Записки княгини М.Н. Волконской.- Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.-с. 178 (электронная версия  http://imwerden.de)

Некрасов, Н. А. Поэмы / Н.А. Некрасов.- М.: Детская литература, 2015.- 232 с.

https://goldlit.ru/nekrasov/912-dedushka-analiz

5. Розен, А.Е. Записки декабриста. Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство / А.Е. Розен. -  1984. -  480 с. (электронная версия http://imwerden.de)

  ПРИЛОЖЕНИЯ

http://www.effektro.ru/rpg/WebPict/fullpic/0007-907.jpg

http://j.livelib.ru/workpic/1000330341/l/4271/N.A._Nekrasov_%E2%80%94_Dedushka.png

http://www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/01/golovachev_p_m_dekabristy_86_portretov_vid_petrovskago_zavod-55.pnghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/617/69617815_Neizvestnuyy_hudozhnik_nachalo_1820h.jpg



http://fb.ru/misc/i/gallery/10809/384898.jpghttp://www.rosimperija.info/wp-content/uploads/2012/05/61926583_1280045981_senat.jpghttp://www.molgvardia.ru/sites/default/files/s_0.jpghttp://peterburg.center/sites/default/files/r_f64kspg5i1.jpghttp://www.e-reading.by/illustrations/104/104293-i_100.png

                                



Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО « Марковская средняя общеобразовательная школа»

 

« Школьный сленг»

Работа ученика 9 В класса

Ф.И.О. обучающегося

                                                            Панфилова Артема

Руководитель проекта : Ф.И.О. Багдуева О.Л.

                                                                       

Работа допущена к защите «_____» _______________ 201____г.

Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)

ВВЕДЕНИЕ

Недавно в интернете1 я прочитал информацию о том, что в английских школах детям 11-18 лет запретили использовать школьный сленг. Даже такие слова как привет и пока подростки должны заменить на доброе утро и до свидания. Взрослые обеспокоены тем, что дети перестали общаться на нормальном английском языке.

Мне стало интересно, что такое школьный сленг и есть ли российские исследования2, которые затрагивают этот вопрос? Всё чаще, общаясь между собой, школьники разговаривают на своём, особом языке, который не понятен многим. Почему он так популярен среди подростков? Многие ребята моего возраста и старше намеренно допускают в своей речи словесную небрежность. «Непросвещённому» человеку, порою, трудно понять, о чём вообще хотел сказать его «крутой» собеседник. К тому же, как мне кажется, бессмысленные и грубые словечки засоряют не только нашу устную речь, но и письменную. Но самое удивительное, что они не видят в этом большой проблемы, приводя массу аргументов «за».

Чтобы получить ответы на свои вопросы, я решил исследовать этот актуальный вопрос и понять, почему так происходит, кто виноват, можно ли обойтись в нашей жизни без сленга.

Цель исследования: изучение сленга школьников и выяснение причины употребления в речи подростков большого количества жаргонных слов.

Для решения цели я поставил перед собой следующие задачи:

изучить научную литературу о сленге и историю его возникновения;

провести социологический опрос и определить, какие сленговые слова употребляют в речи, обучающиеся нашей школы, выяснить отношение учащихся к сленгу

установить причины употребления жаргонных слов и выражений;

выявить, что предпринять, чтобы сохранить речевую культуру школьников;

составить толковый словарь школьного сленга учащихся четвертых классов нашей школы с литературными синонимами

Актуальность темы обусловлена тем, что культура речи – показатель интеллектуального развития человека, а речь школьников переполнена словами и выражениями, которые не отвечают нормам русского языка. Учащиеся пользуются не литературным языком, а жаргонной лексикой.

Для проведения исследования я выбрала методы:

теоретический (поиск информации - работа с научной литературой, материалами электронных ресурсов);

социологический (опрос в социальных сетях);

эмпирический (анализ и сравнение полученных результатов).

наблюдение над речью школьников;

сбор молодёжного сленга.

Проблема: Действительно ли школьникам необходим сленг для общения на «своём» языке, чтобы отличаться от сверстников и взрослых?

Гипотеза: предположим, что сленг влечет за собой разрушительные последствия культуры речи.

Объект исследования: речь моих одноклассников  и друзей  во внеурочное время.

Предмет исследования: наличие школьного сленга в моём учебном заведении.

Прогнозируемый результат: помочь предотвратить использование сленга в устной и письменной речи школьников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Определение понятия «школьный сленг» и его происхождение

Своё исследование я начал с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянул в интернет. Я попробовала найти определение сленга в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля в редакциях 1984 г. и 2001г., в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой и обнаружил, что в этих источниках нет определения слова сленг, что говорит о его молодости. Если сравнивать с появлением сленга в Европе, то его использование берет начало в XVIII веке. В большом толковом словаре русского языка С.А Кузнецова написано: Сленг–английское слово. Это элементы разговорной речи, не совпадающие с нормой литературного языка.

В «Большой советской энциклопедии» сленг (англ. slang) –это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Изучая теорию, связанную с понятием «сленг», пришла к выводу, что сленги бывают разных видов (компьютерный, сленг футбольных хулиганов, армейский, журналистский и т. д.).Это связано, в большей степени, со сферой их использования и функциональным применением.

Я учусь в школе, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 10 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные.

Очень часто из уст своих одноклассников слышу такие слова, как офигелзашибись, улет, класс, супер, клево. Считаю, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь.

Вывод: жаргонная лексика появилась давно в кругу торговых людей и диктовалась жизненной необходимостью. Сейчас употребление жаргонных слов существует как в разговорной речи, так и в литературных произведениях современных писателей.

Раздел 2. Путешествие во времени

Когда же появился школьный сленг? Как общались подростки 100 лет назад? Совершив путешествие по России в конец XIX века, я узнала много интересного. В то время мальчики учились в духовных семинариях (бурсах) гимназиях и кадетских училищах. Девочки обучались в пансионах.

Духовные семинарии (бурсы) были закрытого типа. Бурсаки в них жили постоянно. Порядок и дисциплина были очень строгими. За невыученные уроки и проступки учащихся пороли розгами, ставили на горох и лишали обеда. Не смотря на трудные условия жизни, подростки сочиняли свои песни, шутки, имели свои обычаи и привычки. Изобретали свой язык, понятный только им. Например, глаза – гляделы, выпрашивать – кальячить, избить – вздуть, действовать – наяривать, украсть - стыбрить, сбондить.

Гимназистов в то время называли – грачами, примерного ученика – башка, медальон. Отстающего ученика - бородач, безобедник. Запалить дубину означало – поставить двойку, выпороть за неуспеваемость – выдать горячих блинов, наказать – поставить на горох.

Все эти выражения описаны в «Очерках бурсы» Н. Помяловского. Например, известный писатель Константин Паустовский учился в Киевской гимназии. В своем произведении «Повести о жизни» он вспоминает о том, что их приготовишек старшие гимназисты звали «кишатами». Своё путешествие я продолжила в начало двадцатого века.

18-20 годы — это Октябрьская революция и гражданская война. Для России очень тяжёлое время – кругом разруха и нищета. В школы пришли новые ученики – дети рабочих и крестьян, беспризорники, прошедшие через все трудности того времени. Именно в этот период школьный сленг пополнился воровским жаргоном. В своей повести «Республика ШКИД» А. Пантелеев и Г. Белык, используют слова воровского жаргона того времени: тиснуть - своровать, накатить – пожаловаться, лепить горбатого – притворяться, стоять на стрёме – сторожить, шамовка – еда и т.д.

30-40 годы я пропустила, потому что ничего интересного о школьном сленге подростков найти не удалось. Да и в послевоенных школах подростки не особо его употребляли.

Перенесёмся в 50-60 годы. В это время страна постепенно восстанавливается после Великой Отечественной войны.

Артисты и спортсмены начинают выезжать на гастроли и соревнования за границу. Они привозят оттуда новую музыку, новую моду.

На улицах крупных городов появились стиляги. Они выделялись яркой одеждой, необычными причёсками, слушали только иностранную музыку (американский джаз), танцевали буги-вуги и рок-н-ролл. Общались на своём жаргоне. К окружающим относились с пренебрежением. Так они выражали свой протест советскому строю. Стиляги подрожали всему американскому и английскому, и жаргон их состоял в основном из английских слов, переделанных с помощью русских окончаний и суффиксов, например:

Гёрла - девушка (от английского girl)

Джакеток – пиджак (от английскогоjacket)

Лукать – смотреть (от английскогоlook)

Манюшки – деньги (от английскогоmoney)

Олдовый – старый (от английскогоold)

Соксы – носки (от английскогоsocks)

Таек – галстук (от английскогоtie)

Трузера – брюки (от английскогоtrousers)

Фазер – отец (от английскогоfather)

Многие слова из стиляжьего языка перекочевали в молодёжный и школьный сленг. Некоторые из них живы до сих пор.

Путешествуя дальше, переносимся в 70-80 годы. В это время в стране появилось новое молодёжное движение «Хиппи». Хиппи носили длинные волосы, яркую удобную одежду, украшения из бисера которые делали сами. Они были противниками войны и насилия. Стремились к полной свободе и не хотели жить по законам общества. Это молодёжное движение пришло к нам из Америки. Оно принесло в нашу культуру рок-музыку, моду и конечно свой сленг. Молодёжный и школьный сленг пополнился новыми словами. Вот некоторые из них:

Волосатый – хиппи

Ворк – работа

Голяк – полное отсутствие

Дабл – туалет

Зипер – застёжка, молния

Кантри – деревня

Лайф – жизнь

Слинять – сбежать, быстро уйти

Лонговый - длинный

В 90 и 2000 годы в стране произошло очень важное событие. В 1991 году перестал существовать Советский Союз. Россия стала отдельным государством. Открылись границы. В страну стали приезжать популярные рок-группы, на экраны кинотеатров и телевизоров хлынули зарубежные фильмы. Появились компьютеры и мобильные телефоны, иностранная электронная и бытовая техника.

В русском языке появилось много новых американских и английских слов. Школьный сленг пополнился новыми выражениями, например:

Лаве – деньги

Комп – компьютер

Респект – уважение

Крейзи – сумасшедший

Фифти-Фифти – 50 на50, или-или

Пипл – люди

Мобила – телефон

Чел – человек

Глюк – ошибка в компьютерной программе

Клава – клавиатура

Исследовав тему школьного сленга, я сделала следующие выводы:

- В 19, 20, 21 веках подростки всегда пытались использовать свой особый язык общения, чтобы отличаться от мира взрослых.

- На сленге им проще, удобнее выражать свои мысли.

- Говорить на правильном литературном языке им скучно и не интересно.

- Школьный сленг всё время меняется и обновляется под влиянием событий происходящих в стране и иностранных языков (американского и английского).

Раздел 3. Исследование подросткового сленга в нашей школе.

Почему же большая часть моих сверстников употребляет слова школьного сленга? Что их привлекает в сленге? Как же выглядит школьный сленг в наше время? Как к нему относятся современные подростки? Ответы мне подсказали сами учащиеся школы. Чтобы узнать об этом, я составил анкету (Приложение 1), провел социологический опрос в социальных сетях, а затем создал толковый словарь нашего школьного сленга (Приложение 10). В анкетировании участвовало 35 человек. Полученные результаты опроса я отобразил в виде диаграммы (Приложения 4, 5, 6).

Из диаграмм видно, что из 65 опрошенных

- Постоянно используют сленг в своей речи - 13 человек

- Не используют - 15 человек

- Используют иногда – 15 человек

- Считают что это модно, современно - 12 человек

- Так удобнее, понятнее выражать свои мысли - 10 человека

- Считают, что сленг помогает самоутвердиться - 13 человек

- Считают, что все так говорят - 10 человек

- Понимают смысл сленговых слов - 30 человека

- Не всегда понимают смысл слов - 5 человек

- В общении с взрослыми используют сленг - 5 человек

- Не используют - 20 человек

- Используют иногда - 10 человек

- Считают, что могут обойтись без сленга - 15 человек

- Не могут - 15 человек

- Пытаются не использовать сленг - 8 человек

Считают, что поможет избавиться от сленга:

- Чтение классической литературы - 16 человек

- Замечания взрослых - 9 человек

- Изучение этикета общения - 28 человек

- С возрастом само пройдёт - 17 человек

Результаты опроса показали, что большая часть учащихся используют сленг в своей речи. С помощью сленга им проще, быстрее и понятнее выражать свои мысли. При этом почти половина из опрошенных не всегда понимает смысл сленговых слов. В общении со взрослыми большинство обходятся без него. Большинство опрошенных считает, что избавиться от сленга поможет изучение этикета общения, или с возрастом пройдёт само. Чтение классической литературы выбрали не многие.

Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно. Есть категория ребят, которым просто не хватает словарного запаса для того, чтобы точно выразить свою мысль.

Вывод: основная причина употребления школьниками жаргонизмов – «погоня» за модой и современностью. Ученики считают, что современный язык должен быть «прикольный», «крутой», правильная, культурная речь кажется молодежи скучной. Другая причина - чтобы выделиться среди сверстников – я не такой, как все. Есть мнение, что если школьники будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина – подростку  хочется выглядеть взрослее, старше. Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.

Раздел 4. Исследование отношения родителей к подростковому  сленгу (жаргону)

Как же относятся родители к сленгу своих детей? Чтобы это выяснить, я провела анкетирование среди родителей учеников девятого класса. Создал анкету (Приложение 2)

В анкетировании участвовало 15 родителей. Полученные результаты опроса я отобразила в виде диаграммы (Приложения 7,8,9)

Из диаграмм видно, что большинство родителей относятся отрицательно к школьному жаргону, считают это проблемой. Родители считают что – на речь детей отрицательно влияет интернет и телевидение, а также подражание друг другу в школе и на улице. Они утверждают, чтобы сленга и жаргона в речи детей стало меньше, нужно следить за тем как они говорят, делать замечания. В семье самим родителям разговаривать правильно, а детям побольше читать хорошей художественной литературы.

Рекомендации взрослым:

- в присутствии детей не пользоваться жаргонными словами.

Вывод: Язык общения должен быть доступным и понятным. Культурный, образованный человек не будет общаться на языке жаргона.

Раздел 5. Источники пополнения школьного сленга.

Занимаясь исследованием сленга в своей школе, я убедился, что школьный сленг – явление развивающееся и обновляющееся.

Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, компьютерные игры, видеоролики (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, ютуб - интернет-сервис youtube.com).

Не менее масштабным источником, по моему мнению, является музыка. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, я бы назвала настоящим «рассадником» сленга. «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…» - уверена, что эти песни слышали все. А мои сверстники сразу «схватили» запоминающиеся припевы.

В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на школьном сленге: фазер – отец; флэт – дом; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами.

Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка, нормас – нормально, несите тазик – так говорят при чрезмерно положительных эмоциях, кэк - здорово. и т. д.

Учащиеся считают молодёжный сленг нормой, так как слышат его повсюду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении своей исследовательской работы хочу отметить, что цель исследования достигнута, а задачи выполнены. Мне удалось изучить сленг школьников и выяснить причины употребления в речи подростков большого количества жаргонных слов.

Школьники действительно употребляют сленговые слова, чтобы выглядеть «круто» - быть не такими, как все, утвердиться при помощи сленга в среде сверстников и отличаться от взрослых. Но исследование также показало, что жаргонизмы не являются необходимыми словами в нашей речи. Сленговые слова и выражения не украшают, а портят язык, делают речь непонятной и оскорбительной, что доказывает мою гипотезу.

Проведя исследование, я пришла к выводу, что употребление сленга в речи – явление историческое, вызванное жизненными обстоятельствами. Но сейчас наш язык засорён непонятными и ненужными, порой очень обидными словами. В настоящее время жаргонные слова употребляются везде, даже в прессе, в кино и в литературе, иногда в речи учителей для придания речи живости. А дети подражают взрослым.

С грубыми, оскорбительными словами нужно бороться. Ведь даже сказочные персонажи за чистую и красивую речь. (Приложение 3)

« - И к тому же у него очень засорена речь, - подхватила Кисонька. – Что это за слова: башка, чепуха, влётка! Надо будет поработать над его речью и постепенно отучить от некрасивых слов». [ 5, 106 ]

В современном мире на язык общения подростков огромное влияние оказывает интернет, молодёжные сериалы, социальные сети.

Многие из нас перестали читать классическую литературу, наша грамотность снижается. В общении школьников мы часто слышим бранные, оскорбительные слова. А ведь народная мудрость гласит:

Спорить спорь, а браниться грех.

Не бранись – что из человека исходит, то его и поганит.

Брань не смола, а саже сродни; не льнёт так марает.

Горлом не возьмёшь, бранью не выпросишь.

Русский литературный язык – наше богатство, наше достояние. Мы несём ответственность за его судьбу.

Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.

(Константин Георгиевич Паустовский)

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении Российского слова.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов.

(Антон Павлович Чехов)

Обращаться с языком кое-как значит мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

(Алексей Николаевич Толстой)

Может быть, нам стоит задуматься над словами великих людей?

Я составила словарь школьного сленга с литературными синонимами, который поможет учащимся понимать значение таких слов и правильно использовать их в своей речи.

Подводя итог, хочется сказать, что школьный сленг был, есть и, к сожалению, будет. Хорошо это или плохо, однозначного ответа нет. Однако я считаю, что сленг разрушает нашу речь. И если выбирать между: «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Буду рад, если моя исследовательская работа заставит хоть кого-то задуматься над тем, как мы говорим, и станет первым этапом в борьбе за искоренение сленга из нашей речи.

В заключение не могу не вспомнить строки из стихотворения В. Полторацкого:

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые…

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить.

Другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова – высокой доблести,

И самой низкой подлости…

Выбор всегда есть. Я уже сделала свой. А вы?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большая советская энциклопедия.- М.: «Советская энциклопедия», 19691978.

С.А Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка – 1 издание: СПБ: «Норинт», 1998

О.А Анищенко Словарь русского школьного жаргона XIX века Изд.: «Москва», 2007

Н.Г Помяловский «Очерк Бурсы». Изд.: «Свое издательство», 2010 г.

К.Г Паустовский «Повесть о жизни». Изд.: «АСТ», 2007 г.

А. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД» Изд.: «Азбука», 2016 г.

М.Ю. Россихина «Школьный жаргон в письменных источниках XIX начала XX века» УДК – 408.8:371

Абеди Изабель. «Лола ищет подругу». Изд. «Ранок», 2013г.-192с.

Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы». – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с.

Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». /Ил. А.Лаптева и Г. Валька. – М.: ТЕРРА, 1991г.-720с.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

ru.wikipedia.org/Стиляги

wiki2.org.ru/Хиппи

rus.fizolimpiada.ru Высказывания великих людей о русском языке

studwood.ru/1713003…narodnoy.mudrostiИзречения народной мудрости об общении – культура речи

Приложение 1

Анкета для учащихся

Используете ли вы сленг, жаргон в своей речи?

а) да б) нет в) иногда

Для чего употребляете жаргон (сленг) в своей речи?

а) Считаете, что это модно, современно

б) Удобнее, понятнее выражать свои мысли

в) Помогают самоутвердиться

г) Все так говорят

Знаете ли вы смысл слов, жаргона (сленгов) которые употребляете?

а) Да

б) Не всегда

Используете ли сленг (жаргон) в общении с взрослыми?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

Можете ли вы обойтись без слов жаргона (сленга)?

а) Да

б) Нет

в) Пытаюсь

Что поможет вам избавиться от сленга (жаргона)?

а) Чтение книг классической литературы

б) Замечания взрослых

в) С возрастом пройдет само

г) Изучение этикета общения

Приложение 10

Словарь школьного сленга учащихся девятых классов средней общеобразовательной школы МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Сленг

Толкование

Литературный

синоним

адьес

прощание

до свидания

до встречи

бабло, бабки

деньги

финансы

братуха

свой понимающий человек, ровесник

друг, приятель, земляк

батя

отец

папа

бомбить

бесить, раздражать

надоедать, злить

блин, блинчик

сожаление

незадача, неудача, невезение

бухтеть, бухтелка

высказывать недовольство

ворчать, нервничать

браза

брат

 

вау

выражение чувств, удивление

вот это да!

в натуре

утверждение правдивости

действительно, честно, правда, факт

д.з, домашка

домашнее задание

домашние уроки, уроки на дом

досвидос, досвидули

прощание при расставании

до свидания, до встречи

дрыхнуть

спать

 

жрать

принимать пищу

есть с аппетитом

жесть

неприятный сюрприз

внезапно, неожиданно

зырить

смотреть

глядеть

забить

перестать беспокоиться

проигнорировать, не обращать внимания

изо, изочка

изобразительное искусство

рисование

инглиш

английский язык

 

капут

выражение полной безнадежности

всему конец, это конец

контра, контроша

контрольная работа

 

круть, круто

высшая степень восторга

здорово, отлично, высший класс, неподражаемо

крышка

наказание за проступок

мне конец, я пропал

красава

похвала

молодец, хорошо

кайф

комфортное состояние

удовольствие, блаженство, наслаждение

кидалово

ненадежное, сомнительное дело

обман, мошенничество

клевый

хорошего качества

добротный, классный, полезный, интересный

колбасит

плохое самочувствие

мне очень плохо, чувствую себя ужасно

лебедь

неудовлетворительная оценка

двойка

литра

литературное чтение

 

лол

интернет мем, громко смеяться вслух

очень смешно, взрыв хохота

лох, лошара

человек не вписывающиеся своим характером, поведением в нормы и правила коллектива. Оскорбительное слово.

простофиля, растяпа, ретин, тупица

мамашка, маман

мать

мама

матеша

математика

 

на фиг

от слова «фига» негативный посыл, с целью отвязаться от чего-то или кого-то

Уйди, отстань, отвяжись, пошло все к черту

ништяк

означает нечто хорошее, приятное, степень одобрения

все в порядке, хорошо, здорово

не парься

не думай об этом, не забивай себе голову

Не переживай, будь проще, не волнуйся, расслабься, успокойся

окримир

окружающий мир

 

окей

одобрение, согласие на что либо

хорошо, согласен, все правильно, одобряю, все в порядке

облом

неудача, разочарование, несбыточные надежды, срыв планов

не повезло, не удалось, не сложилось

 

 

 

отстой

нечто – незаслуживающие внимания

устаревший, немодный, несовременный, плохой, неинтересный

офигеть

1.сверхудивление 2.оценка ситуации сложной, трудной, неприятной

1.ничего себе! Вот это да!

2. ужас! кошмар!

офигенный

высшая степень оценки чего - либо

классный, потрясающий, великолепный

отвали

отстань, отойди

не приставай

пипец, пипе-рони

оценка ситуации, как очень плохой

провал, все пропало, неудача, катастрофа

по барабану, пофиг

полное безразличие к чему либо

не важно, все равно, безразлично

по любасу

в любом случае

наверняка, точно, обязательно

попадалово, попадос

попасть в неприятную ситуацию

неудача, провал, крах, засада

прет

  1.  

Везение в чем либо

  1.  

Распирание от удовольствия

  1.  

везет, фартит

  1.  

распирает от удовольствия

прикольно

смешно, с юмором

интересно, любопытно, отлично, здорово

по чесноку

степень откровенности

честно, правда, искренне

русач

русский язык

 

родаки

родители

мама с папой

респект

  1.  

выражение благодарности

2. уважение, одобрение

1. благодарю, спасибо

2. мое почтение

столовка

школьная столовая

 

стирка, стиралка

стиральная резинка

ластик

супер

высокая оценка

прекрасно, отлично, здорово

стремно

чувствуешь себя не в своей тарелке

неудобно, рискованно, некомфортно

сдрисни

уйди, исчезни

Отвяжись, скройся, отстань

тормоз

  1.  

человек медлительный в своих действиях

  1.  

медленно соображающий

  1.  

неповоротливый, нерасторопный, тяжелый на подъем

  1.  

недалекий, несообразительный, неумный, тупой

тусить, тусоваться

собираться вместе, для общения, развлечения

общаться, развлекаться, веселиться

тачка

машина

автомобиль

телек

телевизор

 

трояк

тройка

 

училка

учительница

преподаватель

улет

полное удовлетворение

Отлично, здорово

фиолетово

все равно

безразлично, неинтересно

физра

физкультура

 

халява

  1.  

все что достается бесплатно

  1.  

легкий заработок, без лишних усилий

  1.  

даром, подарок, бесплатно, без затрат

  1.  

выгода

хана

все очень плохо

всему конец, все пропало, песенка спета

хавать, хомячить

есть

принимать пищу, жевать

чел

человек

индивидуум

шпора

шпаргалка

 

шмотки

личные вещи, одежда

 

шухер

Предупреждение об опасности, сигнал опасности

Тревога, берегись, спасайся кто может, полундра