О реализации программы военно-спортивного туристического клуба «Русич» (из опыта работы).

Ребров Александр Олегович

В статье рассказывается о реализации  программы ВСТК "Русич"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_realizatsii_programmy_kluba.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

  О реализации программы  военно-спортивного туристического клуба «Русич».

          Важной составляющей воспитательного процесса образовательного учреждения остается формирование гражданско-патриотических позиций молодого поколения, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности. Только на их основе укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь, развивается чувство собственного достоинства личности.

       Цель гражданско-патриотического воспитания в школе: воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Её достижение  осуществляется  через решение следующих задач:

-формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему, будущему на основе исторических ценностей и роли России в мире;

-развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся через формирование гражданско-патриотической компетентности, т.е.  способности успешно выполнять социальную роль гражданина-патриота;

-создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

-развивать и углублять знания об истории и культуре родного края, экологии региона  через изучение регионального содержания образования.

         Реализовывалась  программа через  деятельность  клуба «Русич», формы дополнительного образования школьников.  Определено кадровое и материально-техническое обеспечение подпрограммы.

         За три года улучшилось развитие материально-технической базы: приобретены  2 макета автоматов ММГ, макет «Максим -1», плакаты по основам военной службы («Оружие», «Строевая подготовка»  - 20 шт.), плакаты по ГО  (4 шт.), по  технике безопасности  (20 шт.) противогазы  (2 шт.), приборы ДП-5В, ВПХР   для практических занятий по основам военной службы,  ГО и ЧС, по медико-санитарной подготовке.

         Сформирована нормативно-правовая база подпрограммы «Отечество»:

-концепция подпрограммы «Отечество»

-структура подпрограммы

-структура  интеграции подпрограммы «Отечество» с подпрограммами «Семья», «Труд», «Земля»,  «Я – лидер», «Здоровье».

         Структура подпрограммы обеспечивает интеграцию учебной и воспитательной деятельности школы:

  • учебная деятельность, включающая  профильное обучение, предпрофильную подготовку (кадетское движение), а также региональный компонент учебного плана школы и изучение предметов федерального компонента (история России, география, литература и  др.);
  • «Возрастные воспитательные программы» всех ступеней обучения, включающие  блоки подпрограмм «Отечество», «Земля», «Труд», «Семья» «Я – лидер»,  направленные на воспитание уважительного отношения  к семейным ценностям, труду, к народам и культуре родного края, трудовой деятельности, закрепление навыков эстетического отношения к окружающему миру;
  • система  дополнительного образования в учреждении, обеспечивающая углубление регионального содержания образования, интеграцию знаний из различных предметных областей, побуждение учащихся  к познанию истории страны и региона, формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;
  • воспитательная деятельность;
  • внешкольная деятельность (связь  с учреждениями).

         Педагогический коллектив, обеспечивая изучение предметов федерального  и регионального компонентов, определил и другие пути гражданско-патриотического воспитания детей в рамках учебной деятельности. Школой накоплен  опыт воспитания  учащихся в рамках кадетского движения.

         Второй кадетский класс был открыт  в 2005-2006 учебном году.  Укрепилась связь с медицинским работником школы, который стал надежным помощником и наставником кадетов при освоении медико-санитарных знаний. Под руководством специалистов пожарной спасательной части  государственной пожарной службы шли практические занятия по противопожарной безопасности, сотрудники районной библиотеки проводили  мероприятия по расширению кругозора кадетов. Курсантами и кадетами  были отремонтированы: кабинет ОБЖ и кабинет ВСТК «Русич», построена полоса препятствий, а также приведен в порядок зал  тяжелой атлетики, восстановлен пулеуловитель в тире.

      Все занятия: соревнования по различным видам спорта и туризму, строевая подготовка, бальные танцы,  психологические тренинги, плавание в бассейне – были направлены на развитие психофизических и нравственных качеств личности, что способствовало стабилизации  показателей уровня обученности по отдельным предметам.

Результаты экзамена  2007 года:

Предметы

% успеваемости

%качества

СОУ

Физкультура

100

88,9

82,9

ОБЖ

100

83,9

89,3

История

88,3

16,7

37,3

Обществознание

66,7

0

29

          Из двух выпусков кадетских классов девять ребят прошли службу в ВС, семь -  поступили в военные училища, один -  в институт МВД.

         В 2006-2007 учебном году, когда второй кадетский класс перешел в 11 класс, по просьбе детей и родителей  была образована на базе 10-х классов оборонно-спортивная группа. Открыть новый кадетский класс школа не могла из-за нехватки кадров. Результаты экзаменов в оборонно-спортивной группе в 2007-2008 учебном году показали  снижение  качества знаний:

Предметы

% успеваемости

%качества

СОУ

Физкультура

100

54,5

54,5

ОБЖ

100

50

54,5

Обществознание

100

0

36

         Анализ работы оборонно-спортивной профильной группы показал, что реструктуризация  системы обучения в данном направлении не принесла ожидаемого результата, не обеспечена преемственность традиции, форм кадетского движения, прервана содержательная линия деятельности кадетского класса. Причинами неудачи одновременной работы кадетского (выпускного) класса и оборонно-спортивного направления стали:

1.Недостаток кадрового обеспечения;

2.Недостаточная мотивация выбора профиля обучения учащимися 10-х классов;

3.Непродуманный подход к выбору экзаменов и недостаточная подготовка к аттестации.

        Большинство  детей имели недостаточную физическую подготовку и сниженную мотивацию к обучению, воспитывались в семьях «группы риска», в неполных семьях, в семьях, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, что влечет проблемы в обучении и воспитании  данной категории учащихся.  

Исходя их этого,  определили задачи:

  1. Повысить качество профильного обучения;
  2. Укрепить здоровье за счет увеличения двигательной активности: ввести дополнительно 1 час физкультуры, 1 час ритмики, 2 часа основ военной службы , 1 час психологии;
  3. Увеличить продолжительность адаптационного периода с целью создания комфортных условий для дальнейшего профильного обучения на третьей ступени;

      4. Развить интерес к работе силовых структур (МВД, МЧС, Вооруженных сил РФ).

         С 2006-2007 учебного года введена предпрофильная подготовка, на базе  девятого класса был открыт уже третий кадетский класс. Параллельно работало оборонно-спортивное направление профильного обучения для учащихся 10-11 классов. В  учебном году началась профильная подготовка кадетского класса.

         Ярким событием для  курсантов стало посвящение в кадеты и принятие Клятвы. Появились первые успехи: на областном слёте кадетских классов команда школы стала победителем в творческой номинации. Особое внимание уделялось формированию гражданско-правовой компетентности кадетов (встречи с представителями силовых структур, лекции, беседы по правовой тематике). Курсанты-кадеты -  активные участники всех мероприятий в школе, повысилась их роль в пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (оказали действенную помощь в организации и проведении дня без курения: проводили лекции, беседы о вреде курения, опрос сверстников). Результаты анкеты «Я – патриот?», проведенной в кадетском классе, позволяют получить объективное представление о  гражданской позиции  курсантов:

       1. «Что для меня Родина?»

- Место рождения, земля,  на которой живу, школа, природа, люди - 81%

- Мама, родители, дом, друзья - 25%

- Малая родина, Отчизна - 15%

- Гордость, честь - 2%

-Россия - 1%

2.        «Считаю ли себя патриотом?»

- Да, я люблю свою Родину - 52%

- Чту традиции предков - 2%

- Не знаю - 1%

3.        «Моё отношение к вооружённым силам»

- Хочу служить по призыву - 50%

- Хочу учиться в военном ВУЗЕ - 20%

- Нет - 25%

     Одной из особенностей гражданского, военно-патриотического воспитания является непрерывность. При системном подходе процесс воспитания должен состоять из цепи непрекращающихся воспитательных мероприятий, объединенных единой целью. Каждое из них решает определенные задачи, дополняющие предыдущие. Для воспитания граждан - патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика, начиная с начальной школы. Это первая ступень формирования патриотизма (подпрограмма «Семья», «Я – лидер», «Здоровье»). В данный период происходит формирование  ключевых понятий  гражданской, социальной, трудовой, патриотической компетентностей  детей.

Ступени формирования гражданско-патриотических качеств личности

I ступень

(начальная школа)

II ступень

(среднее звено)

III ступень

(старшее звено)

Формирование:

  •  родственных чувств;
  •  целостного представления  об окружающем мире;
  •  бережного отношения к богатствам природы и общества;


Усвоения понятий «патриотизм», «семейные традиции», «коллектив», «охрана природы»

Формирование:

  • осознания исторического прошлого района, области, страны;
  • навыков научно- исследовательской деятельности;


Усвоение понятий «самопожертвование во имя любви к народу, к Родине», «долг перед семьей, Родиной»

Формирование:

  •  чувств патриотизма и уважения к народу, его истории, культуре, традициям;
  •  активной жизненной позиции;




Проявление гражданско-патриотических качеств  личности

Система гражданского, военно-патриотического воспитания учащихся, позволяет выделить основные формы работы, которые реализуются в едином комплексе:

- словесные формы: беседы, доклады на уроках истории и ОБЖ, диспут «Кто не живет на Родине, тот не знает вкуса жизни», дискуссия «Что такое гражданский патриотизм и как его возродить?», уроки  мужества, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;

- практические формы: экскурсии в воинские части с целью ознакомления подростков с жизнью и бытом войск, в музей, смотры строя и песни, игра «Территория», олимпиады по ОБЖ и физкультуре,  тактико-строевые занятия, тактические игры на местности, военно-спортивные состязания, соревнования по военно-прикладным видам спорта. К наиболее эффективным формам для подготовки учащихся к военной службе относятся: оборонно-спортивные, оздоровительные, туристические лагеря, походы, патриотические клубы, кадетские классы;

- наглядные формы: выставки «Боевых листков», тематические стенды;

- классические формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

         По-прежнему наполнена событиями жизнь военно-спортивного туристического клуба «Русич».

Основной целью ВСТК «Русич» является профориентация и начальная профессиональная подготовка юных спасателей, формирование героико-патриотического мировоззрения учащихся.

Задачами по реализации целевой установки стали:

- сформировать у подростков позитивное отношение к военно-патриотической деятельности (активное участие в чествовании ветеранов на празднике "Победы", в "Дне защитника Отечества", проведение экскурсий, уроков мужества, смотров строя и песни);

-  прививать и развивать потребность к здоровому образу жизни  через физическую культуру, спорт и туризм (участие в КТД «За здоровый образ жизни», участие в спортивных соревнованиях между школами района, области);

-  развивать и совершенствовать навыки действий в экстремальных условиях, во время ДТП и при пожарах, подготовка по основам военной службы в ВС РФ (сборы, агитперелеты, областные соревнования «Магаданские Витязи», военно – спортивная игра «Территория», «Школа безопасности»).

Проблемы, которые  продолжал решать клуб «Русич»:

  • воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине;
  • пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни;
  • пропаганда   всероссийского   детско-юношеского   движения   "Школа безопасности";

  - пропаганда    и    популяризация    военно-прикладных    видов    спорта.

         Деятельность клуба направлена на формирование  социальных, трудовых, гражданских, правовых компетентностей школьников, воспитание таких качеств личности как патриотизм, верность долгу, целеустремлённость, товарищество. Сложились традиции клуба,  определились формы работы,  установлены дружеские связи с военно-патриотическими клубами области и г. Магадана. С каждым годом укрепляется материально-техническая и пополняется нормативно - правовая базы.

         Мерилом эффективности военно-патриотического воспитания служит уровень готовности молодежи к службе в армии, защите Родины. Школа гордится   10 выпускниками клуба, которые стали курсантами военных училищ. Много славных традиций  и побед на счету клуба, который вносит большой  вклад  в успех школы, поселка, района.

Мероприятия

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Областная игра "Территория"

I место

призеры

II место

Районнаяная игра "Территория"

I место

"Магаданские Витязи"

II место

III место

II место

II место

Региональные соревнования "Школа безопасности"

II место


III место

В  2006/07 учебном году  25 курсантов, в 2008/09 учебном году – 9 курсантов были награждены поездкой в ВДЦ «Океан» за успехи в деятельности клуба на смену «Сильные люди». Ребята принимали активное участие в туристическом, экологическом, спортивно - оздоровительном, психологическом, военно-патриотическом, гражданско-правовом, краеведческом конкурсах.  Во время проведения курса основ безопасности  жизнедеятельности, показали отличные знания. При подготовке и проведении смотра строя и песни отрядов в ВДЦ «Океан» курсанты ВСТК «Русич» стали командирами при проведении  мастер – класса по военной выправке и выполнению строевых приемов. В 2009 году Строганов Александр занял I место в соревнованиях по пожарной эстафете.

          Воспитанники клуба – победители районных спартакиад, неоднократные победители и призёры районной и областной оборонно-спортивной детско-юношеской  туристической игры «Территория». Призеры региональных соревнований «Школа безопасности» (2009 г.).  «Русич» - участник Всероссийских  слётов   патриотов России в Москве (2005 г.),  Магадане (2008г.).

          «Русич» осуществляет разностороннюю работу по патриотическому воспитанию  учащихся школы: курсанты – частые гости в подшефных классах, организуют спортивные соревнования, оказывают помощь в подготовке и проведении уроков Мужества, смотра песни и строя. Каждое лето курсанты ходят в походы, сплавляются по рекам, участвуют в сопровождении творческих групп тележурналистов компании «Колыма+», кинодокументалистов Франции, Румынии, Германии. Съёмки документального фильма о Колыме способствовали углублению нравственных позиций школьников, осознанию чувства патриотизма и любви к малой родине. Практическая направленность  краеведческой деятельности  включает как изучение   природы и истории родного края, так и развитие  навыков основ безопасности жизнедеятельности,  познание своих способностей, укрепление физической подготовки. Традицией стало выступление ВСТК «Русич» в День Победы: курсанты демонстрируют отличную строевую подготовку, совместно с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны возлагают гирлянду к стеле Памяти.

         Появились новые, интересные формы и мероприятия В  2007, 2008 г.г.  12  курсантов клуба «Русич» и кадетского класса участвовали  в агитперелёте с ВСТК «Подвиг» в военную часть г. Хабаровска и получили заслуженные награды -  почетные грамоты командующего 11 армии ВВС и ПВО генерал-майора Федосова  «За отличную подготовку к службе в армии».   Курсанты ВСТК «Русич»   приняли      участие в грантовом конкурсе «Полюс золото CAF»   с проектом  «Мы – Русичи», были организаторами и участниками районного форума «Время требует нас!».     Курсанты - частые гости в районном клубе «Ветеран», встречаются с воинами - интернационалистами, ребятами, прошедшими службу в Вооруженных силах РФ,  курсантами  военных училищ.  Ежегодные спортивные состязания «Веселые старты», «Богатырские потешки», военно-спортивная полоса, День призывника  становятся настоящими праздниками силы и мужества. В активе клуба  традиционные мероприятия:  кросс «Золотая осень», благоустройство  военного городка,  соревнования по стрельбе и лыжным гонкам  между членами  клуба, экскурсии для  учащихся с 1-х по 5-ые классы,  проведение бесед для одноклассников.

Сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Призеры

2007г.


Февраль



- «Магаданские Витязи» - областные соревнования



Клуб «Русич» - 8 курсантов



II  место



Март


 «Живое слово о войне»- областной конкурс чтецов и бардовской песни

Забара Ю. – 11 «а»

Реброва Т. – 10 «б»

Серегин С. – 10 «б»

Касьянов М. – 11 «а»

Касьянов М. – III место

Серегин С. – III место

Июнь

- Областная игра «Территория»

10 участников

Командные II, III,  IV,  VI места по разным видам деятельности

Октябрь

- Грантовый конкурс «Проектная деятельность»

21 участник

Ноябрь

- Областной молодежный форум «Я лидер»

8 участников

Областные соревнования «Магаданские витязи»

11 участников

II место

2008 год

Февраль

Участие в областных соревнованиях «Магаданские витязи»

11 участников

II место

Октябрь





2009 год

Февраль

Участие в акции «Я – гражданин России» (муниципальный уровень)

Областной конкурс чтецов, бардовской и авторской песни «Живое слово»

15 участников





3 участника

Призеры





призеры

Районный фестиваль

 «Я люблю тебя, Россия»

15 участников

Март

Районный молодежный форум «Время требует нас»

21 участник

Июнь

Областные соревнования в клубе «Подвиг» - «Магаданские витязи»

11 участников

II место

Областная военно-спортивная игра «Территория»

11 участников

II место

Август

Региональные соревнования «Школа выживания» (Дальневосточный округ)

7 участников

2-е место в конкурсе патриотической песни,

3-е место в пожарной эстафете

Сентябрь

ВДЦ «Океан», смена «Сильные люди»

9 участников

Призеры (личники) спортивной эстафеты

         Ежегодно клуб проходит сложный этап – смену состава  в связи с выпуском одиннадцатиклассников.  Например, в  2007-2008 учебном году 11 курсантов, имеющих высокий уровень сформированности умений и навыков, закончили школу. Работа руководителя была направлена на обновление состава объединения, было набрано 18 новых курсантов, учащихся 5,6,7,9 классов. Благодаря опыту старших, младшие получили не только теоретические знания по военной подготовке, но и овладели первоначальными навыками разборки и сборки АК-74, стрельбы из ПВ-512, оказания первой медицинской помощи. Для качественного проведения занятий привлекались специалисты из внешкольных учреждений: медицинские работники /поликлиника/, специалисты пожарной службы (МЧС п.Усть-Омчуг). Тенькинским РОВД было предоставлено оружие для практического обучения сборки-разборки АКС.

Клубом накапливается опыт работы с детьми с девиантным поведением и ограниченными возможностями здоровья.

Такая форма работы с детьми  как клуб определяет  особенность воспитательной деятельности школы  -  интеграцию всех подпрограмм.

Интеграция  подпрограмм  основана  на активном  участии объединений по интересам, клубов в реализации «Возрастной воспитательной программы»  через коллективно-творческие дела.

         Несмотря на  значительное  обновление состава клуба (в 2007-2008 учебном году большинство курсантов – выпускники школы),  сохранены традиционные формы деятельности: экскурсии  воспитанников ДОУ в школу, Вахта памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами,  гражданско-патриотический месячник, включающий различные состязания, смотр песни и строя, фестиваль солдатской песни, конкурсы чтецов, показательные выступления курсантов, классные часы по патриотической тематике. Курсанты   оказывали шефскую помощь младшим классам в подготовке и проведении мероприятий месячника.

         В 2008/09 учебном году на базе школы проводился областной семинар по теме «Гражданско-патриотическое воспитание как средство формирования личности школьника». Курсанты кадетского класса и клуба «Русич» стали его активными участниками. Выступления детей  на мероприятиях семинара  -  показатель не только  высоких достижений  коллектива школы, но и хорошо сформированных ключевых  компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации и саморазвития.

Таким образом, за время работы клуба "Русич" патриотическое направление стало приоритетным для многих учащихся нашей школы.

Разработанная система обучения курсантов клуба "Русич" является эффективной, доступной и приносит положительный результат учащимся школы, школе в целом, а также всему Тенькинскому району.

Затрудняет работу клуба по апробации новых форм деятельности (поездки по обмену опытом, участие в соревнованиях и семинарах военно-спортивных клубов страны, походы по местам боевой славы) недостаточное финансирование.

         Итогом реализации подпрограммы «Отечество» стало участие школы

- во Всероссийском конкурсе «Патриот России» в двух номинациях: «Комплексные проекты патриотического воспитания подрастающего поколения» (проект «Система гражданско-патриотического воспитания в МОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг»), детские и молодёжные объединения и клубы патриотической направленности (проект «Гражданин-патриот. Военно-спортивный туристический клуб «Русич»), где школа заняла 2-е место и награждена серебряной медалью;

- в межрегиональных соревнованиях «Школа безопасности» (г. Владивосток) – 2-е место в конкурсе песен и 3-е место в пожарной эстафете.

        Подпрограмма «Отечество» тесно интегрировалась  с подпрограммами «Здоровье» (день защиты), «Одарённые дети»  (научно-исследовательская, проектная, творческая деятельность детей с представлением работ  на секции «Краеведение» в рамках работы научно-практической конференции «Мы и мир больших проблем», «Профильное обучение (кадетский класс), «Я – лидер» (акции, форумы, слеты, КТД).

Осуществляется систематический мониторинг реализации данной подпрограммы, при этом используются различные методы: наблюдение, анализ, опрос, собеседование, анкетирование, тестирование.  

         Диагностика реализации подпрограммы «Отечество» показывает, что количество учащихся, обладающих вполне развитыми чувствами гражданственности и патриотизма (по сравнению с 2006/07 учебным годом) стабильно. 64,7% школьников переживают чувство родины как чувство родного дома, посёлка. Вместе с тем школьники не осознают малую родину как часть страны.

Но вместе с тем количество школьников, которые стараются открыто не проявлять своё отношение к стране, способны рассуждать на тему гражданственности и патриотизма, увеличилось на 3%.

 Следует отметить, что устойчиво-негативного отношения к своей стране, малой родине, к понятиям патриотизма и гражданственности учащиеся не проявляют.

Мониторинг гражданско-патриотического воспитания учащихся школы

         

         Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами и гражданина и патриота своей страны. А это значит, что оно полностью нуждается в государственной поддержке и должно стать реальным делом государства и школы, учителя и каждого гражданина.

         Таким образом, сложившаяся система гражданско-патриотического воспитания  в школе  объединяет деятельность  клубов учащихся,  классных коллективов всех ступеней обучения, педагогического коллектива и направлена на  формирование гражданско-патриотической компетентности детей и подростков.

         Несмотря на  стабильный уровень реализации подпрограммы «Отечество», руководитель и педагоги ищут новые формы   работы по патриотическому воспитанию школьников: одной из  них должно стать создание школьного музея,  как основы сохранения  школьных традиций, традиций патриотического воспитания в школе.

         Основной целью подпрограммы «Отечество» на следующей ступени ее развития станет формирование современного национального воспитательного идеала – это высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее  своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа российской Федерации.

         Основными  задачами  деятельности  по реализации подпрограммы с учетом перечисленных выше проблем являются:

- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- осознание себя гражданином России на основе принятых общих национальных нравственных ценностей;

- готовность солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

- укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;

- развитие трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;

- развитие эмоционально-волевых качеств учащихся кадетского класса, клуба «Русич» и школы в целом;

- усиление интеграции подпрограмм  «Отечество» и «Здоровье» с целью развития  у учащихся представлений о здоровом образе жизни.  

         Основой станут концептуальные принципы духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина в России:

-единство образовательной и воспитательной среды, основанное на  интеграции основного и дополнительного образования

-мотивация к самостоятельной деятельности

-приоритетность творческой, проектной, поисковой, исследовательской деятельности

-знания – в опыте

-социальная активность

-взаимодействие личности и коллектива

-индивидуализация (индивидуально–личностное развитие), дифференциация, природосообразность

-гендерный подход.

Руководитель подпрограммы «Отечество»                                А.О. Ребров