Внеклассная работа

Шамарина Самига Тюлегеновна

Методические разработки мероприятий, праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afganistan_tekst.docx61.72 КБ
Файл mr_nachni_s_sebya.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

-- 1—

(Торжественно украшен зал, гости заняли первые ряды, затем расположились зрители.)

На экране РОЛИК  № 1 ( продолжительность 1 минута)

(выходят ведущие: Попова Л.А. и Шамарина И.А.)

Л.А.: Хоть на миг оставьте все дела,

Вспомните, и мир светлее станет!

Время все стирает, но должна
В наших душах оставаться
память!

И.А.:  Сегодня мы должны вспомнить тех, кто отдавал долг Родине за ее пределами, в частности в Афганистане. И нашу встречу сегодня мы назвали «Афганистан живет  в душе  моей».

Л.А.: 15 февраля – День памяти воинов – интернационалистов. Дата не случайная. Это день вывода советских войск из Афганистана. Именно живая память и боль  о событиях 30-летней давности  ещё жива, как и  те, кто воевал в Афганистане.

И.А. А сейчас  мы приглашаем  непосредственных участников незабываемых событий, произошедших в далеком для нас Афганистане:                                                  (в сопровождении детей они заходят в зал, присутствующие приветствуют их )  

  Л.А.   Баландин Алексей Иванович . Алексей  родился в 1961 году, всегда скромный, с загадочной улыбкой, немногословен, любит спорт, но по состоянию  здоровья прийти на нашу встречу не смог.

  И.А: (Фадеев А.)   Фадеев Олег Васильевич – единственный  ребёнок в семье, мама растила его так, что бы всё у него было как и у всех. Олег рос весёлым  пацаном, в его окружении всегда было много мальчишек и девчонок, потому что он   рассказывал интересные истории.

 

                                        --2 –

Л.А: (Жидкова С.)   Шестернёв  Александр Николаевич -  серьёзный парень, редко улыбался, увлекался техникой и всегда, что-то моделировал. После школы  закончил  Саратовский авиационный техникум.

  И.А: (Кастрикин А.)  Самохвалов Анатолий Александрович – последний ребёнок в семье, Анатолий хорошо учился в школе, так же как и его одноклассники любил подшутить над классным руководителем. Любил спорт, играл с ватагой пацанов  в войну с деревянными автоматами.  

Л.А: Слово предоставляется директору школы  Шадиян  Наталье Андреевне. ( Поздравление, вручение благодарственных писем, грамот. Ведущие подают  письма, коробки конфет и грамоты)

 (Выходят барабанщики из г.Пугачёва  

Фадеев А: Афганская война….  Кому же она  была нужна ?  Как все начиналось?

 Л. А.  В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но внутренние противоречия афганского народа остались, одни группы населения воевали с другими, чем умело воспользовались разного рода противники. Афганское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать им военную помощь. И  решение о вводе советских войск было принято.

 И.А. 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана. 40-я армия вступила на древнюю землю Афганистана. Так началась военная акция, которая и сегодня остаётся болью в сердцах многих.

Фадеев А: Всего лишь час до вылета нам дан, 
Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки. 

                                              --- 3  --

Сегодня мы не пишем ни строки. 
И, куполам свою судьбу доверив, 
Опустимся в афганские пески, 
И сапогами скалы будем мерить…

Л.А:  На аэродромы в Кабуле и Баграме с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.

 Танец «Кукушка» ( Горяйновское СД

                                   

И.А: Первые погибшие появились уже через два часа. В окрестностях Кабула разбился самолет - погибло 44 десантника. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить.

Л.А.: Девять  лет, один месяц и восемнадцать дней шла война в Афганистане. Война,  через которую в общей сложности прошло 620 тысяч человек из них 4792 жителя Саратовской области .  На этой войне погибло  14 427 человек  среди  них 138 саратовцев,
50 тыс. были ранены, 7 тыс. стали инвалидами, 417 попали в плен.
 

Чернышков В

Встала пшеница спелая,

Тихо плывет рассвет.

Все, что могли, вы сделали,

Ребята, которых нет!

Плакать устали матери,

Но через толщу лет

Смотрят на нас внимательно

Ребята, которых нет!

Будто склоняясь над судьбами,

Будто шагая во след,

Для нас они стали героями,

Ребята, которых нет!

 ( Выходит Ольга Светлицкая  и поёт песню «Зажгите свечи»,  проходят дети со свечами в руках) Минута молчания

И.А: Проходит время, и мы переводим его в годы, а ушедшие годы - в вечность.  И  все больше понимаем  подвиг тех, кто был когда-то рядом с тобой, подвиг молодых ребят 80-х.

 

                                             --- 4  --

Л.А:. Герои афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные  особыми качествами. Они такие же, как все: солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты. Живут такие люди и среди нас.

 И.А: Рядовой  Баландин Алексей Иванович.

 Л.А : Старшина Фадеев Олег Васильевич.

 И.А: Ефрейтор  Шестернев  Александр Николаевич.

 Л.А:  Рядовой Самохвалов Анатолий Александрович.

И.А: Это вчерашние мальчишки за  плечами которых была  война. Но,  они по -  прежнему  молоды душой и с теплыми чувствами вспоминают  свои юные годы.

 (  г.Пугачёв  Вальс  )

Л.А: Слово предоставляется  Главе  Духовницкого муниципального района  Курякину Василию Ивановичу)

И.А: Слово предоставляется председателю Профсоюза  образования Духовницкого района Терентьевой Наталье Михайловне)

 Песня: «Пела мама песню русскую » Дом творчества. Настя Данилина.

Л.А: Трижды Герой Советского Союза маршал авиации И. П. Кожедуб писал: «Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе лежат священные для каждого советского человека понятия: Родина, дружба, воинский долг».

 И.А.:  Память об этой войне наши  войны – интернационалисты, как эстафету  передают последующим поколениям.

(Выходят ребята со своими сочинениями. Фадеев А, Карпакова А, Владимирова А, Чернышков В)

Владимирова  Арина: Анатолий Александрович  Самохвалов вспоминал, что «душманы» не оставляли дороги в покое, старались вывести их  из строя, минировали, обстреливали  машины, отбивали отставших. Пулемётная очередь, засады ожидали  за каждым поворотом, каждым выступом. А простора для манёвра в горах нет, и шофёр должен быть в постоянном  

                                              --- 5 ---

напряжении,  неусыпной готовности дать отпор, сориентироваться, доставить по назначению груз, а главное-  выйти из переплёта живым. И его  не раз в Афганистане обходила смерть от вражеской пули или осколка, но от тяжёлого ранения Кавалера ордена Боевого Красного Знамени и медали « За отвагу»

 судьба не уберегла.         

 Я благодарна  Анатолию Александровичу  за то, что я сплю спокойно и слышу лишь звуки природы, а не выстрелы и слезы.

Фадеев Андрей: Мой папа, Фадеев Олег Васильевич   рассказывал, что воевать приходилось в нечеловеческих условиях. Однажды их группу, выполнявшую боевое задание, выбросили за три километра от точки назначения, пришлось идти пешком: жара +50, обжигающий, горячий ветер с пылью, на зубах скрипит песок, под ногами раскалённая земля. За плечами вещевой мешок весом около 60 кг, поэтому приходилось часто останавливаться, делать привалы.
«Но самое главное, - говорит папа, - это не трудности, с которыми нам пришлось встретиться, а армейская дружба, испытанная в бою, крепче которой не может быть.

      Мы с  сестрёнкой  очень любим тебя, папа ,и гордимся твоим  мужеством, стойкостью, верностью воинской присяге и Родине.

Карпакова  Анна: Я просто удивлялась тому,  каким чутким был молодой тогда Александр Николаевич Шестернёв  по отношению к своим домочадцам, особенно к своей маме. На письмах треугольным  штемпелем выводил «солдатское – бесплатное»,  старался писать только  о хорошем: «у нас тишь и благодать», «всё хорошо», «уйма фруктов», а на полях писем рисовал мирные пейзажи, верблюдов, дома афганцев. Таким вот живописным и мирным представлял он родным  Афган.  Но его награды: медаль «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», «Отличник погранвойск» всех степеней, другие награды и нашивка за тяжелое ранение говорят о жестоком и страшном Афгане. Рассказывают  о том, как чужая война застыла на нашей русской земле в обелисках, отразилась в стихах и песнях. 

                                                    ---- 6---

 Я всегда рада встречи с ним  и  горжусь, что я его землячка.

Чернышков В:

 Воспоминания Баландина Алексея Ивановича легли в основу удивительных  стихов  и за это ему низкий поклон от всех нас.

Уже идёт которая весна,
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая признак каравана,
Все было, все осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше нас бывали только Боги,
Там редко автомат мой остывал,
И часто в кровь разбиты были ноги.

(Танец «Журавли»  Горяйновка)

И.А:  Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Но не было в них рассказов о войне,  в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. И, даже вернувшись оттуда, скрывали правду.

Л.А: Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными, по сути, людьми... А вдали от них в сотнях километров в унисон солдатским сердцам бились сердца их матерей, которые чувствовали, молились, надеялись и ждали, ждали, ждали…

 

                                             ----- 7 ---

 (из писем матери Шамариной И.А.  и сына Чернышков В)

Сын: Здравствуй, мама! Как часто в  Афгане  мне снится,
Что по нашему лугу иду босиком,
И журчит так спокойно в овражке криница,
А земля будто пахнет парным молоком.

Мать: Сыночек, родной, твои письма сегодня читала –
Строчку каждую помню из них наизусть.
Ты, сыночек, мне пишешь так редко и мало...
Ты пиши –  я молчания больше боюсь.

Сын: А у нас здесь весна, расцветают тюльпаны,
И колышут ветра это море цветов,
На вершине – снега, а в пустыне – барханы,
Всё как будто застыло на срезе веков.

Мать: А у нас ещё снег, только  старого тополя ветки
Ветер рвёт и бросает на скользкий порог.
Из  центральных газет вырезаю заметки,
Вдруг мелькнёт про тебя там хоть несколько строк?

Сын: Знаешь, мама, колодец я наш вспоминаю,
Той прохладной воды мне б напиться сейчас!
Я верблюжью колючку кипятком заливаю,
И лишь фляга одна –  весь дневной мой запас.

Мать: Мой  родной, я так много тебе написала,
Жду ответ, а его почему-то всё нет,
В сельсовет я ходила и там  узнавала,
Может быть, затерялся на почте ответ.

Сын: Ты не плачь, потерпи ещё самую малость,
Я ведь знаю, считаешь и ночи, и дни.
До приказа сто дней мне всего-то осталось!
Ты, родная, не плачь, пробегут и они.

                                      ---- 8 –

Мать: Ты послушай, сынок, я прошу тебя снова,
Если очень устал или тяжко писать,
Напиши мне всего лишь одно только слово,
Что ты жив  –    и мне легче тебя будет ждать.

Сын: Здравствуй, мама, подходит к концу это лето,
Понемногу и пыль, и жара улеглись,
Не волнуйся, когда не приходит ответа,
Каждый день за меня ты, родная, молись.

Мать: Засыпаю, сынок, и встаю я с молитвой,
Целый день я шепчу, тихо Бога моля:
«Сохрани и спаси! Будь Ты сыну защитой,
И помилуй его – он один у меня...».

Сын: Вот и вышел приказ, скоро борт до Ташкента,
А потом я на поезде – прямо домой,
И останутся в прошлом войска Контингента,
И забуду в России и жажду, и зной.
----------------------------------------------------------

Л.А. А над миром, по-прежнему, солнце восходит,
И весной птицы гнёзда торопятся свить,
Только к матери письма теперь не приходят
И не будут уже никогда приходить...  

И.А: Слово предоставляется директору школы  Шадиян Наталье Андреевне ( вручение благодарственных писем матерям и коробки конфет

Л.А: А сейчас прозвучит  песня « Молитва», посвящённая матерям,  в исполнении Ольги Светлицкой

                                         ----9 –

И.А.: Мужчины, прошедшие в Афганистане суровую школу, физически и нравственно закалились в походах и сражениях. Эти солдаты и офицеры - патриоты родной страны, воины-интернационалисты, борцы за единство и могущество Российского государства.  

Л.А: Верность, доблесть, отвага и честь – Эти качества не напоказ. У Отчизны героев не счесть. Время выбрало вас.

И.А.:  Что бы ни говорили, а вы пройти сумели Все, что вам отмерила война, И не зря сегодня вы надели Ваши боевые ордена. И для вас в исполнении Максима Салкина звучит песня «Любо мне, когда Дон разливается»

Л.А:  Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал, в стихах и воинских песнях, напоминая о ее трагизме и мужестве советского солдата. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той героической и трагической афганской войны.

РОЛИК № 2 (полностью)

И.А: 15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:

                                     ----10---

Фадеев А: Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,

Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.

Л. А.:.30 лет прошло, как мы ушли из Афганистана. Ушли достойно.  И  к разуму мира и доброты нас  призывает   Память.

Музыкальная пауза «Россия,  вперёд!»

И.А: Слово предоставляется директору школы  Шадиян  Наталье Андреевне ( благодарности в адрес гостей, вручение благодарственных писем).



Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

для обучающихся 10 класса МОУ «СОШ им.В.И.Лаврова

с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

Классного руководителя

Шамариной Самиги Тюлегеновны

«Начни с себя - будь волонтёром сегодня!»

Доброволец или волонтёр –

человек, безвозмездно отдающий

свои силы, талант и энергию на

общее благо. Добрая воля и

 активная жизненная позиция, -

основные принципы волонтёрства.

Цели:

- оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей;

- развитие волонтёрского движения в школе;

- формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

 -  познакомить с волонтёрской деятельностью  

Развивающие:

-   способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы

Воспитательные:  

-  пробуждать интерес к волонтёрству;  

-  воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения;

-  учить выслушивать   мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания

 Планируемые результаты:

Предметные:

 - сформулировать понятие волонтёр;

 - научиться извлекать нужную информацию;

 - проводить обобщение, делать выводы

 Личностные:

- развивать навыки работы в сотрудничестве;

- развивать учебно-познавательный интерес;  

- развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности

Метапредметные:

 - научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;  

 - учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию

Формирование УУД:

Личностные:  

  развивать высокую творческую активность при выполнении коллективных заданий;

  оценивать свои трудности и достижения.

 Регулятивные:

  способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в деятельность  

  Ход классного часа:

По доброй воле вы всегда

На помощь день и ночь спешите.

Сквозь дни, недели и года

Дела благие вы вершите.

О ком говорится в стихотворении?

     Речь идет о волонтёрах. Волонтёры, волонтёрское движение – тема нашего классного часа.

     В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в этом вопросе не осталась в стороне, такая практика прижилась у нас и становится все более популярной и значимой. Прошедший год был объявлен Годом экологии, а 2018 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом волонтёра и добровольца. "Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России", — сказал Путин, выступая на церемонии вручения премии "Доброволец России". Президент РФ отметил, что "подобных примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше, больше и больше".

     В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтёрское движение, и они пользуются уважением и поддержкой в обществе.

     Согласно опросам, две трети населения нашей страны готовы оказать помощь незнакомому человеку, попавшему в беду.

Кого называют волонтёрами?

     В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.

Особенности волонтёрского движения в России

     В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

     В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.

     Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры "Победы"   заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.

     Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!

     Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в душе, в характере, в культуре нашего народа.

     В Российской Федерации волонтёры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

Волонтёрское движение как форма социальной помощи

     Активную помощь волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно встретить в службах социальной защиты населения, в домах для престарелых. В сферу деятельности волонтеров попадают также учреждения для лиц с ограниченными возможностями и детские дома. Волонтёры участвуют в сборе вещей для тех, кто оказался в зоне стихийного бедствия или пострадал после пожара.

     Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях работа волонтеров не оплачивается. Но чаще всего добровольцы работают в обмен на приобретение опыта, знаний и навыков, установления полезных личных контактов. Для молодых людей волонтёрская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности.

     Волонтёрское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.

Волонтёрство в школе

     Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтёрское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить?  Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.

Что испытывает подросток, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы? 

     Возможно. Но главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку.

 Сформулируем заповеди волонтёров:

· найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его;

· раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности;

· помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье;

· оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Вывод:

     Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.

     Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:

- внутренняя психологическая потребность быть нужным;

- потребность в общении и уважении;

- развитие лидерских способностей;

- способ поделиться своим опытом;

- защита своих прав и интересов;

- возможность жить интересной и яркой жизнью;  

- потребность в самореализации;

- потребность в профессиональном опыте и т.д.

     Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества.