Практическая логопедия

Пушнина Наталья Владимировна

помощь логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dislaliya.doc290.5 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_pl.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедия

раздел

   ДИСЛАЛИЯ

  1. Содержание курса

Тема 1. Введение в проблемы дислалии.

  1. Определение дислалии.
  2. Краткие исторические сведения.
  3. Современные представления об этом речевом дефекте.
  4. Статистические данные о распространенности дислалии.

Тема 2. Звуковой онтогенез.

  1. Развитие звукопроизношения у детей в зависимости от возраста.
  2. Развитие фонематического слуха. Понятие о структуре речевого дефекта.

Тема 3. Классификация звуков русского языка.

Тема 4. Классификация дислалии.

  1. Классификация дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:

а) функциональная дислалия, ее причины;

б) механическая (органическая) дислалия, ее причины.

2. Виды дислалии по количеству нарушенных звуков (простая и  сложная).

3. Виды дислалии в зависимости от количества нарушенных групп звуков (мономорфная и полиморфная дислалии).

4. Виды нарушений звукопроизношения (отсутствие звука, замена, смешение, искажение звука). Лингвистический аспект.

5. Виды недостатков звукопроизношения в зависимости от того, какие звуки не сформированы (сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы и др.).  Лингвистический аспект.

Тема 5. Классификация дислалий на современном этапе.

  1. Акустико-фонематическая дислалия.
  2. Артикуляторно-фонематическая дислалия.
  3. Артикуляторно-фонетическая дислалия.

Тема 6. Выявление нарушений звукопроизношения у детей.

  1. Обследование строения и подвижности артикулярного аппарата.
  2. Обследование состояния звукопроизношения.
  3. Обследование фонематического слуха.
  4. Постановка логопедического заключения с точки зрения психолого-педагогической классификации.

Тема 7. Основные принципы формирования правильного звукопроизношения.

  1. Общедидактические принципы.
  2. Специальные принципы коррекции дефектов:

а) этиопатогенетический;

б) комплексного воздействия на все компоненты речевой системы;

в) дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии.  

Тема 8. Методика логопедического воздействия при дислалии.

  1. Цели, пути и сроки логопедического воздействия.
  2. Этапы логопедического воздействия:

а) подготовительный (артикуляционная гимнастика, пальчиковые упражнения, развитие фонематических восприятий);

б) этап постановки звука (по подражанию, механический способ, смешанный способ);

в) этап автоматизации постановленных звуков, введение их в самостоятельную речь.

г) этап дифференциации звуков.

Тема 9. Недостатки произношения свистящих звуков и способы их постановки (норма, сигматизмы, парасигматизмы).

Тема 10. Недостатки произношения шипящих звуков и способы их постановки (норма, свистящий сигматизм, сигматизм шипящих, парасигматизм шипящих).

Тема 11. Дефекты сонорных звуков. Ротацизм. Параротацизм. Ламбдацизм. Параламбдацизм. Исправление недостатков. Правильный уклад артикуляции.

Тема 12. Недостатки произношения j (йот) (йотоцизм). Исправление дефектов.

Тема 13. Недостатки произношения звуков к,г,х,к*,г*,х* (каппацизм, гаммацизм, хитизм). Уклад органов артикуляции. Исправление.

Тема 14. Дефекты произношения звонких согласных. Исправление дефекта озвончения

Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида:
органическую
 - вызванную органическими дефектами переферического речевого аппарата: изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.)
функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет.

При органической дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолого. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

Причины возникновения функциональной дислалии: 

  • неправильное воспитание речи в семье(сюсюканье) 
  • подражание плохо говорящим сверстникам 
  • двуязычие в семье 
  • педагогическая запущенность 
  • недоразвитие фонематического слуха 
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата
    (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта) 
  • снижение слуха 
  • отклонения в умственном развитии ребенка. 

Выделяются несколько видов дислалии:
1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р".
3.Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".
4. Дефекты произношения небных звуков:
каппацизм - звуков к и к"
гаммацизм - звуков г и г"
хитизм - звуков х и х"
йотацизм -  звука й.
5. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.
6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушено более пяти звуков).
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Коррекция звукопроизношения при дислалии

 Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.
Все содержание
логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель:

1. Постановка звука
2. Автоматизация звука
3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним

Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности.
Под
постановкой звука (термин несколько «механистичен» и не вполне отвечает существу дела) понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Звук «ставится» заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого
дефекта в произношении, который нельзя частично «подправить» и довести до нормы (например, при «картавом» Р или губно-зубном Л). Иногда же ограничиваются так называемой коррекцией звука, заключающейся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, которая в целом близка к нормальной. Так, например, при межзубном произношении С для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы (другое дело, что для этого могут потребоваться предварительные артикуляторные упражнения или нормализация прикуса). В дальнейшем речь пойдет только о постановке звука, а не о его коррекции.

Во многих случаях к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своему языку необходимое положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную
артикуляцию звука Р, а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, уже не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном
нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных фонетических групп и поэтому каждое движение «пригодится» если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения в большинстве случаев свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит и о необходимости ее серьезной «тренировки».

При
мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь воспитываемого звука. Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука Р важно научить ребенка поднимать язык кверху и как можно лучше развить подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука С, при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов. Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для воспитания правильной артикуляции звука Л нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, поскольку при произнесении этого звука они занимают нейтральное положение. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным Л, то в этом случае упражнения для губ совершенно необходимы: только научив ребенка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а следовательно, и устранить «губное» его звучание.

При механической дислалии до
постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука Р возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса.

При сенсорной
функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения и не сможет в дальнейшем его контролировать.
Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в
слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь его подробную консультацию.

После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом. Рассмотрим лишь первый из этих способов, так как остальные два требуют специальных знаний.

Способ
постановки звука по подражанию является наиболее легким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители — во многих случаях он «сработает». Постановка звука по подражанию возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к
этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) они осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичные для него звукосочетания. Однако здесь нельзя впадать и в другую крайность: переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука. Исключения в этом отношении иногда допускаются лишь в случаях механической дислалии и выраженной дизартрии. В целом же на этапе автоматизации, в отличие от этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения и любом характере их внешнего проявления работа ведется примерно одинаково и в одной и той же последовательности: произношение слогов, слов, специально подобранных фраз, текстов с вновь воспитываемым звуком. Эта одинаковость подхода объясняется тем, что здесь во всех случаях у ребенка уже имеется правильный звук, какими бы разными путями и в сколь различные сроки он ни был получен.

Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает
неправильно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение именно звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например, Ш на С, то у него соответствующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук (СКАФ вместо ШКАФ, СКОЛА вместо ШКОЛА, СУМ вместо ШУМ и т. п.). Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно.

В целях облегчения для ребенка этой сложной задачи
автоматизация звука осуществляется постепенно: сначала в самых разных типах слогов и звукосочетаний (СА, АС, АСА, СТО, СКО, СТРУ, КСЫ и т. п.), затем в отдельно взятых словах с разной по своей сложности звуко-слоговой структурой (САНИ, СОК, НОС, СПОР, СТАКАН, СТРАУС, СОСУЛЬКА), потом в специально подобранных фразах, где автоматизируемый звук содержится в каждом слове (СОЛЬ СОЛЕНАЯ, СОЛЬЮ СОЛЯТ), и, наконец, в текстах. Если же правильное произношение вновь поставленного звука удается сразу в словах, то автоматизация в слогах отпадает.

На данном этапе работы из речевого материала исключаются все
артикуляторно и акустически близкие звуки. Например, при автоматизации звука С в подобранных для этой цели слогах, словах и фразах не должно содержаться других свистящих, а также шипящих звуков. По этой причине здесь следует брать слова типа СУМКА, СОМ, ВЕСЫ, ВЕСНА и т. п. и исключать слова типа СУШКА, СВЕЧА, ПЕСЕЦ, СТУЖА. Лучше в этих случаях не использовать и слова с артикуляторно сложными (хотя акустически и далекими) звуками типа Р, Л, поскольку эти звуки также могут произноситься дефектно. Такой «облегченный» речевой материал позволяет ребенку все свое внимание сосредоточить только на вновь воспитываемом звуке. Этот звук лучше сразу связать с буквой, чтобы у ребенка сформировалась прочная связь между звуком и буквой, что очень важно для правильного письма (особенно если звук не искажался, а заменялся каким-то другим). Проводятся и упражнения в самом элементарном звуковом анализе.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет
навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание читателя, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.

Помощь
логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля над правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости «долго водить» ребенка к логопеду.

В случаях искаженного звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над
коррекцией звукопроизношения. Например, если ребенок произносил звук Р «картаво» или С межзубно и не смешивал эти звуки с другими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнет их смешивать после коррекции. Когда же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать и для их окончательного преодоления необходима специальная и иногда довольно продолжительная работа. Именно этому и посвящен третий этап работы над коррекцией звукопроизношения.

Основная задача
этапа дифференциации звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. Уже тогда его внимание привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе речевого выдоха при артикулировании смешиваемых им звуков (например, С и Ш, З и Ж). Отмечают и разное звучание этих звуков (З — так комар звенит, Ж — так жук жужжит).

Переход к
специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании, то есть когда умение правильно произносить «новый» звук уже достаточно автоматизировано.

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Сначала смешиваемые ребенком звуки дифференцируются в самых разнообразных типах слогов (СА-ША, АС-АШ, СТО-ШТО и т. п.), которые должны произноситься им без всяких
звуковых замен, затем — в словах (САНКИ-ШАПКА, МИСКА-МИШКА), предложениях (типа широко известного ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ) и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука. При работе с детьми школьного возраста обязательно используются и письменные упражнения, позволяющие преодолеть буквенные замены на письме. В отношении дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен. Оба дифференцируемых звука обязательно сразу связываются с буквами.

Необходимой предпосылкой как для предупреждения, так и для преодоления буквенных замен на письме является развитие у ребенка способности безошибочно определять наличие «нового» звука в слове, находить его конкретное место в нем и отличать от имеющихся в этом же самом (или каком-то другом) слове похожих на него звуков. Иными словами, необходимо воспитание у ребенка способности к
фонематическому анализу слов, включающих в свой состав и смешиваемые им звуки. Такая работа начинается уже на этапе автоматизации, но там она направлена на «поиски» только одного вновь поставленного звука.

Детям 6-летнего возраста могут быть предложены
задания на выделение интересующего нас звука из начала и конца слова (что сделать наиболее просто), например: «Какой первый звук ты слышишь в слове РЫБА? А какой последний звук слышится в слове СЫР»? Отвечая, что он слышит здесь звук Р, ребенок тем самым выделяет этот звук из общего состава слова и произносит его изолированно. В процессе специального обучения могут практиковаться и более сложные виды звукового анализа слов, связанные с более точным определением места звука в слове. Все приведенные упражнения приучают ребенка внимательно относиться к звуковому составу слов и вместе с тем упрочивают у него навык слуховой дифференциации звуков. Именно это и необходимо для предупреждения (у дошкольников) или полного преодоления (у детей школьного возраста) буквенных замен на письме.

Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации, и заключается она, во-первых, в систематическом контроле за правильностью выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле над его речью в обычных жизненных ситуациях — до полного исчезновения в ней звуковых замен. Весь необходимый и расположенный в соответствующей последовательности дидактический материал для автоматизации и дифференциации звуков, начиная со слогов и кончая связными текстами, дан в упомянутом в списке литературы нашем пособии «Говори и пиши правильно».

Такова общая последовательность
логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения у детей. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребенку звук, если состояние его артикуляторной моторики еще не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребенком, не научившимся правильно его произносить, и т. п. (Во многих случаях родители еще до обращения к логопеду упражняют своих детей в чтении и заучивании стихотворений на определенный звук с целью его «исправления», что в итоге приводит к еще большему упрочению неправильной артикуляции звука).

Отметим
особенности применения рассмотренной здесь схемы работы при разных по своей причинной обусловленности формах нарушения звукопроизношения.

При
сенсорной функциональной дислалии такие особенности заключаются в следующем:

1. Преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков).
2. Уделение должного внимания фонематическому анализу слов.
3. Обязательное наличие этапа дифференциации (в речи ребенка) смешиваемых звуков.
4. Целенаправленная работа над изжитием (или предупреждением) буквенных замен на письме.

Преодоление моторной функциональной дислалии имеет такие особенности:

1. В подготовительный период преимущественное внимание уделяется развитию артикуляторной моторики ребенка, выработке у него достаточно четких и координированных артикуляторных движений. Что касается развития слухового восприятия, то здесь важно научить ребенка отличать правильное звучание звука от дефектного (например, нормальное Р от «картавого»).
2. Обычно отпадает необходимость в специальном выделении 3-го этапа работы — этапа дифференциации смешиваемых звуков.
3. Нет необходимости в специальной работе по преодолению (или профилактике) буквенных замен на письме.

При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимости от преобладающей симптоматики в разных вариантах комбинируются приемы работы, применяемые для преодоления моторной и сенсорной функциональных дислалии.

Основная особенность
преодоления механической дислалии заключается в том, что здесь в большинстве случаев не удается ограничиться только логопедической помощью, а необходимо комплексное медико-педагогическое воздействие. При этом даже полное устранение анатомического дефекта обычно не приводит к нормализации звукопроизношения. Неправильный способ функционирования становится привычным и сохраняется даже после полного устранения анатомического дефекта, а значит сохраняется и неправильный способ артикулирования звуков. И даже более того. Если после устранения анатомического дефекта старый способ неправильного функционирования языка оставить неизменным, то он может провоцировать возвращение прежней «патологической формы». Нередко именно вторично нарушенная функция здорового органа (в данном случае — языка) препятствует успешному проведению ортодонтического лечения. По этой причине логопедическая работа, и прежде всего активная артикуляторная гимнастика, важна в этих случаях не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но также и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта.

Что касается последовательности применения методов медицинского и логопедического воздействия, то ее можно варьировать. Хотя с точки зрения
коррекции звукопроизношения было бы целесообразнее сначала устранить анатомический дефект, однако это оказывается не всегда возможным. По этой причине логопедическую работу с ребенком нередко приходится начинать задолго до окончания ортодонтического или хирургического лечения, способствуя тем самым более успешному его завершению.

Наибольшую сложность и своеобразие при
механической дислалии имеет этап постановки звука. В зависимости от достигнутых результатов коррекции анатомического дефекта здесь могут иметь место следующие два варианта постановки:

1. В случае полного устранения аномалий в строении артикуляторного аппарата постановка звука проводится обычным путем, через обучение ребенка придавать своим артикуляторным органам то положение, которое необходимо для нормальной артикуляции звука.
2. При невозможности устранения анатомического дефекта или достижении лишь некоторого его уменьшения перед логопедом стоит сложная задача воспитания правильной артикуляции звука при необычном строении артикуляторного аппарата ребенка. Речь здесь может идти лишь о воспитании так называемой компенсаторной артикуляции, при которой дефект в строении одного органа компенсируется за счет своеобразного, необычного расположения других артикуляторных органов. Основным ориентиром здесь должна служить правильность звучания звука — приходится добиваться нормального (или возможно более близкого к норме) звучания, сознательно идя при этом на необычное расположение артикуляторных органов при произнесении звука.

Автоматизация поставленного звука осуществляется обычным путем. Что касается специальной работы над
дифференциацией звуков, то при механической дислалии ее во многих случаях не требуется, поскольку здесь чаще наблюдается искаженное звучание звуков, чем их полные замены другими звуками.

 


 

 

 Полякова М., Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство

Описание:

Автор, логопед-практик с многолетним стажем, предлагает универсальное руководство по логопедии, с помощью которого родители смогут самостоятельно заниматься с детьми 3-7 лет. В книге рассматриваются практически все проблемы, которые возникают у детей с речью: почему дети долго не начинают говорить или говорят неразборчиво, что делать, если у ребенка короткая уздечка или нарушено восприятие речи, как исправить звукопроизношение, как развить речь ребенка и предупредить нарушение чтения и письма. В каждой теме даются конкретные упражнения, которые помогут справиться с той или иной проблемой. Издание адресовано родителям и логопедам.

 


 



 

  Большакова С., Речевые нарушения и их преодоление

Описание:

В книге рассмотрены основные нарушения произношения, которые могут беспокоить как взрослых, так и детей, названы причины появления дефектов, их наиболее частые внешние проявления. Основная часть этого пособия занята практическим материалом, необходимым для самостоятельной работы по совершенствованию речи и коррекции ее дефектов.
Пособие предназначено для имеющих речевые нарушения подростков и взрослых, а также для логопедов и родителей детей и подростков с дефектами речи.
Комментарий специалиста:
Согласно статистике, количество речевых нарушений у детей и подростков растет. Эти нарушения многообразны: нарушения голоса, заикание, проблемы со звукопроизношением…
В книге даются рекомендации по использованию различных видов логопедических приемов при коррекции голоса, темпа речи, дизартрии, дислалии, заикания. Найдете и упражнения по улучшению дикции и логики речи.

Что такое дислалия?

предыдущая

следующая

Нарушение произношения звуков у малышей-дошколят — явление распространенное. В связи с этим многих родителей волнуют такие вопросы — пройдет ли это само, как помочь малышу и можно ли предотвратить речевые нарушения? Попробуем разобраться!

Разговор двух мамочек. «Логопед сказал, что у Алешеньки дислалия. У него, оказывается, целый „букет“ неправильных звуков!» — с ужасом восклицает одна. «Ничего страшного, — успокаивает другая. — Моей Анечке говорили то же самое. Позанимались со специалистом — и все в порядке, никакого „букета“!»

 

Вооружен — значит, защищен!

На деле за этим замысловатым диагнозом не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушение звукопроизношения. При этом у малыша нормальный слух, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть восприятие речи и лексико-грамматический строй в полном порядке!

Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая (органическая). Мы не стали бы подробно останавливаться на логопедических аспектах данного нарушения, если бы не одно НО. Предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Потому знание механизмов возникновения этого недуга поможет избежать проблемы. Ведь известно изречение: «Вооружен — значит, защищен!»

— Итак, функциональная дислалия. Ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием крохи и социальными условиями его жизни. Если ребенок часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Не исключено, что соматическая ослабленность вызовет и задержку психоречевого развития. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с первых дней жизни малыша!

Функциональная дислалия может появиться и в том случае, если крохе не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, то есть слух на речевые звуки. Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве. Поэтому говорите с малюткой как можно больше. Озвучивайте любое свое и его действие, называйте предметы и явления, рассказывайте сказки, пойте песни. Звуки родной речи должны быть у малыша на слуху. Однако порой и общение может принести вред. Если в разговоре с крохой сюсюкают, коверкают слова, такие «образцы» остаются в памяти и впоследствии проявятся в произношении. Следите за своей речью, ибо для ребенка она является эталоном.

Что делать, если у взрослых имеются свои речевые дефекты? Известно, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение... Во многих случаях дело не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает своим членам специфику произношения, темп и модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности местного говора кроха воспринимает как норму. Он ведь еще не понимает, что правильно, а что — нет. Как же быть, ведь не запретишь родственникам, имеющим речевые дефекты или диалектное произношение, общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Однако доминантная роль в воспитании крохи на этапе становления его речи должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. В идеале это мама, хотя ее с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня либо гувернантка. Выход всегда есть!

 

Ах, какие зубки!

Развитие речи зависит и от физических данных малыша.

Существуют факторы, способные привести к механической дислалии. Среди них дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ (последствия травмы или врожденная патология).

На что же следует обратить внимание?

— Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти, на то, как у малыша расположены зубки. Например, вы хотите проверить прикус. Попросите кроху крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние? Значит, у малыша прогнатия. Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних — налицо прогения.

Возможно, при сомкнутых зубах у ребенка между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это признак переднего открытого прикуса. Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одно-, так и двустороннем).

— Дефекты прикуса часто провоцируют неправильно подобранные пустышки или неоправданно затянувшаяся «дружба» малыша с соской.

— Наследственность тоже играет свою роль. В любом случае, если у малыша что-то не так, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту.

Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывали после 7—8 лет (после смены молочных зубов). Теперь прикус корректируют раньше. Это важно еще и потому, что звукопроизношение формируется к 4—5 годам. Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше.

Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего тормозят появление свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и пр.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки Л и Р. Разумеется, не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но если нарушение звукопроизношения имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.

Иногда с детскими зубками все более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открывать ротик. Вероятно, все дело в строении лицевых костей, в частности в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если же ее движения ограничены, возникают проблемы. На помощь приходят нехитрые упражнения. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз за разом увеличивая раствор между зубками. Или подвигать нижней челюстью из стороны в сторону либо вперед-назад. А можно рассказать малышу одну из историй про Язычок. Так выполнять упражнения намного интереснее!

 

Эти упрямые двери

Из-за постоянной сырости двери

в домике Язычка набухали и не могли плотно закрываться.

Упражнение «Упрямые двери»

Предложите малышу несколько раз опустить и тут же поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая ротик. Сначала сделаем это свободно, а затем — подставив снизу руку и мешая движению челюсти.

Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика.

Упражнение «Упрямые двери»

Вначале малыш раскачивает нижнюю челюсть из стороны в сторону не менее 10 раз. Затем нижнюю челюсть нужно выдвинуть вперед и отодвинуть назад на счет «раз-два».

Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним.

 

Упражнение «Перекос»

— Верхние зубы покусывают нижнюю губу;

— нижние зубы покусывают верхнюю губу;

— чередуйте покусывание нижней и верхней губы.

Все варианты упражнения нужно проделать не менее 5 раз.

Язычок брал в руки рубанок и стесывал края дверей.

 

Упражнение «Рубанок»

— Верхними передними резцами энергично «поскребите» по нижней губе не менее 5 раз;

— проделайте то же самое, но нижними резцами с верхней губой.

Чередуйте оба приведенные движения не менее 5 раз.

Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться.

— Последовательно сомкните сначала зубы, а потом и губы.

Эту историю полезно рассказать, а заодно проделать перечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению. Однако для того, чтобы появились ощутимые результаты, заниматься нужно регулярно, а не от случая к случаю. На первых порах достаточно 5 минут. Постепенно увеличивайте время тренировки до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2—3 раза в день.

Попробуйте сами придумать продолжение истории об упрямых дверях и Язычке. Проявите фантазию!

 

Губки-капризули

В артикуляции звуков немаловажную роль играют губы и их строение. К сожалению, малыши нередко травмируют губки, и на них появляются стягивающие рубцы, ограничивающие подвижность. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка не способствует появлению многих звуков, в частности свистящих и шипящих, а также П, Б, М. На помощь приходят упражнения и массаж. Последний лучше доверить специалистам, а вот артикуляционные тренировки можно проводить дома. Надо лишь помнить несколько правил в добавление к уже перечисленным.

1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, возьмитесь за следующие, не забывая повторять старые.

2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно проконсультироваться с логопедом.

 

А что у нас в ротике?

Осталось поговорить о языке и нёбе. Нарушения в строении языка многообразны. Он может быть массивным (макроглоссия) или, наоборот, крохотным (микроглоссия), рыхлым, желеобразным и т. д. Чаще всего встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что ее можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение! При стойком нарушении звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и если подъязычная связка явно укорочена) выход один — хирургическое вмешательство. Иногда родители из «жалости» к малышу хотят оставить все как есть. Но в таком случае ребенок обречен всю жизнь картавить и страдать от дислалии... Операция позволяет раз и навсегда решить проблему. Однако после нее необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними средствами здесь не обойтись. Понадобятся специальный массаж и артикуляционные упражнения. Зато у ребенка появится наконец чистая речь!

Особенности строения порой затрагивают и нёбо. Оно бывает плоским, щелеобразным, «готическим». И то, и другое, и третье способно привести к тому, что малыш не сможет чисто произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Л. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из этих «плацдармов»... Однако не все так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Естественно, форму нёба изменить не удастся, зато язычок сможет приспособиться к любым неудобствам! Стоит посетить с ребенком несколько занятий, чтобы получить ценные рекомендации и советы.

А вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.

Следует сказать, что аномалии в строении языка и нёба дают самый большой процент речевых нарушений при дислалии. Не поленитесь изучить ротик своего малыша как можно раньше, сходите на консультацию к хирургу-стоматологу, логопеду. Лучше перестраховаться, чем одарить кроху «букетом» дислалии!

 

Артикуляционные упражнения для губ

Они полезны детям, имеющим те или иные отклонения в прикусе.

1. «Улыбка»

Губы естественно растянуты в улыб-ке, зубы сжаты «заборчиком», при этом передние — хорошо видны. Продолжительность не менее

10 секунд.

2. «Трубочка»

Зубы плотно сжаты, а губы вытянуты трубочкой. Продолжительность не менее 10 секунд.

3. Чередуем «Улыбку» и «Трубочку»

На счет «раз-два» повторите оба упражнения не менее 10—15 раз.

4. «Воронка»

Зубы разомкнуты. На счет «раз» губы вытяните трубочкой, на счет «два» — втяните внутрь, подвернув их за зубы. Повторите не менее 10 раз.

5. «Литавры»

Губы слегка подвернуты за зубы внутрь рта. Пошлепайте одной о другую, издавая при этом характерный хлопок. Повторяйте не менее 10 раз.

 

6. «Пофыркивающая лошадка»

Губы расслабьте и фыркните, как это делает лошадка. Повторяйте не

менее 10 раз.

 

7. «Засов»

Зубы плотно сжаты, нижней губой двигайте из стороны в сторону.

8. «Прятки»

а) Нижнюю губу «прячьте» за верхние передние зубы, при этом верхняя губа словно нависает над подбородком. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

б) Верхнюю губу «прячьте» за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, которая тянется вверх, к носу. Удерживайте такое положение

не менее 5 секунд.

в) Чередуйте два предыдущих варианта на счет «раз-два» не менее 10 раз.

г) «Прячьте» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживайте такое положение не менее 5 секу

Дислалия

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения.
В логопедии выделяют две формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:

  1. функциональную
  2. механическую (органическую).

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причиной возникновения функциональной дислалии чаще всего является то, что окружающие своевременно не фиксируют внимания на недостатках произношения ребенка, имитируют его неправильную речь, не помогая ему преодолеть трудность произношения того или иного звука; общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции); избирательное нарушение фонематического слуха; подражание неправильной речи окружающих.
Механическая дислалия появляется вследствие неправильного строения периферического аппарата: челюстей (прогнатия или прогения), зубов (неправильная расстановка, открытый прикус), неба (парез мягкого неба), дефекты языка (короткая подъязычная уздечка).
При функциональных дислалиях может нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются
комбинированные функциональные и механические дефекты.
В отчественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов нарушены. Выделяют
сенсорную и моторную дислалию. Выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематичес-кая и артикуляторно-фонетическая.
В основе
акустико-фонематической дислалии лежит недостаточная не-сформированность фонематического слуха. При этой форме дислалии имеется несформированность операций опознавания, узнавания, смежных акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. При данной форме дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.
К форме
артикуляторно-фонематической дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, замен и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляторной близости звуков. Эти явления могут наблюдаться среди звуков одинаковых по способу образования, между аффрикатами, сонорами.
Дефекты произношения при
артикуляторной фонетической форме дислалии обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофонах).
Для обозначения искаженного произношения звуков речи используются термины, которые образованы от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротоцизм – дефект произношения [р, р']; ламбдацизм – [л, л']; сиг-мацизм – свистящих и шипящих звуков; йотацизм – йот; каппа-цизм – [к, к']; гаммацизм – [г, г']; хитизм – [х, х']. Когда отмечается замена звука на другой, то в этом случае к названию дефекта прибавляется приставка пара-: параротацизм, парасигматизм и др.



Предварительный просмотр:

Программа работы курса «Практическая логопедия»

Пояснительная записка.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем - четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в возрасте 6-8лет наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью - чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

           Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д. одна из насущных проблем, стоящих перед школьным образованием. Именно поэтому, фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем - является важной проблемой логопедической практики.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем

целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и

фонематического недоразвития.

Курс предусматривает следующие виды работ:

Развитие восприятия и дифференциации звуков речи:

  • узнавание и различение неречевых звуков
  • различение правильно и дефектно произнесенного звука
  • различение близких по звуковому составу слов Дифференциация слогов

Дифференциация звуков

Формирование фонематического анализа и синтеза

Развитие артикуляторной моторики

Развитие кинестетического орального праксиса

Развитие кинетического орального праксиса

Развитие интонационной выразительности речи

Формирование ритмической организации высказывания Формирование темповой организации высказывания Формирование интонационной выразительности речи Формирование правильного речевого дыхания

Развитие тонкой моторики

Развитие связной речи

Еще одной из насущных проблем, стоящих перед школьным образованием является затруднения в построении связной монологической речи. Учащиеся при пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаем в  задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа. После того как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. В дальнейшем учим детей творческому рассказу. После этого переходим к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа предшествуют  словарная работа, анализ текста, важная четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии.

Таким образом, данный курс поможет учащимся преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие , нерезко выраженное общее недоразвитие  речи путем целенаправленной логопедической работы.