Хочу поделиться

 

Педагог-психолог Сероева О.А..Открытое коррекционно-развивающее занятие  по коррекции и развитию межличностных отношений младших школьников классов КО.

Занятие № 5. СОТРУДНИЧЕСТВО.  «Мы - вместе». 

 Цель: обучение эффективным способам межличностного взаимодействия.

Задачи:

  1. Обучать детей давать обратную связь в группе (выражать свою точку зрения).
  2. Учить договариваться  в группе в социально приемлемой форме.
  3. Обучать конструктивным способам взаимодействия со сверстниками.

Ожидаемый результат: обучающиеся, знающие и применяющие  приемы договора в процессе группового взаимодействия.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

  1.  МОТИВАЦИЯ (самоопределение)  к учебной деятельности.
  2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
  3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.
  4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  5. ПОСТРОЕНИЕ  ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ  (ПРАКТИКА)
  6. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
  7. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ.

 

 

 

№ 

Этап занятия

Время

Совместная деятельность учителя и обучающихся

На что направлено задание?

Действия учителя

Действия обучающихся

1.

МОТИВАЦИЯ (самоопределение)  к учебной деятельности.

-приветствие

-сводка «душевной погоды»

2

мин.

 

 

-Приветствие

-Наше настроение переменчиво словно погода: иногда спокойная, теплая, солнечная, а иногда сумрачная, холодная

-Прислушайтесь к себе, на какую погоду похоже ваше настроение?

-Влияет ли ваше настроение на отношение с другими людьми?

-Кто управляет вашим настроением?

-Желаю сегодня всем безоблачной погоды в душе и хорошего настроения.

-отвечают

-определяют свое самочувствие в настоящее время («здесь и сейчас») и называют ассоциации с погодой.

 

 

Дискуссия.

Развитие умения определять свое эмоциональное состояние и уважительно относиться к душевному состоянию других.

Создание позитивного настроя на общение в группе.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:

-классификация

-Мозговой штурм

-Мотивация

-определение темы занятия

-Самооценка № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

мин.

1.На доске: Что вы видите? Прочитайте и найдите 1 лишнее слово:

Агрессивность, обидчивость,  сотрудничество, вспыльчивость.

2. ПОЧЕМУ выделили это слово?

-Правильно, как вы понимаете это слово, что такое «соТРУДничество»? (Мозговой штурм).

3. ЗАЧЕМ в жизни необходимо сотрудничать с другими людьми?

3.Как вы дум,  чему сегодня мы будем учиться?

4. Самооценка: на листках бумаги отметьте, когда вы сотрудничаете (взаимодействуете) с ребятами в  классе, то КАК вы это делаете (Ваши действия похожи на:

- ПЕСОК -

- ГЛИНУ -  

- МАЯК-

4 слова.

 

Называют: сотрудничество

 

Говорят:согласие, договор, понимание, взаимодействие, совместное достижение цели,  помощь другим.

 

 

Формулируют: Сотрудничать - вместе трудиться.

 

Заполняют  персональный лист:

  1. ИМЯ
  2. Как я оцениваю себя: «Мое сотрудничество с ребятами класса».

 

Развитие познавательного интереса.

 

 

 

Развитие мыслительной операции: классификация, обобщение

 

 

 

Развитие аналитико-синтетической функции.

 

Развитие адекватной самооценки.

3.

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.

-КУБИКИ-составление слова

-МШТ: «СОГЛАСИЕ»

-Введение сбоя

(разные точки зрения)

-Поиск вариантов договориться

-ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.

3 мин.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие .

1.С помощью кубиков определите 1 слово, которое вам сегодня очень пригодится

 (С- о-г-л-а-с-и-е )

 ЗАДАЧА:

- работать вместе

-оценить работу группы (стенд) Как вы думаете, с помощью чего можно достигнуть согласие в группе? Как это у вас получается? Надо ли этому учиться?

  1. Что надо делать, чтобы в группе было СОГЛАСИЕ?- ЗАПИСЬ на плакате.
  2. А что вы будете делать, если кто-то будет не согласен с вашим мнением?
  3. Перед путешествием предлагаю маленькое ИСПЫТАНИЕ: Цифра 6 или 9. Что вы видите?
  4. КАК НАМ ДОГОВОРИТЬСЯ?

 

  1. Какая задача сегодня будет стоять перед всеми? (перед каждым?)

 

 

1.Собирают слово.

2.Оценивают свою работу и работу группы.

 

 

 

 

 

 

 

МШт: говорят (формулируют правила работы в группе)

 

 

Выдвигают версии.

 

Сидят в кругу: одни говорят – 6, другие – 9.

 

Предлагают пересесть на 1 сторону и всем посмотреть с 1-й стороны.

 

Учиться договариваться.

Развитие групповой сплоченности и адекватной самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие

 

 

 

 

 

Развитие толерантности по отношению к другому мнению собеседника;

ПОИСК вариантов конструктивного взаимоотношения.

4.

ПОСТРОЕНИЕ  ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ  (ПРАКТИКА)

1.»Поляна Согласия»:

-в парах выбирают

1 качество (договариваются)

-объединение с другой парой (4 чел.)-договор

-КРУГ:определяют как договаривались

-Оценка работы гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Озеро «Выручай».

-Тающая льдина (3 варианта)

-Движение на лодках

-ОЦЕНКА раб.гр.

-ЗАПИСЬ способов договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

№3. «Скалистый берег».

-Молча построиться в колонну по росту

-перейти пропасть

-ОЦЕНКА работы

_ЗАПИСЬ способов договора БЕЗ СЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрут № 4: «Необитаемый остров»:

-Выбор 1-го действия –договор

(или поиск другого варианта-согласие всех)

-Кувшин – зашифрованные 2 письма – 2 гр.)

-Оценка работы группы

-ЗАПИСЬ способов договора.

 

ИТАК, путешествие начинается.

Маршрут передвижения состоит из нескольких этапов (ОЗВУЧИТЬ):

МАРШРУТ №1: Поляна «СОГЛАСИЯ»:

1. В парах: на листках бумагинаписаны качества характера. Выберите 1, которые, на ваш взгляд, является  самым важным для команды в путешествии (подчеркните его).

2. Объединитесь с другой (по вашему желанию) парой - выслушайте друг друга и  договоритесь, какое 1 качество характера является, на ваш взгляд, самым важным и необходимым для путешествия.

3. Сядьте в КРУГ и зачитайте по 1-му выбранному качеству характера.

4.Рефлексия: Как вы договаривались? ЧТО делали?

5. Оцените работу всей группы.

 

 

 

МАРШРУТ № 2. ОЗЕРО «ВЫРУЧАЙ»

1.Вы подошли к озеру. Здесь еще в некоторых местах лед. Вы встали на льдину. Выглянуло солнышко и она начала

Медленно таять. ВАША ЗАДАЧА УДЕРЖАТЬСЯ НА ЛЬДИНЕ.

2. Вдруг видите, что недалеко от льдины  находятся 2 лодки. В каждую лодку может сесть только 2 человека, как вы поступите?

Торопитесь, льдина тает. Вам надо перебраться на другой берег озера.

ОЦЕНИТЕ, как вы работали.

КАК ДОГОВАРИВАЛИСЬ?

Молодцы! Все спаслись.

 

МАРШРУТ № 3. «СКАЛИСТЫЙ БЕРЕГ».

  1. На вашем пути высокий обрыв. Необходимо МОЛЧА выстроиться в колонну по одному ПО РОСТУ (ЗД. – самый высокий-лицом к двери) .Разговаривать нельзя, может  сойти снежная лавина.
  2. Вы стоите на узенькой тропке-внизу ПРОПАСТЬ- с конца колонны по одному пройдите вперед ТАК, чтобы не упасть вниз. Друзья оказывают поддержку.

ВЫ УДАЧНО прошли опасное место.

  1. ОЦЕНИТЕ работу всей группы.
  2. КАК вам УДАЛОСЬ БЕЗ СЛОВ ДОГОВОРИТЬСЯ (запись на плакат)-моржет возхникнуть такая ситуация?

 

МАРШРУТ № 4 . Вы достигли ЦЕЛИ : НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ.

Уже темнеет, скоро может пойти сильный дождь.

  1. Договоритесь, ЧТО вы будете ДЕЛАТЬ в 1-ю очередь:

- ставить палатку

-ИЛИ собирать сухие ветки для костра.

(МОЖЕТ БЫТЬ БУДУТ ЕЩЕ другие ВАРИАНТЫ?)

  1. В кувшине 2 зашифрованных письма. Объединитесь в 2 группы так, с кем вы еще не общались сегодня и расшифруйте:« В одиночку не одолеешь и кочку». «Согласие тверже скалы».
  2. ОЦЕНКА РАБОТЫ ГРУППЫ.
  3. Способы договора.

 

Смотрят, слушают.

  1. Создание экстремальной ситуации.
  2. Оказание взаимопомощи в передвижении на лодке (лодка, канат, плот)
  3. Договориться, что вначале будут делать (темнеет и может пойти сильный дождь):

-ставить палатку

-собирать сухие ветки (хворост) для костра

-готовить еду

Говорят: слушали друг друга.

Говорили по очереди.

Были доброжелательны.

Аргументировали свою точку зрения.

Выбирали общий вариант (КАК?)

Голосовали, по считалочке….

 

Стоят на плакате.

Держатся друг за друга на половине плаката.

Лист А-4.

Развитие приемов сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

Развитие умений действовать по правилам.

 

 

 

Развитие чувства взаимопомощи и поддержки.

 

 

 

 

 

Развитие аналитико-синтетической функции.

 

 

 

 

 

 

Развитие рефлексии и групповой сплоченности.

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие умений действовать в экстремальной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление умений и приемов сотрудничать в группе.

5.

РЕФЛЕКСИЯ:

-СО

 

    Самооценка № 2 : оцените себя «Как я договаривался в группе?

КАК Группа действовала, на что была похожа? – глина, песок или маяк.

 

 

ЗАПОЛНЕНИЕ собственных ЛИСТов.

Формирование адекватной самооценки.

-Подведение итога занятия

 

ОБЩИЙ КРУГ: Удалось ли договориться? Чего не хватало?

Что было сложно? Что было удачно?

 Как общались в группе. Что нового узнали о себе и своих друзьях.

Вывод: « В одиночку не одолеешь и кочку». «Согласие тверже скалы».

Подведение общих итогов взаимодействия в группе – говорят по кругу.

Развитие аналитико-синтетической функции.

6

Ритуал прощания

 

Маленькие награды.

Традиционное прощание.

 

 

Завершение занятия с положительным настролем.

 

 

 

Приложение.

МАРШРУТ № 2. ОЗЕРО «ВЫРУЧАЙ»

1.Вы подошли к озеру. Здесь еще в некоторых местах лед. Вы встали на льдину. Выглянуло солнышко и она начала

Медленно таять. ВАША ЗАДАЧА УДЕРЖАТЬСЯ НА ЛЬДИёНЕ.

2. Вдруг видите, что недалеко от льдины  находятся 2 лодки. В каждую лодку может сесть только 2 человека, как вы поступите?

Торопитесь, льдина тает. Вам надо перебраться на другой берег озера.

ОЦЕНИТЕ, как вы работали.

КАК ДОГОВАРИВАЛИСЬ?

Молодцы! Все спаслись.

 

 

 

 

С 

о

г

л

а

с

и

е

Имя_________________________

  1. Я думаю, что умею договариватьсяс ребятами в группе, как (обведи в кружок):
    • МАЯК
    • ГЛИНА
    • ПЕСОК
  2. Я УЗНАЛ, что Я МОГУ договариваться с ребятами в группе, как (обведи в кружок):
    • МАЯК
    • ГЛИНА
    • ПЕСОК

 

Имя_________________________

  1. Я думаю, что умею договариватьсяс ребятами в группе, как (обведи в кружок):
  2. МАЯК
  3. ГЛИНА
  4. ПЕСОК
  5. Я УЗНАЛ, что Я МОГУ договариваться с ребятами в группе, как (обведи в кружок):
  6. МАЯК
  7. ГЛИНА
  8. ПЕСОК