Из опыта работы

Зобнина Наталья Алексеевна

Данный опыт работы предполагает использование разнообразных  игровых приемов в работе учителя-логопеда для формирования у детей навыков самоконтроля за произношением

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Игровые методы формирования  самоконтроля за звукопроизношением у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

                                 (из опыта работы)

                                                                            Зобнина Н.А., учитель-логопед МБДОУ

                                                                         «Детский сад № 33» г. Троицк, Челябинская обл.                        

                                                                                 

     Учите, играя - эта фраза является ключевой в образовании дошкольников. Бессмысленно убеждать в обратном, всех, кто хоть однажды отступил от этой истины, работая с дошкольниками. Задача логопеда реализовать эту истину в  преодолении речевых нарушений. На каждом этапе свои игровые моменты, приемы. И вот вроде уже появились звуки, звук автоматизирован, ребенок дифференцирует звуки. Но нет стойкого, уверенного произношения в потоке речи. В речи ребенка отсутствует момент самоконтроля за собственной речью. Это и стало в моей работе новой проблемой. Уверена, что такая проблема есть у каждого логопеда-практика.

 И вот уже несколько лет для формирования самоконтроля за звукопроизношением использую  игровые приемы. Вот наиболее удачными хотелось бы поделиться:

 « Волшебный фонарик»

Используется небольшое эл.устройство  с лампочкой в виде коробочки от китайских игрушек или обычный мини-светильник, работающий от  батарейки. Лампочка загорается  при нажатии без особых усилий.. Ребенку предлагается, на первом этапе, повторить ряд слов за логопедом после инструкции:

-Сегодня ты будешь сам себя оценивать. Постарайся сам отыскать свои ошибки. Будь внимателен. Если ошибешься - нажми кнопочку. Постарайся, чтобы сигнальный огонек не загорался совсем.

          В последующем такая инструкция дается при произнесении фраз, чистоговорок,  далее, в процессе воспроизведения пересказов и составления рассказов, т.е. в связной речи.

  Дети любят этот вид деятельности. Возрастает качество самоконтроля. Дети делятся с товарищами результатами подобных игр.

Широко используется  игрушки »Ладошки», »Музыкальный молоточек»

В ладоши можно похлопать или постучать музыкальным молоточком только, если звуки или слова произнесены правильно. Такие задания приучают детей вслушиваться в собственное произношение, делают произношение  обычных слов увлекательным занятием.

         Использую необычные игрушки, как правило, это озвученные  игрушки или игрушки из киндер – сюрпризов: Хохотунчик,  небольшая игрушка - человечек с подвижными ногами. Нажимаешь на ноги, раздается достаточно неприятный смех, который заставляет ребенка обратить внимание на ошибку в произнесении. Ребенок стремится контролировать свою речь, чтобы Хохотунчик не посмел  рассмеяться. Дети любят этого героя, но, как правило, его смех для них сигнал неправильного произношения. Очень часто  предлагаю детям послушать себя или товарища вместе с Хохотунчиком.  В результате от детей очень часто можно услышать:

- Сегодня он играл со мной и даже ни разу не засмеялся. Я очень старался! Говорил все правильно.

      Есть в нашей группе еще одна  игрушка – «помогалочка». Дети прозвали его Звукогрыз. Он очень часто приходит на занятия, создает разные проблемные ситуации для детей и всякий раз. Возмущается (если нажать на ноги, у него увеличиваются глаза), если дети  что делают не так. Дети с удовольствием решают поставленные задачи, разрешают проблемные ситуации. Им нравится, когда Звукогрыз смотрит на них обычными добрыми глазами или ни разу не ошибаются, пересказывая тексты с трудными звуками, произнося  чистоговорку.         Обычная инструкция и указания приобретают совершенно иную форму:

- Постарайся сегодня так сказать или рассказать, чтобы понравилось Звукогрызу. И конечно, для ребенка важна оценка, как любимого героя, так и логопеда:  

- Ты – молодчина!! Ни я, ни Звукогрыз, не заметили ни одной ошибки!  Или:

- Вспомни, пожалуйста, произношение, каких слов  удивили Звукогрыза. Скажи еще раз их правильно, чтобы  он не тебя похвалил и порадовался вместе с тобой.

    Желание ребенка выполнять задание с удовольствием, вызывают не только интерес, положительные эмоции, но и формируют чувство радости, успешности. Как правило, ребенку предлагаю игрушку на выбор: «Кому ты хочешь сегодня рассказать?
А ты хочешь, чтобы тебя послушал Котабус  (котенок, который умеет громко мяукать, если ребенок ошибается), Домовенок Кузя, Баба Яга, Знайкин (маленькая театральная кукла, которая, если ей что-то не понравилось произношение звуков, хлопает в ладоши или просто прячется)?

       Дети любят игру «Телефон». Данную игру целесообразно проводить на первом этапе формирования самоконтроля за звукопроизношением, когда ребенок еще ориентирован на помощь взрослого и у него отсутствует стойкие навыки самоанализа качества речи. Логопед и ребенок разговаривают по телефону. Ребенку предлагается повторять звуки, слоги, слова. Телефон звонит, если ребенок ошибается. Используются игрушки – телефоны разного вида.

           Для улучшения качества речи и формирования самоконтроля удачно использование разнообразных фишек. За каждое правильно произнесенное слово ребенок может взять понравившуюся фишку. В конце упражнения подсчитывается результат. В этом случае ребенок самостоятельно оценивает качество произношения, а логопед лишь контролирует  уровень формирования  самооценки. В условиях игры обязательно присутствует награждение, каким то призом, медалью от Говоруна за старание, внимание.

Конечно, не следует эти приемы использовать, не варьируя с другими.

 Как правило,  на конечном этапе подвожу ребенка и к более сложной самооценке своего произношения:

- Какие слова были для тебя самыми трудными. Повтори их, постарайся больше не ошибаться, слушай себя внимательно.

       Игровые мотивации, использование совсем простых, но использование занимательных упражнений очень важны на этапе формирования  речевой самооценки для детей дошкольного возраста. Они делают этот процесс увлекательным, занимательным и, бесспорно, результативным.