Исследовательская деятельность школьников

Федоркова Елена Васильевна

В преподавании химии основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Всё вышеперечисленное можно реализовать при активном использовании в обучении технологий исследовательской направленности.

Исследовательская работа позволяет максимально приблизить обучение к жизни, поэтому различные формы и методы этой деятельности использую как на уроках, так и вне занятий.

Учебно-исследовательская работа - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени  становится не передатчиком знаний, а  партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной  проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и глазах  одноклассников.

В основе исследовательской деятельности лежит проблемное обучение, которое является методом развития самостоятельного творческого мышления. Исходя из этого, включаю учащихся  в исследовательскую деятельность только тогда, когда они достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, так как это  повышает долю их самостоятельности в выполнении эксперимента.

 Со своими учениками я исследую экологическое состояния местных водоемов. Результаты исследований отправляем в экологическую службу города. Сотрудничаем с лабораторией городской больницы и  "Водоканала"  Проводим  социологические опросы населения, отношения жителей к экологической обстановке нашего города, их видения решения проблемы чистой воды.

Организую и провожу конференции по экологическим проблемам, открытые уроки. Со своими учениками выпускаю школьный журнал "Эйкос", в котором регулярно освещаются экологические вопросы. Наши материалы  были представлены на областной  фестиваль "Учитель профильной школы" в номинации "Учитель- автор лучшего сценария занятия предпрофильного курса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценивания исследовательских работ учащихся 8 – 11 классов

Критерий

Балл

Критерий 1. Постановка цели


Цель не сформулирована

Цель сформулирована, но не обоснована

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

Цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована

3


0

1

2

3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы


Тема не раскрыта

Тема раскрыта фрагментарно

Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3


0

1

2


3

Критерий 3. Анализ хода работы, выводы и перспективы


Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в работе, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

2


0

1


2

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе


Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

Автор проявил незначительный интерес к теме, но не продемонстрировал  самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему, применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением  автора к идее работы

3



0



1



2


3

Критерий 5. Исследовательский подход к работе


Данный критерий в работе не представлен

Проведено небольшое (фрагментарное) исследование

Проведено серьезное исследование, проанализированы его результаты

2


0

1

2

Критерий 6. Соответствие требованиям оформления


В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

2



0


1


2

Критерий 7. Качество проведения презентации


Презентация не проведена

Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации,  автор  владеет культурой общения с аудиторией и его выступление   уложилось в рамки регламента

3


0


1



2


3

Критерий 8. Оригинальность идеи и глубина владения материалом


Данный критерий в работе не  представлен

Продемонстрирован самостоятельный подход к проблеме

У автора имеется оригинальная идея и глубокие знания материала

2


0

1

2

Критерий 9. Умение вызвать интерес аудитории


Данный критерий в работе не представлен

Работа вызвала некоторый интерес аудитории

Работа вызвала большой интерес аудитории

2


0

1

2