Опыт Работы. «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования»

 

 

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 

«Центр развития ребенка - Детский сад № 7»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие творческих способностей у детей среднего

дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     автор:

                                                                                     Будылина Анастасия  

                                                                                     Вадимовна

                                                                                     воспитатель  

                                                                                     средней группы                                         

                                                                                     МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 7»           

                                                                                     г. Бийск

                                                                                     т.: 31-43-76

 

 

 

 

 

 

 

г. Бийск, 2013 г.

 

Содержание

 

 

  1. Условия становления опыта.
  2. Актуальность.
  3. Теоретическая база опыта.
  4. Новизна опыта.
  5. Основная педагогическая идея.
  6. Технология опыта.

Задачи, стоящие перед воспитателем.

Принципы работы.

Методы работы.

Формы работы с детьми.

Формы работы с родителями.

  1. Результативность.
  2. Адресная направленность.
  3. Трудоемкость.
  4.  Литература.                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

 

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной  из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей.

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного возраста. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника.

Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

По мнению выдающихся педагогов, т.к. Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, в процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

Условия становления опыта.

         Опыт формировался на базе МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 7» г. Бийска, Алтайского края, ул. Декабристов, 3.

Детский сад работает по основной общеразвивающей программе, разработанной с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.

         При построении предметно-развивающей среды, я обращала внимание на то, чтобы пространство группы было создано таким образом, что каждому ребенку предоставляется возможность выбора самостоятельных действий - просмотра иллюстраций, чтения литературы, лепки, конструирования, рисования, многовариантных игр (дидактических, игр с бросовым, природными  материалами).. Детям необходимо реализовывать свои творческие способности через изобразительную деятельность.

         Для реализации своего опыта были проведены следующие мероприятия:

  • Оформлена картотека творческих заданий, формирующей  художественные способности – творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость.
  • Сделан подбор игр, упражнений творческого характера, развивающие творческие способности у дошкольников средствами изобразительного искусства в условиях детского сада и семьи.
  • Разработан план мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию воспитанию: игры, игры-беседы, упражнения (для овладения практическими навыками).
  • В помещении имеется уголок изодеятельности, способствующий формированию у детей представлений о разных видах изобразительного искусства.
  • Подобрана художественная литература, вызывающая интерес к предметам искусства в быту и способствующая обучению детей несложному композиционному построению сюжета, узора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая база.

 

 

        

  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой.
  • Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике. Под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк.
  • Вегнер А.А. Концепция развития способностей в дошкольном возрасте.
  • Давыдов В.В., Петровский В.А. Личностно-ориентированная модель образовательного процесса.
  • Запорожец А.В. Теория самооценки дошкольного возраста.

 

Программы одобрены Федеральным экспертным советом Минобразования РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВИЗНА ОПЫТА

 

 

Новизна данной работы заключается в систематизации и теоретическом  обосновании важности использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста и разработке на этой основе системы  занятий, бесед развлечений, игр, направленных на художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

 

 

Развитие ребенка как всесторонне-развитой, гармоничной и художественно-эстетической грамотной личности. Общее интеллектуальное развитие ребенка через занятия изобразительной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

 

а) задачи, стоящие перед воспитателем;

б) принципы работы;

в) методы работы;

г) формы работы с детьми;

д) формы работы с родителями.

 

 

А) Задачи, стоящие перед воспитателем:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
  2. Выявить индивидуальные особенности художественно-эстетического развития детей.
  3. Разработать систему мероприятий по развитию творческих способностей в процессе использования нетрадиционной техники рисования.
  4. Стимулировать у детей познавательную активность; развивать любознательность, творческую заинтересованность; способствовать развитию образного, логического мышления.
  5. Познакомить коллег с основными методами и приемами развития изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста.
  6. Повысить уровень художественно-эстетической компетенции родителей. Вовлечь родителей в создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Принципы работы:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера позволяет способствовать всестороннему развитию личности и его индивидуальных способностей;
  • принцип наглядности обеспечивает лучшее и приобретение детьми новых умений и навыков;
  • принцип систематичности и последовательности, придающий системный характер обучению детей различным техникам рисования;
  • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения способствует достижению гармоничности педагогического влияния на воспитанников;
  • принцип научности обеспечивает соответствие системы данной проблемы и возрастных особенностей познавательных функций детей;
  • принцип диалогичности вступает как способ выражения себя в другом;
  • принцип проблемности обеспечивает развитие творчества в процессе решения проблемных задач, назначение и смысл;
  • принцип преемственности обеспечивает взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (родителей, узких специалистов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В). Методы работы:

  • словесный (рассказы, объяснения, пояснения, сообщения, беседы, дискуссии, диалог, вопросы, загадки, пословицы, художественное слово, прослушивание песен, сказок, музыки и т.д.).

Цель: Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, связной речи, кругозора, слуховых анализаторов.

  • наглядный (рассматривание иллюстраций, картин, использование технических средств, наблюдения).

Цель: Способствовать развитию памяти, внимания. Продолжать развивать наглядно-образное и логическое мышление. Развитие познавательной активности дошкольников.

  • практический (продуктивная деятельность, изобразительная деятельность, игры, соревнования, познавательные игры).

Цель: Формирование творческой деятельности, потребности в ней, развитие интереса, способствование усвоению полноценных знаний.

- игровой

Цель: создание условий для привлечения внимания детей и облегчение работы мышления и воображения.

  • проблемно-поисковый (проблемные ситуации, исследование, поиск решения поставленной проблемы и пути ее решения).

Цель: Развитие познавательной активности ребенка, формирование умения анализировать, сравнивать, достигать поставленной цели, делать самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г). Формы работы с детьми:

  • диагностирование,
  • беседы,
  • разговоры;
  • игры (дидактические, развивающие, на развитие творчества, сюжетно-ролевые и т.д.);
  • рассматривание картин, картинок, иллюстраций, готовых изделий, наглядных пособий;
  • чтение художественной литературы;
  • занятия;
  • праздники;
  • развлечения;
  • экскурсии;
  • посещения музея;
  • наблюдения;
  • просмотр видеоматериалов;
  • игровые упражнения;
  • творческие задания;
  • прослушивание аудиозаписей, «живой» музыки;
  • тактильное обследование;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • тематические вечера;
  • досуг, основанный на фольклоре;
  • викторины;
  • создание альбомов;
  • художественные выставки;
  • пальчиковые игры и гимнастика;
  • музыкальные праздники.

Цель:  создание условий для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

 

 

Д). Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • собеседование;
  • наглядная информация;
  • семинары-практикумы;
  • дни открытых дверей;
  • досуговые праздники;
  • развлечения;
  • беседы;
  • мастер-класс;
  • папки-передвижки;
  • папки-раскладушки;
  • выставки детских работ.

Цель:  Ознакомление родителей  со взглядами ведущих специалистов в области педагогики и психологии о влиянии занятий рисованием на развитие творческих способностей и значении изобразительной деятельности для всестороннего развития детей.

 

 

 

Е) Содержание НОД:

Непосредственно-образовательная деятельность по рисованию способствует овладению следующими знаниями:

  • сенсорное:

Цели и задачи: Способствовать развитию цветового восприятия: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет палитры при создании композиции.

  • умственное воспитание:

Цели и задачи: Способствовать развитию всех познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание).

  • формирование элементарных математических представлений:  
  • закреплений знаний направлений: вверху, внизу, справа, слева;
  • геометрических форм;
  • порядковый и количественный счет.
  • Познавательно-речевое:

Цели и задачи:

  • совершенствовать умение правильно использовать в речи прилагательные, образовывать формы
  • формирование основ диалогической речи ребенка;
  • учить активно участвовать в беседе;
  • учить детей описывать предмет, картинку и т.д.
  • Художетсвенно-эстетическое:

Цели и задачи:

  • учить детей видеть красоту окружающего, вызвать интерес изобразить увиденное;
  • развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
  • развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно- творческие способности;
  • развивать желание в рисовании использовать различные цвета, способы, материалы;
  • формировать у детей умение рисовать отдельные предметы, создавать несложные композиции.

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

 

 

Данный опыт работы можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Агафонова, И.Н., Листраткина, В.Г., Иванова, Е.В.: Справочник старшего           воспитателя дошкольного учреждения. - М.:[текст], стр.39. 4,2009.
2. Алехин, А.Д.: О языке изобразительного искусства. – М.: Знание [текст] 1973.
3. Варкин, Н., Калинина, Р.: Дошкольное воспитание. - М.[текст], стр.57. 6,2003.
4. Ветлугина, Н.А.: Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. – М.: Педагогика, [текст], 1980.
5. Дембинский, С.И., Лавров, А.М., Триселев, А.В.: Таблицы по изобразительному искусству. Рисование с натуры и декоративное рисование. Начальные классы. – М.: Просвящение, [текст], 1972.
6. Деньшин, А.: Вятская глиняная игрушка в рисовании. – издана автором.
7. Косминская, В.Б., Васильева, Е.И., Халезова, Н.Б., Лиштван З.В., Казакова, Р.Г.: Теория и методика изобразительной деятельности в дет. саду. – М.: Просвящение, [текст], 1977.
8. Некрасова, А.А.: Справочник старшего воспитателя дошкольного            учреждения – М.: [текст], стр.52. 11,2009.
9. Сакулин, Н.П.: Рисование в дошкольном детстве. –М.:Просвящение, [текст], 1965.

10. Соломенникова, О.: Дошкольное воспитание. - М.: [текст], стр.49. 1,2005.

11. Соломенникова, О.А.: Радость творчества. - М.: мозаика-синтез, [текст] стр.14. 2005.

12. Тиханова, О.: Дошкольное воспитание. – М.: [текст], стр,34. 3,2004.

13. Харкан, Г.: Дошкольное воспитание. – М.: [текст], стр.23. 4,2006.

14. Шевчук, Л.В.: Дети и народное творчество. – М.: [текст], 1985.

15. Шпикалова, Т.Я.: Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: [текст], 1979.