Календарно - тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс

Коданева Любовь Владимировна

Календарно - тематическое планирование.

Программа                           «Школа России»

Класс                                       4 класс

Базовый учебник               Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

          Литературное чтение

Учебник для 4 класса в двух частях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения

/4 класс, 4 часа в неделю, 136 часов/

п/п

№ по разделу

Содержание

УМК

НРК

Основные понятия

Обязательный минимум, повышенный

Кон

троль и практическая часть

                                                         1 четверть- 36 часов

                                (из них НРК -  6 часов, наизусть – 6, проверочные работы- 2)

                                             Раздел: Летописи. Былины. Жития. - 7 часов.

1.

1.

Ознакомление с учебником. Летописи.

Уч.- 1

с.3-6

жанры древнерусской литературы

летопись

летописание

летописец

летосчисление

буквица

заставка-рисунок

миниатюра

библия

особенности жанра - летопись

понимать историчес-кие тексты

2.

2.

Прослеживание пути, приведшего к появлению авторской литературы на основе летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Уч.-1

с. 7-9

 фрагмент летописи

историческое произведение

 понимать смысл, заключенный в летописях

3.

3.

Развитие признаков художествен-ности в летописи

« И вспомнил Олег коня своего».

Уч.-1

с.10-11

сравнить летописный  текст со стихотворе-нием А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

4.

4.

Актуализация представлений о жанре - былина.

«Ильины три поездочки».

Уч.-1 с.12-24

вид устного народного твор-чества-произведе-ние фольклора

былина-старина

эпос

эпическая песня

певцы-сказители

гипербола

аллегория

Виды былин:

1.притча

2.повествование

3.песня

особенности жанра-былина;

средства выразитель-ности былин;

имена былинных героев;

двойная ориентирован-ность былин ;

 чем похожи сказки и былины и чем отлича-ются;

особенности былин, виды былин;

5.

5.

Работа над образным языком былины «Ильины три поездочки»

6.

 Первый учитель зырян.

Хр.-с.41-46

С.В.Жу-

Равлев.

«По-весть о Стефане Пермс-ком».

Сказание-рассказ (преимуществен-но народный) исторического содержания.

7.

6.

Работа над авторским замыслом и идеей произведения, над предметным содержанием текста. «Житие Сергия Радонежского»

Уч.-1

с.25-33

житие

не фольклорное произведение

особенности жанра древнерусского литера-турного творчества- житийная литература

8.

7.

Корни есть не только у дерева.

Проверочная

работа по теме «Жанры древнерусской литературы».

Уч.-1

с.35-36

знать жанры древне-русской литературы;

различать произведе-ния устного народного творчества (фольклора) от авторских произве-дений, сравнивать, обобщать

Пров.

раб.

№1

                                                   Раздел 2:   Чудесный мир классики- 21 час.

9.

1.

Сказки народные и литературные , авторские и поэтические .

П.П. Ершов

«Конек-Горбунок».

Уч.-1

с.41-62

сказка

классика

классический

авторская лите-ратура

1.присказка

2.зачин

3.кульминация

4.развязка

 (концовка)

знать признаки волшебной сказки;

обратить внимание на особенности авторской литературы;

сравнивать сказки с былинами;

знать типы сказок;

10.

2.

 Положительные и отрицательные герои сказки, их характеристика.

 П.П. Ершов

«кКонек-Горбунок».

герои-персонажи

+ и – герои

 находить в абзаце слова-помощники, характеризующие героев и их поступки;

 сравнивать характеры героев;

11.

3.

Работа над идеей сказки.

П.П. Ершов

«кКонек-Горбунок».

 видеть заключенную в сказках народную мудрость, скрытый смысл;

Наи-зусть

№1

(отры-вок)

12.

4.

Авторская поэ-зия: мастерская стиха.

А.С.Пушкин.

У.-1

с.64-67

стихотворение

контраст

рифма

жизнь и творчество А.С.Пушкина

13.

5.

Создание лири-ческого образа произведения

А.С.Пушкина «Няне» с помощью эпитетов.

У.-1

с.68

работа над выразитель-ным чтением;

Наи-

зусть

№2

14.

Поэтическая сказка.

Хр.

с.17-18

М.Н.Ле-бедев. «Сказ-ки».

распознать,какие коми и русские сказки поведала бабушка внукам

 

15.

6.

Наблюдение над использованием художественных средств для создания лирического образа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча».

У.-1

с.69

работа с антонимами и синонимами

сравнить взгляд поэта и взгляд исследователя

Наи-

зусть

№3

16.

7.

Поэзия- мир чувств, впечатлений и переживаний.

А.С.Пушкин.

«Унылая пора!»

У.-1

с.-70

алгоритм:

-видим

-слышим

-чувствуем

образ осени, созданный языком поэзии - уметь передать настроение поэта, выбрать интонацию при чтении,

учиться сравнивать язык поэзии и живописи

Наи-

зусть

№4

17.

8.

Работа над целостным восприятием и осмыслением поэтического текста. А.С.Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

У.-1

с .72-93

приключенческая сказка

историзмы и архаизмы

уметь отличать стих-ие от поэтической сказки;

деление текста на части учить анализировать поступки героев, отличать доброе от злого, торжество добра и справедливости, видеть прекрасное, веселый юмор, колоритные образы, увлекательные сюжеты;

уметь восстанавливать последовательность событий в сказке и пересказывать ее;

находить черты сходства и различия пушкинской сказки с народными и авторскими сказками;

18.

9.

Наблюдение над сюжетной линией.

А.С.Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

синонимы

антонимы

эпитеты

19.

10.

Сюжетные линии в пушкинской сказке.

народный сюжет

20.

11.

Яркость языка поэзии А.С.Пуш-кина. Анализ поэтики литера-турной сказки

(обобщающий урок).

метафора

фразеологизмы

аллитерация

уметь ориентироваться в текстах, которые в пространстве книги расположены не рядом

Наи-

зусть

№5

(отрывок по выбо

ру)

21.

Гордость коми народа - первый коми поэт.

Хр.

с.4-5

И.А.Ку-ратов.

«Коми

язык».

антология коми поэзии

найти эпитеты -описание родного языка;

отношение поэта к коми языку;

определи главную мысль;

22.

12.

Поэт, природа и время. Знакомст-во с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова

У-1.

с.94-97

талант

 многогранность талан-та М.Ю.Лермонтова

23.

13.

Диалог как прием олицетворения. Выделение микрокартин в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека».

У.-1

с.98

художественный образ

пейзажные тайны

олицетворение

находить примеры сравнений и олицет-ворений;

выявлять средства выразительности;

уметь:

-картину увидеть

-звуки услышать

 -почувствовать;

*работа с эпитетами, метафорами, сравне-нииями;

уметь подбирать к словам антонимы, синонимы;

24.

14.

Особенности восточной сказки.

М.Ю.Лермонтов.

«Ашик- Кериб».

У.-1

с.99-113

авторская сказка

подзаголовок

сценические кар-тины (н-с-с-с-к)

сравнить эту сказку с русской народной сказ-кой;

участие в диалоге при обсуждении произведе-ния;

подтверждать свои суждения цитатами из текста;

разбивка текста на сце-нические картины (сце-нические действия);

работать над эпизодами сказки;

определять тему и мысль произведения;

25.

15.

Составление литературного портрета с помощью сравнений.

М.Ю.Лермонтов.

«Ашик- Кериб».

фразеологические

обороты

сравнение

пословица

26.

Особое зрение поэта.Мир чувств героя в поэтичес-ком тексте.

Хр.

с.31

В.Деми-дов.

«Мой старший брат».

27.

16.

Уроки жизни. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

У.-1

с.114-116

уроки на целую жизнь

впечатления от прочитанного;

Какие уроки преподал писатель своему внуку?

28.

17.

Характерные черты главного героя в рассказе «Детство».

У.-1

С.117-120

трилогия

автобиографичес-

кий

29.

18.

Жанровая принадлежность текста: рассказ или басня.

Л.Н.Толстой.

«Как мужик убрал камень».

У.-1

с.121

жанр басня

мораль-поучение

учить последовательно и сознательно перечи-тывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;

 составлять небольшое монологическое выска-зывание с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения

30.

19.

Знакомство с жанром рассказ-этюд.

А.П.Чехов.

«Мальчики».

У.-1

с.122-136

жанр рассказ-этюд

история

деталь схемы- эпизод из рассказа

модель сюжета расска-за

обнаруживать разные сюжетные линии;

находить кульминационные моменты;

особенности восприя-тия мира ребенком;

пересказ текста по плану;

31.

20.

Эмоциональное состояние действующих лиц.

Характеры  герояев.

А.П.Чехов.

«Мальчики».

32.

Наши сверстники.

Хр.

с.10-16

Н.Н.Ку-ратова.

«Давай-те зна-комить-ся и дру

жить».

жанр повесть друг

настоящий друг

портрет

Текст:

1.идея произведения

2.основная мысль

3. тема

работа с пословица-ми,фразеологическими оборотами;

составлять словесный портрет;

33.

21.

Чудесный мир классики.

Проверочная

работа по теме «В мире классики».

У.-1

с.137-138

знать названия, основ-ное содержание изу -ченных литературных произведений; имена , фамилии их авторов;

определять жанры произведений;

Пров.

раб№2

                                                    Раздел: Поэтическая тетрадь- 1

                                             «Светлый край берез, моя Россия!»-11 часов  .

34.

1.

Особенности стихосложения. Использование эпитетов и олицетворений как поэтических средств.

Ф.И.Тютчев.

«Еще земли печален вид…».

У.-1

с.140

рифма

типы рифмы

строфа

заголовок-оживи стих-ие

работа с алго-ритмом

понимать чувства и настроения сти-ий, видеть прекрасное;

выражать свои мысли и чувства словами, де-литься впечатлениями;

сопоставлять живопись и поэзию;

понимать настроение поэта и художника;

работа с антонимами, с синонимами,эпитетами

Наи-

зусть

№6

35.

2.

Закрепление знаний об эпитете, как образном средстве языка.

Образ радуги.

Ф.И.Тютчев.

«Как неожиданно и ярко…».

У.-1

с.141-142

пользоваться цитатами из стих-ий для образ-ного описания картин и реальных событий;

*описание радуги, радужного видения

36.

Встречи с природой.

Хр.

с.6-7

И.В.Ко-данев.

«Стоя-щая у дороги».

правила леса

найти образные выражения- описание сосны и составь рассказ на тему

« Сосна » по плану

                                                                   2 четверть – 28 часов

                                 (из них НРК- 5 часов, наизусть- 5, пров.раб.- 1, контр. раб.- 1,резерв.ур.-1)

37.

3.

Музыкальная поэзия А.А.Фета. «Весенний дождь».

У.-1

с.143

звукопись:

1.аллитерация

2.ассонанс

контраст 

уметь находить самые красивые места в стих-ии, анализировать, сравнивать,  сопостав-лять, делать выводы; выразительно читать-интонацией передавать отношение, чувства автора;

38.

4.

Звукопись как поэтическое средство выразительности. А.А.Фет.

«Бабочка».

У.-1

с.144

39.

5.

Своеобразие поэзии Е.А.Бара-тынского. Использование слов высокого стиля.

 «Весна,весна…».

У.-1

с.145

повтор как сред-ство выразитель-ности

природа-часть Родины

выбирать цитаты для сочинений;

создать диафильм по стих-ию

уметь понимать настроение поэта; ставить вопросы к тексту;

иметь представление о специфике художест-венного образа, выра-женного языком поэ-зии;

 обобщать, озаглавли-вать;

Наи-

зусть

№1(7)

40.

6.

Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире.

Е.А.Баратынский

«Где сладкий

шепот…».

У.-1

с.146

прием контраста и олицетворения

пейзажные тайны

Наи-

зусть

№2(8)

41.

7.

Близость поэзии А.Н.Плещеева с народными песнями. «Дети и птичка».

У.-1

с.147

ритм

развитие творческого воображения в процессе чтения и анализа произведения;

42.

Встречи с природой.

Хр.

с.40-41

С.С.Ра-евский.

«Небес-ный

певец».

прямое и переносное значение

обнаруживать слова, употребленные в пере-носном значении;

смысл заглавия

основная мысль текста

43.

8.

«Подвижные» картины природы в поэзии.

И.С.Никитин.

«В синем небе плывут над полями…»

У.-1

с.148

рифмы-созвучия

.

делить стих-ие на части

Наи-

зусть

№3 (9)

44.

9.

Рассказ- воспоминание как форма поэтического произведения.

Н.А.Некрасов.

«Школьник»,

«В зимние сумерки нянины сказки…».

У.-1

с.149-151

цель

«стать человеком»

забава

страна детства

уметь определять возраст и характер героя по их проявлениям и деталям текста;

понимать текст на уровне содержания;

45.

10.

Яркость красок в поэзии

И.А.Бунина.

«Листопад».

У.-1

с.152-153

сравнение

как создается один и тот же образ  в разных видах искусства;

иметь представление о специфике художест-венного образа, выра-женного языком поэзии, музыки и живописи;

Наи-

зусть

№4

(10)

46.

Наблюдатель-ность поэта.

Хр.

с.28-29

А.Е.Ва-неев.

«Клес-ты».

клест-птица

сопоставление

найти строки: 1.отношение к птицам

2.главная мысль

3.о клестах

47.

11.

Такой незнакомый знакомый мир.

Проверочная

работа по теме «Стихотворе-ние ищет своего поэта».

У.-1

с.155-156

акростих

знать названия стих-ий, их авторов, термины-средства выразитель-ности; уметь соотно-сить фамилии авторов и темы произведений; анализировать,сравни-вать;

Пров.

раб.

№3

                                            Раздел: Литературные сказки - 12    часов.

48.

1.

Особенности композицион-ного построения сказки.

В.Ф.Одоевский.

«Городок в табакерке».

У.-1

с.158-170

повествование

литературная сказка

научно-познава-тельная сказка

49.

2.

Составление плана сказки

В.Ф.Одоевского

«Городок в табакерке».

уметь ориентироваться в развитии сюжета сказки, делить текст на части;пересказ от лица разных героев;

50.

3.

Проявление сказочной логики. В.Ф.Одоевский.

«Городок в табакерке».

51.

Поэтические образы «малой  родины».Дорогая моя столица.

Хр.

с.29-30

В.Ти-мин.

«Моя краси-вая

сто-лица».

«малая родина»

как поэт воспевает столицу ; его отношение,обращение  к «малой родине»;

Наи-

зусть

№5

(11)

52.

4.

Авторские приемы изобра-жения образа, выражения мыслей и переживаний персонажа.

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе".

У.-1

с.171-181

история-сказка

(сказка-несказка)

противопостав-ление

контраст

-описание розы

-образ жабы

противопоставлять  добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, состра-дать, понимать боль других людей;

53.

5.

Идеи произведе-ния, ее оценка.

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе".

двусторонняя связь

контакт-диалог

сказка-терапия

проникать в глубину произведения; давать характеристики; моде-лирование сказки (героев); графическое рисование;введение прблемы;

54.

6.

Взаимосвязь сюжетов сказки.

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе".

пересечение ,объ-единение сюже-тов

кульминацион-ные точки

поиск истины

моделирование сюжет-ных линий

55.

Повесть-сказка по мотивам коми фольклора.

Хр.

с.33-37

А.Клейн

«Вол-шебный камень и книга Белой Совы».

повесть

хранительница

Книга мудрости

выявление жанровых особенностей повести-сказки;

прогнозировать текст

56.

7.

Сказ как особая форма авторской речи.

П.П.Бажов.

«Серебряное копытце».

У.-1

с.182-194

сказ

сказка-рассказ

определение жанровой принадлежности текста;

проникнуть в глубину

авторского замысла произведения; понимать его суть;

57.

8.

Выявление особенности речи героев сказа. П.П.Бажов.

«Серебряное копытце».

фантазия

воображение

характеристика главных героев;

уметь оценивать свое выступление и ответы ребят;

58.

9.

Аналитическое восприятие лите-ратурной сказки.

С.Т.Аксаков.

«Аленький цветочек».

У.-1

с.195-216

литературная сказка

повествование

выделение смысловых частей(деление текста на части) и озаглавли-вание их;

наблюдение за особен-ностями характера и миром чувств героев;

уметь восстанавливать деформированный план;

59.

10.

Реальные и волшебные миры в литературной сказке.

С.Т.Аксаков.

«Аленький цветочек».

эпизод

60.

11.

Ценность мира чувств человека в литературной сказке. С.Т.Аксаков.

«Аленький цветочек».

слова + выраже-ния = словесный портрет

поступок

совесть

61.

Контрольная работа по ито-гам 1 полугодия.

КР№1

62.

Чудесные открытия: взгляд ученого и взгляд писателя.

Хр.

с.7-9

В.М.

Ануф-риев.

«Хозяй-ствен-ный по-пол-зень».

научно-познава-тельный текст

описание

смекалка

составлять различные виды плана:

1.картинный

2.словесный;

3.пересказ по плану;

63.

12.

Самые настоящие чудеса (обобщающий урок).

У.-1

с.217

приметы волшебного и реального в сказках; сходство сюжетных линий, контраст краси-вого и ужасного;

64.

Резервный урок.

                                                               3 четверть - 40 часов.                                 

                                                (из них НРК- 6 часов, наизусть- 4, пров.раб.- 2)

                                                             Раздел:  Делу время- потехе час - 7   часов.

65.

1.

Наблюдение за отражением в тексте времени.

Ценность времени.

Е.Л.Шварц.

«Сказка о потерянном времени».

У.-2

с.4-16

фантазия

время

потерянное время

целостное восприятие произведения;

обратить внимание на пословицы и поговор-ки, употребленные в тексте;

66.

2.

Выполнение основных сказочных законов в литературной сказке.

Е.Л.Шварц.

«Сказка о потерянном времени».

выделение смысловых частей в тексте, озаглавливание их-

9 частей

67.

3.

Наблюдение за характерами, мыслями, чувст-вами персона-жей.

Работа над их характеристи-ками.

Е.Л.Шварц.

«Сказка о потерянном времени».

герой

( +  и  – черты)

чтение по лицам;

дать характеристику героям и персонажам литературного произведения , различая авторский замысел и собственное мнение;

68.

Чудесные открытия в мире природы.

Хр.

с.9-10

С.С.Ра-евский

«Ключ».

ключ

родник

69.

4.

Приемы, которые использует

В. Ю.Драгунский для изображения образа.

«Главные реки».

У.-2

с.17-23

юмор

юмористический рассказ

смех

смешной рассказ

история-сюжет

герой-образ

комический герой

прямая речь

понимать скрытый смысл произведения, проникать в его глубину;

уметь обнаружить комическое в тексте и выявлять его природу;

практическое овладение разными интонациями, выражающие гнев, обиду, возмущение, тревогу, огорчение, недовольство, досаду, счастье, переживание, смех, радость, удивление;

анализировать поступки героев;

70.

5.

Соответствие названия рассказа смыслу и главной идее произведения.

В. Ю.Драгунский

«Что любит Мишка».

У.-2

с.24-28

71.

6.

Комедия, юмор, ирония в произведении В.В.Голявкина

«Никакой я горчицы не ел».

У.-2

с.29-34

юмор

комедия

ирония

оценивать поступки героев, отличать хорошее от плохого;

учить детей учиться на основе рассказов;

показать справедли-вость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»;

72.

Стихи о родном крае.

ХР.

с.20-22

М.Н.Ле-бедев.

«Земля Коми».

работа над образными средствами языка;

73.

7.

Обобщающий урок по разделу «Делу время- потехе час».

У.-2

с.35-36

обобщить знания по данному разделу;

                                                            Раздел: «Страна детства»- 6 часов.

74.

1.

Осознание идеи произведения, его правильная оценка. Раскрытие внутреннего мира героя произведения.

Б.С.Житков.

«Как я ловил человечков».

У.-2

с.38-46

чудеса

фантазер

хитрость

напряженный момент

понимать внутренний мир людей,переживать;

характеризовать глав-ного героя, его поступ-ки;

75.

2.

Ориентирование в развитии сюжета.

Б.С.Житков.

«Как я ловил человечков».

ориентироваться в тексте: находить , зачи-тывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение и подтверждать его цитатами;

76.

3.

Эмоционально-эстетическое  восприятие произведения.

К.Г.Паустовский.

«Корзина с еловыми шишками».

У.-2

с.47-58

эпиграф урока -«Волшебник и великий музыкант»

диалог

пьеса

приемы:

эпитеты

олицетворение

сравнение

идея произведения;

видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир;

77.

4.

Аналитическое восприятие первой и второй частей рассказа.

К.Г.Паустовский.

«Корзина с еловыми шишками».

учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел ав-тора; развивать вообра-жение , воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благо-дарность;

описание дома композитора, осени, осеннего леса, зимы, белых ночей;

уметь слушать, понять и делать выводы;

78.

Резервный урок.

Обдумывающее восприятие третьей и четвертой частей рассказа. К.Г.Паустовский.

«Корзина с еловыми шишками».

79.

Наблюдение за выражением авторской точки зрения.

Хр.

с.37-39

И.В.Ко-данев.

«Кто сильнее испугался?».

хозяин тайги

повадки

составлять словесный портрет хозяина тайги, передав отношение автора к нему;

80.

5.

Осознание идеи произведения, ее оценка и выражение своего отношения к прочитанному.

М.М.Зощенко.

«Елка».

У.-2

с.59-64

последствия своих поступков

анализ своих поступков и поступков других;

81.

6.

Обобщение по разделу «Страна детства».

У.-2

с.65-66

                                                  Раздел: Поэтическая тетрадь-2

                                      «Мне вспомнились детства далекие годы…»-  6  часов.

82.

1.

Целостное восприятие и осмысление поэтического текста. В.Я.Брюсов.

«Опять сон».

У.-2

с.68

сон

видение

воспоминания детства

четверостишия

интонация

паузы

настроение

уметь понимать чувства и настроения стихотворений;

Наи-

зусть

№1

(12)

83.

2.

Детские ощущения поэта.

В.Я.Брюсов.

«Детская».

У.-2

с.70

84.

3.

Красота, точность, звучность поэтического слова.

С.А.Есенин.

«Бабушкины сказки».

У.-2

с.71

сказка

 рассказчик

бабушкины сказки  остаются в душе, в памяти на всю жизнь;

85.

4.

Целостное восприятие и осмысление поэтической лирики М.И.Цветаевой.

«Бежит тропинка с бугорка…».

У.-2

с.72

лирика

целостное восприятие и осмысление поэтической лирики;

раскрываем мир поэзии;

Наи-

зусть

№2

(13)

86.

5.

Образность, емкость, красота поэтического слова.

М.И.Цветаева.

«Наши царства».

У.-2

с.73

царство-волшебная страна

прием сравнения

87.

Рождение поэта на северной земле.

Хр.

с.27

А.Е.Ва-неев.

«Дере-венька моя».

образные средства языка:

1.эпитеты

2.метафоры

3.олицетворения

4.сравнение

описывать красоту северной земли;

88.

6.

Завязка, тайны искусства.

Проверочная

работа по теме

«Страна далекого детства».

У.-2

с.74

в виде игры «Страницы устного журнала» или

«Страна далекого детства»

Пров.

раб.

№4 .

                                                 Раздел: «Природа и мы»- 8  часов.

89.

1.

Выделение законченных частей и работа над содержанием текста.

Д.Н.Мамин-Сибиряк.

«Приемыш».

У.-2

С.76-84

егерь

лесничий

поступок

деление текста на 4 части;

уметь объяснить название рассказа, самим придумывать названия к тексту;

обнаруживать самый напряженный момент-кульминационный; анализировать характер и поступки героев;

выборочный пересказ-история Собольки и Приемыша;

90.

2.

Характеристика героев и отношений между героями.

Д.Н.Мамин-Сибиряк.

«Приемыш».

91.

3.

Сюжетная линия произведения.

А.И.Куприн.

«Барбос и Жулька».

У.-2

с.85-91

рассказ о собачьей дружбе,

верности

раскрыть смысл рассказа- смысл дружбы и верности;

описать внешний вид каждой собаки;

анализировать поступки героев;

творческий пересказ от имени Барбоса;

рассказ о сороках;

92.

Резервный урок.

Авторский замысел и идея произведения.

А.И.Куприн.

«Барбос и Жулька».

93.

4.

Аналитическое восприятие рассказа.

М.М.Пришвин.

«Выскочка».

У.-2

с.92-95

история-рассказ

раскрыть смысл рассказа;

«Охранять природу – значит охранять Родину» (Пришвин)

94.

Удивительное рядом.Рассказы о природе.

Хр.

с.32

В.С.Жу-равлев-

Печор-ский.

«Зади-ра.», «Травя-ник».

виды текста

выразительные слова и словосо-четания

задавать вопросы к тексту;

пересказ близко к тексту;

пересказ истории от имени собак;

95.

5.

Особое отношение писателя к животным.

Е.И.Чарушин.

«Кабан».

У.-2

с.96-99

юмористический рассказ

учить понимать «братьев наших меньших»;развивать наблюдательность;

описание обита-теля зоопарка;

96.

6.

Первичное эмоциональное восприятие произведения.

В.П. Астафьев.

«Стрижонок Скрип».

У.-2

с.100-110

история про стри-жонка

эпитеты для описания птиц

анализировать поступки героев;

делить текст на части (7 частей) , озаглавли-вать каждую часть;

составлять сравнитель-ное описание на основе текста; сравнительная характеристика лебедей и стрижей;

открывать «тайны » природы;

97.

7.

Аналитическое и обдуманное восприятие произведения.

В.П. Астафьев.

«Стрижонок Скрип».

98.

Резервный урок.

Открытие «тайн» природы.

В.П. Астафьев.

«Стрижонок Скрип».

99.

Удивительное рядом.Рассказы о природе.

Хр.

с.33

В.С.Жу-равлев-

Печор-ский.

«Лож-ная тре-вога.», «Живая радуга».

рассказать о своих удивительных встречах в природе;

озаглавить описания;

100.

8.

Вперед по дороге открытий.

Проверочная

работа по теме

«Природа и мы».

У.-2

с.111-112

Пров.

раб.

№5

                                                               Раздел: Поэтическая тетрадь - 3

                                                       « Поэзии прекрасные страницы…» - 6 часов.           

101.

1.

Образ золотой осени, созданный языком поэзии.

Б.Л.Пастернак.

«Золотая осень».

У.-2

с.114-115

выразительные слова и сравнения

образ осени

соотносить строчки стихотворения к картине;

102.

2.

Чудеса поэтических и живописных образов.

С.А.Клычков.

«Весна в лесу».

У.-2

с.116-117

сравнивать два произведения: картину и стихотворение;

Наи-

зусть

№3

(14)

103.

3.

Прослеживание по строфам интонации в композиции стихотворения

Д.Б.Кедрина

«Бабье лето».

У.-2

с.118

явление природы

«бабье лето»

показать, что осень скоро уступит место зиме;

Наи-

зусть

№4

(15)

104.

4.

Понимание образного языка поэтической речи.

Н.М.Рубцов.

«Сентябрь».

У.-2

с.119

восклицательные предложения

понимать настроение поэта;

                                                                  4 четверть – 32 часа.

                                     (из них НРК- 5 часов, наизусть-5 , пров.раб.- 1,контр.раб.-1 )

105.

Лирическое признание любви к северной столице.

Хр.

с.29-30

В.Бати

щев.

«Гимн Сыктывкару».

гимн

столица 

край

находить строки , в которых выражена любовь поэта к родному краю, его

настроение;

106.

5.

Кольцевая композиция. Целостное восприятие и осмысление сюжетного стихотворения.

С.А.Есенин.

«Лебедушка».

У.-2

с.120-125

поэтическое про-изведение

сюжетное стих-ие

Темп:

1.медленный

2.напевный

3.быстрый

отношение к лебедуш-ке поэта и ребят;

Наи-

зусть

№1

(16)

(отры-вок)

107.

6.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».

У.-2

с.126

развивать творческие способности;

                                                        Раздел: « Родина» - 5 часов.

108.

1.

Разные образы Родины.

Сходство поэзии И.С.Никитина с народной песней.

«Русь».

У.-2

с.128-132

Родина-Россия, Отечество, отчизна.

Родина-мама, солнце, природа, земля отцов, предков.

родная земля

понимать поэтические произведения о родине;

воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину;

109.

2.

Роль эпитетов в стихотворении

С.Д.Дрожжина

«Родине».

У.-2

с.133-135

Наи-

зусть

№2

(17)

110.

3.

Основные стилевые черты лирики.

Образ Родины для русского поэта А.В.Жигулина.

 «О, Родина!».

У.-2

с.138

озаглавить текст

111.

4.

Целостное восприятие и осмысление поэтического текста- баллады.

Б.А.Слуцкий.

«Лошади в океане».

У.-2

с.139-140

лирика

баллада

учить чувствовать произведения, понимать их;

Наи-

зусть

№3

(18)

112.

Гимн о родном крае.

Хр.

с.3

Государствен-ный гимн РК.

описание

пейзажные тайны се-вера,что воспеваем:

1.северный край

2.суровые условия

3.таежный лес

4.отношение к Родине

5.чувство

6.настроение

Наи-

зусть

№4

(19)

113.

5.

Обобщающий урок по теме «Родина».

У.-22

С142.

                                                              Раздел: « Страна Фантазия» - 5  часов.

114.

1.

Необычное в обычном:фантас-тические откры-тия.ЕСВелтистов.«Приключения Электроника».

У.-2

с.144-149

фантастическая повесть

фантастика

сравнение

находить в тексте нуж-ные отрывки, анализи-ровать поступки героев;

115.

2.

Особое зрение писателя-фантас-та: способность видеть чудеса.

Е.С.Велтистов.

«Приключения Электроника».

116.

3.

Фантастическая повесть: мир превращений и открытий.

Кир Булычев.

«Путешествие Алисы».

У.-2

с.150-157

комичность

истории

составлять картинный план ;

работать с именами существительными, многозначными словами;

117.

4.

Наблюдение за особенностями характера героини.

Кир Булычев.

«Путешествие Алисы».

118.

Разная природа вымысла.

Фантастическая сказка.

Хр.-

с.22-26

Е.В.Га-бова.

«Встре-ча с Маленьким прин-цем».

фантазия

воображение

вымысел

литературный персонаж

обнаруживать фантас-тическое в литератур-ном тексте и выявлять ее природу

119.

5.

Путешествие по «Стране Фантазии».

Проверочная

работа по теме «Тихая моя Родина».

У.-2

с.158

различать фантасти-ческую литературу от сказки; отличие главных героев от сказочных персонажей;

Пров.

раб№6

                                                        Раздел: «Зарубежная литература» - 8  часов.

120.

1.

Особенности языка Джонатана Свифта в сказке

«Путешествие Гулливера».

У.-2

с.160-166

сказка-повесть

зарубежная литература

иметь представление о зарубежной литерату-ре (явные особенности зарубежной авторской сказки);уметь понимать авторский замысел, идею произведения;

сравнивать:

1.образы героев

2.характеры героев;

работать над развитием фантазии, воображе-нием;

находить «бродячие» сюжеты,наречия;  

121.

Резервный урок.

Проявление сказочной логики в сказке Джонатана Свифта

«Путешествие Гулливера».

122.

2.

Целостное восприятие и осмысление произведения.

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

У.-2

с.167-193

«Сказки не надо сочинять, их надо только разбудить,

-писал Андерсен.

читать и анализировать сказку, выдвигать идеи, доказывать; выбирать слова для подтвержде-ния своих мыслей; находить ответы на вопросы к тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; восстанавливать последовательность событий, находить пропущенные эпизоды;

находить кульминаци-онные моменты;

выявлять серьезные нравственные пробле-мы в сказке;

различать зарубежный фольклор от фольклора русского народа;

123.

3.

Побуждения, мотивы поведения, их отношение, эмоциональное состояние действующих лиц.

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

 сложный план

характеристика (слова-действия)

фразеологические обороты

124.

4.

Нравственные проблемы в сказке.

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

125.

Резервный урок.

Отслеживание сюжетных линий сказки.

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

126.

Резервный урок.

Формирование проблемы сказки.

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

127.

Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэти-ческая басня.

Хр.

с.18-19

М.Н.Ле-бедев.

«Само-вар».

древний жанр словесности-басня 

мораль

*Структура басни:

1.сюжетная часть

2.нравоучение в виде итоговой морали

сюжет

фабула

идея

иметь представление о жанре басни;

уметь отличать ее от сказки , рассказа методом сравнения;

определять басню как жанр литературы по характерным признакам:

1 аллегоричность

2. мораль

3.поучительность;

сравнивать басни по разным основаниям;

перечислять признаки басни как литератур-ного жанра;

различать речь автора и героев басни;

читать басню по ролям;

Наи-

зусть

№5

(20)

128.

5.

Приключенчес-кая повесть.

Марк Твен

«Приключение Тома Сойера».

У.-2

С.194-200

приключенческая повесть

уловки

характеристика

чтение по ролям, пересказывать текст от имени героя;

знать классиков зару-бежной литературы;

129.

Резервный урок.

Характеристика персонажей и их взаимоотноше-ний в соответст-вии с авторским замыслом.

Марк Твен

«Приключение Тома Сойера».

130.

6.

Понимание авторского замысла и идеи произведения.

Сельма Лагерлеф

«Святая ночь».

У.-2

с.201-208

история-рассказ

сказание о Христе

Рождество Хрис-тово

анализировать характер и поступки героев;

131.

Резервный урок.

Наблюдение за особенностями характера и миром чувств героя.

Сельма Лагерлеф

«Святая ночь».

составить план бабушкиного рассказа о рождественской ночи для пересказа;

пересказ текста от имени пастуха;

132.

7.

Сельма Лагерлеф

«В Назарее». Понимание авторского замысла и идеи произведения.

У.-2

с.209-216

Иисус

Иуда

анализировать характер и поступки героев;

133.

Резервный урок.

Наблюдение за характерами героев, их эмоциональное состояние.

Сельма Лагерлеф

«В Назарете».

дать характеристику главным героям при помощи слов, которые отражают эмоциональ-ное состояние;

134.

Контрольная работа по итогам года.

КР№2

135.

8.

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

У.-2

с.217

знать названия, авторов, героев и сюжеты произведений данного раздела;

136.

Памяти павших.

Хр.

с.46-47

А.Е.Ва-неев.

«Дере-венька моя».

война

военные годы

рассказ об участии коми народа в борьбе с фашизмом;

память о погибших земляках;

Практическая часть программы.

Содержание

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

За год

1.

Контрольные работы

-

1

-

1

2

2.

Проверочные работы

2

1

2

1

6

3.

Наизусть

6

5

4

5

20

4.

Техника чтения

2

2

3

2

9

Национально- региональный компонент.

6.

1.

НРК 

Первый учитель зырян.

Хр.-с.41-46

С.В.Жу-

Равлев.

«По-весть о Стефане Пермс-ком».

сказание

14.

2.

НРК

Поэтическая страница.

Хр.

с.17-18

М.Н.Ле-бедев. «Сказ-ки».

распознать,какие коми и русские сказки поведала бабушка внукам

 

21.

3.

НРК

Гордость коми народа - первый коми поэт.

Хр.

с.4-5

И.А.Ку-ратов.

«Коми

язык».

антология коми поэзии

найти эпитеты -описание родного языка;

отношение поэта к коми языку;

определи главную мысль;

26.

4.

НРК

Особое зрение поэта.

Мир чувств героя в поэтическом тексте.

Хр.

с.31

В.Деми-дов.

«Мой старший брат».

32.

5.

НРК

Наши сверстники.

Хр.

с.10-16

Н.Н.Ку-ратова.

«Давай-те зна-комить-ся и дру

жить».

жанр повесть друг

настоящий друг

портрет

Текст:

1.идея произведения

2.основная мысль

3. тема

работа с пословица-ми,фразеологическими оборотами;

составлять словесный портрет;

36.

6.

НРК

Встречи с природой.

Хр.

с.6-7

И.В.Ко-данев.

«Стоя-щая у дороги».

правила леса

найти образные выражения- описание сосны и составь рассказ на тему

« Сосна » по плану

42.

7.

НРК

Встречи с природой.

Хр.

с.40-41

С.С.Ра-евский.

«Небес-ный

певец».

прямое и переносное значение

обнаруживать слова, употребленные в пере-носном значении;

смысл заглавия

основная мысль текста

46.

8.

НРК

Наблюдатель-ность поэта.

Хр.

с.28-29

А.Е.Ва-неев.

«Клес-ты».

клест-птица

сопоставление

найти строки: 1.отношение к птицам

2.главная мысль

3.о клестах

51.

9.

НРК
Поэтические образы «малой  родины».Дорогая моя столица.

Хр.

с.29-30

В.Ти-мин.

«Моя краси-вая

сто-лица».

«малая родина»

как поэт воспевает столицу ; его отношение,обращение  к «малой родине»;

Наи-

зусть

№5

(11)

55.

10.

НРК

Повесть-сказка по мотивам коми фольклора.

Хр.

с.33-37

А.Клейн

«Вол-шебный камень и книга Белой Совы».

повесть

хранительница

Книга мудрости

выявление жанровых особенностей повести-сказки;

прогнозировать текст

62.

11.

НРК

Чудесные открытия: взгляд ученого и взгляд писателя.

Хр.

с.7-9

В.М.

Ануф-риев.

«Хозяй-ствен-ный по-пол-зень».

научно-познава-тельный текст

описание

смекалка

составлять различные виды плана:

1.картинный

2.словесный;

3.пересказ по плану;

68.

12.

НРК

Чудесные открытия в мире природы.

Хр.

с.9-10

С.С.Ра-евский

«Ключ».

ключ

родник

72.

13.

НРК

Стихи о родном крае.

ХР.

с.20-22

М.Н.Ле-бедев.

«Земля Коми».

работа над образными средствами языка;

79.

14.

НРК

Наблюдение за выражением авторской точки зрения.

Хр.

с.37-39

И.В.Ко-данев.

«Кто сильнее испугался?».

хозяин тайги

повадки

составлять словесный портрет хозяина тайги, передав отношение автора к нему;

87.

15.

НРК

Рождение поэта на северной земле.

Хр.

с.27

А.Е.Ва-неев.

«Дере-венька моя».

образные средства языка:

1.эпитеты

2.метафоры

3.олицетворения

4.сравнение

описывать красоту северной земли;

94.

16.

НРК

Удивительное рядом.Рассказы о природе.

Хр.

с.32

В.С.Жу-равлев-

Печор-ский.

«Зади-ра.», «Травя-ник».

виды текста

выразительные слова и словосо-четания

задавать вопросы к тексту;

пересказ близко к тексту;

пересказ истории от имени собак;

99.

17.

НРК

Удивительное рядом.Рассказы о природе.

Хр.

с.33

В.С.Жу-равлев-

Печор-ский.

«Лож-ная тре-вога.», «Живая радуга».

рассказать о своих удивительных встречах в природе;

озаглавить описания;

105.

18.

НРК

Лирическое признание любви к северной столице.

Хр.

с.29-30

В.Бати

щев.

«Гимн Сыктывкару».

гимн

столица 

край

находить строки , в которых выражена любовь поэта к родному краю, его

настроение;

112.

19.

НРК

Гимн о родном крае.

Хр.

с.3

Государствен-ный гимн РК.

описание

пейзажные тайны се-вера,что воспеваем:

1.северный край

2.суровые условия

3.таежный лес

4.отношение к Родине

5.чувство

6.настроение

Наи-

зусть

№4

(19)

118.

20.

НРК

Разная природа вымысла.

Фантастическая сказка.

Хр.-

с.22-26

Е.В.Га-бова.

«Встре-ча с Маленьким прин-цем».

фантазия

воображение

вымысел

литературный персонаж

обнаруживать фантас-тическое в литератур-ном тексте и выявлять ее природу

127.

21.

НРК 

Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэти-ческая басня.

Хр.

с.18-19

М.Н.Ле-бедев.

«Само-вар».

древний жанр словесности-басня 

мораль

*Структура басни:

1.сюжетная часть

2.нравоучение в виде итоговой морали

сюжет

фабула

идея

иметь представление о жанре басни;

уметь отличать ее от сказки , рассказа методом сравнения;

определять басню как жанр литературы по характерным признакам:

1 аллегоричность

2. мораль

3.поучительность;

сравнивать басни по разным основаниям;

перечислять признаки басни как литератур-ного жанра;

различать речь автора и героев басни;

читать басню по ролям;

Наи-

зусть

№5

(20)

136.

22.

НРК

Памяти павших.

Хр.

с.46-47

А.Е.Ва-неев.

«Дере-венька моя».

война

военные годы

рассказ об участии коми народа в борьбе с фашизмом;

память о погибших земляках;

   

                                                         ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1

                                                  Тема: «Жанры древнерусской литературы».

                                                                          Вариант-1

1.Объясните значение слова былина.

2.Назовите героев былин киевского цикла.

3.Приведите пример троекратного повтора в былинах.

4. Чем необычна жизнь Сергия Радонежского?

5 Что такое летопись?

6.Назовите имена братьев – создателей славянской азбуки.

                                                               

                                                               ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1

                                                  Тема: «Жанры древнерусской литературы».

                                                                            Вариант-2

1.Объясните значение слова житие.

2.Кто основал монастырь, посвященный Святой Троице?

3.Какие условия поставила князю Петру Феврония за его излечение?

4.Чем похожи сказки и былина и чем они отличаются?

5.Как называлась первая отпечатанная книга?

6.Что такое буквица?

                                                           ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2

                                                            Тема: «В мире классики».

                                                                            Вариант-1

1.Только по одной строчке назови имя автора и название стихотворения.

                 *  « И молния грозно тебя обвивала…»

*  « Вскормлен грудью облаков…»

2.Узнай сказку по пословице и докажи отрывками из текста.

                * Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.

*Хотя с нуждою, а добился чести.

3.В чем необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность?

4.Узнай произведение, имя автора по опорным словам:

                 * маленький человек                * бизоны

                 * Калифорния                           *  мустанги

                 *  Америка                                 * « Монтигомо Ястребиный Коготь»

5.Что сближает рассказы «Детство» Л.Н.Толстого и «Мальчики» А.П.Чехова?

    Чем они различаются?

6.Узнай по фамилии имя и отчество писателя.

                   * Ершов

                 

                 * Пушкин

                 

                 * Лермонтов

                                                       ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2

                                                            Тема: «В мире классики».

                                                                            Вариант-2

1.Только по одной строчке назови имя автора и название стихотворения.

                 *  « Глядишь в забытые ворота…»

*  «И редкий солнца луч, и первые морозы…»

2.Узнай сказку по пословице и докажи отрывками из текста.

                * Живи добрее, будешь всем милее.

* Чем крепче дружба, тем легче служба.

3.Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях?

4.Узнай произведение, имя автора по опорным словам:

                 *  кресло                        * слезы

                 *  Маман                        * « Спаси ,Господи, папеньку и маменьку»

                 *  душечка                     * одеяльце

5.Что сближает рассказы «Детство» Л.Н.Толстого и «Мальчики» А.П.Чехова?

    Чем они различаются?

6.Узнай по фамилии имя и отчество писателя.

                   * Толстой

                 

                 * Пушкин

                 

                 * Чехов

                                                     ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №3

                                            Тема: «Стихотворение ищет своего поэта».

                                                                      Вариант-1

  1. «Узнай поэта» ( по биографическим сведениям определить , о каком поэте идет речь).

*В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горации. Кто он?

         

           *   Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор              Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.

           

          *Пушкин сказал о нем: «…оригинален- ибо мыслит».

  1. «Стихотворение ищет своего автора» ( определить автора стихотворения и его название).

                                      *  *  *

                     Как неожиданно и ярко,

                                       На влажной неба синеве,
                                      Воздушная воздвиглась арка

                                       В своем минутном торжестве!

 

                                                      *   *  *

                                       Завтра вы спать еще будете, детки,

                                      А уж мы все понесемся на юг.

  1. «Литературные исследователи».

                  а)  Что такое олицетворение? Что помогает оно почувствовать и понять?

           

                  б)  Подчеркни олицетворение.

                                                     *   *   *

                                     Месяц огненным шаром встает,

                                     Красным заревом лес обдает.

                             

                                                    *   *   *

                                           Под ледяной

                                           Своей корой

                                           Ручей немеет.

                   в) Что такое строфа?

                                               ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №3

                                     Тема: «Стихотворение ищет своего поэта».

                                                                      Вариант-2

  1. «Узнай поэта» ( по биографическим сведениям определить , о каком поэте идет речь).

* Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

         

           * От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в                                              

              достижении цели.

           

* Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе

    А.П.Чехове.

  1. «Стихотворение ищет своего автора» ( определить автора стихотворения и его название).

                                      *  *  *

                    Не спрашивай: откуда появилась?

                                              Куда спешу?

                                      Здесь на цветок я легкий опустилась

                                              И вот- дышу.

 

                                                      *   *  *

                                       Весело мчится. На полном бегу

                                       Набок салазки – и Саша в снегу!

  1. «Литературные исследователи».

                  а)  Что такое эпитет? Что помогает он почувствовать и понять?

           

                  б)  Подчеркни эпитеты.

                                                     *   *   *

                                     В синем небе плывут над полями

                                     Облака с золотыми краями;

                             

                                                    *   *   *

                                      И мертвый в поле стебль колышет,

                                      И елей ветви шевелит.

                   в) Что такое ритм и рифма в стихотворении?

                                                ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №4

                                                Тема: «Страна далекого детства».

                                                                      Вариант-1

  1. «Загадки в пословицах и поговорках» 

  а) отгадать загадку в пословицах и поговорках, вспомнить в какой сказке встречается этот предмет:

*  Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

*  Ласточка день начинает, а он кончает.

                  *  Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка.

                  *  Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонешь.

                  *   Незваный он хуже татарина.

       б) к каким произведениям раздела их можно отнести:

                  *  Поздно поднялся-                                     *  Ученику- удача,

                      День потерял                                                 учителю- радость.

                      В молодости не учился-

                      Жизнь потерял.

        в)  изменив одно или два слова , верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание:

                    *   По лесу надо с корзинкой ходить.

                    *   Скучен день до вечера , коли делать уроки.

    2.  «Узнай автора».

                * Родился он на Урале , в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди ,   предания, сказки и песни родного Урала.

  1. « Узнайте произведение».

*  «Попробуй в классе запой- сразу выгонят».

                  *  « Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное».

                  *  Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

                  *  Эта девочка вдохновила великого композитора.

       4.  « Где это было?»

               * Где проводил осень Эдвард Григ?

               * Где провел детство Б.Житков?

       5. « Соотнеси имена поэтов и годы их жизни».

             *  В.Я.Брюсов                      1895-1925

         М.И.Цветаева                  1892-1941

        С.А.Есенин                      1873-1924

     6. «Мое мнение».

                 *  Дороги ли авторам воспоминания детства? Почему? Докажи.

            *   Чем отличается жизнь детей от жизни взрослых в произведениях?

                                               ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №4

                                               Тема: «Страна далекого детства».

                                                                      Вариант-2

            1.«Загадки в пословицах и поговорках» 

 а)  отгадать загадку в пословицах и поговорках, вспомнить в какой сказке встречается этот предмет:

*   Мал горшок, да ее варит.

*   Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

                  *    Ее маслом не испортишь.      

                  *    Не вся та она , что звучит.

                  *    Под хорошую ее и змеи пляшут.

      б) к каким произведениям раздела их можно отнести:

          * Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года,       *  Не тот грамотен, кто читать умеет,

             Чтобы научиться лени- только три дня.                          А тот, кто слушает и разумеет.

    в)  изменив одно или два слова , верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание:

                  *  Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

                  *  Испокон века телевизор растит человека.

  1. «Узнай автора».

                   * Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

       3.  « Узнайте произведение».

                    *  «Грохочут грузовики- скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

                    *  «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить».

                    *  Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

                   *  Этот инструмент мог петь обо всем.

      4.  « Где это было?»

*  Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история.

    Куда был отправлен мальчик?

*  В Санкт- Петербурге, в семье художника родился этот писатель.

       5. « Соотнеси имена поэтов и годы их жизни».

             *   В.Я.Брюсов                      1892-1941г.

         М.И.Цветаева                  1895-1925г.

        С.А.Есенин                      1873-1924г.

      6. «Мое мнение».

                 *  Дороги ли авторам воспоминания детства? Почему? Докажи.

            *   Чем отличается жизнь детей от жизни взрослых в произведениях?

                                                                 ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №5

       ТЕСТ                                                        Тема: «Природа и мы».

1.   Как назвал свой рассказ М.М. Пришвин?

              а) «Попрошайка»,

              б) «Выскочка»,

              в) «Зазнайка».

2.    Кто главный герой рассказа М.М.Пришвина?

              а) собака,

  б)  сорока,

  в) ворона.

3.    Кто автор рассказа « Приемыш»?

               а) М.М.Пришвин

               б)  Д.Н.Мамин-Сибиряк

               в)  Е.И.Чарушин

4.    Кем еще был писатель Е.И.Чарушин?

   а)  художником,

               б) музыкантом,

               в) врачом.

5.   От каких животных Е.И.Чарушин « дал ходу» из зоопарка?

                а) кабанов,

                б) медведей,

                в) оленей.

6.   К какому герою относятся эти строки: « Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…»?

                 а) журавль,

                 б) стрижонок,

                 в) лебедь.

7.  Стрижонок Скрип был:

                а) храбрым,

                б) трудолюбивым,

                в) жадным.

8.  Какое произведение создал А.И. Куприн?

    а) «Барбос и Жулька»,

    б) «Жулька и Барбос»,

    в) « Собака Барбос и собака Жулька,

9.  О каком герое идет речь: « Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди»?

               а) Вьюшка,

               б) Жулька,

               в) Акулька.

10. Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. Кто он?

              а) Выскочка,

              б) Приемыш,  в) Стрижонок Скрип.

11. «Найди пару» (соедини автора с его произведением).

Д.Н.Мамин – Сибиряк                 « Выскочка»

А.И.Куприн                                   « Кабан»

В.П.Астафьев                                « Приемыш»

Е И Чарушин                                 « Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                               « Барбос и Жулька»

12.  « Бюро находок» ( узнай, из каких произведений эти предметы).

           Норка

           Рога

          Хвост

          Миска

          Лодка      

          Метла

                                                  ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №6

                                               Тема: «Тихая моя Родина».

                                                                 

Конкурсная программа.

  1. « Назови полное имя »
  • Пастернак
  • Дмитрий Борисович
  • Николай Михайлович
  • Сергей Александрович
  • Дрожжин
  • Слуцкий
  1. « Узнай произведение»
  • «И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка».

  • «И когда гроза скрывалася,

      Снова бегали – резвилися».

  • «Солнечный блеск твой чудесный

      С нашей играет рекой».

  • «Завтра хлынет дождик быстрый,

      Тучей солнце заслоня».

  • «Как гуляет перед бором

      Чудный странничек в кустах».

  • «И ничего не желаю,

      И ничего не хочу!»

  • «Паутинок легких пряжа

      Обвилась вокруг сучка».

  • «Липы обруч золотой-

      Как венец на новобрачной».

  • «Загорались ярким пламенем

      Сосны старые, могучие».

  • «Над опушкою лесною

      Гаснут звезды наверху».

  • «Мина кораблю пробила днище

      Далеко-далеко от земли».

  • «А в каждом шелест листов

                        Твой голос узнаю».

  • «Мои обиды и прощенья

      Сгорят, как старое жнивье».

  • «Посмотрю на юг-

      Нивы зрелые».