Методическая копилка

Корниенко Людмила Владимировна

На этой странице представлены методические разработки, авторские материалы, статьи, рекомендации для коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение дидактического пособия «Волшебная мозайка»

в коррекции фонематического недоразвития у детей с ОНР

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей.

          Дети с  речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия. Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.

          Фонематическим восприятием принято называть  способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым. Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

           Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать, как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других. В поступательном  развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (гласных – согласных, звонких – глухих, твёрдых – мягких). Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).

          Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

           По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова.  Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребёнка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др.  В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин,  приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической  дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох – Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

          Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР. Недоразвитие фонематического восприятия оказывает отрицательное влияние на выполнение заданий по фонематическому анализу, в процессе которого слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. У детей отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места. Если к концу дошкольного периода фонематическое недоразвитие не было скомпенсировано, то в начале обучения детей грамоте могут возникнуть серьёзные проблемы, которые в дальнейшем могут привести к проявлению определённых видов дислексии и дисграфии. Наиболее часто у детей появляются симптомы акустической или артикуляторно-акустической дисграфии и фонематической дислексии, которые выражаются в стойких специфических ошибках. У учащихся при прочтении или написании могут наблюдаться пропуск, перестановка, вставка букв или слогов, а также смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству.

          Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии используется пособие «Волшебная мозайка», которое в учебной и игровой форме позволяет в значительной степени компенсировать недоразвитие фонематического восприятия. Работа с пособием создаёт условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, развивает различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь, формирует навык самоконтроля и самооценки.

          Для занятий необходимо игровое поле в 35 квадратов, круглые жетоны. Предварительно необходимо отработать понятия: «строка», «клетка», «1, 2, … строка», «1, 2, … клетка», закрепить понятия слов, обозначающих четыре основных направления перемещения по плоскости (вправо, влево, вверх, вниз) в игре «Пчёлка». Дети перемещают «фишку-пчёлку» по игровому полю в указанном направлении. Задание: «пчёлка» летает по полю, садится на первую строку во вторую клетку и т. д. постепенно задание усложняется. Например: Пропусти две строки и посади «пчёлку» в третью клетку. Определи положение «пчёлки». В дальнейшем дети могут самостоятельно задавать направления перемещения «пчёлки». В результате данного вида работы у детей формируется умение свободно ориентироваться на плоскости листа, в пространстве игрового поля.

          Пособие «Волшебная мозайка» может быть использовано для закрепления пройденного материала на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи. По заданию логопеда дети раскладывают фишки, начиная с верхнего левого угла, сначала по первой строке, потом по второй, затем по третьей и т. д. Фишку нужно выкладывать, если в слове есть заданный звук, если нет – клетку пропустить. Используются фишки трёх цветов (синие – если заданный звук согласный твёрдый, зелёные – если заданный звук согласный мягкий, красные – если заданный звук гласный). После выполнения задания получаем «фотографию» звука.

         Лексический материал подбирается в зависимости от задачи, решаемой на данном занятии:

- выделение звука на фоне слова в сильной позиции (предлагается ряд слов, содержащих и не содержащих этот звук);

- определение места звука в слове (выделить звук, определить, где он находится в слове: в начале, середине, конце);

- определение порядка следования звука в слове;

- определение количества слогов в слове.

          При подборе материала можно закреплять изучаемую на данном этапе лексическую тему, отрабатывать некоторые грамматические категории.

          Варианты игр с использованием «Волшебной мозайки»:

1 вариант.

Цель: уточнение обобщающих понятий, формирование навыков выделения звука в заданной позиции.

Инструкция: поставить фишку в клетку, если слышится звук [а] в начале слова.

1-я строка: июнь, август, июль;

2-я строка: автобус, поезд, автомобиль.

3-я строка: Антон, Андрей, Алексей;

4-я строка: артист, учитель, архитектор;

5-я строка: абрикос, лимон, апельсин.

2 вариант.

Цель: выделение слова с заданным звуком в ряду других слов, определение положения заданного звука в слове.

Инструкция: поставить фишку в клетку, если слышится звук [у], определить положение звука в слове.

1-я строка: удав, аист, гамак, танк, улица;

2-я строка: автомат, туфли, антенна, паук;

3-я строка: альбом, аллея, какаду, ателье;

4-я строка: тапки, туфли, майка, кофта;

5-я строка: утка, ворона, сорока, грач.

3 вариант.

Цель: различение слов-квазиомонимов.

Инструкция: поставить фишку в клетку, если слышится звук [к], определить положение звука в слове.

1-я строка: ком, том, тон, кол;

2-я строка: куры, туры, куча, туча;

3-я строка: бок, бык, брат, бот;

4-я строка: почка, почта, марка, Марта;

5-я строка: брак, брат, бант, банк.

4 вариант.

Цель: определение положения звука [c] в слове и количество слогов.

Инструкция: поставить фишку в клетку, если слышится звук [с], определить положение звука в слове и количество слогов.

1-я строка: шут, суд, сок, сом;

2-я строка: сумка, домик, лимон, альбом;

3-я строка: сапоги, попугай, полено, малина;

4-я строка: нос, тон, шок, сок;

Усложнение задания: поставить фишку, если звук [с] слышится в начале слова.

5-я строка: шахматы, самовар, самолёт, самокат.

          По итогам обследования можно сделать вывод, что в результате применения дидактического пособия «Волшебная мозайка» в  коррекционной работе, у детей в значительной степени было скомпенсировано недоразвитие фонематического восприятия, отмечено улучшение оптико-пространственных представлений. (Приложение 1) Это пособие может быть использовано в коррекционной работе не только для формирования фонематического восприятия и коррекции фонематического недоразвития, но и для предупреждения возникновения нарушений письменной речи.

Приложение 1

Диаграмма результативности коррекционной работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР)

за 2009 – 2010 учебный год

Начало года

Конец года


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: