Конкурс Учитель года 2020

Попкова Наталья Сергеевна

«Учитель и ученик растут вместе...»
                                                 (Конфуций)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Конкурсное задание «Я — учитель».

                                                              Попкова Наталья Сергеевна

                                                               Учитель химии и биологии

                                                               МБОУ «Тат-Пишленская СОШ»

                                                     Рузаевского муниципального района РМ

«Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит".

Д.И. Менделеев.

 Не случайно эпиграфом к эссе я выбрала высказывание великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Во-первых, работа учителя химии напрямую связана с именем этого учёного. Во-вторых, Дмитрий Иванович был не только первооткрывателем периодического закона, создателем периодической системы химических элементов, но и, кроме того, талантливым педагогом и крупным деятелем в области народного просвещения. И в-третьих, только человек, сознательно ставший учителем, может научить.
Учитель… Мы часто произносим это слово, не задумываясь о том, какую роль играет учитель в жизни человека. Сколько сил, труда, терпения, души вкладывает он в каждого своего ученика, чтобы тот вырос успешным и счастливым человеком!

 Проблема личности преподавателя сложна и неоднозначна. Но сколько бы не было мнений на этот счёт, я думаю, главными критериями в этом вопросе должны являться не педагогическое образование, не стаж работы в школе, а искренняя любовь к детям. Очень важно, чтобы в жизни каждого ребёнка были люди, которые смогли бы его понять и принять таким, как он есть, которые в нужный момент могли протянуть руку помощи и направить на верный путь.

 В старших классах я прониклась к естественным наукам – химии, биологии, поэтому решила поступать в МГУ им.Н.П.Огарёва на химический факультет. Грезила профессиями, связанными с химическими технологиями. Трудно было представить себя учителем… Часто приходилось слышать, что истинным педагогом рождаются. И это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте.  

 До последнего я не знала, кем быть, в чем себя реализовать. Но всегда мечтала, чтобы мое дело было интересно и мотивировало бы меня на постоянное самосовершенствование.

 Всё изменила увлекательная практика в городе Саранске. После неё я мечтала работать только в школе. И это стало окончательно ясно на четвертом курсе университета, когда появились первые успехи и первые ошибки, когда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, и школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию... Судьба ещё не раз будет проверять меня на преданность своему делу. И будут моменты отчаяния, попытки найти себя в других профессиях. Но жизнь расставит всё по своим местам.

 И вот я – учитель. Мне всегда хотелось быть учителем, оставляющим добрую память в сердцах своих учеников. Для детей учитель является значимой фигурой, обучающей не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом.

  Не могу не согласиться со словами итальянского педагога, врача, философа и учёного Марии Монтессори: «Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения».

В школе я должна заложить основы знаний по своим предметам химии и биологии, чтоб в дальнейшем они пригодились бы детям. Что же для этого нужно сделать? Во-первых – осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика. Это значит - стать для своих учеников внимательным и заинтересованным собеседником. При этом надо разговаривать с ребятами не с высоты своего роста, а «глаза в глаза». Во-вторых – это практика. Ведь знания без практического применения бессмысленны. Знания нужны, но только через действия формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки и умения. Ведь, как гласит китайская пословица: «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал – понял».

 На своих уроках я стараюсь создавать творческие ситуации,  импровизировать, применять нестандартный подход к различным видам деятельности для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания. Мне очень важно, с каким настроением ученики уйдут с занятия, что скажут о моих уроках. Всегда оцениваю каждый свой урок – отличный, хороший, средний, плохой. Иногда чувствуешь после проведенных уроков сильную усталость, но усталость эта необычайно приятная! А как приятно видеть результат, слышать полные, грамотные ответы на поставленные вопросы, чувствовать, что твои уроки интересны и ты сам интересен ребятам как преподаватель, как человек, приятно наблюдать, как твои ученики  растут на твоих глазах, поднимаются духовно, начинают мыслить, иметь свою точку зрения на проблему.

 Обучая биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, морально, нравственно, этически, эстетически влияющий на детей, а значит в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «…учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека».  В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе, готовлю их к тому, чтобы в дальнейшей жизни они смогли правильно пережить успехи и неудачи. Воспитывать – это отдавать то, чем сам обладаешь. Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире. Учитель должен быть личностью нравственной, честным человеком, не должен быть равнодушным. Только Личность может быть интересна своим ученикам. Учитель должен иметь высокую степень доброты, терпения, сдержанности. Он должен как актер, перевоплощаться; как пилот, вести самолёт, какое бы ни было у него настроение.

И это не легко. Но я выбрала эту профессию, значит, мне надо уметь владеть собой.

 «Современные дети – немыслящие, бездушные, не имеющие своей точки зрения», – слышишь иногда. А я скажу уверенно, что дети мыслят, их всё также тревожат извечные вопросы о добре и зле, справедливости, дружбе, предательстве. Я согласна с тем, что ученики сегодня – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, они сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель для них партнёр по учебному процессу. Любящий свою профессию учитель способен направить интересы ребёнка в нужном направлении, привить необходимые навыки для строительства счастливой жизни. При этом и сам преподаватель должен всё время пополнять свои знания, обновлять хранящуюся в голове информацию. Наука ведь не стоит на месте. И учитель может изменить школу, сделать её современной, овладевая новыми технологиями обучения и воспитания. А если не совершенствоваться, то школьники предпочтут такому учителю интернет.

 Себя я считаю состоявшимся  человеком. Я люблю свою работу и людей, с которыми работаю, не позволяю обиде руководить моими действиями.

Мой девиз по жизни слова Аристотеля: «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро».