Инновационная деятельность на базе КФУ

В рамках республиканской инновационной площадки_ Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования веду работу                

по теме: «Формирование у учащихся познавательных учебных действий посредством усвоения предметной информации на уроках географии».

В рамках программы стажировки учителей географии «Современный урок географии: реализация требований ФГОС. Метапредметный подход к проектированию уроков» Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ провела мастер-класс  по теме «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по географии»  21.09. 2016

В рамках программы стажировки учителей географии  «Совершенствование преподавания предмета «География» в условиях реализации ФГОС» по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителя географии в условиях реализации ФГОС ООО» с участием Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ мастер-класс «Использование игровых технологий в преподавании географии в школе»17.03.2016

В рамках Дня Учителя Географии, Издательский центр «Вентана Граф» КФУ приняла участие в работе круглого стола  «Современные подходы к организации и проведению урока географии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха» 25.03. 2016

В рамках программы стажировки учителей географии  «Совершенствование преподавания предмета «География» в условиях реализации ФГОС» по теме «Краеведческая деятельность как основа формирования познавательного интереса на уроках географии» с участием Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ провела урок-игру «Мой родной край» 14.04.2016

Для слушателей программы повышения квалификации учителей географии на базе МБОУ «Свияжская ООШ ЗМР РТ» с участием Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ провела мастер-класс по теме «Игра  Географический калейдоскоп» 24.04.2017

Для слушателей программы стажировки «Современные аспекты деятельности учителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС» педагогов МБОУ СОШ №4 ЗМР РТ, МОУ СШ №10 г.Волжск, ЧОУ ВО Казанский Инновационный Университет провела открытый урок в 6 кл. по теме «Почва» и внеклассное мероприятие в 5 кл. по теме «Разговор о правильном питании» 05.04. 2017

В рамках программы курсов повышения квалификации "Современный урок географии: реализация требований ФГОС. Метапредметный подход к проектированию уроков" и в рамках работы республиканской инновационной площадки "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования" провела мастер-класс по теме "Этнографическая игра". Работа организована Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ. 04.12.2017

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №4» г.Зеленодольск. Республика Татарстан. Фахуртдинова Диляра Мунировна Знаешь ли ты свою страну?

Слайд 3

Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор по знанию нашего государства Задачи: Познавательные - закрепить и углубить знания, полученные на уроках географии о природных процессах и явлениях, происходящих на территории нашей страны, о рекордах России; Развивающие – развивать логическое мышление, быстроту мышления, принимать правильные решения, работая в команде. Воспитательные - воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе. Воспитание патриотизма.

Слайд 4

Правила игры Географическое положение Внутренние воды Климат Рельеф

Слайд 5

3 8 7 6 5 4 1 2 10 11 9 12 17 13 16 15 14 18 20 19 23 22 21 30 29 28 27 26 25 24 35 34 33 31 32 Знаешь ли ты свою страну? Правила игры Выход

Слайд 6

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Страна, граничащая с Россией за полярным кругом? 1 Правильный ответ Норвегия Правила игры Продолжить игру

Слайд 7

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Архипелаг островов, расположенный к северу от п-ва Таймыр? 5 Правильный ответ Северная Земля Правила игры Продолжить игру

Слайд 8

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Крупнейший левый приток Волги? 9 Правильный ответ Кама Правила игры Продолжить игру

Слайд 9

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Крупнейшая река, впадающая в Баренцево море? 13 Правильный ответ Печора Правила игры Продолжить игру

Слайд 10

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Возвышенность, служащая водоразделом бассейнов рек Дона и Днепра? 17 Правильный ответ Среднерусская Правила игры Продолжить игру

Слайд 11

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самое большое по площади водохранилище? 21 Правильный ответ Куйбышевское Правила игры Продолжить игру

Слайд 12

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Страна, с которой у России наименее протяженная граница. 22 Правильный ответ КНДР Правила игры Продолжить игру

Слайд 13

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Государство, с которым Россия имеет наиболее протяженную сухопутную границу. 25 Правильный ответ Казахстан Правила игры Продолжить игру

Слайд 14

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Мыс - крайняя северная точка России, расположенная на материке. 30 Правильный ответ Челюскин Правила игры Продолжить игру

Слайд 15

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Горная страна состоит из нескольких параллельно друг другу горных хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Горная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибирскую . 3 Правильный ответ Урал Правила игры Продолжить игру

Слайд 16

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС “Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад, буре плач его подобен, слезы брызгами летят …”М.Ю. Лермонтов. О какой территории идет речь? 7 Правильный ответ Кавказ Правила игры Продолжить игру

Слайд 17

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самый крупный остров у берегов России. 11 Правильный ответ Сахалин Правила игры Продолжить игру

Слайд 18

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Полуостров, где находятся действующие вулканы России. 19 Правильный ответ Камчатка Правила игры Продолжить игру

Слайд 19

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самая длинная река Татарстана? 23 Правильный ответ Кама. Правила игры Продолжить игру

Слайд 20

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самая крайняя точка южной России? 27 Правильный ответ Базардюзю Правила игры Продолжить игру

Слайд 21

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Большое количество осадков выпадает на этой территории летом в виде ливневых дождей, которые могут продолжаться двое - трое суток. С этим связаны высокие паводки и наводнения. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика. 31 Правильный ответ Приморье. Правила игры Продолжить игру

Слайд 22

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Назовите площадь России? 35 Правильный ответ 17,1 млн. км.2 Правила игры Продолжить игру

Слайд 23

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Какая река России Самая многоводная? 2 Правильный ответ Енисей. Правила игры Продолжить игру

Слайд 24

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС В каких озерах России ведется добыча поваренной соли? 6 Правильный ответ Баскунчак и Эльтон Правила игры Продолжить игру

Слайд 25

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Какая самая низкая точка на территории страны 10 Правильный ответ Каспийская низменность Правила игры Продолжить игру

Слайд 26

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Назовите полюс холода северного полушария 18 Правильный ответ п. Оймякон. Правила игры Продолжить игру

Слайд 27

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самая высокая вершина России, её высота. 26 Правильный ответ Эльбрус – 5642 м. Правила игры Продолжить игру

Слайд 28

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самый высокий вулкан России. 29 Правильный ответ Ключевская Сопка. Правила игры Продолжить игру

Слайд 29

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самое распространенное дерево в России. 34 Правильный ответ Лиственница Правила игры Продолжить игру

Слайд 30

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС О каком атмосферном процессе идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина? Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. 4 Правильный ответ Циклон Правила игры Продолжить игру

Слайд 31

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС О каком атмосферном процессе идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина? Мороз и солнце, День чудесный... 8 Правильный ответ Антициклон Правила игры Продолжить игру

Слайд 32

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Писатель Н.Н. Михайлов в своей книге "Иду по меридиану" пишет, что день длился 180 суток. "Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать который час, ни сообразить, в какой стороне юг". О каком месте пишет автор ? 16 Правильный ответ Полюс Правила игры Продолжить игру

Слайд 33

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Какой водопад в России самый большой? 20 Правильный ответ Илья Муромец Правила игры Продолжить игру

Слайд 34

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Незамерзающий порт России 24 Правильный ответ Мурманск Правила игры Продолжить игру

Слайд 35

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Площадь Татарстана? 28 Правильный ответ 67 836 км² Правила игры Продолжить игру

Слайд 36

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Через этот остров России проходит 180-й меридиан 32 Правильный ответ Остров Врангеля Правила игры Продолжить игру

Слайд 37

12 УВЫ ПЕРЕХОД ХОДА

Слайд 38

14 Выбери другой вопрос

Слайд 39

15 Выбери другой вопрос

Слайд 40

33 ПЕРЕХОД ХОДА

Слайд 41

Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чем грустят глаза ее степные Над камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней - Россия Не с гор берет начало, а с тебя! (В. Боков)

Слайд 42

1. https ://yandex.ru/images/search?text=% D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fsdimd.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fslayd2_1.jpg&pos=1&rpt=simage 2. https ://yandex.ru/images/search?text=% D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fmapsof.net%2Fuploads%2Fstatic-maps%2Frussia_flag_map.png&pos=0&rpt=simage 3. https ://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fkazan-kremlin.ru%2Fimages%2Ftour%2Fguided-tours%2Ffligerb03.jpg&pos=2&rpt=simage http://www.yfiesta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=264&Itemid=111 http://www.igraza.ru/page-10-1-16.html



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

Фахуртдинова Диляра Мунировна

2.

Название ресурса

География на все 100!

3.

Вид ресурса

викторина

4.

Предмет, УМК

география

5.

Цель и задачи ресурса

С целью

  • стимулирования интереса обучающихся к географии;
  • выявления обучающихся, интересующихся географией;
  • активизации творческих способностей обучающихся;
  • популяризация географии как науки и школьного предмета.
  • расширения кругозора учащихся.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

9-11 кл

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Данная викторина (можно использовать в качестве олимпиады) предназначена для использования на предметной неделе

9.

Источники информации (обязательно!)

  1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы-2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Картинки использованы со страниц Википедия – свободная энциклопедия.-https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Автор кроссворда:   Волошина В.П. Оригинал http://www.prozagadki.ru/1526-krossvord-po-geografii-planeta-zemlja.html

Данная викторина (можно использовать в качестве олимпиады) предназначена для использования на предметной неделе с целью

  • стимулирования интереса обучающихся к географии;
  • выявления обучающихся, интересующихся географией;
  • активизации творческих способностей обучающихся;
  • популяризация географии как науки и школьного предмета.
  • расширения кругозора учащихся.

Участвовать могут учащиеся 9-11 классов по желанию.

1 часть -  разминка. « География на все сто!»

 Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100. За каждый правильный ответ-1 балл.

 

1._ _ СТО _  -  сторона света.

(Восток.)

2. _ СТО _  -  начало реки.

сток.)

3. СТО _ _ _ _  -  главный город страны.

(Столица.)

4. _ СТО _ _ _  -  государство в Прибалтике.

стония.)

5. _ _ СТО _  -  город "Золотого кольца" России.

(Ростов.)

6. _ _ _ _ СТО _ _ _ _  -  героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

(Севастополь.)

7. _ _ _ _ _ _ _ СТО _  -  город РФ, порт на Тихом океане.

(Владивосток.)

8. _ _ _ _ СТО _  -  столица Ямайки, порт на Карибском море.

(Кингстон.)

9. _ _ СТО _  -  город США, порт на Атлантическом океане.

(Бостон.)

10._ _ СТО _  -  город в Германии, порт на Балтийском море.

(Росток.)

11. СТО _ _ _ _ _ _  -  столица Швеции, порт на Балтийском море.

(Стокгольм.)

12. _ _ _ СТО _ _ _  -  имя мореплавателя, открывшего Америку.

(Христофор Колумб.)

13. _ _ _ _ _ _ СТО _  -  фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория,

одноимённый город в   Замбии.        

(Ливингстон.)

2 часть – География в картинках.

Отгадай о чём или о ком идет речь и заполни пропуски.За каждое правильно угаданное слово 1 балл.

1. _____________является самым известным водопадом в мире, причём вполне заслуженно — ведь зрелище это просто непередаваемое. Миллионы тонн воды срываются с обрыва там, где река _________устремляется из озера ______в озеро________. Оглушительный рев слышен на много километров вокруг. http://kirniki.ru/images1/v4.jpg

                                         (Ниагарский водопад, Ниагара, Эри,  Онтарио)

  2. На северо-западе штата Аризона находится один из самых интересных и неповторимых уголков Земли — национальный парк США____________, занимающий площадь около 5 тысяч км2.  В народе его называют просто _______________ каньоном. Каньон прорезан рекой ____________ в     толще известняков, сланцев и песчаников. Длина каньона —    446 км.        http://kirniki.ru/images1/k3.jpg

                                                   (Гранд-Каньон, Большой,  Колорадо)

3. Остров __________полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях. Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи - _______________.http://kirniki.ru/images1/o3.jpg

        (        Пасхи, моаи.)

     4._____________ находится почти в самом центре Евразии.
       В длину озеро протянулось на 636 км,
       в ширину – на 80 км. Максимальная глубина озера –                                                
Озеро Байкал

       _________ км - по праву позволяет называть Байкал самым                                                                                            

        глубоким в мире. 

      (Байкал,  1637)

5. Это тот случай, когда глубже уже некуда. Огромная пропасть на дне океана, самая глубокая точка земли –__________ впадина. Даже если опрокинуть сюда Эверест, под его пиком останется еще три километра воды. Эта бездна исследована меньше космоса. Опускаясь на дно глубочайшей впадины мирового океана. Её глубина _________________.http://kirniki.ru/images/mv1.jpg

    (Марианская, 11022 м)  ХРИСТОФОР КОЛУМБ

 6. В 1492-1493 году __________ руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; на 3 каравеллах («____________», «Пинта» и «Нинья») пересек Атлантический океан, открыл Саргассово море и достиг 12 октября 1492 острова Самана (официальная дата открытия Америки), позже — древних Багамских о-вов, Кубы, Гаити.

(Колумб,  Санта-Мария)

У мельницы времён вращают колеса Потоки дней, веков, событий…

7. _________________________в 17251730 и 17331741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и__________________  (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

(Витус Беринг, Аляской)

8. ______________________- российский путешественник, исследователь Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководил экспедицией в Уссурийский край (1867-1869) и четырьмя экспедициями в Центральную Азию (1870-1885). Впервые описал природу многих районов Центральной Азии; открыл ряд хребтов, котловин и озер в КуньлунеНаньшане и наТибетском нагорье. Собрал ценные коллекции растений и животных; впервые описал дикого верблюда,    дикую лошадь,   медведя пищухоеда. и др.Фотография Николай Пржевальский (Photo of Nikolai Przhevalsky)

                                           (  Пржевальский Николай Михайлович )

9. ______________- известный португальский мореплаватель (1480 - 1521). Он вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар. Ferdinand Magellan - Allvoices

(Магеллан)

10. Путешественник – экстремал. Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» - подняться на высочайшую вершину каждого континента. Наш современник –________________________________________________.Очередной подвиг Конюхова - Газета.Ru

                                                         (Федор Филлипович Конюхов)

3 часть – занимательные вопросы. За каждый правильный ответ 5 баллов.

1. Помогите заблудившемуся путешественнику определить, где он находится.
Известно, что судно, на котором он приплыл, бросило якорь в устье реки, названной в честь человека, память которого почитают представители одной из религий. Эта река большей частью протекает в пределах государства, которое является членом Содружества. Путешественник поднялся вверх по реке до ее истока, где сошел на берег. Преодолев некоторое расстояние пешком, он подошел к столице государства, на гербе которого был изображен некий Джо Бивер, а на современном гербе помещена лента с надписью на латыни «A MARI USQVE AD MARE». Название столицы переводится с одного из местных языков как «деревня».

В одном из последних сообщений путешественник, видимо, не утративший несмотря на бедственное положение чувство юмора, сообщил, что до ледостава несколько раз встречался на реке с самим Джо Бивером.

Кто такой этот Джо?

Для получения ответа на поставленный вопрос, Вам необходимо выяснить:

1) название реки, на которой высадился путешественник;

2) название государства;

3) столицу этого государства;

4) надпись на современном гербе;

Река Святого Лаврентия.
Государство – Канада.
Столица – Оттава.
Надпись на гербе: «От моря до моря».
На гербе был изображен некий Джо Бивер – бобр.
В области есть бобры. Проживают в основном на территории Полесского, Славского, Неманского районов, в районе Виштынецкого озера. Они строят жилища – норы и плотины. Основной корм – деревья. Плотины часто разрушают мелиоративные системы региона и нарушают гидрологический режим территории.)

Задание 2:

Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»? О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?

(Подобная запись могла быть произведена в пустыне Сахара. Русла высохших рек – вади, по которым чаще всего проходят караванные тропы, во время ливней заполняются бурными потоками воды. Сухость воздуха вызывает сильное испарение, способствующее охлаждению воды; даже при положительной температуре воздуха вода здесь покрывается тонким слоем льда. )

Задание 3:

Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?


(  В середине прошлого века русский академик Бэр объяснил размыв рекою одного берега и связанное с этим отступление речного русла с противоположной стороны, а также часто встречающуюся крутизну берегов вращением Земли вокруг оси. Эта сила еще называется силой Кориолиса (ускорением Кориолиса). Этим фактором объясняется то, что реки в северном полушарии отклоняются к правому берегу и сильнее подмывают его, а в южном – к левому. Волга – река северного полушария, а, следовательно, крутой – правый берег. Некоторые селения, города на этом берегу неоднократно страдали от подмыва берега рекой. Города левого берега, возникшие на самом берегу Волги, в настоящее время находятся на значительном отдалении от реки.
 )        

4 часть - кроссворд. За каждое угаданное слово по 1 баллу.

Задания к кроссворду:

По горизонтали: 1. Лазурный берег. 2. Страна – экспортер бананов. 3. Столица страны злотых. 4. «Ароматная бухта» Поднебесной. 5. Горная система страны гурманов и страны корриды. 6. Город политических каторжан на реке Лена. 7. Город воды страны восходящего солнца. 8. «Второй Багдад» арабского мира. 9. Город музеев И.С. Баха, Р.Вагнера, М. Лютера. 10. Страна кедра. 11. Столицы страны утренней свежести (ее северной части). 12. Высочайшая горная система земного шара. 13. Исторический город князей Острожских. 14. Карликовая страна западной Европы.

Кроссворд по географии

По вертикали: 1. Страна влажных вечнозеленых лесов. 2. Река, разоряющая сибирское море. 3. Центр мятежей во время Французской революции. 4. Место замка Золушки «Диснейуорлд». 5. Макушка Земли. 6. Транспортный узел штата Нью-Йорк. 7. Полуостров страны музеев под открытым небом. 8. Летняя столица страны березового ситца. 9. Остров свободы. 10.Место проведения Крымской конференции. 11. Столица страны бегунов черного континента. 12. Глава таких государств, как: туманного Альбиона, страны викингов и фьордов. 13.Страна кленового листа. 14. Колония (в прошлом) родины футбола. 15. Остров – родина регги.

Ответы: По горизонтали: 1. Лазурный берег.(Ривьера) 2. Страна – экспортер бананов. (Эквадор) 3. Столица страны злотых. (Варшава) 4. «Ароматная бухта» Поднебесной. (Гонконг) 5. Горная система страны гурманов и страны корриды. (Пиренеи) 6. Город политических каторжан на реке Лена. (Ленск) 7. Город воды страны восходящего солнца. (Осака) 8. «Второй Багдад» арабского мира. (Кордова) 9. Город музеев И.С. Баха, Р.Вагнера, М. Лютера. (Эйзенах) 10. Страна кедра. (Ливан) 11. Столицы страны утренней свежести (ее северной части). (Пхеньян) 12. Высочайшая горная система земного шара. (Гималаи) 13. Исторический город князей Острожских. (Дубно) 14. Карликовая страна западной Европы. (Андорра) По вертикали: 1. Страна влажных вечнозеленых лесов. (Руанда) 2. Река, разоряющая сибирское море. (Ангара) 3. Центр мятежей во время Французской революции. (Вандея) 4. Место замка Золушки «Диснейуорлд». (Орландо) 5. Макушка Земли. (Арктика) 6. Транспортный узел штата Нью-Йорк. (Скенектади) 7. Полуостров страны музеев под открытым небом. (Пелопоннес) 8. Летняя столица страны березового ситца. (Сочи) 9. Остров свободы. (Куба) 10.Место проведения Крымской конференции. (Ливадия) 11. Столица страны бегунов черного континента. (Найроби) 12. Глава таких государств: туманноый Альбион, страна викингов и фьордов. (монарх) 13.Страна кленового листа. (Канада) 14. Колония (в прошлом) родины футбола. (Мьянма) 15. Остров – родина регги. (Ямайка)  

 Использованные ресурсы:

  1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы-2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Картинки использованы со страниц Википедия – свободная энциклопедия.-https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Автор кроссворда:   Волошина В.П. Оригинал http://www.prozagadki.ru/1526-krossvord-po-geografii-planeta-zemlja.html


Предварительный просмотр:

Фахуртдинова Диляра Мунировна

Внеклассное мероприятие  -  игра на местности:  «Найди клад».

МБОУ СОШ №4

Республика Татарстан

г.Зеленодольск

ул.Фрунзе, дом 7, кв.53

Dilyf71@yandex.ru

Внеклассное мероприятие  -  игра на местности:  «Найди клад».

Направлен-

ность

Внеклассная работа

Количест-во

20-25-30

Возраст детей

6 класс

Тип

Игра на местности

Место проведения

Спортплощадка или школьный двор

Задачи

закрепить знания учащихся по теме «План и карта»; умения использовать полученные знания на практике; повысить интерес к изучаемому предмету; развивать умения работать в команде;                        создать положительный эмоциональный фон занятия.

Результат

Использование полученных знаний на практике, положительный эмоциональный фон занятия

Ресурсы

топографическая карта, компасы, карточки  - условные знаки, зашифрованный текст, флажки-указатели, маршрутные листы, «клад».

     Игра проводится в два этапа. Вначале игры учащиеся знакомятся с условиями игры, с жюри.

                                                    1 этап игры.

   На местности (во дворе школьного двора) устанавливаются таблички с названием станций:

  1. Азимутальная
  2. Топографическая
  3. Засекреченная
  4. Теоретическая
  5. Горизонтальная.

    На каждой станции находятся эксперты (по 1-2 старшеклассника, заранее подготовленных учеников к игре).     Каждый класс выставляет свою команду из 5 человек. Участники игры представляют свои команды (приветствие, эмблема).     После приветствий команды получают маршрутные листы №1 и по сигналу начинают движение по маршруту через станции, указанные на маршрутных листах.

        

        

       1 команда-

Названия станций

Оценка

1

Топографическая

2

Теоретическая

3

Азимутальная

4

Засекреченная

5

Горизонтальная

Общее количество баллов

На станциях ребят ждут задания:

1) Станция «Азимутальная»: определить азимут на флажки-указатели из заданной точки.

2) Станция «Засекреченная»: расшифровать текст, в котором часть слов заменена с помощью условных знаков, как можно быстрее, с меньшим количеством ошибок или решить кроссворд-задачу.

3) Станция «Горизонтальная»: определить стороны горизонта с помощью компаса и назвать как можно больше местных признаков определения сторон горизонта.

4) Станция «Топографическая»: измерить расстояние на предложенном участке плана местности

5) Станция «Теоретическая»: учащиеся дают определения следующим понятиям:

План местности. Горизонталь. Абсолютная высота. Относительная высота. Географическая карта. Нивелир. Масштаб. Компас. Ориентирование. Изогипсы.

     На каждой станции учащиеся получают оценку, которую эксперты- старшеклассники выставляют в маршрутный лист оценки за выполненные задания. После прохождения маршрута капитаны команд сдают жюри маршрутные листы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победительницей 1 этапа игры.

2 этап игры.

      На этом этапе игры участие может принять весь класс. Все команды по сигналу начинают движение по заданному маршруту – указание азимута и длины пути  (у каждого свой, но финиш один – «клад»).

      Главная задача ребят – найти конверт, в которой лежит записка с указанием месторасположения следующего маршрута (азимут и расстояние).    В конечном пункте они находят  конверт с «кладом» (рисунок с изображением торта).      Подводятся итоги игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Республика Татарстан Население и хозяйственное освоение. Учитель географии МБОУ «СОШ №4» г. Зеленодольска Республики Татарстан Фахуртдинова Диляра Мунировна

Слайд 2

История Татарстана История человеческих поселений на этой территории восходит к VIII веку до н. э. Позднее на той же территории существовало средневековое государство волжских булгар . В XIII веке Булгария была завоевана монголами и, после раздела империи Чингисхана, включена в Улус Джучи (Золотую Орду).

Слайд 3

В начале XV века хан Улу-Мухаммед объявил о независимости Казанского ханства от Орды . Новое государство стало самостоятельно строить отношения с Москвой. В XVI веке в правление Ивана IV в 1552 году Казань была окончательно завоёвана Москвой и включена в состав Царства Русского.

Слайд 4

В составе России Казань именовалась сначала Казанским царством , позднее Казанской губернией . Территория не имела самоуправления: главой губернии был губернатор, назначаемый непосредственно Императором. До 1920 года территория нынешней Республики Татарстан ни официально, ни неофициально никогда не именовалась ни «Татарией», ни «Татарстаном». После революции, по инициативе В. И. Ленина, 27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР. После распада СССР, Татарстан входит в состав современного Российского государства. С 30 августа 1990 года его официальное название — Татарская Советская Социалистическая Республика (равно как и — Республика Татарстан), а с 7 февраля 1992 — Республика Татарстан (Татарстан).

Слайд 5

Административно-территориальное деление Согласно Разделу III Конституции Республики Татарстан территория её включает в себя 57 административно-территориальных единиц: 43 района и 14 городов республиканского значения.

Слайд 6

Население Татарстана Всего в Татарстане проживает 3,8 млн человек. Из них 1,2 млн человек проживают в Казани . В Республике Татарстан проживают представители 115 национальностей. Численность экономически активного населения в Республике Татарстан на 1 января 2008 года составила 1790,1 тыс. человек, или 47,0 % от общей численности населения республики.

Слайд 7

Народы с численностью населения более 5 тыс. Татары 2012,6 (53,2 %) в том числе кряшены 18,8 (30,0%) Русские 1501,4 (39,7 %) Чуваши 116,3 (3,1 %) Удмурты 23,5 Мордва 19,2 Марийцы 18,8 Украинцы 18,2 Башкиры 13,7 Азербайджанцы 9,5 Белорусы н.д. Армяне н.д. Евреи н.д.

Слайд 8

Население Татарстана по состоянию на 2010 год — 3780,6 тыс. чел., городское — 74,9 % (2009). Плотность населения ~ 55,4 чел./км² (2009). Плотность населения ~ 55,4 чел./км² (2009).

Слайд 9

Населённые пункты Крупнейшим населённым пунктом Татарстана является город Казань. Кроме него, в Республике есть также 21 город, 20 посёлков городского типа и 897 сельских советов. Самый населённый район Татарстана — Зеленодольский (61 тысяча жителей без Зеленодольска), наименее населённый — Елабужский (примерно 11 тысяч жителей без Елабуги).

Слайд 10

Населённые пункты с количеством жителей выше 10 тысяч по данным переписи 2010 года Казань ▲1143,5 Менделеевск ▼22,1 Набережные Челны ▲513,2 Буинск ▲20,3 Нижнекамск ▲234,1 Агрыз ▲19,3 Альметьевск ▲146,3 Арск ▲18,1 Зеленодольск ▼97,7 Васильево ▲17,0 Бугульма ▼89,1 Кукмор ▲16,9 Елабуга ▼70,8 Мензелинск ▲16,5 Лениногорск ▼64,1 Камские Поляны ▲15,8 Чистополь ▲60,7 Мамадыш ▲14,4 Заинск ▼41,8 Джалиль ▼13,9 Азнакаево ▲34,9 Тетюши ▲11,6 Нурлат ▲32,6 Алексеевское ▲11,2 Бавлы ▼22,1 Уруссу ▼10,7

Слайд 11

Религия На территории Республики Татарстан зарегистрировано более тысячи религиозных объединений. Наибольшее распространение в Республике Татарстан получили две религии: ислам и православное христианство.

Слайд 12

Христианство православного толка появилось в середине XVI века после присоединения Казанского ханства к Русскому государству в результате завоевания Иваном Грозным. Последователями этой религии являются русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты и часть татар ( кряшены ).

Слайд 13

Культура Исторические и географические факторы обусловили расположение Татарстана на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет многообразие его культурного богатства.

Слайд 14

Внешнеэкономические связи Как и многие другие регионы РФ, Татарстан имеет прямые экономические связи со многими странами мира, в некоторых из которых республика открыла свои внешнеэкономические представительства. В 2008 году объём товарооборота между Татарстаном и Турцией достиг 3 миллиардов долларов

Слайд 15

Экономика Татарстан является 6-м по объёмам производства и одним из наиболее экономически развитых регионов России . В 2009 году ВРП республики составил 878 млрд рублей. Доля Республики Татарстан в общероссийском производстве с оставляет (в %): полиэтилен — 51,9; каучуки синтетические — 41,9; шины — 33,6; автомобили грузовые — 30,5; синтетические моющие средства — 12,1; нефть — 6,6; картон — 4,5.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.

Автор

Фахуртдинова Диляра Мунировна

2.

Название ресурса

Урок контрольная работа « Население России»

3.

Вид ресурса

Конспект

4.

Предмет, УМК

Подходит для  любого УМК по географии

5.

Цель и задачи ресурса

Проверить знания учащихся по данной теме, используя задания в формате ОГЭ.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

8-9 класс, в зависимости от УМК

7

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

На выполнение данной контрольной работы отводится 20-40 мин, в зависимости от уровня подготовленности класса. Работа представлена в 2 вариантах, даны ответы.

9.

Источники информации

Открытый банк заданий ФИПИ по географии 9 класс.

Кроссворд взят с сайта http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/geografiya/naselenie-rossii.html

Урок контрольная работа « Население России».

  1. Орг.момент.  Настрой учащихся на предстоящую работу. Объяснение правил выполнения работы. Мотивация учащихся.
  2. Основная часть. Выполнение работы учащимися.
  3. Заключительная часть. Рефлексия. Какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение.
  4. Дом. задание. Творческая работа на выбор:

- составить кроссворд « Население населенного пункта, в котором ты живешь»

- синквейн «Народы России»

- рисунок  « Народы, проживающие в моем субъекте РФ»

Вариант 1.

  1.Какое место в мире по численности населения занимает Россия (1.01.2016г.):

        1)  7                  2)  8                   3)  9                  4)  10

2.Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения?

  

 1) 

Краснодар

  

 2) 

Ставрополь

  

 3) 

Казань

  

 4) 

Хабаровск

3.Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите цифры, которыми обозначены регионы, в правильной последовательности в таблицу.

  

1) 

Новосибирская область

2) 

Амурская область

3) 

Калининградская область

4.К традиционным занятиям, какого из перечисленных народов России относятся оленеводство и рыболовство?

1) Марийцы    2)  карачаевцы  3)  ненцы  4)  калмыки

  

5.Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера России?

  

 1) 

коми

  

 2) 

башкиры

  

 3) 

чуваши

  

 4) 

удмурты

6.Как называется социально-экономический процесс, о котором идёт речь в приведённом ниже тексте?

Численность населения города изменяется в течение суток. В будний день в любом крупном городе будет больше людей, чем ночью за счёт приехавших на работу, за услугами, на отдых и т. д. В летний выходной день в городе будет гораздо меньше людей: многие уедут в отпуск или на выходные за город.

7.В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

  

 1) 

В Сибири проживает менее четверти населения России, сосредоточено оно в основном вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.

  

 2) 

По данным Росстата за январь-июль 2013 г. в 40 регионах России отмечался естественный прирост населения, то есть число родившихся превысило число умерших.

  

 3) 

Средняя плотность сельского населения в России составляет примерно 2,2 человека на 1 км2.

  

 4) 

Для лесостепной и степной зоны характерны крупные сельские поселения, тяготеющие преимущественно к берегам рек.

 

8.Определите по графику в каком году, из показанных на графике, в России наблюдался наименьший миграционный прирост населения.

Международные  миграции населения России

undefined

9.В каком из регионов, обозначенных буквами на карте России, наибольшая средняя плотность населения?

undefined

 1) 

А

  

 2) 

B

  

 3) 

C

  

 4) 

D

10. Изменение численности населения Астраханской области в 2007–2010 гг.

 

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год,

человек

6747

4367

1872

–381

Естественный прирост населения за год,

человек

–615

561

820

671

 

В каком году в Астраханской области наблюдалось превышение смертности над рождаемостью?

  1. 2007 г. 2) 2008 г. 3) 2009 г. 4) 2010 г.

11. Какие особенности были характерны для демографической ситуации  нашей страны в 1985г.?  Как изменилась демографическая ситуация в стране с распадом СССР? Каковы причины этих изменений?

12. Определите город по его краткому описанию.

 Этот город был основан на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией. Расположен в дельте крупнейшей реки Европейской части России. В городе действуют предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения и пищевой промышленности. Город является крупным транспортным узлом. Развиты все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный и авиационный.

Вариант 2.

1.Примерная численность населения России в настоящее время … (млн. чел.)

1) 30             2) 176             3) 146           4) 283

2.Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения?

  

 1) 

Сочи

  

 2) 

Махачкала

  

 3) 

Омск

  

 4) 

Чита

3.Расположите регионы России в той последовательности, в которой их 
жители встречают Новый год. Запишите цифры, которыми обозначены регионы, в правильной последовательности в таблицу.

  

1) Республика Дагестан

2)  Магаданская область

3)  Иркутская область

4.К традиционным занятиям, какого из перечисленных народов России относятся пашенное земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений?

  

 1) мордва    2) ненцы   3) коряки   4) чукчи

5.Какой из перечисленных народов, проживающих на территории России,

является наиболее многочисленным?

   1) якуты    2) татары   3)  коми   4) калмыки

6.Как называется социально-экономический процесс, о котором идёт речь в приведённом ниже тексте?

В России, так же как и в мире, происходит рост городов, повышение удельного веса городского населения, развитие все более сложных систем городов и образование городских агломераций. Городской образ жизни получает все большее распространение.

 

7.В каком из перечисленных высказываний содержится информация о миграциях населения?

1) В 2012 г. численность населения РФ составляла 143 056 тыс. человек, из них 105 742 тыс.человек проживало в городах и посёлках городского типа.

 2) В 2012 г. среднегодовая численность занятых в экономике РФ составляла 67 969 тыс. человек, что на 242 тыс. человек больше, чем в 2011 г.

 3) В 2012 г. в РФ на постоянное место жительства прибыло 417 681 человек, выбыло за пределы страны 122 751.

 4) В 2012 г. численность зарегистрированных безработных в РФ составляла 4131 тыс. человек, примерно на 790 тыс. человек меньше, чем в 2011 г

  

  

8. Определите по диаграмме, в каком году из показанных на ней в России наблюдалась наименьшая убыль населения.undefined

9.В каком из регионов, обозначенных буквами на карте России, наибольшая средняя плотность населения?

 1)Аundefined

 2)В

 3)С

 4)D

10. Изменение численности населения Астраханской области в 2007–2010 гг.

 Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год,человек

6747

4367

1872

–381

Естественный прирост населения за год,человек

–615

561

820

671

 В каком году в Астраханской области наблюдалось наибольшее превышение рождаемости над смертностью?

 1) 2007 г. 2) 2008 г. 3) 2009 г. 4) 2010 г.

11. Какие особенности  характерны для демографической ситуации  нашей страны в настоящее время?  Как изменилась демографическая ситуация в стране в настоящее время по сравнению с 2000г.? Каковы причины этих изменений?

12. Определите областной центр Российской Федерации по его краткому описанию.

Этот город РФ расположен в нижнем течении крупной реки. В месте резкого поворота реки она соединена каналом с другой крупной рекой. Население - более 1 млн. человек. За время своего существования город несколько раз менял название. Во время Великой Отечественной войны здесь произошло одно из решающих сражений для нашей будущей Победы. После войны город был отстроен заново. Город расположен в степной сельскохозяйственной зоне.

Дополнительное задание.

Кроссворд по предмету "географии"  на тему "Население России"

По горизонтали

1. Этот вид прироста вычисляют по разности между рождаемостью и смертностью

3. Насильственное переселение народов

4. Какая самая популярная религия в России

5. Разность родившихся и умерших за определенное время

6. В Калмыкии исповедуют

7. Тот кто проживает в Москве

8. Переселение из 1 места жительства в другое в пределах страны

9. Низкая рождаемость, низкая смертность, какой это тип воспроизводства населения

11. Населенный пункт с числом жителей более 3 тыс. чел

12. Прирост населения

14. Переселение из 1 страны в другую

15. Численность населения

16. Как называют процесс выезда из России

17. Какой прирост вычисляют по разности между иммигрировавшими и эмигрировавшими

19. Приезжающие из других стран

20. Этот вид прироста вычисляют по разности числом прибывших в страну и числом выехавших за её приделы

21. Кто говорит на арабском языке?

22. Какой вид миграций называют когда переселение происходит в стране

23. Процесс территориального повышения населения

По вертикали

2. Процесс развития пригородной зоны крупных городов

5. Изменение в численности родившихся и умерших

10. Как называют процесс роста городов

13. Высокая рождаемость, низкая смертность, какой это тип воспроизводства населения

16. Наука о народах

18. Как называют процесс когда в въезжают из других стран

Ответы.

Вариант 1

Вариант2

1

3

1

3

2

3

2

3

3

213

3

231

4

3

4

1

5

1

5

2

6

Маятниковая миграция

6

Урбанизация

7

2

7

3

8

2003

8

2008

9

3

9

3

10

1

10

3

11

Назвать не менее 2-х особенностей,  характерных для демографической ситуации  нашей страны в 1985г.  Указать  не менее 2-х изменений демографической ситуация в стране в связи с распадом СССР.

Назвать не менее 2-х причин этих изменений.

11

Назвать не менее двух

особенностей,  характерных для демографической ситуации  нашей страны в настоящее время.  

 Указать  не менее двух изменений демографической ситуация в стране  в настоящее время по сравнению с 2000г.

  Назвать не менее двух

причины этих изменений?

12

Астрахань

12

Волгоград

Критерии оценивания.

«5» - 80-100%

«4» - 60-80%

«3» - 40-60%

«2» - до 40% выполненных заданий